Шпаргалка по "Специальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Специальная психология".

Работа содержит 1 файл

бубубу шпоры.docx

— 167.73 Кб (Скачать)

        Отсюда  новую трактовку получила категория  «движущие силы развития», под  которыми стали понимать деятельность  ребенка; взаимодействие с окружающей  действительностью при осуществлении  деятельности; противоречия внутри  деятельности. Д.Б. Эльконин углубил  идею о ведущей роли обучения, указав принципиальный путь развития  — организацию детской деятельности, соответствующей данному возрасту. Необходимым условием психического  развития является общение ребенка  со взрослым. Проблема развития  общения взрослых и детей была  в центре внимания М.И. Лисиной  и ее сотрудников. Было выделено  несколько этапов в этом процессе  в течение первых семи лет  жизни детей, а также критерии  их сформированности и те новообразования  в структуре личности и интеллекта, которые напрямую связаны с  тем или иным этапом общения.  Данные исследований свидетельствуют,  что общение со взрослым на  каждом из возрастных этапов  выполняет свои специфические  функции. В общении со взрослым  формируется потребность общения  с другими людьми и эмоциональное  отношение к ним, развиваются  психические процессы, происходит  овладение предметными действиями  орудийного характера. 

 

 

 

 

 

15. Роль социума в нормальном развитии ребенка.

    Для нормального развития ребенка  с самого его рождения, важное  значение имеет общение. Только  в процессе общения ребенок  может освоить  человеческую  речь, которая, в свою очередь,  играет ведущую роль в деятельности  ребенка  и в познании и  освоении им окружающего мира.    Социализация – непрерывный и  многогранный процесс, который  продолжается на протяжении всей  жизни человека. Однако наиболее  интенсивно  он  протекает в  детстве и юности, когда закладываются  все базовые  ценностные  ориентации, усваиваются основные социальные  нормы и  отклонения,  формируется   мотивация социального поведения.      Процесс социализации ребенка,  его формирования и развития, становления как личности происходит  во  взаимодействии  с  окружающей  средой,  которая оказывает   на  этот  процесс  решающее  влияние  посредством  самых   разных социальных факторов.

     Наиболее важное значение для  социализации ребенка  имеет   социум.  Эту  ближайшую социальную  среду ребенок осваивает постепенно.  Если  при  рождении  ребенок  развивается в основном в семье,  дальнейшем он осваивает все   новые  и  новые среды   –  дошкольные  учреждения,  компании  друзей,  дискотеки   и  т.д.   С

возрастом освоенная ребенком «территория»  социальной  среды  все  больше  и больше расширяется.

      При этом ребенок как бы  постоянно ищет и  находит   ту  среду,  которая для него  в  наибольшей  степени  комфортна,  где  ребенка  лучше  понимают, относятся к нему  с  уважением   и  т.д.  Для  процесса  социализации  важное значение  имеет, какие установки формирует   та  или  иная  среда,  в   которой находится ребенок, какой  социальный опыт может накапливаться  у него  в  этой среде –  положительный или негативный.  Усвоение различных социальных  ролей  является  важнейшей   составляющей процесса социализации  личности. Однако сложность заключается  в  том,  что  в обществе  существуют статусы не только  одобряемые им,  но  и  такие,  которые  противоречат  общественным  нормам   и   ценностям.   Поэтому   в   процессе становления  и развития ребенок может   осваивать  как  позитивные  социальные роли, так и негативные.

     Освоение  ребенком  механизма   ролевого  поведения   обеспечивает   ему успешную  включенность  в   социальные   отношения,   поскольку   дает   ему возможность  приспосабливаться,  адаптироваться  к  каждой  новой  для  него ситуации  или позиции на протяжении  всей  последующей  жизни.  Этот  процесс приспособления индивида  к условиям социальной  среды   называется  социальной  адаптацией.

     Социальная  адаптация  является  непременным  условием  и   результатом успешной социализации  ребенка, которая,  как  известно,  происходит  в  трех основных  сферах: деятельности, общения и  сознания. В  сфере  деятельности  у ребенка происходит расширение  видов деятельности, ориентация  в каждом  виде, ее осмысление  и освоение, овладение соответствующими  формами  и  средствами деятельности.  В  сфере  общения  происходит   расширение   круга   общения,  наполнение и углубление его  содержания, усвоение норм  и   правил  поведения, принятых  в   обществе,  овладение  различными  его  формами,  приемлемыми   в социальном окружении ребенка,  и в обществе  в  целом.  В  сфере  сознания  –  формирование образа «собственного  Я» как  активного  субъекта  деятельности, осмысление своей  социальной принадлежности и  социальной  роли,  формирование

самооценки.

