Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Специальная психология".
Отсюда
новую трактовку получила
15. Роль социума в нормальном развитии ребенка.
Для нормального развития
Наиболее важное значение для
социализации ребенка имеет
социум. Эту ближайшую социальную
среду ребенок осваивает
возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется.
При этом ребенок как бы
постоянно ищет и находит
ту среду, которая для него
в наибольшей степени комфортна,
где ребенка лучше понимают,
относятся к нему с уважением
и т.д. Для процесса
социализации важное значение
имеет, какие установки
Освоение ребенком механизма
ролевого поведения обеспечивает
ему успешную включенность в
социальные отношения, поскольку
дает ему возможность
Социальная адаптация является
непременным условием и
результатом успешной
самооценки.
В
процессе социализации, и в
частности социальной адаптации
ребенка, проявляется
Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация, которая выражается в том, что те или иные социально значимые качества и свойства личности проявляются в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме, что его социальное поведение при всей общей внешней схожести с поведением других людей приобретает черты неповторимости, уникальности. Социальное развитие ребенка происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации и индивидуализации.
Если
при вхождении ребенка в
социум устанавливается равновесие
между процессами социализации
и индивидуализации, когда,
с одной стороны, он
усваивает нормы и правила
поведения, принятые в данном
социуме, а с другой –
вносит свой значимый «вклад»
в него, свою индивидуальность,
происходит интеграция ребенка
Если
ребенок преодолел фазу
Положительное вхождение ребенка в группу, его интеграция способствует формированию у него чувства товарищества.
Таким образом, в процессе
развития ребенка в
социуме должна осуществляться
его социализация, которая
включает в себя социальную
адаптацию. Если же этого
не происходит, наблюдается
другое явление- дезадаптация,
тогда возникает
16.Сензитивные периоды
развития.
Психическое развитие в онтогенезе
представляет собой последовательный
ряд переходов от одной ступени развития
к качественно другой. Первостепенное
значение при этом имеет возрастная чувствительность
к окружающему. Неодинаковость возрастной
чувствительности в разные периоды детства,
временное повышение ее уровня и изменение
направленности приводят к тому, что в
годы созревания закономерно наступают
сензитивные периоды когда обнаруживаются
благоприятные условия для развития психики
в тех или иных направлениях, а затем эти
возможности постепенно или резко ослабевают.
При этом на одних возрастных этапах имеются
предпосылки развития чувствительности
к одним сторонам действительности, на
других - к другим.
Итак, все этапы детства
в широком значении этого
В годы, называемые дошкольными обнаруживаются специфические
возрастные особенности, содействующие
психическому развитию. Таковы стремления
ребенка к речевому общению, освоению
речи; тяга к образному и эмоционально
окрашенному воображению; непосредственнейшая
любознательность; у многих детей - расположенность
к рисованию, конструированию.
С поступлением ребенка в школу весь
уклад жизни и как бы ценности ее становятся
иными: эпоха игр сменяется эпохой учения. Младший школьный возраст
сензитивен к учебной деятельности. Психологические
особенности детей этого возраста, такие,
как авторитетность для них учителя, вера
в истинность всего, чему учат, доверчивая
исполнительность, содействуют повышению
восприимчивости: дети легко впитывают
учение. Их умственная активность направлена
на то, чтобы повторить, внутренне принять,
подражая, учебные действия и высказывания.
Подростки сензитивны к внеучебным
делам, которые им доступны и где они могут
проявить свои новые возможности. Они
склонны к деятельности со сверстниками.
Наибольшее проявление у них имеет потребность
в самоутверждении и безоглядная готовность
действовать. Их легко увлечь - они еще
ни в чем не разочаровались. Отзывчивость
на окружающее выступает в эти годы именно
в склонности к практически значимым видам
деятельности, росте общественной активности,
готовности участвовать в самых различных
начинаниях. Пожалуй, никакой
другой возраст не несет с собой такой
непосредственной потребности самоутверждения
и безоглядной готовности действовать.
Старший
школьный возраст (юность)сензитивен к освоению своего
внутреннего мира. Сама "ситуация развития"
старшего школьника\юноши (предстоящее
окончание школы, изменение положения
среди окружающих, возрастание общественных
обязанностей), равно как и характерные
для этого возраста "внутренние условия"
(интенсивное формирование мировоззрения,
сдвиг в развитии самосознания, влияние
установок на будущее), означают рост социальной
активности, время подъема умственных
и нравственных" сил. Старшим школьникам
свойственна не всегда замечаемая, огромная
внутренняя работа: поиски перспективы
жизненного пути, развитие чувства ответственности
и стремление управлять собой, обогащение
эмоциальной сферы. С наступлением юности
стремление к "самоосуществлению"
становится глубоко связанным с общественным
сознанием, с пониманием себя как члена
общества, и это придает новое качество
формирующимся отношениям к тем или иным
видам деятельности. Старший школьный
возраст - пора жизни, когда растущий человек
уже как бы овладевает своими индивидуальными
особенностями и приобщается к социальным
запросам, когда становится возможной
активная жизненная позиция.
