Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Специальная психология".
Кризис семи лет. Нов. соц. позиция – позиция школьника. Мотивац. готовность к школьн. обучению составляет ядро внутр. позиции школьника. Как счит. Божович – это период рождения соц. «Я» р-ка. В плане переживаний – устойч. аффект. комплексы. Проявл. то, что Выготский наз. обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково пережив-х р-ком, приводит к формир-ю устойч. аффект. комплекса – чувства неполноц-ти, унижения, оскорбл. самолюбия или чувства собств. значимости, компетентности, исключит-ти. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавл-ся связи. Кризисн. проявления - кривляние, манерность, искусств. натянутость поведения.
Кризис 13 лет. Это кризис соц. развития, напоминающ. кризис 3 лет. Характер-ся падением успеваемости, сниж. работоспос-ти, дисгармонич-тью во внутр. строении личн. Нач-ся период полов. созревания. Появление чувства взрослости. Переход от наглядности и знания к пониманию и дедукции. Происходит открытие мира психич., внимание подростка впервые обращ. на др. лиц. С развитием мышления наступает интенсив. самовоспр-е, самонаблюд-е, познание мира собств. переживаний. Ещё один симптом кризиса – негативизм. Р-к как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одноврем. испытывает внутр. беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
Кризис 17 лет. Происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Завершается физ. развитие, а в психолог. плане формируется самосознание, решаются вопр. самоопределения, поиска дальнейш. жизн. планов. Личность стабилизируется, чел способен сам отвечать за свои решения. Резкая смена ОЖ, включение в нов. виды деят-ти, общение с нов. людьми вызывают значит. напряженность. Новая жизн. ситуация требует адаптации к ней. В это время складыв-ся система устойч. взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связ. с этим юнош. максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей т. з. Центр. новообразов. - самоопределение, проф. и личностное.
18. Теория ВПФ Выготского.
ВПФ: - сложн. психич. процессы, - прижизненно формир-ся, - соц. по своему происхожд-ю, - семиотически опосредствов.е по психологич. строению; - произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осущ-я.
ВПФ — одно из осн. понятий
совр. психологии, введ. Выготским. Соц.
воздействия опред-т способы
ВПФ — сложн. системн. образования, кач. отличные от др. психич. явлений. Это «психолог. системы», кот.создаются «путем надстройки нов. образований над старыми, с сохр-м старых образований в виде подчин. слоев внутри нов. целого». К ВПФ отн.: восприятие, память, мышление, речь. Они соц. по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции.
Превращение внешн. ср-в осущ-я функций во внутр.носит название интериоризации. На этом этапе формир-я, ВПФ - развернутая форма предмет. деят-ти, кот. опирается на относит. простые сенсорн. и моторн. процессы. В дальнейш. (в процессе интериоризации), внешн. ср-ва, опосредств. это взаимод-е, переходят во внутр.. Т.о., внешн. процесс стан-ся внутрю, то есть интрапсихическим. Внешн. действия свертываются, становясь автоматизиров. умств. действиями.
Осн. характеристики ВПФ: - опосредствованность, - осознанность, - произвольность —системн. кач-ва, характер. ВПФ как «психолог. системы».
Психофизиолог. основа ВПФ-сложн.
функцион. системы, включающ. большое
число афферентных и
На развитие влияют 2 фактора: 1) биологич. Для развития чел. психики необходим мозг чела, обладающий наибольшей пластичностью. Биологич. развитие явл. только усл. для культ. развития, потому, что структура этого процесса задаётся извне; 2) соц. Развитие чел. психики невозможно без наличия культ. среды, в кот. р-к усваивает специфич. психич. приёмы.
Свой общ. генетич. закон психич. развития Выготский формулировал след. образом: "Всякая ВПФ в развитии р-ка появл. на сцене дважды сперва как деят-ть коллект., соц. ...2й раз как деят-ть индивид-я...".
Творчество Выготского сущ. расширило предметную обл. психологии. Она выступила в кач-ве системы психич. функций, имеющей особую историю. Высший, присущий челу уровень развития этой системы (отлич. сознат-тью, смысловой организацией, произвольностью) возникает в процессе вхождения личности в мир к-ры.
Теория психич. развития, которую Выготский разработал, изучая норм. р-ка, легла в основу исследований аномальн. детства. Ученый обнаружил, что общ. законы развития р-ка прослеживаются и в развитии аномальн. детей.
Установление единства психолог. закономерностей норм. детей и детей с откл. развития позволило Выготскому обосновать общ. идею развития личности аномальн. р-ка. Исследователь показал, что развиваются не только отд. стороны личности и сознания, но и сами отнош. между ними. У аномальн. р-ка все эти отнош. весьма своеобразны, Они развив-ся с иными сроками, темпом и кач., сопровожд. для каждого этапа и у каждого типа аномальн. развития образов-м специфич. структуры. На анализе разл. вариантов структуры дефекта Выготский обнаружил своеобр. соотнош. интеллекта и. аффекта, низших и ВПФ. Его идея возможностей психич. развития сыграла решающую роль в перестройке спец. психологии.
Согласно концепции о культ.-историч. происхождении психики, путь формир-я личности пролегает через усвоение и присвоение обществ.-историч. опыта, основ. на употребл. знаков и закрепл. в языке. По мн. Выготского, знак из внешней практич. деят-ти постепенно «вращивается» в психич. функцию, за счет чего она приобретает осознанный и произвольный хар-р.
В связи с этим
Выготский выделяет 2 уровня развития
психики: уровень натуральн.
К ВПФ м. отнести
произв. внимание, произв. память, логич.
память, словесно-логич. мышление, анализирующ.
восприятие, осмысл. речь, творч. воображение,
письм. речь. Т. о., ВПФ не даны
челу от рождения, а явл., с 1й
стороны, продуктом его
Выготский настаивал
на нов. подходе к аномальн.
р-ку—на отказе от изучения
внешн. проявлений отд.
В результате исслед. процессов обучения и развития, а т. сензитив. (оптимальных) периодов развития психич. функций была выдвинута и обоснована идея о необход. ранней коррекции аномальн. развития и учета зоны ближ. развития при диагностике аномальн. детей.
Всю работу Выготского в этой обл. пронизывала идея соц. обусловленности специфич. чел. св-в психики. Выготский, учитывая биологич. основу наруш. развития, занимал оптимистич. позицию: он подчеркивал роль соц.факторов, способных повлиять на судьбу р-ка, на возможность компенсации и коррекции дефекта.
Теория Выготского об общ. и специфич. закономерностях развития аномальн. детей. Общими – это закономерности, кот. хар-ны для детей как с норм., так и наруш. психич. развитием. Специфические – это те закономерности, кот. хар-ны только для детей с наруш. развития.
К общим закономерностям психич. развития следует отнести: единство и взаимод-е биологич. и соц. в психич. развитии, системн. хар-р психич. развития, скачкообр-ть, поэтапность развития (каждый этап заверш-ся формир-м принципиально нов. кач-в, кот. станов-ся основой для развития на след. этапе), наличие сензитивных периодов, развитие от прост. к сложн., зависимость психич. развития от обучения и общения со взрослыми (появление новых кач-в невозможно без направл. обучения, кот. более эффективно в сензитивн. периоды развития как норм., так и аномальн.р-ка. Общение как вид психич. деят-ти – необход. усл. формир-я личности, ее сознания и самосознания. Общение со старшими для маленького р-ка служит единственно возможн. контекстом, в кот. он постигает и «присваивает» общечелов. опыт. Вот почему общение – главн. фактор общ. психич. развития р-ка в норме и при отклонениях) и др.
Среди специфич. закономерностей детей с наруш. развития, в т. ч. и детей с речев. патологией, наиболее важн. явл.: • В структуре дефекта проявл. как первичн. (ядерные) наруш., так и вторичн. отклонения, системн. последствия. • Наруш-я психич. развития оказывают отрицат. влияние на весь дальнейший процесс психич. развития. • Любые наруш. психич. развития вызывают, прежде всего, нарушения познават. деят-ти. • Отмечается неравномерность в развитии психич. функций. • Имеет место своеобразие в приеме и переработке всех видов инфо, уменьшение объема инфо, ее искажение. • Наблюдаются особенности формир-я личности. • При наруш. психич. развития возникают трудности соц. адаптации. • У детей с наруш. развития всегда имеются потенц. возможности развития за счет сохран. функций.
21.Закономерности
развития детской психики в
рамках культурно-
По мере разв-ия живых орган-ов происходит изменение, усовершен-ние нервной системы. Это усовершен-ние связано с изменениями локализации функ-ий с их кортикализацией, т.е. из стволовых отделов мозга в кору. Кортикализация функ-ий означает изменение качества функций, и способа их формир-ия.
Как известно кора – это орган условных, т.е прижизненно формир-ся рефлексов. Все функции и умения реб-а отличаются гибкостью, изменчивостью, совершенством. Эти качества возникают в процессе обуч-ия. Интеллект реб-а не определяется наследст-ми задатками и не явл-ся величиной постоянной, мало зависящей от восп-ия и обуч-ия. Умств-ые способн-ти не появляются спонтанно, просто по мере созревания мозга. Однако реб-к никогда не заговорит без обучения вследствие простого созревания этих центров мозга. Функция у жив-го созревает по мере созревания мозговой стр-ры, а у чел-ка возникшие функции оказывают влияние на дальнейшее формир-ие мозга. Возникает вопрос: Каковы же закономерности развития психики у детей с поражением или недоразвитием головного мозга? Ссылаясь на положения Л.С. Выг-го о возможности развития у олигофренов сложных видов деят-ти, Ж.Ш. Шиф пишет: «что умств-ое разв-ие таких детей протекает по тем же самым закономер-тям, что и развитие нормального реб-а.
Рассмат-ая процесс разв-ия как единый процесс, где каждый послед-ий этап зависит от пред-его, а каждый послед-ий способ реагирования зависит от достигнутого ранее, Выг-й говорит о необходимости различать 1-ый дефект и 2-ое осложнение разв-ия.
Наиболее частым осложнением
оказывается недоразвитие ВПФ.
Под этим понимается
Взаимоотн-ия УО реб-ка с близкими с самого начала складываются неблагоприятно для разв-ия его психики. Семья обычно не способствует восп-ию у него самостоятельности. Умственно отсталый ребенок обычно слаб и моторно неловок. Его руки непрочно удерживают предметы. Род-ли начинают чрезмерно обслуживать.
Чрезмерная опека и множество ограничений мешают развитию знаний, опыта, предметной деятельности, ознакомлению с физ-ми свойс-ми вещей. Отсутствие у реб-а сильной потребности в новых впечатлениях. Ребенка оберегают, но не развивают.
Выг-ий, высказ-ал ценные и оптимистические взгляды на возможности развития психики УО реб-а. Эти возможности он связывает с выводом о том, что высшее оказывается наиболее восп-ым.