Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

конспект по психологии.docx

— 215.34 Кб (Скачать)

После окончания  медицинского факультета Венского университета Фрейд некоторое время работал  в клинике известного парижского психиатра Ж. Шарко, а затем вернулся в Вену и стал работать в качестве практикующего врача. Специализируясь  на лечении неврозов, Фрейд увлекся  теоретическими проблемами личности, в результате чего разработал особый метод лечения психических заболеваний, названный им психоаналитическим. Несмотря на популярность, которую приобрел психоанализ, отношение к этому  методу всегда было и остается двойственным,  т.к. Фрейд, предлагая детально изучать  и анализировать любые факты, связанные с жизнью пациента, многие свои теоретические положения ничем  не обосновывает. Подобное отношение  к фактам со стороны Фрейда, по мнению людей достаточно хорошо знавших  его, объясняется тем, что многие рассматриваемые им проблемы были свойственны  лично ему.

Фрейд внес большой  вклад в изучение  неосознаваемых причин некоторых действий человека и психических явлений. Толчком к глубокому изучению бессознательного явилось для Фрейда присутствие на одном из сеансов гипноза (где женщине внушали действия с зонтиком).

 Фрейда заинтересовал ряд феноменов:

 Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий.

Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то, что сам не знает, почему он это делает.

В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию.

В-четвертых, возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его действия.

Благодаря этому случаю и  опираясь на ряд других фактов, Фрейд создал свою теорию бессознательного.

14. Структура психики  по Фрейду.

Три сферы, или области:

1.сознание,

2. предсознание,

3. бессознательное.

1. Все, что осознается и контролируется человеком.

2. Скрытые или латентные, знания ( которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании, инициируются при возникновении соответствующего стимула). Пример с теоремой Пифагора. Т.о. психика значительно шире сознания. Сознание — видимая часть айсберга, а его большая часть скрыта от осознанного контроля человеком.

3. Содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Информация с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения  и сопротивления. 

Какие знания, или феномены, находятся в области бессознательного и при этом оказывают огромное влияние на поведение человека?

Фрейд считает, что  психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное (либидо). Оно есть у младенца, но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживания вытесняются из сознания в бессознательное. Влечения имеют большой энергетический заряд, но в сознание не пропускаются, т.к. сознание оказывает им сопротивление. Но они периодически прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

3 основные формы  проявления бессознательного:

1.сновидения,

2. ошибочные действия,

3.невротические симптомы.

Методы  исследований бессознательно в психоанализе:

1. метод свободных  ассоциаций - предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека.

2. ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

3. метод анализа сновидений. Во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

Невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для избавления от невротических симптомов, нужно вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.

Причины возникновения невротических  симптомов:

  1. Подавленное сексуальное влечение ( потребность в продолжении рода);
  2. Разнообразные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бессознательного они также образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых «ошибочных действиях»;

    Ошибочным действия -  забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. Оговорки или случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.

15. Надсознательные» процессы.

- процессы образования интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы.

 При попытке решить сложную и значимую проблему,мы перебираем всевозможные варианты, анализируем имеющуюся информацию, но четкого решения проблемы еще нет и тогда используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы. Мы четко представляем себе суть этой проблемы и знаем, как ее решить. Это качественно новый взгляд, который может изменить всю нашу жизнь.

Т.о то, что вошло в наше сознание, явл. интегральным продуктом, хотя у нас не осталось четкого представления, почему мы пришли к такому решению проблемы. Мы знаем только то, о чем мы думали в каждый конкретный момент или определенный промежуток времени. Сам же процесс выработки решения для нас самих остался неосознаваемым. В жизни подобные явления называют интуицией, т. е. способом принятия решения путем анализа на уровне, находящемся вне контроля сознания.

Виды  надсознательных процессов:

- процессы творческого мышления,

- переживания значимых жизненных событий,

- кризисы чувств,

- личностные кризисы и др.

16.Характеристики  надсознательного процесса:

1. субъект не знает конечного решения или итога, к которому приведет надсознательный процесс. Контролируемы  субъектом процессы ( сознательные) характеризуются наличием четкой цели, к которой должны привести выполняемые им действия.