   В  процессе социализации, и  в   частности  социальной  адаптации   ребенка, проявляется  объективная   потребность  человека  быть  «как   все».   Однако параллельно  с этим в процессе индивидуального  развития  личности  у  ребенка  постепенно формируется  другая  объективная  потребность   –  проявить  себя.

Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения,  проявлять  их, в результате чего происходит  его  индивидуализация,  которая  выражается  в том, что те  или  иные  социально  значимые  качества  и  свойства  личности проявляются  в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме, что  его  социальное поведение при всей общей  внешней  схожести  с  поведением  других людей приобретает черты  неповторимости, уникальности.   Социальное   развитие   ребенка   происходит   по   двум   взаимосвязанным направлениям: социализации и индивидуализации.

   Если  при вхождении ребенка  в   социум  устанавливается  равновесие  между процессами социализации  и  индивидуализации,  когда,  с  одной  стороны,  он  усваивает нормы и правила  поведения, принятые в данном  социуме, а  с  другой –  вносит свой значимый «вклад»  в  него,  свою  индивидуальность,  происходит интеграция ребенка   в социум. При этом происходит  взаимная  трансформация  и  личности, и среды.    Так,  если не происходит процесс  адаптации ребенка к группе,  то  у  него может появиться  робость, неуверенность в себе, безынициативность, что  может  привести к серьезной личностной  деформации.

   Если  ребенок преодолел фазу адаптации  и начинает  предъявлять  окружающим  свои индивидуальные отличия,  которые они отвергают как  несоответствующие  их представлениям  и потребностям, это  может   привести  к  развитию  у   ребенка негативности,  подозрительности,   агрессивности,   завышенной   самооценке.

Положительное  вхождение  ребенка  в  группу,  его  интеграция  способствует формированию у него чувства товарищества.

    Таким  образом,  в  процессе  развития   ребенка   в   социуме   должна осуществляться  его  социализация,  которая   включает  в   себя   социальную  адаптацию.  Если  же  этого   не  происходит,  наблюдается   другое   явление- дезадаптация,  тогда  возникает  необходимость   в  социальной   реабилитации  ребенка.

 

 

 

 

 

 

16.Сензитивные периоды развития.   
  Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других - к другим.

  Итак, все этапы детства  в широком значении этого слова  сензитивны.  
  В годы, называемые дошкольными обнаруживаются специфические возрастные особенности, содействующие психическому развитию. Таковы стремления ребенка к речевому общению, освоению речи; тяга к образному и эмоционально окрашенному воображению; непосредственнейшая любознательность; у многих детей - расположенность к рисованию, конструированию. 
  С поступлением ребенка в школу весь уклад жизни и как бы ценности ее становятся иными: эпоха игр сменяется эпохой учения.  Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

  Подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать. Их легко увлечь - они еще ни в чем не разочаровались. Отзывчивость на окружающее выступает в эти годы именно в склонности к практически значимым видам деятельности, росте общественной активности, готовности участвовать в самых различных начинаниях.     Пожалуй, никакой другой возраст не несет с собой такой непосредственной потребности самоутверждения и безоглядной готовности действовать. 
  Старший школьный возраст (юность)сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Сама "ситуация развития" старшего школьника\юноши  (предстоящее окончание школы, изменение положения среди окружающих, возрастание общественных обязанностей), равно как и характерные для этого возраста "внутренние условия" (интенсивное формирование мировоззрения, сдвиг в развитии самосознания, влияние установок на будущее), означают рост социальной активности, время подъема умственных и нравственных" сил. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциальной сферы. С наступлением юности стремление к "самоосуществлению" становится глубоко связанным с общественным сознанием, с пониманием себя как члена общества, и это придает новое качество формирующимся отношениям к тем или иным видам деятельности. Старший школьный возраст - пора жизни, когда растущий человек уже как бы овладевает своими индивидуальными особенностями и приобщается к социальным запросам, когда становится возможной активная жизненная позиция. 
    Надо помнить, что каждый период особо благоприятен (сензитивен) для развития психики в определенном направлении. Сензитивные периоды (каждый детский возраст по-своему сензитивен!) указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные потенции детства. 
  С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их. 
   Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить время, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент - задача и родителей школьника, и его учител 
  Рассмотренные периоды детства так сильно отличаются друг от друга, что при переходе от одного к другому приходится говорить не столько о дальнейшем развитии тех или иных особенностей, сколько о появлении совсем новых черт. Возникновение в ходе развития новых возможностей нередко связано с утратой некоторых достоинств пройденного периода.  Возрастные сдвиги никак не могут быть сведены только к количественной стороне, к степени развития. 
  Из сказанного следует, что в годы школьного детства, как и в более ранние годы жизни, с возрастными изменениями происходит качественно новое и в некоторых отношениях одностороннее усиление возможностей развития, которое вместе с тем ведет к общему подъему сил. Сменяющиеся возрастные особенности несут с собой специфические, неповторимые предпосылки развития. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) на каждом возрастном этапе возникают своеобразные "временные состояния", выражающие ту или иную сторону возможностей психического развития. Поэтому и можно говорить о сензитивности возрастных периодов. 
 

