Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Специальная психология".
62. Сейчас одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую отмечают практически все учителя: гиперактивность детей.
Дети, называемые гиперактивными - это очень часто просто тревожные дети. Их тревога настолько высока и постоянна, что они сами давно уже не отдают себе отчет в том, что и почему их беспокоит. Тревога, как избыточное возбуждение, которое не может найти выход, заставляет их делать множество мелких движений, суетиться. Они без конца ерзают, что-то роняют, ломают, чем-то шелестят, постукивают, качают. Им трудно усидеть на месте, иногда они могут вскакивать среди урока. Их внимание кажется рассеянным. Но далеко не все из них действительно не способны сосредоточиться. Многие - хорошо учатся, особенно по предметам, не требующим аккуратности, усидчивости и умения хорошо концентрироваться.
Дети с диагнозом "гиперактивность
с дефицитом внимания" требуют
большего участия, и им лучше заниматься
в небольших классах или
Важно понимать, что у гиперактивного
ребенка нет намерения
63. Трудности, которые испытывает семья, имеющая такого ребенка, значительно отличаются от повседневных забот семьи, воспитывающей нормально развивающегося ребенка. Практически все функции семьи, за небольшим исключением, не реализуются, или реализуются не в полной мере.
После рождения такого ребенка
отношения внутри семьи, а также
контакты семьи с окружающим социумом
искажаются, что связано с психологическими
особенностями больного ребенка
и с эмоциональной нагрузкой
на членов его семьи в связи
с длительно действующим
Качественные изменения отношений в таких семьях проявляются на психологическом, социальном и соматическом уровнях:
1) Психологический уровень:
рождение ребенка с
2) Социальный уровень
Иногда трудности сплачивают семью, но многие семьи не выдерживают такого испытания и распадаются, что оказывает отрицательное воздействие на формирование личности ребенка.
3) Соматический уровень:
стресс, возникший в результате
необратимых расстройств у
64. Основными целями оказания таким детям помощи являются достижение максимальных положительных результатов в деле восстановления их здоровья и полноценного социального функционирования.
Психолог:
психологическое консультирование;
определение степени социальной адаптации (дезадаптации) и уровня коммуникативных навыков;
психологическая диагностика
с целью выявления структуры
и характера психических
психологическая коррекция, направленная на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности пациентов, на устранение патогенных поведенческих стереотипов и дезадаптивных состояний, вызванных как наличием психического или другого заболевания, так и нарушениями взаимоотношений с окружающими;
совместная с детским
врачом-психиатром (психотерапевтом) разработка
развивающих и
оценка эффективности проводимых лечебных и реабилитационных мероприятий;
коррекция при необходимости индивидуальных психокоррекционных программ;
планирование, организация и реализация индивидуальной и групповой работы (тренинг коммуникативных навыков) с пациентами, направленной на восстановление функционирования пациента в различных социальных группах (семья, ближайшее окружение, неформальные группы, учебный коллектив);
образовательная работа с родителями пациента или его законными представителями.
Социальный педагог:
выявление блока социальных проблем пациента, являющихся для него актуальными, ухудшающих качество его жизни и негативно влияющих на состояние его психического здоровья;
составление индивидуального плана социальной реабилитации пациента;
организация совместно с
детским врачом-психиатром (психотерапевтом)
и психологом соответствующей
оценка эффективности проводимых социальных реабилитационных мероприятий;
профориентация пациентов с учетом ценностных установок, способностей, ситуационных возможностей и актуальных планов;
взаимодействие с
образовательная работа с пациентом, его родителями или законными представителями.
65. В настоящее время расширяется сеть организаций, осуществляющих психологические услуги. Можно говорить о становлении психологической службы как социального института, оказывающего существенное влияние на психическое здоровье всего общества. Особенно остро данный вопрос стоит в отношении помощи ребенка с аномальным развитием.
