Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Специальная психология".
В 1очередь детей, им-х трудности в обу-и и особенно в овладении пр-сом письма и чтения, необх-мо направить к логопеду. Кроме этого этим детям необходим более благопр. (облегченный) режим обу-я. Такой режим хар-ся не снижением ур. требований к усвоению программного материала, а организацией режима обу-я. Они нуждаются в особой психолог. поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.п. Задачи, кот. ставятся перед классом в целом в уч. пр-се, для таких детей д. детализироваться, инструкции - носить более дробный хар-р, б. доступными для понимания. В тех случаях, когда у реб. отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. В этом случае реб. нуждается в специализир. логопед. помощи с использованием кор. методов обу-я.
При общении с уч-ся, им-ми
трудности обу-я, педагог д. обращать
большое внимание на качество своей
речи, поскольку от этого б. зависеть
качество восприятия уч. материала
детьми. Речь педа д.б. небыстрой, сост.
из коротких и ясных предложений,
эмоц. выразительной. А гл., общий
фон поведения учителя и
ОСН. ЗАДАЧИ ОБ-Я И В-Я ДЕТЕЙ С НАРУШ. РЕЧИ
Г.В.Чиркина: осн. особ-тями познав. сферы детей с реч. нарушениями явл.: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивац. сферы, недостаточная концентрация и устойчивость вн-я, слабость в р-и моторики, пространств. трудности. Без направленной кор. работы эти трудности в дальнейшем м. принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к об-ю, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом. Для обеспечения норм. р-я ребенка в целом в пр-му обучения вкл-ся комплекс заданий, направ. на р-е когнит. пр-сов: памяти, вн-я, мышления, воображ. и предпосылок их норм. р-я. Упр., напр. на р-е познав. сферы, д.б. включены в стр-ру занятия и осущ-ся параллельно с реализацией уч. и воспит. целей или в форме самост. упр. в виде игры, беседы или зарядки. Т.к. познават. пр-сы развиваются в тесной взаимосвязи м/у собой и пред-ют сложные системные образования, то каждое упр., адресованное к какому-либо опр. познав. пр-су, одновременно влияет и на др. Задания в зависимости от вед. задачи д. отвечать закономерностям р-я любой психич. ф-ции: от наглядной дея-ти к образной, затем к словесно-логической и абстрактной.
В кор. пр-мах выд-ся работа по след. разделам: моторное р-е; восприятие; вн-е и память; форм-е пространственных представлений; критичность, контроль, программирование психич. дея-ти; р-е мышления. Каждый раздел направлен на р-е опред. познават. способности и когнит. сферы ребенка в целом и осущ-ся в тесном сотрудничестве с психологом.
51. Психол. особенности ребенка с заиканием.
Заикание определяют как судорожное нарушение темпо-ритмической организации речи органич. (неврозоподобное заикание) или функц. хар-ра (невротическое заикание, логоневроз). При любой форме заикания страдает ЦНС. Как и др. дефекты речи, заикание преобладает у мальчиков, в среднем это соотношение составляет примерно 4:1.
Заикание это р-т периодически возникающих судорог мышц реч. аппарата — языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти. Несколько кратковрем. сокращений мышц приводят к непроизв. повторению отд. звуков и слогов (клоническое заикание), сильное длительное сокращение мышц вызывает задержку речи (тоническое заикание); часто им. место смешанная форма заикания. Иногда к судорогам мышц реч. аппарата присоединяются судороги мышц лица и конечностей — возникают непроизвольные движения.
Выделяют 2осн. типа заикания. 1-возникает у детей с дефектом нерв. с-мы. Причины такого заикания: наследственная предрасположенность, травма при родах, тяжело протекающая беременность матери, частые болезни в первые годы жизни. Внешне ребенок кажется вполне здоровым и умным, только заикается. А при невролог. обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричер. давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность. 2-возникает у детей с изначально здоровой нерв. с-мой. Заиками они становятся в р-те неврозов, вызванных сильным переутомлением и стрессами. Причины невротичного заикания м.б. самыми разнообр.: испугала неожиданно упавшая со шкафа кошка, перетрудился, заучивая по просьбе род. большое кол-во стихов. При таком типе дефект речи м. усиливаться при эмоц. возбуждении и нервно-психич. напряжении.
Комплексное воздействие
при заикании проводится в след.
направлениях: лечеб. укрепление ЦНС (медикаментозное,
физиотерапевт. лечение, ЛФК); логопедич.
занятия по выработке самостоят.,
свободной от заикания речи (обычно
работа в спец. группах проводится
в течение 10 мес. - года), работа воспитателя
тесно связана с работой
Система работы с заикающимися
ныне проводится по пр-ме, предложенной
Мироновой. В основе пр-мы одновременная
работа над речью и изобраз. дея-ть
детей. Нормализация дея-ти и ее реч.
сопровождение способствуют преодолению
заикания. Работа ведется согласно
годовой пр-ме по изобраз. дея-ти, кот.
в свою очередь ориентирована
на поквартальное планирование. Логопедическое
воздействие, напр. на преодоление заикания
и связанных с ним личностных
и повед. особ-тей детей, помогает
им социально адаптироваться в среде
правильно говорящих
52. СИНДРОМ ТУРЕТТА(СТ) - болезнь генерализов. тиков, описан. впервые фр. невропатологом Туреттом, представл-т собой системн. психоневрологич. расстройство, клинич. картина кот. включает в себя разл. рода тики и речев. нарушения. Обычно симптомы СТ появл. в детстве, и наиболее распростр. время их появления - период нач. обучения. Т.о, учитель может быть первым, кто заметит симптомы СТ. Сущ. 4 главн. черты, кот. характеризуют это нарушение: 1) у р-ка с СТ наблюд-ся непроизвольн. множеств. моторные тики (непроизвольн. подергивания головы, плеч или даже всего тела; моргание или вращение глазами; гримасничанье и др.); 2) голосовые (вокальные) тики – непроизв. произнесение звуков, слов и фраз - это сопение, прочищение горла или повторяющ. покашливание, разл. шумы и вскрики, непроизвольн. смех, эхолалию и др.; 3) симптомы приходят и уходят - в какое-то время тики оч. интенсивны, а в др.время кажется, что они у р-ка отсутст-т; 4) симптомы СТ измен-ся с теч. времени - в одном возрасте у р-ка м. проявляться моргания и сопение, а на след. год м. появиться пожимания плечами и щелканье языком.
Сущ. одна исключительно загадочная черта СТ. Тики непроизвольны, но все же дети способны сдерживать симптомы в теч. секунд или дольше, в зависимости от индивид. особенностей. СТ явл. неврологич. нарушением с некотор. сопутствующими симптомами, кот. влияют на поведение. Часто такие дети явл. главн. нарушителями спокойствия в классе. Лечение детей с СТ явл. сложным, т.к. сущ. проблемы, связ. с воздействием лекарств, обычно используемых для лечения нарушений внимания при симптомах СТ. Некоторые люди с СТ также совершают навязчиво-обязат-е действия, когда что-то не поддающееся контролю заставляет их выполнять некот. ритуалы. Они м. чувствовать, как что-то заставляет их переделывать работу много раз из-за крошечн., едва заметных несовершенств. Некот. дети м. совершать ритуалы, такие, как постукивание по одной руке столько же раз, сколько и по др., или какие-то определ. касания, или подпрыгивания - ритуал перед тем, как войти в комнату. По мере того как дети становятся старше, они м. начать верить, что что-то плохое м.случиться с ними или с кем-то др., если этот ритуал не будет выполнен. В классе этот тип поведения м. иногда создавать трудность для выполнения работы целесообр. способом.
Дети с СТ также имеют те или иные трудности в обучении. Нарушения зрит.-моторных связей, кот. затрудняют выполнение письм. работы, встреч-ся очень часто. В зависимости от индивид. особенностей р-ка можно наблюдать разл. степень трудностей при обучении.
Типичного ребенка с СТ не сущ. Каждый р-к уникален. У детей с СТ кривая развития интеллекта соответ-т норме. Некоторые из них худ. одарены, др. – замечат-е спортсмены. Некоторые м.б очаровательны, с прекрасным чувством юмора, др. будут серьезными и прилежными. Р-к с СТ - это уникальная личность с некот. симптомами неврологич. расстройства. Учитель, кот. всегда видит р-ка, а не только симптомы, чрезвычайно важен для успешного развития сбалансированного, позитивного собств. образа у р-ка с СТ.
Работа психолога и соц. Педа вкл-т след. Упр-ия: Музыкально-ритмич. движения - одна из форм коррекции нарушений слогов. структуры.Развив.внимание, ориентир-ку в пространстве, координац.движений, чувство ритма, речеслухов. память, помог.выработке правильн. ритма дыхания: чередов. ходьбы на носочках, в полуприседе. Дыхат. Упр.: помогают выработке диафрагмальн.дыхания, увелич-т объем легких, продолжит. и силу выдоха. Напр.: Гусь- Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”. Артикуляц. гимнастика: способств. выработке нужн.артикуляц-х укладов и развив. способн. удерживать, переключать артикуляц.позы.Напр. :“Зайчик”. Поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы.“Сердитый волк”. Нижнюю губу прикусить верхней губой.“Ежик фыркает”. Вибрация губ.“Лосенок сосет молоко и чмокает”. Упр-я для развит. мелкой моторики.Ученые установили прямую зависимость, существующую между развит. речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Напр.: Длинные клювы –Упр. можно выполнять с прищепками. . Ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках.Игры на развитие фонематич. слуха. Фонем.слух - тонкий систематизир. слух, способн. узнавать и различать звуки, составляющ.слово. Без развитого фонематич.слуха невозможно правильн.произнесение звуков.Напр.: узнаешь птицу? -Хлопни в ладоши, когда услышишь правильн.название зимующих птиц:Съегирь снегиль снегирь Воена волона ворона Грухаль клухай. Мимич. Упр-ия: способств. развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоц. состояние, используя невербал. средства общения. Напр.: в Афр. Обезьянки - кривляки. Сердитый тигр. Испуг.тушканчик. Оркестр шумовых инструментов: вкл. в работу слуховой, зрит., кинестетич. анализаторы, развив. чувство ритма, мелкую моторику рук.Для поддержания интереса к исполнению музыкал. произведений используют разнообр. оркестры дет-их инструментов :Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарез.полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов)Игры с элементами арттерапии Игра: “Зимние забавы” Под музыку дети произвольно двигаются, изображая одну из зимних забав, а когда услышат остановку в музыке – замирают.Коммуникат.игры .Игра: “Бинго” Дети парами идут по кругу и поют:Наш лохмат.серый пёсик у окна сидит, Наш лохмат. серый пёсик из окна глядит, Б – И – Н – Г – О, Б – И – Н – Г – О, Б – И – Н – Г – О, Бинго звать его.Говорят:Б – пожим.др.др. руку, мен-ся парами по кругуИ – пожим.друг другу руку и обнимаются и др. действия Советы психолога родителям:1. Не старайтесь ускорить ход естеств. Реч. Развит.реб-ка. Не перегруж. его речев. занятиями. Игры, упр., речев. мат-л должны соответ. возрасту.2. При общен. с реб.следите за св.речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонят. Слова непременно объясните.3. Не подделывайтесь под дет.речь, не злоупотребл.уменьшит.-ласкат. Суффиксами.4. Своевр.устраняйте недост. речи реб-а, стремясь указать неточности и ошибки, встречающ.в его речи, ни в коем случае не смейтесь , лучше тактично поправить слово. 5. Не оставл. без ответа вопр.реб-ка.
У большинства детей с
ДЦП наблюдается специфич.
55 .Сочетание умственной
отсталости и детского
Отличит.чертой
мышления детей, имеющих сочетание
ДЦП и умств.отсталости, может
быть некритичность, невозможность
самостоятельно оценить свою работу.
Они могут не замечать своих ошибок.У
таких детей позже, чем у их
норм.сверстников, формируется произв.