Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Наиболее сложный вариант сенсомоторной реакции - сенсомоторная координация, при которой динамичным является не только сенсорное поле (например, при реакции на движущийся объект), но и реализация двигательного акта. С данным типом реакции мы сталкиваемся тогда, когда вынуждены не только наблюдать за изменениями сенсорного поля, но и реагировать на них значительным количеством сложных и разнонаправленных движений. Например, при игре в компьютерную игру.
Особые виды психомоторных процессов :
1.Сенсоречевые реакции – восприятие связано с речевым ответом на воспринятое, имеют те же три момента: сенсорный, центральный и моторный. Но центральный момент усложнен и протекает во второй сигнальной системе, а моторный проявляется как двигательный компонент речи.
2. Идеомоторные реакции - связывающие представления о движении с его выполнением. Суть: в формировании автоматизмов и навыков в ходе овладения профессиональной деятельностью. Любая деятельность связана с приобретением двигательных навыков, для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
Идеомоторным процессом - превращение представления о движении в навык с последующим успешным выполнением этого движения.
Результаты психомоторики
широко использовались в спорте, военном
деле, профессиональном обучении и
т. д. Однако в процессе развития психологии
стало ясно, что движение как компонент
деятельности имеет гораздо более
сложную организацию, чем сенсомоторный
процесс. Главный недостаток психомоторики
- двигательный акт рассматривался
в качестве ответной реакции на сенсорный
сигнал. Действие, как мы знаем, всегда
осознанно, т. е. находится в поле нашего
сознания, контролируется им. Мы, за исключением
редких случаев, осознаем то, что делаем.
Учитывая, что сознание всегда активно,
можно предположить, что сознательное
движение и деятельность в целом активны,
а не реактивны, как это трактуется в рамках
психомоторики. Источником
человеческой активности
и деятельности являются
психика человека, его
потребности и мотивы.
сенсомоторные процессы
присутствуют в деятельности человека,
но не объясняют все механизмы
сознательных движений. В их трактовке
отсутствует самый главный
21. Механизм организации движений по Бернштейну.
Представление о физиологии движений сформулированы и экспериментально обоснованы выдающимся российским ученым Н. А. Бернштейном.
Врач-невропатолог, физиолог по научным интересам, Бернштейн - принцип активности — на кот. строится психологическая теория деятельности. В 1947 г . вышла книга Бернштейна «О построении движений», получившая Государственную премию. В ней - одна из новых идей – принцип рефлекторной дуги как механизма организации движений и замена его принципом рефлекторного кольца.
Объект изучения - естественные движения нормального, неповрежденного организма, движения человека. Главное внимание - трудовым движениям. Для изучения движений он разработал специальный метод их регистрации.
До работ Бернштейна в физиологии считали, что: на этапе обучения движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа; в результате действия какого-то стимула она возбуждается, в мышцы идут моторные командные импульсы = движение реализуется. Т. о. описывалась схема рефлекторной дуги: стимул - процесс его центральной переработки (возбуждение программ) - двигательная реакция.
22. Принцип сенсорных коррекций.
Бернштейн: на основе
такого механизма не может осуществляться
сложное движение. Если простое движение
может произойти в результате
прямого проведения моторных команд
от центра к периферии, то сложные
двигательные акты, которые призваны
решать определенные задачи, так строиться
не могут. Т.к. результат любого сложного
движения зависит от целого ряда дополнительных
факторов, которые вносят отклонения
в запланированный ход
Бернштейн предложил новый принцип управления движениями - сенсорных коррекций.
23. Факторы, влияющие на выполнение движения по Бернштейну:
Во-первых, при выполнении движения в большей или меньшей степени возникает явление реактивных сил. ( Например, при взмахе рукой, в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус).
Во-вторых, при движении возникает явление инерции.
