Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

конспект по психологии.docx

— 215.34 Кб (Скачать)

Так, если спросить 4-5-летних детей: «Почему не следует драться  с товарищами?» или «Почему  не следует без спроса брать чужие  вещи?», — ответы чаще всего учитывают  неприятные последствия, вытекающие или  для них лично, или для других людей. Например: «Драться нельзя, а  то попадешь прямо в глаз» или  «Брать чужое нельзя, а то в милицию  поведут». К концу дошкольного  периода ответы: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать  их», т. е. у детей все больше возникает осознание моральных принципов поведения.

К началу школьного  обучения -  контроль за своим поведением. В связи с развитием нравственных чувств, например дети переживают стыд, когда взрослые порицают их за проступки.

У детей  рано обнаруживаются зачатки сложного чувства —  эстетического. Первое проявление – удовольствие при слушании музыки. В конце 1-го года могут нравиться определенные вещи (игрушки, личные вещи). Понимание красивого носит своеобразный характер. Детей пленяет яркость красок. Например, из четырех предъявленных в старшей группе детского сада изображений лошади: а) в виде схематического наброска штрихами, б) в виде зачерненного силуэта, в) в виде реалистического рисунка и, наконец, г) в виде лошадки ярко-красного цвета с зелеными копытами и гривой — детям понравилось последнее изображение.

Источники развития эстетических чувств:

  • занятия рисованием,
  • пением,
  • музыкой,
  • посещение картинных галерей,
  • театров,
  • концертов,
  • кино.

    Дошкольники не могут  оценить художественные произведения. Например, в живописи они обращают внимание на содержание картины и  меньше на художественное выполнение. В музыке -  любят громкий звук с быстрым темпом и ритм, чем  гармонию мелодии. Понимание красоты  искусства - в старших классах.

С приходом в школу  чувства ребенка изменяются с качественной стороны. Умение владеть своим поведением, сдерживать себя àболее устойчивые и спокойные эмоции. Ребенок младшего школьного возраста не выказывает так непосредственно своего гнева, как ребенок-дошкольник. Чувства детей-школьников не имеют аффективного характера, который показателен для детей раннего возраста.  

Новые источники чувств:

  • знакомство с отдельными научными дисциплинами,
  • занятия в школьных кружках,
  • участие в ученических организациях,
  • самостоятельное чтение книг.

    =>  способствует формированию интеллектуальных чувств.

    При удачном стечении обстоятельств ребенка больше привлекает познавательная деятельность, которая  сопровождается позитивными эмоциями и чувством удовлетворения от познания нового.

В школьном возрасте меняются жизненные идеалы. Так, если дети дошкольного возраста, находясь главным образом в кругу семьи, в качестве идеала выбирают кого-либо из родных, то с переходом в школу - идеалом выступают другие люди (учителя, литературные герои или исторические личности).

Условия формирования положительных  эмоций, чувств:

  1. забота со стороны взрослых. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым.
  2. Ответственность ребенка за другого, забота о младших братьях и сестрах, о домашних животных - для возникновения эмоциональной чуткости.
  3. чувства детей не должны ограниваться только пределами субъективных переживаний, а должны реализовыватся в конкретных поступках, в действиях и деятельности. Иначе можно воспитать сентиментальных людей, способных лишь на словесное излияние, но не способных на неуклонное претворение своего чувства в жизнь.

Эмоций  связаны с особенностями  жизнедеятельности  организма. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний вызывает нарушения в организме. М. И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире но затрагивает деятельность всего организма. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т. д. В результате при одних эмоциональных переживаниях чело век краснеет, при других — бледнеет. Сердце чутко реагирует на изменения эмоциональной жизни, в народе сердце - вместилище души, орган чувств, хотя изменения происходят и в дыхательной, и в пищеварительной, и в секреторной системах.

42. Функции эмоций.

  1. Регуляторная  функция эмоций и чувств.

Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека могут развиться болезни, и наоборот, при «+» эмоциях ускоряется процесс исцеления.

  1. Регуляции поведения .
  2. Эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнял целый ряд специфических функций, свойственных только для них - отражательная  функция чувств – обобщенная оценка событий. Чувства охватывают весь организм, позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, испытывает страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации. Благодаря этой функции человек:
    • ориентируется в окружающей действительности,
    • оценивает предметы и явления с точки зрения их желательности, т. е. чувств;
 
  1. Прединформационная,  или сигнальная функция.

