Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции.
Существуют различные точки зрения в отношении происхождения психики.
Идеалисты — психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение.
Дуалисты — у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом.
Материалисты — феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.
И.П. Павлов обнаружил, что законы ВНД одинаковы как для животных, так и для человека. => мнение физиологов - физиология ВНД, наука о мозге в целом заменит собой психологию; предположение о том, что сознание, присущее человеку, должно встречаться и у животных.
Л.С. Выготский показал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу: память, произвольное внимание, логическое мышление и др.
Составные части концепции:
1.«Человек и природа».
При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее (создание орудий труда, развитие материального производства).
2. Человек и его собственная психика».
Человек научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции - способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность, выражающиеся в формах произвольной деятельности.
Человек овладел своим поведением с помощью специальных психологических орудий - знаков. Знаки - искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами ( например «узелок на память» или зарубка на дереве ). Столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. => знаки - дополнительныt символs, содержательно связанные с трудовой операцией.
3. «Генетические аспекты».
«Откуда берутся средства-знаки?» Труд создал человека. В процессе совместного труда участники общались с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому. Вероятно, первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса ( «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т.д.) Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды на себя. Так из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека. Функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс, по выражению Л.С. Выготского был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в иптрапсихологические. Процесс превращения интерпснхологических отношений в ннтрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).
В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается то же самое:
- взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать à ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого à ребенок воздействует словом на самого себя.
9. Фундаментальные положения концепции Выготского.
1. Высшие психические функции имеют опосредованную структуру.
2. Для процесса
развития психики человека
Вывод:
Человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, – он научился овладевать собственными высшими психическими функциями, используя психологические орудия - знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, универсальной системой знаков является речь. Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных:
Концепция Выготского
сыграла большую роль в становлении
научной психологической мысли.
1.неосознаваемые механизмы сознательных действий,
2.неосознаваемые побудители сознательных действий,
3.«надсознательные» процессы.
Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой» - «механическая работа», работе, «при которой голова остается свободной». Состояние «свободной головы» — отсутствие сознательного контроля.
Процессы неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:
-одни процессы никогда не осознавались - групп первичных автоматизмов - автоматические действия - врожденными или сформированые в первый год жизни ребенка ( сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое).
-другие сначала были осознаваемыми, но за тем перестали фиксироваться в сознании – автоматизированные действия, или навыками. Это действия, которые вначале были осознаваемыми, т. е. осуществлялись при участии сознания, но в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически.
Процесс формирования навыков имеет фундаментальное значение для каждого индивида, т.к. он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей. Например, обучение игре на музыкальных инструментах.
В процессе освобождения действий от сознательного контроля человек знает, что он делает, — контроль за деятельностью остается. Поле сознания (область информации, которая осознается в определенный момент времени) не однородно. Можно выделить: фокус сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. При выполнении сложных действий, требующих постоянного контроля, они находятся в фокусе сознания. Более отработанные или более простые действия - на периферии сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия - за границей сознания, в области бессознательного. Т. о. контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраняется.
Соотношение компонентов деятельности и сознания не стабильно, т.к. действия, находящиеся в фокусе сознания, меняются. При достижении уровня навыков - действия оттесняются на периферию, а затем в область бессознательного. Когда человек начинает совершать много ошибок (при усталости или плохом самочувствии), то вновь начинает контролировать простейшие действия.
Представленность действий в сознании - отличие навыков от автоматических действий, которые при любых обстоятельствах не осознаются.
Н. А. Бернштейн: выработка навыков — это процесс, идущий с двух противоположных сторон: со стороны сознания и со стороны организма.
Прежде чем совершить какое-либо действие, его исполнение должно быть отработано на уровне сознания. Поэтому мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Существуют автоматизмы в сферах деятельности, не связанных с движением тела ( чтение текста например, азбука Морза).
В отечественной психологии существовало целое направление, разрабатывающее проблему установки в очень широких масштабах. Оно было создано основателем грузинской школы психологов Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950), разработано с его учениками.
По мнению Д. Н. Узнадзе, установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. Скорость и точность реагирования человека на какой-то раздражитель зависит от навыка совершать определенные действия, поэтому навык и установка — одно и то же, но не тождественно. Навык проявляется во время осуществления действия, готовность относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.
Виды установки:
Установка очень важна
для человека, т.к. обеспечивает в
случае внезапной необходимости
выполнение заранее спланированного
действия. Готовность при воздействии
не ожидаемого раздражителя может вызвать
выполнение заранее предполагаемого
действия, что, часто является ошибкой.
Это явление «ошибка установки»
Бывают явления другого рода, когда установка оказывается неосознаваемой (эксперимент с воздушными шарами разного размера, где была иллюзия установки).
Вывод Узнадзе: иллюзия неосознаваема ( в подтверждение этому испытуемого вводили в гипноз и теория доказалась его действиями с шарами).
Т. о. неосознаваемые установки имеют огромное значение для формирования осознаваемых действий.
12. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
- это непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимика и пантомимика, большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека ( мимика лица сочувствующего человека, красим ресницы – открываем рот).
Эти процессы, особенно вегетативные компоненты – классический объект изучения физиологии, но важный и для психологии:
- это дополнительные
средства коммуникации людей.
Они придают речи
- они используются
как объективные показатели
( пример из книги Ю.Б. Гиппенрейтер об эстрадном артисте В. Мессинге - его развитой способности улавливать различные идеомоторные акты, т. е. тончайшие мышечные напряжения и микродвижения, которые сопровождают усиленное представление какого-либо действия).
А. Р. Лурия в 1920-х гг. проводил опыты, в которых изучались феномены, сходные с теми, которые проявляются при использовании современных «детекторов лжи» ( слова кот. первые приходили в голову на слово- стимул и фиксирование движения датчиком). Он создал сопряженную моторную методику, валидность и надежность которой была успешно подтверждена при работе с лицами, находящимися под следствием и подозреваемыми в совершении преступлений.
Современная техника позволяет проводить подобные эксперименты на более высоком уровне, с учетом объективных индикаторов, практически не поддающихся контролю со стороны сознания:
- пульс,
- частота дыхания,
- артериальное давление,
-электрическая активность мозга,
-микродвижения глаз, зрачковая реакция и др.
Т. о. малоосознаваемые реакции информативны и наиболее действенными при общении и передаче информации, при изучении человека.
13. История развития теории бессознательного Фрейда.