Как отмечала Дубровина
И.В., в отечественной прикладной
психологии устоялась традиция, когда
психодиагностические методики используются
в первую очередь для селекции
детей, а не для целей коррекции
развития ребенка. Такое положение
дел было связано с тем, что
психолог обычно осуществлял свою деятельность
в составе другой, более широкой
системы социальной помощи (напр., медицинской),
или задача психолога нередко
сводилась к тому, что он определял,
в какую систему социальной помощи
должен быть направлен данный ребенок.
То есть деятельность психолога нередко
бывает нацелена не на коррекцию имеющихся
у ребенка психических
Значимость этой проблемы
осознана уже достаточно давно, что
в дальнейшем даже привело к введению
теоретического принципа единства диагностики
и коррекции в рамках школьной
психологической службы. Дубровина
И.В. предлагает следующую цепочку
диагностико-коррекционной
Однако, при попытке объединения диагностики и коррекции в каждом конкретном случае появляются объективные трудности, которые невозможно игнорировать. Одна из трудностей состоит в том, что при использовании теста далеко не всегда очевидно, как применять полученные данные для постановки психологической проблемы в индивидуальном случае. Вместе с тем, очевидно, что только при осознании и соотнесении соответствующих теоретических оснований может преодолеваться проблема объединения психодиагностики и коррекции.
66. Основные закономерности развития нормального и аномального ребенка одинаковы. Диагностика отклонений в развитии всегда должка носить комплексный, многоплановый, системный характер. Делать заключение о психическом развитии ребенка на основании какого-то единичного проявления (показателя, симптома) было бы ошибочным. Важное значение в диагностике аномального развития придается системному анализу состояния высших психических процессов и функций ребенка. Это подразумевает комплексный системный учет данных нейропсихологического, неврологического и психолого-педагогического обследования ребенка. Психологическая диагностика аномального развития детей – сравнительно молодая отрасль психологической науки. Она вызвана к жизни для решения проблем, возникающих на определенной стадии развития системы обучения или ее изменения (совершенствования). При специальном обучении и изучении контингента детей, не справляющихся с обучением в массовой школе, психологическая диагностика приобретает особое значение. Врожденные или приобретенные в раннем детстве поражения ЦНС нарушают психическое развитие ребенка и часто приводят к снижению в той или иной степени его интеллектуальных возможностей. В.И. Лубовский выделил три основные задачи, которые решает психологическая диагностика аномального детского развития. Прежде всего это получение сведений об уровне интеллектуального и об особенностях психического развития ребенка при обследовании детей на медико-педагогических комиссиях, что имеет существенное значение для определения типа учебного учреждения, наиболее адекватного для обучения ребенка.Вторая задача - это выявление индивидуально-психологических особенностей ребенка для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания. В. И. Лубовский отмечает, что реально эта задача пока решается лишь как экспериментальная в научно-исследовательских институтах.Третья задача состоит в оценке динамики психического развития ребенка с аномальным развитием, что необходимо для определения эффективности методов, содержания и средств обучения. Для этой цели, по мнению В. И. Лубовского, необходимо в начале и в конце экспериментального обучения производить замеры каких-либо проявлений психического развития, что лучше всего делать методами тестового характера.
Известно, что при обследовании
на медико-педагогических комиссиях
и консультациях специалисты
сталкиваются с большими трудностями
в оценке уровня интеллектуального
развития ребенка, особенно если по каким-либо
причинам возможно лишь однократное
обследование. Наибольшие трудности
в диагностике
67. Психологическое исследование складывается из следующих этапов.
1. Изучение истории болезни,
беседа с врачом и
Длительность непрерывного психологического исследования не должна превышать 2 ч. При трудностях включения больного в исследование и при повышенной истощаемости общее время обследования может быть сокращено за счет уменьшения числа предъявляемых методов.
Исследование должно проводиться
в специально выделенном помещении,
предпочтительно в первой половине
дня. Психолог должен стремиться к поддержанию
у испытуемого равномерного интереса
к исследованию, обсуждать с ним
его ход и общие результаты,
давать необходимые разъяснения. О
ходе обследования, особенно если оно
затягивается, следует информировать
врача.3. Обработка и анализ данных
психологического исследования. При
использовании большинства