    Возникающие переживания  сигнализируют человеку, как идет процесс удовлетворениея потребностей, какие препятствия встречает, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.

  1. Оценочная, или отражательная.

    Связана с побудительной,  или стимулирующей,  функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу.

    С. Л. Рубинштейн: «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или о' него»*. Т. о. эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.

  1. Подкрепляющая  функция.

     Чувства участвуют  в обучении. Значимые события  быстрее и надолго запечатлеваются  в памяти. Эмоции успеха-неуспеха  -прививают любовь или гасят ее, т. е. эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.

  1. Переключательная  функция.

    При конкуренции  мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, могут  быть противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать  определенной этической норме, что  реализуется в борьбе между страхом  и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону.

  1. Приспособительная. 

    Ч. Дарвин: эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают  значимость  тех  или иных условий  для удовлетворения актуальных для  них потребностей. Благодаря вовремя  возникшему  чувству организм  имеет  возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

  1. Коммуникативная.

    Мимические и  пантомимические движения позволяют  человеку передавать свои переживания  другим людям, информировать их о  своем отношении к предметам  и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные  вздохи, изменение интонации - «языком человеческих чувств». Не все чувсва легко распознать. Легче распознается ужас (57% испытуемых),  затем отвращение (48%) и удивление (34%).  

  1. В рамках коммуникативной  функции выделяют функцию воздействия на окружающих.

    Так, дети быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные  с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок сознательно  говорит, что он будет плакать, пока родители не выполнят его желание.

Эмоции, вызванные  одним и тем же объектом у разных людей сходны, чаще проявления у  людей строго индивидуальны.

43. Эмоциональные проявления.

  1. Преобладающее настроение. Под влиянием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним у одних людей преобладает повышенное, бодрое, веселое настроение; у других — пониженное, подавленное, грустное; у третьих — капризное, раздражительное и т. д.
  2. Эмоциональная возбудимость. Есть люди эмоционально мало чуткие, у которых только чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Они не чувствуют, а осознают ситуацию умом. Другие — возбудимы, малейший пустяк вызывает сильные эмоции. Маловажное событие вызывает у них подъем или падение настроения.
  3. Глубина и устойчивость чувств. Одних людей чувства захватывают целиком, оставляют глубокий след после себя. У других людей - носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и бесследно.
  4. Проявления аффектов и страстей. Есть неуравновешенные люди, легко теряющие контроль над собой и своим поведением, склонные легко поддаваться аффектам и страстям, например необузданному гневу, панике, азарту. Другие -  всегда уравновешенны, владеют собой, сознательно контролируют свое поведение.
  5. Наиболее существенное  различий между людьми - как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. Так, у одних людей чувства носят действенный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие люди склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые у них возникают, не влияют на их поведение.

Различия в проявлении эмоций и чувств обусловливают неповторимость конкретного человека, т. е. определяют его индивидуальность.

44. Понятие о чувствах.

Чувства – такое явление, как «смутное чувство» (например, «смутное терзание»), говорит о неопределенности чувств и может рассматриваться как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам.

  • Чувства связаны с социальной сферой.
  • максимально представлены в нашем сознании.
  • всегда имеют определенное внешнее проявление.
  • более длительные, чем эмоции,
  • психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
  • отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым).
  • возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека.
  • способы выражения чувств менялись в зависимости от исторической эпохи.
  • индивидуальном развитии выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы.
  • играют значимую роль и в построении контактов с окружающими людьми.
  • всегда индивидуальны.
  • опосредуются  системой ценностных установок конкретного человека.

Особую форму переживания  представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство  подлинно человеческих отношений. В  зависимости от предметной сферы, к  которой они относятся, чувства  подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

45. Виды чувств по  предметной сфере:

  1. Нравственные,  или моральные - чувства, переживаемые при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

Проявление предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения  в обществе. Складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его  традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т. д. Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам - аморальны, безнравственны. К нравственным чувствам относят:

  • чувство долга,
  • гуманность,
  • доброжелательность,
  • любовь,
  • дружбу,
  • патриотизм,
  • сочувствие и т. д.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"