Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Может быть:
Особенности учебной деятельности - она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности. Благодаря труду человек:
Деятельность человека — сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.
38. Общая характеристика эмоций.
Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение.
Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение - предупреждение о разрушающем характере каких-либо факторов. Т. о., эмоции – один из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.
Эмоции —более широкое понятие, чувства - одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической - эмоции - разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.
В психологии - эмоции - психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
39. Виды эмоций:
Чувственный тон ощущений - окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета.
Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции - интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Например: сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.
Виды эмоций по влиянию на деятельность человека:
Стенические -стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Человек готов «горы перевернуты».
Астенические - переживания ведут к скованности, пассивности.
Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».
Основные «фундаментальные» эмоции:
40. Характеристики эмоций:
Т.о. эмоции связаны с регуляцией деятельности человека.
Они изучаются с использованием субъективных и объективных методов.
Например, покраснение или побледнение кожи человек, изменения уровня адреналина в крови и многое другое - свидетельствует о его эмоциональном состоянии
Большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые включают в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие.
Например, воспоминание о чем-либо неприятном для нас может одновременно с тяжелым чувством вызывать и радость от сознания того, что неприятное осталось в прошлом.
Ярко совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний наблюдается при преодолении трудностей.
Иногда возникает ощущение напряжения и разрешения или облегчения одновременно. В критические моменты деятельности, в ответственные минуты принятия решения, при преодолении затруднений, во всех случаях, когда мы делаем что-либо важное - испытываем напряжение. Сопровождается повышенным вниманием к объекту деятельности, приливом умственных и физических сил, жаждой действий, волнением. Когда мы плохо владеем своими действиями, оно выражается в:
- скованности,
- заторможенности движений,
- суженности восприятия,
- недостаточном распределении внимания.
Возбуждение - успокоение. Возбуждение носит активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Чрезмерное возбуждение может расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.
41. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.
Эмоции проходят путь развития — от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы.
Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка:
при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т. п.
Наряду с этим рано проявляются:
Вначале они
носят бессознательный
Например, если взять на руки новорожденного ребенка и, подняв его вверх, затем быстро опустить вниз, то что ребенок весь сожмется, хотя он никогда еще не падал.
Бессознательный характер носят и первые проявления гнева, связанного с неудовольствием при неудовлетворении их потребностей.
Например, у 2-ухмесячного месячного ребенка, было отмечено проявление страха при взгляде на лицо отца, намеренно искаженное гримасой. У ребенка наблюдались гневные морщинки на лбу, когда его начинали дразнить.
Рано появляются:
Так, на двадцать седьмом
месяце жизни ребенок плакал, когда
ему показывали изображение плачущего
человека, а один трехлетний мальчик
бросался на каждого, кто бил его
собаку, заявляя: «Как вы не понимаете,
что ей больно».
Исследования К. Бюлера показали, что момент переживания удовольствия в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается:
Аффективный характер чувств в раннем возрасте.
Контроль возникает
в старшем дошкольном возрасте, когда
появляются более сложные формы
эмоциональной жизни под
Развитие отрицательных эмоций обусловлено неустойчивостью эмоциональной сферы детей и тесно связано с фрустрацией.
Фрустрация — это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Она может быть разрешена по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан ли его обход или найдена замещающая цель. Привычные способы разрешения фрустрируюшей ситуации определяют возникающие при этом эмоции.
Часто повторяющееся состояние фрустрации и стереотипные формы ее преодоления у одних закрепляют:
у других:
*Для избежания подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. *
Настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не предоставляют ребенку возможности самому достигнуть поставленной перед ним цели и создают фрустрирующие условия, которые способствуют закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности — у других. Целесообразнее использование возрастной особенности детей, которая заключается в неустойчивости внимания. Надо отвлечь ребенка от возникшей проблемной ситуации, и он сам выполнит поставленные перед ним задачи.
Большое значение в формировании агрессивности, играет наказание ребенка, особенно мера наказания. Дети, которых дома строго наказывали, проявляли во время игры с куклами большую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком строго. Полное отсутствие наказаний неблагоприятно влияет на развитие детского характера. Дети, которых за агрессивные поступки по отношению к куклам наказывали, были менее агрессивны и вне игры, чем те, которых совсем не наказывали.
Зачатки нравственного сознания впервые появляются у ребенка под влиянием одобрения, похвалы, а также порицания, когда ребенок слышит со стороны взрослых, что одно — можно, нужно и должно, а другое — нельзя, невозможно, нехорошо. Нопервые представления детей о том, что «хорошо» и что «плохо» - связаны с личными интересами самого ребенка и других людей. Принцип общественной полезности того или иного поступка, осознание его морального смысла определяют поведение ребенка несколько позднее.