17. Кризисы развития.

Возраст. кризисы-переломные точки на кривой развития, отделяющ. 1 возраст от др. Выготский разработал концепцию, в кот. рассм. возраст. развитие как диалектич. процесс. Психич. развитие - смена стабильн. и критич. периодов. В рамках стабильн. возраста вызрев-т психич. новообразования, кот. актуализируются в критич.возрасте. Выготский описал след. возраст. кризисы: 1) кризис новорожденности - отделяет эмбрионал. период развития от младенч. возраста; 2) кризис 1го года - отделяет младенч-во от ран. детства; 3) кризис 3х лет - переход к дошк. возрасту; 4) кризис 7ми лет – соединит. звено между дошк. и шк. возрастом; 5) кризис 13ти лет - совпадает с переходом к подростк. возрасту; 6) кризис 17 лет – переход к взросл. возрасту. Выготский считает, что возраст 18-25 лет – нач. звено в цепи зрелых возрастов. Включ. пубертата в число стабильн. периодов обусл. его как период огромн. подъема.

Кризисы длятся недолго, несколько  мес., при неблагопр. стечении обстоят-ств  растягиваясь до года или даже 2х  лет. Это краткие, но бурные стадии. Значит. сдвиги в развитии, р-к резко  меняется во многих своих чертах,  выходит из-под контроля взрослых. Аффект. вспышки, капризы, конфликты  с близкими. У шк. падает работоспос-ть, ослабляется интерес к занятиям, сниж-я успеваемость, иногда возник-т  мучит. переживания, внутр. конфликты.

Кризис новорожд-ти. Связан с резк. изменен-м усл. жизни. Р-к из комфорт. привычн. усл. жизни попадает в тяжелые(новое пит., дыхание). Адаптация р-ка к нов. усл. Улыбка на лице р-ка- конец кризиса новорожд-ти.

Кризис 1 года. Связан с увелич. возможностей р-ка и появл. нов. потребностей. Возник. нов. тип деят-ти – эмоц. общение с матерью. Всплеск самостоят-ти, появление аффект. реакций. Аффект. вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Постепенно разв-ся сознание младенца: в нем выдел-ся отд. психич. функции, появл. первые чувств. обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обознач. предметов. Главн. приобретение переход. периода – своеобразная дет. речь, наз. Выготским автономной. Она значит. отлич. от взрослой речи и по звук. форме. Слова становятся многознач. и ситуативн.

Кризис 3 лет. Связан с осознанием себя как активн. субъекта в мире предметов, р-к впервые м. поступать вопреки своим желаниям. Главн. мотив действий – сделать наоборот. Осн. новообразование - появление у р-ка "Я сам". Сопровожд-ся след. симптомами: 1) Симптом негативизма. Отриц. реакция р-ка на предложения взрослых; 2) Упрямство -реакция не на предлож., а на свое собств. реш.;

3) Симптом обесценивания - дети нач. любимых мам, пап, бабушек наз. ругательн. словами; 4) Строптивость - протест против порядков, кот. сущ. дома: 6) Своеволие - стремление к эмансипации от взрослого. Р-к сам хочет что-то делать (самостоят-ть намерения, замысла); 7) Протест-бунт - частые ссоры с родителями. 8) Деспотизм – р-к проявл. деспотич. власть по отнош. ко всему окружающему и изыскивает для этого мн-во способов. Перечисленные симптомы - это кризис соц. отнош. р-ка с взрослыми.

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной психологии"