Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
У. Кэннон обнаружил, что:
П. Бард: телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга с эмоциями более всего функционально связан гипоталамус и центральные части лимбической системы.
X. Дельгадо ( в экспериментах на животных): с помощью электрических воздействий можно управлять эмоциональными состояниями - гнев и страх.
Психоорганическая теория эмоций (концепции Джемса—Ланге и Кэннона—Барда) развивалась под влиянием электрофизиологических исследований мозга. В результате возникла активационная теория Линдсея—Хебба: эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, поскольку эта структура отвечает за уровень активности организма. А эмоциональные проявления - изменение уровня активности нервной системы в ответ на какой-либо раздражитель. => ретикулярная формация определяет динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других. Эмоции возникают вследствие нарушения или восстановления равновесия в соответствующих структурах ЦНС в результате раздражителя.
Теории о влиянии эмоций на психику и поведение человека: эмоции регулируют деятельность человека, обнаруживая вполне определенное влияние на нее в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания.
Д. О. Хебб экспериментальным путем получил кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. Установил, что зависимость между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека графически выражается в виде кривой нормального распределения. Так, для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабое, так и слишком сильное эмоциональное возбуждение. Наиболее эффективна деятельность при среднем эмоциональном возбуждении. Для каждого конкретного человека характерен определенный оптимальный интервал силы эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от:
- от особенностей выполняемой деятельности и условий, в которых она протекает,
- от индивидуальных особенностей человека, который ее выполняет,
- и от другого.
49. Теория когнитивного диссонанса Фестингера.
- положительное эмоциональное
переживание возникает у
Консонанс - возникшее позитивное эмоциональное состояние.
Диссонанс — это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс.
Состояние когнитивного диссонанса переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Для этого у него есть два пути:
1. изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности;
2. попытаться получить новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями.
Т. о. возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.
В современной психологии
теория когнитивного диссонанса используется
для того, чтобы объяснить поступки
человека и его действия в самых
различных ситуациях. Причем в детерминации
поведения и возникновении
49. Когнитивная теория эмоций Шехтера.
С. Шехтер раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Концепция названа когнитивно –физиологической: на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. Оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей. В подтверждение теории эмоций - влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной информации, на основании которой человек меняет свою оценку ситуации.
Эксперимент: людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор (плацебо) в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили, что это лекарство должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом — состояние гнева. После принятия «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда по инструкции оно должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, которые они испытывали, в большинстве случаев соответствовали данным им инструкциям.
51. Информационная концепция эмоций Симонова.
-- эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты.
Э = П (И н - И с ), где:
Э — эмоция, ее сила и качество;
П — величина и специфика актуальной потребности;
И н — информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности;
И с — существующая информация, т. е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.
Следствия, вытекающие из формулы:
Т. о. сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции.
52. Экспериментальная теория эмоций Павлова.
И. П. Павлов: ведущую роль в регуляции эмоциональных состояний играет кора больших полушарий, которая:
Если кора мозга
приходит в состояние
О важной роли коры мозга в регуляции эмоциональных состояний, свидетельствуют клинические случаи, в которых наблюдается резкое расхождение между субъективным переживанием и их внешним выражением. У больных с поражениями коры больших полушарий мозга любой раздражитель может вызвать совершенно не соответствующую ему внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки слез. Однако, смеясь, эти больные чувствуют себя печальными, а плача, иногда испытывают веселье.
Роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система, т. к. переживания возникают не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но также могут быть вызваны словами, мыслями. Так, прочитанный рассказ продуцирует соответствующее эмоциональное состояние. 2-ая сигнальная система - физиологическоя основой высших человеческих чувств — интеллектуальных, моральных, эстетических.
Единой точки зрения на природу эмоций нет.
Двойственность природы эмоций.
Эмоции возникают в результате воздействия раздражителя, а их появление - проявление механизмов адаптации человека и регуляции его поведения.
Эмоции сформировались в процессе эволюции животного мира и максимального уровня развития они достигли у человека, поскольку у него они представлены предметно на уровне чувств.
53. Понятие об адаптации человека.
Деятельность человека не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды оказывают воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, часто их воздействие носит отрицательный характер.
Условия, в которых организм человека может функционировать, ограниченны. При повышении или понижении температуры тела на 1 градус человек начинает чувствовать себя некомфортно. Если изменить температуру тела на 5-6 градусов, могут начаться необратимые процессы, приводящие к гибели человеческого организма.
Параметры внешней среды также имеют незначительный интервал изменения характеристик, в рамках которых организм может нормально функционировать.
Что позволяет выжить человеку в условиях, угрожающих жизни?
Понятие адаптации — одно из основных в научном исследовании организма, т. к. механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря им достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек—среда».
Один из первых, изучающих проблему функционирования живого организма как целостной системы - французский физиолог К. Бернар. Его гипотеза: любой живой организм, в том числе и человеческий, существует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма, а это происходит потому, что все системы и протекающие в организме процессы находятся в равновесном состоянии. До тех пор, пока равновесие сохраняется, организм живет и действует. Т. о. постоянство внутренней среды — это условие свободной жизни.
У. Кэннон назвал это свойство гомеостазом.
Гомеостаз — это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. Одним из центральных моментов учения о гомеостазе является представление о том, что всякая система стремится к сохранению своей стабильности.