Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Так, если спросить 4-5-летних детей: «Почему не следует драться с товарищами?» или «Почему не следует без спроса брать чужие вещи?», — ответы чаще всего учитывают неприятные последствия, вытекающие или для них лично, или для других людей. Например: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» или «Брать чужое нельзя, а то в милицию поведут». К концу дошкольного периода ответы: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их», т. е. у детей все больше возникает осознание моральных принципов поведения.
К началу школьного обучения - контроль за своим поведением. В связи с развитием нравственных чувств, например дети переживают стыд, когда взрослые порицают их за проступки.
У детей рано обнаруживаются зачатки сложного чувства — эстетического. Первое проявление – удовольствие при слушании музыки. В конце 1-го года могут нравиться определенные вещи (игрушки, личные вещи). Понимание красивого носит своеобразный характер. Детей пленяет яркость красок. Например, из четырех предъявленных в старшей группе детского сада изображений лошади: а) в виде схематического наброска штрихами, б) в виде зачерненного силуэта, в) в виде реалистического рисунка и, наконец, г) в виде лошадки ярко-красного цвета с зелеными копытами и гривой — детям понравилось последнее изображение.
Источники развития эстетических чувств:
Дошкольники не могут оценить художественные произведения. Например, в живописи они обращают внимание на содержание картины и меньше на художественное выполнение. В музыке - любят громкий звук с быстрым темпом и ритм, чем гармонию мелодии. Понимание красоты искусства - в старших классах.
С приходом в школу
чувства ребенка изменяются
с качественной стороны. Умение владеть
своим поведением, сдерживать себя àболее
устойчивые и спокойные эмоции. Ребенок
младшего школьного возраста не выказывает
так непосредственно своего гнева, как
ребенок-дошкольник. Чувства детей-школьников
не имеют аффективного характера, который
показателен для детей раннего возраста.
Новые источники чувств:
=> способствует формированию интеллектуальных чувств.
При удачном стечении обстоятельств ребенка больше привлекает познавательная деятельность, которая сопровождается позитивными эмоциями и чувством удовлетворения от познания нового.
В школьном возрасте меняются жизненные идеалы. Так, если дети дошкольного возраста, находясь главным образом в кругу семьи, в качестве идеала выбирают кого-либо из родных, то с переходом в школу - идеалом выступают другие люди (учителя, литературные герои или исторические личности).
Условия формирования положительных эмоций, чувств:
Эмоций связаны с особенностями жизнедеятельности организма. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний вызывает нарушения в организме. М. И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире но затрагивает деятельность всего организма. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т. д. В результате при одних эмоциональных переживаниях чело век краснеет, при других — бледнеет. Сердце чутко реагирует на изменения эмоциональной жизни, в народе сердце - вместилище души, орган чувств, хотя изменения происходят и в дыхательной, и в пищеварительной, и в секреторной системах.
42. Функции эмоций.
Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека могут развиться болезни, и наоборот, при «+» эмоциях ускоряется процесс исцеления.
Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет процесс удовлетворениея потребностей, какие препятствия встречает, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.
Связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу.
С. Л. Рубинштейн: «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или о' него»*. Т. о. эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.
Чувства участвуют
в обучении. Значимые события
быстрее и надолго
При конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, могут быть противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, что реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону.
Ч. Дарвин: эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
Мимические и
пантомимические движения позволяют
человеку передавать свои переживания
другим людям, информировать их о
своем отношении к предметам
и явлениям окружающей действительности.
Мимика, жесты, позы, выразительные
вздохи, изменение интонации - «языком
человеческих чувств».
Не все чувсва легко распознать. Легче
распознается ужас (57% испытуемых),
затем отвращение (48%) и удивление (34%).
Так, дети быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок сознательно говорит, что он будет плакать, пока родители не выполнят его желание.
Эмоции, вызванные одним и тем же объектом у разных людей сходны, чаще проявления у людей строго индивидуальны.
43. Эмоциональные проявления.
Различия в проявлении эмоций и чувств обусловливают неповторимость конкретного человека, т. е. определяют его индивидуальность.
44. Понятие о чувствах.
Чувства – такое явление, как «смутное чувство» (например, «смутное терзание»), говорит о неопределенности чувств и может рассматриваться как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам.
Особую форму переживания
представляют собой высшие чувства,
в которых заключено все
45. Виды чувств по предметной сфере:
Проявление предполагает,
что человеком усвоены