Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

конспект по психологии.docx

— 215.34 Кб (Скачать)

      К аморальным:

    • жадность,
    • эгоизм,
    • жестокость и т. д.

 В различных  обществах чувства имеют различия  в содержательном наполнении.

  1. Морально-политические  чувства. Проявляются в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, к государству в целом. Особенность - их действенный характер - они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому задача государства – формирование патриотизма.
  2. Интеллектуальные  чувства - переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Порождает интеллектуальные чувства проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке  гамму переживаний. Интеллектуальные чувства:
    • сопровождают познавательную деятельность человека,
    • стимулируют, усиливают ее,
    • влияют на скорость и продуктивность мышления,
    • на содержательность и точность полученных знаний.

Существование удивления, любопытства, любознательности, чувства  радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в  правильности доказательства —свидетельство взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов. Чувства -  регулятор умственной деятельности.

  1. Эстетические  чувства - эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие предметы и явления действительности, человек испытывает  чувство восхищения их красотой. Глубокие переживания человек испытывает при восприятии:
    • произведений художественной литературы,
    • музыкального,
    • изобразительного,
    • драматического и других видов искусства.

В них специфически переплетаются и моральные, и  интеллектуальные чувства. Эстетическое отношение проявляется через  разные чувства — восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.

Деление чувств условно. Чувства, испытываемые человеком сложны и многогранны, их трудно отнести  к одной категории.

  1. Высшее проявление чувств  - страсть — сложное, качественно своеобразное и эмоциональное состояние, присуще только человеку. Страсть - сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

    С. Л. Рубинштейн: «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений  и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».

    46. Понятие о настроении.

    Настроение — самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение:

    • меньшее интенсивно и предметно, чем эмоции,
    • отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства,
    • может быть радостным
    • печальным,
    • веселым 
    • угнетенным,
    • бодрым
    • подавленным,
    • спокойным
    • раздраженным и т. д.
    • зависит от общего состояния здоровья,
    • зависит от работы желез внутренней секреции, от тонуса нервной системы.

Причины настроения не всегда ясны человеку, а тем более  окружающим его людям. Недаром говорят  о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. В этом настроения похожи на собственно эмоции и близки к сфере бессознательного. Но причина настроения всегда существует и  осознана. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди.

Настроения  различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от:

  • возраста человека,
  • индивидуальных особенностей его характера,
  • особенностей темперамента,
  • силы воли,
  • уровня развития ведущих мотивов поведения.

Оно может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней или недель. Может стать устойчивой чертой личности. *Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов. *

Настроения имеют  значение для эффективности деятельности, которой занимается человек. Одна и та же работа при одном настроении может казаться легкой и приятной, а при другом —тяжелой и удручающей. При хорошем настроении человек выполняет больший объем работы, чем при плохом. 

Настроение  тесно связано  с соотношением между  самооценкой человека и уровнем его  притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, с заниженной - выраженное склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов  => настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний => отказ от удовлетворения данной потребности.

Характеристики эмоций общие. Все виды имеет свои подвиды, которые различаются по:

- интенсивности,

- продолжительности,

- глубине,

- осознанности,

-происхождению,

-условиям возникновения и исчезновения,

-воздействию на организм,

-динамике развития,

-направленности и др.

47. Понятие о стрессе.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции - интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примеры:

  • сильный гнев, 
  • ярость, 
  • ужас,
  • бурная радость,
  • глубокое горе,
  • отчаяние.

Эта эмоциональная  реакция полностью захватывает  психику человека, соединяя главный  воздействующий раздражитель со всеми  смежными, образуя единый аффективный  комплекс, предопределяющий единую реакцию  на ситуацию в целом.

Особенность аффекта - навязывает человеку необходимость  выполнить какое-либо действие, но при  этом у человека теряется чувство  реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает  чрезвычайно сильное эмоциональное  возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит  в двигательное возбуждение. Под  действием этого возбуждения  человек совершает обильные и  часто беспорядочные движения и  действия. Бывает, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Бывает стихийных  бедствиях и технологических катастрофах.

Например, один из пострадавших от землетрясения  в Армении так  описывал событие: «Никогда в жизни не чувствовал себя таким беспомощным... Люди окаменели и  не двигались... Затем  люди бежали без цели. Находившиеся в парке бежали в направлении зданий, хотя это было абсолютно нецелесообразно. Они бежали, чтобы спасти свою жизнь, и кричали как сумасшедшие. Те, кто был в домах, бежали в парки. Все были в панике».

В состоянии аффекта  изменяется функционирование всех психических  процессов. Резко изменяются показатели внимания, его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, поэтому поведение человека неуправляемо в состоянии аффекта. Человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, => невозможно целесообразное поведение.

При самом сильном  аффекте человек в какой-то степени  отдает себе отчет в том, что с  ним происходит, но при этом одни люди могут овладеть своими мыслями  и поступками, а другие — нет - из-за уровня эмоционально-волевой  устойчивости, т. е. из-за особенностей эмоциональной сферы и уровня развития волевых характеристик  человека. Данная характеристика показательна в отношении поведенческой регуляции  людей. Она связана с генетическими  особенностями организма конкретного  человека и особенностями его  воспитания.

Эмоции  отличаются от аффектов:

- длительностью,  аффекты носят кратковременный  характер (например, вспышка гнева), эмоции — это более длительные  состояния. 

- представляют собой  реакцию не только на текущие  события, но и на вероятные  или вспоминаемые.

48. Психологические  теории эмоций.

Стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало появление различных точек зрения, которые находили отражение в соответствующих теориях.

В ХУШ-Х1Х вв. нет  единой точки зрения. Самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, которая строилась на утверждении о том, что органические проявления эмоций — это следствие психических явлений.

И. Ф. Гербарт: фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые нами чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт  между представлениями. Так, образ умершего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще живого, порождает печаль. Это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и органические изменения, характеризующие скорбь.  

В. Вундт:  эмоции — это изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и влиянием последних на чувства, а органические процессы являются следствием эмоций.

Т.о.  первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т. е. психической, природе эмоций. Согласно этой т. з.  психические процессы вызывают определенные органические изменения.

В 1872 г . Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая изменила понимание связи биологических и психологических явлений, и в отношении эмоций.  Дарвин доказывал:  эволюционный принцип применим не только к биологическому, но и к  психическому и поведенческому развитию животных. Так, по его мнению, между поведением животного и человека много общего. Свою позицию обосновывал исходя из наблюдений за внешним выражением разных эмоциональных состояний у животных и людей. Обнаружил большое сходство в экспрессивно-телесных движениях у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу эволюционной теории.  Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния (например, движения), по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев.

 Э. Клапаред:

«Эмоции при затруднении адаптации. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха». Но эта точка зрения уже не соответствовала накопленному к тому времени экспериментальному и теоретическому материалу.  

Современная история эмоций ( 1884 г ) со статьи У. Джемса «Что такое эмоция?». Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию: возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания.

По Джемсу: «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся».

Органические изменения по теории Джемса—Ланге - первопричины эмоций. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме, затем, как их следствие, возникает эмоция. Т. о. периферические органические изменения стали их первопричиной. Появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"