Надо помнить, что каждый период
особо благоприятен (сензитивен) для развития
психики в определенном направлении. Сензитивные
периоды (каждый детский возраст по-своему
сензитивен!) указывают на качественное
своеобразие отдельных этапов развития
и на огромные потенции детства.
С переходом на новую возрастную ступень
изменившиеся внутренние предпосылки
умственного развития не только надстраиваются
над предыдущими, но и в значительной мере
вытесняют их.
Индивидуальное развитие психических
процессов и свойств будет протекать тем
успешнее, чем больше возможностей для
него получит ребенок в соответствующий
сензитивный период. Окружающие его взрослые
должны помнить о том, что в первую очередь
они сами создают социально-педагогические
условия, в которых наиболее полно может
осуществиться развитие индивидуальности
ребенка. Не упустить время, помочь полностью
раскрыться индивидуальным свойствам
в наиболее благоприятный для этого момент
- задача и родителей школьника, и его учител
Рассмотренные периоды детства так
сильно отличаются друг от друга, что при
переходе от одного к другому приходится
говорить не столько о дальнейшем развитии
тех или иных особенностей, сколько о появлении
совсем новых черт. Возникновение в ходе
развития новых возможностей нередко
связано с утратой некоторых достоинств
пройденного периода. Возрастные сдвиги
никак не могут быть сведены только к количественной
стороне, к степени развития.
Из сказанного следует, что в годы
школьного детства, как и в более ранние
годы жизни, с возрастными изменениями
происходит качественно новое и в некоторых
отношениях одностороннее усиление возможностей
развития, которое вместе с тем ведет к
общему подъему сил. Сменяющиеся возрастные
особенности несут с собой специфические,
неповторимые предпосылки развития. Именно
в годы детства (в отличие от зрелости)
на каждом возрастном этапе возникают
своеобразные "временные состояния",
выражающие ту или иную сторону возможностей
психического развития. Поэтому и можно
говорить о сензитивности возрастных
периодов.
17. Кризисы развития.
Возраст. кризисы-переломные точки на кривой развития, отделяющ. 1 возраст от др. Выготский разработал концепцию, в кот. рассм. возраст. развитие как диалектич. процесс. Психич. развитие - смена стабильн. и критич. периодов. В рамках стабильн. возраста вызрев-т психич. новообразования, кот. актуализируются в критич.возрасте. Выготский описал след. возраст. кризисы: 1) кризис новорожденности - отделяет эмбрионал. период развития от младенч. возраста; 2) кризис 1го года - отделяет младенч-во от ран. детства; 3) кризис 3х лет - переход к дошк. возрасту; 4) кризис 7ми лет – соединит. звено между дошк. и шк. возрастом; 5) кризис 13ти лет - совпадает с переходом к подростк. возрасту; 6) кризис 17 лет – переход к взросл. возрасту. Выготский считает, что возраст 18-25 лет – нач. звено в цепи зрелых возрастов. Включ. пубертата в число стабильн. периодов обусл. его как период огромн. подъема.
Кризисы длятся недолго, несколько
мес., при неблагопр. стечении обстоят-ств
растягиваясь до года или даже 2х
лет. Это краткие, но бурные стадии.
Значит. сдвиги в развитии, р-к резко
меняется во многих своих чертах,
выходит из-под контроля взрослых.
Аффект. вспышки, капризы, конфликты
с близкими. У шк. падает работоспос-ть,
ослабляется интерес к
Кризис новорожд-ти. Связан с резк. изменен-м усл. жизни. Р-к из комфорт. привычн. усл. жизни попадает в тяжелые(новое пит., дыхание). Адаптация р-ка к нов. усл. Улыбка на лице р-ка- конец кризиса новорожд-ти.
Кризис 1 года. Связан с увелич. возможностей р-ка и появл. нов. потребностей. Возник. нов. тип деят-ти – эмоц. общение с матерью. Всплеск самостоят-ти, появление аффект. реакций. Аффект. вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Постепенно разв-ся сознание младенца: в нем выдел-ся отд. психич. функции, появл. первые чувств. обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обознач. предметов. Главн. приобретение переход. периода – своеобразная дет. речь, наз. Выготским автономной. Она значит. отлич. от взрослой речи и по звук. форме. Слова становятся многознач. и ситуативн.
Кризис 3 лет. Связан с осознанием себя как активн. субъекта в мире предметов, р-к впервые м. поступать вопреки своим желаниям. Главн. мотив действий – сделать наоборот. Осн. новообразование - появление у р-ка "Я сам". Сопровожд-ся след. симптомами: 1) Симптом негативизма. Отриц. реакция р-ка на предложения взрослых; 2) Упрямство -реакция не на предлож., а на свое собств. реш.;
3) Симптом обесценивания - дети нач. любимых мам, пап, бабушек наз. ругательн. словами; 4) Строптивость - протест против порядков, кот. сущ. дома: 6) Своеволие - стремление к эмансипации от взрослого. Р-к сам хочет что-то делать (самостоят-ть намерения, замысла); 7) Протест-бунт - частые ссоры с родителями. 8) Деспотизм – р-к проявл. деспотич. власть по отнош. ко всему окружающему и изыскивает для этого мн-во способов. Перечисленные симптомы - это кризис соц. отнош. р-ка с взрослыми.