Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Специальная психология".
Недоразвитие ВПФ и высших характерол-их образований явл-ся 2-ым осложнением при олигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразв-ие низших или элементарных процессов, непосредс-но обусловленное самим дефектом. То, что возникло в процессе разв-ия реб-а как 2-ое образование, может быть профил-ки предупреждено пед-ки устранено.
Общий результат сводится к след-му: наиболее восп-ми оказ-ся высшие функции. Таким образом, профил-ка 2-ых характерол-их и псевдокомпенсаторных образований, наблюд-ся у УО, может коренным образом изменить облик реб-а и значительно приблизить его к норм-м детям
22. Динамика психич. развития в усл. недостаточности функций.
Уже с самых первых дней жизни р-ка с поврежд. сенсорн. органов или ЦНС проявляется действие общ. и специфич. закономерностей нарушен. развития. Прежде всего это обнаруж-ся в снижен. активности и реактивности р-ка, нач. с периодов новорожд-ти и младенчества.
По-иному, чем в норм. развитии, складыв-ся взаимод-е матери с р-ком, имеющ. недостаточн-ть к.-л. функций. Когда мать такого р-ка берет его на руки, у него не возник-т комплекса оживления. В лучшем случае он реагирует не сразу, с больш. отставанием во времени. Такая пассивность, отсутствие реакций на мать и на др. близких или, по крайней мере, замедление и ослабление такой реакции свойств. детям с недостатк. развития на протяж. всего периода младенч-ва и ранн. детства. Т. о., она взаимод-т с р-ком все меньше, хотя, напротив, для того чтобы вызвать у него ответ. реакцию, необход. более длит. и более частая его стимуляция. Такая ситуация значит. задерживает психофиз. и психич. развитие р-ка в ранние периоды его жизни.
Словесн. речь у р-ка, глухого от рождения, не разв-ся без спец. пед. работы. И весь процесс его реч. развития идет совершенно иначе, чем развитие речи у слышащего. Они не слышат производим. ими звуков и тем самым лишаются стимуляции к развитию лепета — гуление угасает, не переходя в лепет. В тех случаях, когда р-к с потерей слуха получает уже на 1м году жизни индивид. слух. аппарат и тем самым у него в той или иной мере восстанавл-ся возможности слышать звуки, в т. ч. и производим. им самим, развитие р-ка значит. приближается к норм. Остается одно существ. отличие: кач-во произнош-я звуков речи у р-ка с потерей слуха остается худшим, чем у слышащего р-ка, т.к. даже частичн. недостаточн-ть слух. анализатора создает трудности контроля за собств. речью, ухудшает обратн. связь, сниж. кач-ва кот. неизбежно ведет к недостаткам произнош. Наруш. развития речи - яркий пример специфич. особенностей ран. развития детей с недостатками слуха.
Специфич. идет и раннее развитие р-ка с глубок. наруш. зрения. Лишение такого мощного источника инфо ведет к глубок. перестройке всего психич. развития. Осн. источник. инфо становятся слух и осязание. С самого начала развития по-иному, чем у зрячего, форм-я образ мира.
Специфич. особенности наблюд-ся и при др. недостатках. Так, при УО, когда вследствие поражения коры головн. мозга непосредственно страдает переработка инфо, или, иначе говоря, аналитико-синтетич. деят-ть, у детей значит. отстает форм-е и предметной деят-ти, и речи, и понятий, и элементарных мыслит. операций.
При недостатках опорно-двигат. аппарата (при ДЦП, последствиях полиомиелита и др. заболев.) ограничение двигат. возможностей р-ка ведет к тому, что он не м. брать игрушки и др. предметы, плохо координ-т движения руки и глаза. Это в свою очередь приводит к наруш. формир-я пространств. представл, недостаткам восприятия предметов, хотя зрение как таковое и не нарушено.
23. Клас-ция псих-ого дизонтогенеза В. В. Лебединского
Пон-е «дизонтогенез» означает
разл. формы нарушений онтогенеза,
включая и постнатальный
Варианты псих. дизонтогенеза
Аномалии |
Чем вызваны |
недоразвитие |
отставание в развитии |
задержанное разв-е | |
поврежденное р. |
поломка в развитии |
дефицитарное р. | |
искаженное р. |
асинхрония развития |
дисгармоничное р. |
Недоразв-ие м. б. общим (олигофрения),
частным (н, недоразв-ие речи). Характерна
выраженная инертность псих. процессов
с фиксацией на примитивных ассоциа-тивных
связях, с трудностью их перестройки.
Разл. функции недоразвиты
Для задержанного развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоц-ой сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. ЗПР м. б. вызвано генетич. факторами, сомато-генными (хронические соматические заболевания), психогенными (неблагопр. условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью.