(Если резко поднять
руку, то она взлетает вверх
не только за счет тех
В-третьих, существуют определенные внешние силы, влияющие на ход выполнения движения. (Например, если движение направлено на какой-либо предмет, то оно встречает с его стороны сопротивление. Это сопротивление чаще непредсказуемо).
В-четвертых, — это исходное состояние мышц. Состояние мышцы меняется при выполнении движения вместе с изменением ее длины, а также в результате утомления и других причин. Поэтому один и тот же моторный импульс, достигнув мышцы, может дать совершенно иной результат.
Т. е. факторы, воздействующие на ход выполнения движения. =>ЦНС необходима постоянная информация о ходе выполнения движения - сигналы обратной связи. Они могут одновременно поступать от мышц в мозг по нескольким каналам. (Например, когда мы двигаемся, информация о положении отдельных частей тела поступает от проприоцептивных рецепторов. Однако параллельно информация поступает через органы зрения). Аналогичная картина наблюдается даже при выполнении речевых движений. Информация, поступающая по разным каналам, должна быть согласованной, иначе выполнение движения невозможно.
Вывод: существует схема осуществления механизмов движения - схема рефлекторного кольца ( по Бернштейну). Основана на принципе сенсорных коррекций и является его дальнейшим развитием.
Схема выглядит так: из моторного центра (М) в мышцу (рабочую точку мышцы) поступают эффекторные команды. От рабочей точки мышцы идут афферентные сигналы обратной связи в сенсорный центр (3). В ЦНС происходит переработка поступившей информации, т. е. перешифровка ее в моторные сигналы коррекции, после чего сигналы вновь поступают в мышцу. Получается кольцевой процесс управления.
.
В этой схеме рефлекторная дуга выглядит как один из ее частных случаев, когда совершаются движения, не нуждающиеся в коррекции, т. е. движения рефлекторной природы.
24. Схема рефлекторного кольца по Бернштейну.
Позднее Бернштейн детализировал схему рефлекторного кольца:
С наличием большего количества элементов рефлекторное кольцо функционирует так:
1. в программе
записаны последовательные
2. в каждый момент отрабатывается частный этап или элемент,
3. соответствующая частная программа запускается в задающий прибор,
4. из задающего прибора сигналы ( SW — «то, что должно быть») поступают на прибор сличения,
5. на тот же блок от рецептора приходят сигналы обратной связи ( IW — «то, что есть»), сообщающие о состоянии рабочей точки,
6. в приборе сличения эти сигналы сравниваются, и на выходе из него получаются сигналы рассогласования (В\У) между требуемым и фактическим положением вещей,
7. далее они попадают на блок перешифровки,
8. откуда выходят сигналы коррекции,
9. которые через
промежуточные инстанции (
Рецептор не всегда
посылает сигналы на прибор сличения.
Иногда сигнал поступает сразу на
задающий прибор, когда экономичнее
перестроить движение, чем его
корректировать. Это особенно важно
в экстренных ситуациях.
25. Уровни построения движений по Бернштейну.
Бернштейн выдвинул идею об уровневом построении движений. Обнаружил, что в зависимости оттого, какую информацию несут сигналы обратной связи:
— сообщают ли они о степени напряжения мышц,
-- об относительном положении частей тела,
-- о предметном результате движения и т. д.,
Афферентные сигналы
приходят в разные чувствительные центры
головного мозга и
Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений.
Уровень А — самый низкий:
Уровень В — уровень синергий:
Уровень С - уровень пространственного поля.
Уровень D — уровень предметных действий.
Уровень Е — наивысший уровень — уровень интеллектуальных двигательных актов.
26. Выводы психомоторной теории Бернштейна.
( например, письмо
— это сложное движение в котором
участвуют все пять уровней. Уровень А
обеспечивает тонус мышц. Уровень В придает
движениям плавную округлость и обеспечивает
скоропись. Уровень С обеспечивает воспроизведение
геометрической формы букв, ровное расположение
строк на бумаге. Уровень О обеспечивает
правильное владение ручкой. Уровень Е
определяет смысловую сторону письма).