Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Специальная психология".
На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.
Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приёмов воспитания и обучения, за счёт которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.
Предметная область:
Практико-ориентированные
Организационные задачи:
Разделы специальной психологии
тифлосурдопсихология — раздел, занимающийся лицами с нарушениями и зрения, и слуха;
Специальная психология, как и специальная педагогика, входит в состав дефектологии — комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.
7. Психологический диагноз развития ребенка с позиции разных направлений психологии.
Психологический диагноз — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивид-псих особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего разв и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.
Псих диагноз — это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия.
Психологический диагноз является
основной целью и конечным результатом
психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося
развития направлена на описание и
выяснение сущности индивидуально-психологических
особенностей личности с целями:1)оценки
их актуального состояния,2)
Таким образом, предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза – необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях: 1.Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.2.Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.3.Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по рез-ам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Формулировка диагноза обязательно должна содержать и псих прогноз – предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего разв реб. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с реб своевременной необходимой работы б) условия отсутствия такой своевременной работы.
8. Критерии нормы и патологии применительно к ребенку с особенностями психофизического развития.
В самом общем смысле понятие нормы восходит к латинскому «правило», «образец», «руководящее начало».
В психологии нормы дифференцируют по возрасту, полу, социальной, культурной, этнической принадлежности субъекта.
Специалисты-психологи и психиатры считают, что показатели психической «нормы» и «не нормы» все еще не разработаны. Применяемые в этих случаях социологические, психологические, медицинские критерии обычно имеют негативную основу, выделяющую факторы, которых в «норме» быть не должно. Наиболее удачной, хотя и громоздкой, считают формулировку Г.К. Ушакова, которая включает первоочередные критерии нормы:
— детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность;
— соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства места обитания (константность);
— максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектам действительности;
— гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
— адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические и психические влияния и адекватную идентификацию образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений;
— соответствие физических и психических реакций силе и частоте внешних раздражителей;
— удовлетворение своим местом в среде себе подобных, гармонию взаимоотношений с ними;
— умение уживаться с иными лицами и с самим собой;
— критический подход к обстоятельствам жизни;
— способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов;
— адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);
— чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
— постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;
— способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
— самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для его остальных членов;
— способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.
9.Этапы
формирования личности в
В психологии имеются разные
подходы к пониманию личности.
Личность есть понятие социальное, она
выражает все, что есть в человеке надприродного,
исторического.
10.Периодизация психического
Периодизация психического развития (ппр) — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий психического развития. Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития (Л.С. Выготский) и отвечать следующим требованиям: 1) описывать качественное своеобразие каждого периода развития и его отличия от других периодов; 2) определять структурную связь между психическими процессами и функциями в рамках одного периода; 3) устанавливать инвариантную последовательность стадий развития; 4) периодизация должна иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предшествующем, включает и развивает его достижения. Периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже рассматривает когнитивное развитие как последовательность стадий: стадию сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет), стадию дооперационального интеллекта (от 2 до 7 лет), стадию конкретных операций (от 7 до 11—12 лет) и стадию формально-логических операций (от 12 до 17 лет). Периодизация Э. Эриксона включает последовательность из 8 стадий. Первая стадия предполагает разрешение кризиса путем выбора между доверием и недоверием личности к миру (0—1 год), вторая стадия — формирование автономии против стыда и сомнения (2—3 года), третья стадия — инициативности против чувства вины (4—6-7 лет), четвертая стадия — умения и компетентности против чувства неполноценности (8—13 лет), пятая — формирование личностной идентичности против смешения идентичности (14 —19 лет), шестая — близости и любви против изоляции и отвержения (19—35 лет), седьмая — производительности против стагнации и застоя (35—60 лет) и восьмая — целостности и мудрости личности против дезинтеграции и распада (старше 60 лет). В отечественной психологии принципы периодизации были разработаны Л.С. Выготским, исходя из представления о диалектическом социально детерминированном характере психического развития в онтогенезе. Единицей анализа онтогенетического развития и основанием для выделения периодов развития, согласно Л.С. Выготскому, является психологический возраст. Соответственно, устанавливаются два критерия построения периодизации: 1) структурный — возрастные новообразования, тот "новый тип строения личности и ее деятельности, которые возникают на данной возрастной стадии впервые и которые определяют сознание ребенка и его отношение к среде... и весь ход его развития в данный период"; 2) динамический — закономерное чередование стабильных (литических) и критических периодов.
Идеи Л.С. Выготского получили
развитие в концепции Д.Б. Эльконина,
положившего в основу периодизации
следующие критерии: социальная ситуация
развития, ведущая деятельность, возрастные
новообразования. Все типы деятельности
Д.Б. Эльконин подразделяет на 2 группы:
1) деятельности в системе "ребенок
— общественный взрослый", в которых
происходит интенсивная ориентация
ребенка в основных смыслах человеческой
деятельности и освоение задач, мотивов,
норм и отношений и обеспечивается
преимущественное опережающее развитие
мотивационно-потребностной