Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
«Реактивность» - ответное действие или реакция на воздействие какого-либо стимула.
Формула «стимул—реакции» - основное положение бихевиоризма. Активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности - свойство самого субъекта, т. е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.
32. Принципы психологической теории деятельности.
Исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности:
1. Сознание не
может рассматриваться как
2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
3. Деятельность — это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
4. Действия человека
предметны; их цели носят
Действие - элемент не начального уровня, из которого формируется деятельность, а сложный элемент, состоящий из многих более мелких. Каждое действие обусловлено целью. Цели человека разнообразны и разномасштабные ( пример с посадкой яблони).
Каждое действие может быть выполнено по-разному, т. е. с помощью различных способов.
33. Понятие об операциях.
Операция - способ выполнения действия. Способ выполнения действия зависит от условий.
В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта.
Задача, в теории деятельности - цель, данная в определенных условиях.
В зависимости от задачи операция состоит из разнообразных действий, которые подразделяются на более мелкие (частные) действия. Т. о. операции — это более крупные единицы деятельности, чем действия.
Свойство операций - они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим они отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия.
Уровень операций — это уровень автоматических действий и навыков.
Навыки - автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. В отличие от тех движений, которые с самого начала протекают автоматически, как, например, рефлекторные движения, навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительных упражнений.
Виды операций:
Трудно выделить четкую грань между операциями и действиями.
Например, при выпечке блинов вы не задумываясь переворачиваете блин с одной стороны на другую, — это операция. Но если вы при выполнении этой деятельности начинаете себя контролировать и думать, как сделать лучше, то сталкиваетесь с необходимостью выполнения целого ряда действий. В этом случае переворачивание блина превращается в цель серии действий, что не может рассматриваться в качестве операции.
Признак, разграничивающий действия и операции - соотношение между степенью осознания выполняемой деятельности. В некоторых случаях этот индикатор не действует, поэтому приходится искать другой объективный поведенческий или физиологический признак.
34.
Понятие о
Самый нижний уровень структуры деятельности — психофизиологические функции - физиологические механизмы обеспечения психических процессов.
Человек - биосоциальное существо, поэтому протекание психических процессов неотделимо от процессов физиологического уровня, обеспечивающих возможность осуществления психических процессов.
Возможности организма, без которых большинство психических функций не может осуществляться:
- способности к ощущению,
- моторные способности,
- возможность фиксации следов прошлых воздействий,
- врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы,
- врожд. механизмы, которые созревают в течение первых месяцев жизни.
Психофизиологические функции обеспечивают:
Например, когда мы стараемся что-то запомнить, то используем специальные приемы для более быстрого и качественного запоминания. Однако запоминания не произошло бы, если бы мы не обладали мнемическими функциями, заключающимися в способности запоминать. Мнемическая функция является врожденной. С момента рождения ребенок начинает запоминать огромное количество информации. Первоначально это простейшая информация, затем, в процессе развития, возрастает не только объем запоминаемой информации, но изменяются и качественные параметры запоминания. Вместе с тем существует болезнь памяти, при которой запоминание становится совершенно невозможным (корсаковский синдром), поскольку мнемическая функция оказывается разрушенной. При этой болезни совершенно не запоминаются события, даже те, которые случились несколько минут назад. Поэтому даже при попытке такого больного специально выучить какой-либо текст забывается не только текст, но и сам факт того, что такая попытка предпринималась.
35. Внутренняя деятельность.
Внутренние действия:
Внутренняя деятельность характеризуется двумя основными чертами:
Отличие внутренней деятельности от внешней :
36. Деятельностный подход в психологии.
Психические процессы
могут быть проанализированы
с позиции деятельности, т.к. любой
психический процесс
Например, восприятие вкуса дегустатором имеет свои перцептивные цели и задачи, связанные с нахождением различий и оценкой соответствия вкусовых качеств. Для решения задач производятся перцептивные действия - действия различения, обнаружения, измерения, опознания и др.
Представления о структуре деятельности применимы также к анализу всех остальных психических процессов. Поэтому советская психология разрабатывала деятельностный подход в психологии. С позиции деятельностного подхода психология — это наука о законах порождения, функционирования и строения психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека. Деятельность - исходная реальность, с которой имеет дело психология, а психика - производная от нее и одновременно как ее неотъемлемая сторона. Психика не рассматривается вне деятельности, деятельность — без психики.
Т.о., в упрощенной форме с позиции деятельностного подхода предметом психологии является психически управляемая деятельность.
Методологическое значение психологической теории деятельности.
Большинство научных работ и исследований отечественных психологов строится на принципах деятельностного подхода. В них изучаются психические аспекты деятельности людей или закономерности деятельности с учетом психологических особенностей людей. Результаты этих исследований подтвердили целесообразность развития теории деятельности и использования методологии деятельностного подхода. Этот подход устранил необходимость решать такие философско-теоретические и методологические проблемы, как первичность бытия и сознания, психофизиологическую проблему и др. Деятельность человека реальна, но обусловлена и субъективными (психическими) факторами. Изучая факты реально существующей деятельности, можно исследовать ее субъективные аспекты:
37. Виды человеческой деятельности.
Число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей, поэтому классифицировать все виды деятельности невозможно. Обобщим свойственные всем людям основные виды деятельности: игра, учение и труд.
Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта.
Игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.
Типы игр:
Индивидуальные игры - род деятельности, когда игрой занят один человек,
Групповые — включают несколько индивидов.
Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.
Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.
Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя.
Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Смешанные типы игр:
Отношения, складывающиеся между людьми в игре, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.
Игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.