2. Мы не знаем,  когда надсозн. пр. прекращаются, они завершаются внезапно, неожиданно для нас. Сознательные действия предполагают контроль за приближением к конечной цели и знание момента, в который они должны быть прекращены.

Сознательные и  надсознательные процессы постоянно соседствуют друг с другом. ( пример про любовь и выбор профессии).

Ю.Б. Гиппенрейтер – « надсознательные процессы» по содержанию и масштабам крупнее всего того, что может вместить сознание.

17. Схема соотношения  неосознаваемых процессов  сознания.

На уровне сознания можно поместить неосознаваемые побудители сознательных действий (II). Они, вероятно, имеют для человека такое же значение, как и сознательные побудители, но в отличие от последних неосознаваемые побудители сознательных действий вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и периодически прорываются в сознание в особой символической форме. Процессы «надсознания» (III) должны занимать вершину иерархической пирамиды соотношения психических процессов. Они развертываются в форме работы сознания, длительной и напряженной. Результатом ее является некий интегральный итог, который возвращается в сознание в виде новой творческой идеи, нового отношения или чувства.

Как изучить неосознаваемые процессы, если они  не осознаются?

Сведения о неосознаваемых процессах  можно  получить:

  • при анализе динамики формирования навыков,
  • при изучении информации, получаемой исследователем от разнообразных физиологических индикаторов, как это было проиллюстрировано на примере экспериментов А. Р. Лурии.

При изучении неосознаваемых процессов мы оперируем  теми же исходными  данными:

- фактами сознания,

- поведения,

- физиологическими  процессами,

- иллюзиями восприятия,

- ошибками установки,

- фрейдовскими феноменами,

- интегральным результатом  надсознательных процессов.

Их комплексное  использование позволяет изучать «бессознательное».

18. Общее понятие  о психомоторике.

Центральное понятие отечественной психологической науки — деятельность.

 Деятельность — это очень сложное и многоаспектное явление, существующее благодаря единству психических и физиологических процессов.  Единство физиологического и психического не является единственным условием деятельности, необходимо движение.

На движение как необходимое условие нашей жизни и деятельности обратил внимание И. М. Сеченов. В своей книге «Рефлексы головного мозга» он писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение».

Психомоторика - связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека.

Первичным элементом психомоторной  деятельности человека является двигательное действие - достижение элементарной осознанной цели одним или несколькими движениями.

Двигательный  или психомоторный  навык - двигательное действие, развивающееся в процессе обучения, упражнения или повторения.

Сознательное движение всегда имеет цель, т. е. оно всегда на что-то направлено => существует сфера или поле приложения наших усилий - моторное поле.

Сфера, из которой мы черпаем информацию - сенсорное поле.

Наличие механизмов переработки сенсорной информации и формирования моторного акта.

  • для выполнения сознательного движения необходимы три компонента, которые важны в одинаковой степени и без которых движения невозможны.

С появлением работы И. М. Сеченова «Рефлексы головного  мозга» и обоснованием термина «психомоторика» + открытием условных рефлексов И. П. Павловым àв психологии надолго укрепилось представление о рефлекторной природе движений. Движение - ответная реакция на получаемую информацию.

19. Типы сенсомоторных  процессов.

Сенсомоторный процесс - связь восприятия и ответного движения.

Три группы ответных реакций:

1.простая сенсомоторная реакция,

2. сложная сенсомоторная реакция

3.сенсомоторная координация.

Любая сенсомоторная  реакция - самостоятельное действие или элемент сложного психомоторного акта. С физиологической точки зрения сенсомоторные реакции - условные рефлексы. ( пример с комаром и летчиком).

20. Виды реакций по  сложности центрального  момента реакции:

1. Простая сенсомоторная реакция —более быстрый ответ заранее известным простым одиночным движением на внезапно появившийся и, как правило, заранее известный сигнал. Параметр — время. Латентное время реакции - от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Время реализации двигательного действия.

2. В сложных реакциях формирование  ответного  действия  связано с выбором  нужного ответа из ряда возможных. Так, если необходимо из кнопок на пульте выбрать только одну, которую следует нажать в ответ на определенный сигнал, то центральный момент реакции усложняется за счет выбора кнопки и узнавания сигнала. Поэтому такую сложную реакцию принято называть реакцией выбора.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"