Поврежденное разв-е связано
с более поздним (после 2-3 лет) патологическим
воздействием на мозг, когда большая
часть мозговых систем в значительной
степени уже сформирована и их
недостаточность проявляется в
признаках повреждения. Пример - положительная
демен-ция. При ее возникновении
в относительно раннем детском возрасте
характер дизонтогенеза определяется
сочетанием грубого повреждения
ряда сформированных псих. функций
с недоразв-ем онтогенетически более
молодых образований (лобных систем).
Отмечаются расстройства эмоц. сферы,
нередко с расторможением влечении,
тяжелые нарушения
Дефицитарное – связано с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Прогноз псих. разв-я ребенка связан с глубиной поражения данной функции + сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем. Возможна компенсация, кот. осуществляется в условиях адекватного восп. и обуч-ия.
При искаженном разв-и набл-ся
сложные сочетания общего недоразв-ия,
задерж-го, поврежд-го и ускоренно-го
разв-ия отдельных псих. функций, приводящие
к ряду качественно новых
Дисгармоническое разв-е.
Основа - врожденная либо рано приобретенная
стойкая диспропорциональность
психики преимущественно в
Таковы основные варианты психического дизонтогенеза у детей.
Как показывают клинические данные, при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении можно наблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и более грубую форму - недоразвитие (так называемой «олигофренический плюс») и даже поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса).
24.Сохранные
и нарушенные звенья
Выг-ий пришел к выводу, что
пробл-ы, изучаемые дефект-ей, могут
быть ключом и к решению ряда общепсихол-их
проблем; он показал, что при аномальном
разв-и реб-а и его спец-ом обуч-ии
выступают существенные звенья псих-ой
деят-ти, кот-е в норме предстают
в нерасчлененном виде. Природный
экспер-нт (нарушения тех или иных
псих-их процессов у аномальных детей),
как считал Выг-ий, проливает свет
на общие закономер-сти
Особенности патопсихол-ого
экспер-та. Его строение должна предоставить
возможность обнаружить не только стр-ру
измененных, но и оставшихся сохранными
форм псих-ой деят-ти больного. Необход-сть
та-
кого подхода важна при решении вопросов
восстановления нарушенных функций. В
1948 Лурия высказал мнение, успешность
восстановления наруш-ых сложных псих-их
функций зависит от того, насколько восстанов-ная
работа опирается на сохран-ные звенья
псих-ой деят-ти; он подчеркивал, что восстановление
наруш-ых форм псих-ой деят-ти должно протекать
по типу перестройки функциональных систем.
Плодотворность подхода была доказана
исслед-ями, направл-ми на анализ принципов
восстановления нарушенных движений,
возникших как
следствие огнестрельных ранений во время
ВОВ (Запорожец, Леонтьев, Рубинштейн).
К аналогично-
му выводу пришли и псих-ги, работ-ие в
области
восстанов-ия речевых расстройств (Л. С.
Цветкова,
Коган). Приведенные взгляды исслед-ей
касаются восстанов-ия функций, носящих,
условно говоря, узкий характер, речи,
праксиса. Они могут быть с еще большим
правом отнесены к восстанов-ию более
сложных форм псих-ой деят-ти, к восстан-ию
утраченной умственной работоспособности
(целенаправленности, активности больного).
В этих случаях вопрос о сохранных возможностях
встает особенно остро (при решении, вопроса
о трудоспособности больного, о возможности
продолжать учебу).
Для того, чтобы психол-й экспер-нт мог
ответить на вопросы, он должен быть направлен
не только на обнаружение результ-ой стороны
деят-ти больных, не только на анализ их
окончательной продукции. Построение
экспер-ых приемов должно предоставить
возможность учитывать поиски решений
больного. Больше того, оно должно предоставить
возможность экспер-ру вмешаться, чтобы
обнаружить, как
больной воспринимает помощь экспер-ра,
может ли он ею воспользоваться. Построение
же экспер-та по типу жестко стандартизиров-х
тестов не дает возможности выявить сохранные
звенья.
25. Структура
дефекта в диагностике
Дефект – физ.или псих. недостаток, вызывающий нарушение нормального развития.
Выг-й установил, что стр-ра деф-а не сводится к симптомам повреждения биол.систем (различных отделов ЦНС, анализаторов и др.), котр. представлены собой первичные симптомы нарушения – перв-ые дефекты. Недоразвитие ВПФ (напр.:речи и мышления у глухих; опосредованная память у дебилов; восприятия и прост. оринтировка у слепых). Со стороны поведения Выг-ий считал втор-ый дефект, не связанный непосредственно с основными перв-ми дефектами, но обусловленными им. Соотношение перв-го и втор-го дефекта усложняет структуру дефекта.
