Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Специальная психология".
Втор-ый дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизич-го разв-ия, в том случае, если соц-ое окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив детерминирует отклонения в личн-ом разв-ии. То есть, дефект, препятствующий нормальному, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей. 2-ые–имеют характер псих-го недоразвития и нарушений соц-го поведения, непосредс-но не вытекающих из перв-го дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.).Выг-ий подчер-ал необход-сть изучать не только симптомы того или иного дефекта, но и сущность изменений, хар-р новообраз-ий.
В качестве основы теории и клиники трудного детства Выг-им впервые сформул-но требование перейти от изучения симптомов того или иного дефекта к изучению сущности изменений, происходящих в процессе разв-ия, обнаруживающих себя в этих симптомах. Переворот этого типа, осуществленный в психиатрии Э. Крепелином(представляла собой фактически замену симптома симптокомплексом, или малого комплекса большим, Выг-ий ставил перед исследователями трудного детства важнейшую задачу перехода от изучения симптокомплексов как самоцели К изучению процессов развития, «лишь обнаруживающих себя в этих условиях». Трудно переоценить новизну (для ранней эпохи развития дефектологии) и плодотворность этой идеи, направленной на раскрытие внутренних закономерностей, внутренней логики процесса развития ребенка.
28.Подход к проц. компенсации в трудах Выготского.
Центральн. полож. совр. дефектологии след.: всякий дефект созд. стимулы для выраб-ки компенсации. Поэт. динамич. изуч. дефективн. реб. не м. огранич-ся установл-ем степени и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторн. – замещающих, надстраивающихся, выравнивающих проц. в развитии и поведении реб.
Пробл. компенсации дефекта нашла отраж. в большинстве работ Выготского, посвящ. проблемам дефектологии.
Выг. выдвинул полож., согласно кот. зад. пед. явл. компенсац. вторичн. дефектов доразвитием высших пс. ф-ций. Т.е. он противопоставил первичн. и вторичн. дефекты и ограничил ф-ции педагога и психолога.
Компенсация психич. ф-ций – возмещение недоразв. или нарушенных психич. ф-ций путем исп. сохраненных или перестройки частично нарушенных ф-ций.
Учение Выг. о перестройке лич. в проц. компенсац. разбивало представлен. старой пс. об отдельных более или менее независ. др. от др. ф-циях, показав диалектич. хар-р их измен., приводящ. к кач. измен. сознания и лич. в целом.
Рассматривая сущность проц. компенс., Выг. на основе исследов. приход. к выводу о двусторон. хар-ре последств. дефекта: с одной стор., происх. недор. ф-ций, непосредств. связ. с болезнетворным фактором, с другой—возникают приспособительн. компенсаторн. механизмы. При этом проц. компенс. аномальн. разв. Выг. поним. в противоположн. биологизаторск. конц., (не как механич., автоматич. замещение пострадавшей ф-ции, а как следствие самостоят. упражнения ущербной функции и результат воспитания сохранных сторон психики и личности аномального ребенка» Выг. показал также, Что исход компенсации зависит не только от тяжести дефекта, но в высокой степени ох адекватности и действенности применяем. методов формир. компенсаторн. проц.; в завис. от успешности компенсац. и кор. меняется стр-ра дефекта.
Центральн. областью компенсации Выг. счит. повыш. культурн. разв.—разв. высш. психич. ф-ций, сферы общения, усиление соц.-трудовых коллективн. отношений.
Теория компенсации органично входила в исследуемую Выг. пробл. разв. и распада высш. психич. ф-ций. Уже в 20-х гг., Выг. выдвинул и обосновал необходимость соц. компенсации дефекта как задачи первостепенной важности.
Необыч. важным для совершенствования теор. компенсац. и проблемы обуч. аномальных дет. было выдвинутое Выг. полож. о созд. обходных путей разв. патологич. развивающ. реб. В своих более поздних раб. Выг. не раз возвращался к вопр. об обходных путях разв., отмеч. их большую значимость для проц. компенсац. «В проц. культурн. разв., у реб. происх. замещение одних ф-ций др., прокладывание обходных путей, и это открывает нам совершенно новые возможности в разв. ненормального реб. Если этот реб., не м. достигнуть что-нибудь прямым путем, то развитие обходных путей становится основой его компенсации».
Т.о., Выг. в свете разработан. им проблемы компенсации указывал, что вся дефектологическая пед. практика состоит из создания обходных путей развития аномального реб.
29. Процесс компенсации при
Компенс.—замещен. или перестройка
наруш. или недоразв. ф-ций организма.
Это сложный, многообразный процесс
приспособляемости организма
У аномальн. дет. в проц. компенсации происход. формир. нов. динамич. систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функции, развитие личн.
Специфич. разв. аномальн. дет.,
вызванное нарушением одной из систем
организма и его функций, проходит
на фоне активизации защитных средств
и мобилизации резервных
В разв. аномальн. реб. ведущ. роль играет не первичн. дефект, а его вторичн. соц. последствия, его соц.- пс. реализация. Проц. компенсац. не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднен., создаваем. дефектом. Поэт особо важно соц восп аномальн. реб., основан. на методах соц. компенсации его природного недостатка. Это означ. включение реб. в разнообразные соц. отнош., активное общение, общественно полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.
Чем раньше нач. спец. пед. воздействие,
тем лучше разв. проц. компенсации.
Кор.-восп. раб., начатая на ранних этапах
разв., предупрежд. вторичн. последствия
нарушении органов и
30.Механ. кар. и компенсац. в пс. пом. аномальн. реб.
Процесс компенсации
Под компенсац. поним. проц. возмещения недоразв. или нарушен. ф-ций путем исп. сохран. или перестройки частично наруш. Особ. знач. в поним. сущности компенсат. механизмов сыграли исследования П. К Анохина, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. Штерна, А. Адлер и др.
Компенсаторн. проц. протек. под постоян. контролем и при участии высш. нервн. деят.; они проходят неск. фаз (этапов). Первая фаза — обнаружение того или иного нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении м. б. связан и с самим расстройством, и с его последствиями, с различн. отклон. в повед. и деят. Вторая фаза — оценка параметров наруш., его локализац. и глубины выражен-ти). Третья фаза — формир. программы последовательности и состава компенсаторн. проц. и мобилизации, нервно-психич. ресурсов индивида. Включение этой программы с необходимостью требует отслеживания проц. ее реализ. В этом сост. содержание четвертой фазы. И наконец, пятая, завершающ. фаза связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.
Компенсаторн. проц., разворачиваясь
во врем., осущ. на разных ур. своей организации.
Обычно выделяется четыре подобных ур.
Первый — биологич., или телесный
уровень: компенсаторные процессы протекают
преимущественно автоматически
и бессознательно. Второй — психологич.
ур. существенно расширяет
С пон. компенсац. тесно связ. др. термин—декомпенсац., под кот. поним. утрата достигнутого ранее компенсаторн. эффекта под влиянием патоген. воздействий. По степени легкости возникнов. и устойчивости декомпенсаторн. сост. весьма вариабельны и во мн. зависят от силы и прочности восстановит. эффекта.
В спец. пс. часто исп-ся еще одно близкое по содержанию пон. — псевдокомпенсац. Оно фиксирует устойчивые тенденции личн. неадекватно исп. защитн. механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.
Особым образом в спец. пс. сложилась судьба понятия «гиперкомпенсация». Дать однозначн. опред. этого термина весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его исп. как синоним псевдокомпенсац. в смысле неадекватности выбора средств восстановления.
Процесс коррекции
Термин «коррекция» начал исп. с конца XIX в., но первоначально относился лишь к умственно отсталым дет. Кор. отклоняющегося разв. — это с-ма психолого-пед. мер, направлен. на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофиз. разв. детей. В коррекц. воздействии выделяют два направления:
В целом коррекция познавательной
деятельности и физического развития
в сочетании с формированием
личности особого ребенка называется
коррекционно-воспитательной работой.
Всякий дефект снижает социальную полноценность
ребенка во всех ее проявлениях, поэтому
коррекционные воздействия не сводятся
к набору специальных упражнений,
а охватывают весь учебно-воспитательный
процесс. По отношению к общему образованию
коррекция выступает как
31. Компенсация при разных видах аномального развития.
Пон. compensation (возмещение, уравновешивание) – замещ. или перестройка наруш. или недоразв. функц. организма. Это сложн., многообразн. проц. приспособляем. организма вследств. врожден. или приобрет. аномалий. Проц. компенс. опир-ся на значительн. резервные возможности ВНД. У аномальн. дет. в проц. компенс. происх. формир. нов. динамич. систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функций, разв. личн. Специфич. разв. чел., вызванное наруш. одной из с-м организма и его функций, прох. на фоне активизации защитн. ср-в и мобилизации резервных ресурсов, сопротивл-ся наступлению патологич. проц. Именно здесь проявл-ся потенциальные возможности компенс. В этой связи Выг. говор. о з-не превращ. минуса дефекта в плюс компенс. «Положительное своеобразие дефективн. реб. и создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные ф-ции, наблюдаем. у нормального, но тем, что выпадение функций вызывает к жизни нов. образования, представляющие в своем единстве реакцию личн. на дефект, компенс. в проц. разв. При этом оптимальное разв. функций сохранен. органов, замещ. пораженный орган, Выг. объясняет активным функционир., вызванным жизненной необходимостью. В разв. аном. реб.ведущ.роль играет не первичн. дефект, а его вторичн. соц. последствия, его соц.-пс. реализация. Проц. компенс. не в состоянии полностью исправить дефект, но они могут помочь преодолеть трудности, создаваемые дефектом. Поэт. Выг. счит. соц. воспит. аномальн. реб., основан. на методах соц. компен. его природного недостатка, единственно научно состоят. и верным путем. Это означает включ. реб. в разнообр. соц. отнош., активное общение, общественно полезную деят. на основе компенсаторн. возможностей.Высшая форма компенсации означает всестороннее разв.личн.Однако для нек. форм аномальн. разв. существует опред. пределы и ограничения компенсации. В связи с тем, что аномальн. дети весьма подверж. неблагоприятн. влиян. и состояниям, компенсаторн. механизмы м. разрушаться. При этом резко сниж. работоспособность и замедляется разв. Это явление наз. декомпенсацией. Декомпенс.-это утрата достигнутого ранее компенсаторн. эффекта под влиян. патоген. воздействий. Протекание компенсаторных проц. у аномальн. личн. завис. от ряда условий. К числу благоприятн. усл. разв. чела отн. след.:1.Правильно организованная система обуч. и восп., предусматривающая дифференцированное построение сети спец. учрежд., построение учебн. проц. на основе применения спец. приемов и методов кор.-воспит. работы.2.Исп. принципа соединения обуч. с трудом как осн. средства разностороннего гармонич. формир. умствен. и физич. способностей.3.Правильные отношения в коллективе, а также между педагогами и учащимися.4.Правильная организация режима учебной работы и отдыха, предупреждающая возможности перегрузки учебными занятиями.5 Чередование разнообразн. методов обуч. учащихся, направлен. на повыш. их активности и самостоятельности. 6.Использование разнообразн. технических средств, широкое применение системы спец. оборудования и учебных пособий для оптимального использования возможностей детей. Т.о, важным условием компенсации, исправления и восстановления функции является коррекционно-воспитательная работа, строящаяся с учетом своеобразия развития разных групп аномальных личностей, а также опирающаяся на знание индивидуальных особенностей каждого человека. Компенсация может остаться на незавершенной стадии и лишь частично восполнить функции. При сбалансированном использовании обоих процессов высока вероятность восполнения потерянных способностей. Например, при нарушениях опорно-двигательного аппарата одновременная коррекция на психологическом уровне и компенсация отсутствующих органов дает более высокий результат осознания возможности дальнейшего развития. При этом снижается уровень торможения процессов компенсации и коррекции, так как осознанное приятие собственных недостатков не является преградой к дальнейшему развитию. Оба процесса взаимосвязаны и неотделимы.
32. История создания теории и
практики оказания помощи
Эпоха античности. В ряде элинистических гос-в, у отдельных историч. сообществ, исповедующих культ силы, выносливости, всякие отклонения в физич. развитии, уродства счит-сь нежелательными. Дети с такими недостатками умерщвлялись: по решению старейшин их сбрасывали в пропасть (Др. Спарта, Др. Рим).
Средневековье – в Зап. Европе уничтожалось всё, что не соответ-ло канонам церкви. Инквизиция расправлялась не только со свободомыслием, но и с душевнобольными, считая слабоумных «детьми дьявола». Их жгли на кострах, подвергали пыткам.
Возрождение – борьба взглядов на природу чел-ка. В это время зарождаются гуманист. тенденции в медицине, когда врачи посещают монастыри и тюрьмы, ведут наблюдение за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это псих. состояние чел-ка.
В нач. 17 в. Платтер впервые
осущ-ет клас-цию душевно-больных, в
основе которых хар-ка разл. нарушений
интеллекта, эмоций, физич. состояния
больных. Ян А. Коменский впервые
с пед. т. зрения рассм-ет взаимосвязь
интел. развития ребенка и его
поведения. Он выделил 6 типов детей,
отлич. друг от друга степенью умств.
развития и особ-тями характера. Он
считал, что ученики с острым умом
и стремлениями к знаниям, но необузданные
и упрямые, кот. в школе счит-ся
безнадежными и ученики тупые
с извращенной и злобной
Россия. Проникновение религии в жизнь и быт рус. народа, специфика рос. нац. менталитета придают работе с аномальными детьми гуманистическую напр-сть, постр. на сострадании, милосердии.
Разл. обществ. движения в России во 2-ой пол. 9 в. формируют людей, увлеченных идеей помощи обездо-ленным. Это нашло свое место как в традицмях и жизнед-ти простого народа, так и в офиц. действиях церкви и гос. власти.
В Уставе «О правосл. церкви», утвержд. Влад. Святославовичем, вменялось в обяз-сть церкви заботиться об убогих, нищих и юродивых. В 11 в. Киево-печерская лавра стан-ся прибежищем для калек и слабоумных. При монастырях окрывались богодельни – 1-ые У-я обществ. призрения.
В нач. 18 в. Петром 1 был разработан указ о создании госпиталей для душевнобольных, в кот. д. б. помещаться ненормальные заброшенные дети. Пётр 1 повелел называть «дураками» только тех, кто не годится ни в какую службу, не м. учиться. Им было запрещено учиться и наследовать имущество.
Конец 19 – нач. 20 в. – создание обществ и общ. органи-заций по об-ю и в-ю аномальных детей.
1-ая пол. 19 – 20вв. хар-ся
тем, что наряду с клиническим
изучением глубоких форм УО
стали обращать внимание и
на легкие формы слабоумия
(благодаря проблеме неуспе-