В процессе разв-ия изменяется иерархия между 1-ми и 2-ми, биол-ми и соц-о обусловленными нарушениями. Если на начальных этапах основным препятствием к обуч-ию и восп-ю явл-ся органический дефект, т. е. направление втор-го недоразвития «снизу вверх», то затем, в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагог-ой раб-ы или при ее отсутствии, вторично возникшие явления псих-го недоразвития, а также неадекватные личн-ые установки, вызванные неудачами в различных видах деят-ти, нередко начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социа-му окружению и основным видам деят-ти. Распространяясь на все более широкий круг псих-их проблем, втор-ое недоразвитие начинает оказывать негативное влияние на более элементарные психические функции, т.е. направление патогенного влияния начинает идти «сверху вниз». В поним. сущ-ти аном-го раз-я необход. выделять и учитывать перв-ый дефект, втор-ый, третичный последующие наслоения над ними.
Адекватное восп-ие и обуч-ие
способствует преодолению причин, котр.
пораждают втор-ые, третичные и
т.д. отклонения. Центральная область
компенсация дефекта по Выготскому
– повышение культурного
Чем дальше стоит нарушение
от поврежденного органа и связанного
с ним 1-го отклонения, тем легче
это нарушение поддается
Реб. узнаёт о наличии у себя дефекта лишь из общения со взрослыми или сверстниками. Вот почему дефект «социален». Для уо детей хар-но недоразвитие высших форм познават-ой деят-ти, замедленное разв-ие речи, низкий уровень качеств-ых параметров речи, незрелость эмоционально-волевой сферы. Исследов-ия дефек-гов дают возможность раскрыть динамику развития различных сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) УО детей.
У УО детей значительно чаще, чем у норм-но развив-хся сверстников, встречаются различные недостатки речи, набл-ся несогласованность между речью и деят-ью, речью и поведением.
По сравнению с норм-но разв-ися детьми у УО набл-ся запаздывание разв-ия речи. Этапы разв-ия речи сдвинуты во времени и харак-ся качественным своеобразием. Так, первые слова появляются лишь к 3–5 годам, а фразы позднее. Если норм-но разв-ся реб-к приходит в школу с разв-ой разговорно-бытовой речью и легко общается со взрослыми, то у УО к момент школы практика речевого общения невелика (3–4 года), а разговорно-бытовая речь развита слабо.
Интеллект-ное недоразвитие ведет к более позднему формир-ию фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Фонетические недостатки речи УО детей затрудняют овладение грамотой, усугубляют нарушения интеллект-го и эмоцион-ого разв-ия, отрицат-но влияют на все стороны лич-и реб-а, способствуют возникн-ию речевой замкнутости, нерешит-ти, излишней застенчивости, неуверен-ти в своих силах. УО дети долго не понимают соотношение между буквой и словом, списывают слова, как набор букв. Сложен для них переход к письму по правилам. Трудны формы работы,изложение, сочинение, составление деловых бумаг, легко списывание.
У ряда детей встречается расстройство письм-ой речи-дисграфия, следст-ем нарушения фонемат-ого слуха, ограниченности пространст-ых представлений, недоразвития моторики.
Деят-ть рассматр-тся как проявление актив-ти чел-ой лич-и. Уже на первом году жизни набл-ся отклонения в становлении эмоц-го общения со взрослыми. Реб-ок не демонстрирует интереса в общении, его мимика бедна, двигат-ые реакции не ярко выражены, эмоции упрощены. В предметной деят-ти набл-тся замедленное разв-ие, навыки самообслуж-ия нарабатываются с большим трудом.
У УО школ-в набл-ся недоразвитие целенаправленности деят-ти, что выражается прежде всего в наруш-и ориентировки в задаче. При выполнении практ-их действий с предм-ми по предложенному образцу УО учащиеся приступают обычно сразу к построению объекта, не анализируя предварительно образец.
У УО школ-в своеобразное (в отличие от детей с сохранным интеллектом) отношение к трудностям, возникающим в процессе деят-ти. При столкновении с определ-ми препятствиями и трудн-ми в процессе деят-ти УО школ-и обнаруживают тенденцию производить такие действия и операции, которые уводят их в сторону от первоначальной цели.
27.Первичные и вторичные дефекты, соотношение дефекта и симптома.
Дефект – физ-й или псих-й недостаток, вызывающий нарушение нормального развития.
Понятие о 1-ом и 2-ом дефектах было введено Л. С. Выг-им. Пер-ые дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биолог-кой системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. К 1-ым дефектам относятся частные и общие наруш-ия функ-ий ЦНС, а также несоответствие уровня развия возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение межфункц-ых связей или проявляется в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций.