Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:35, шпаргалка

Описание работы

1. Психология в системе наук. Структура современной психологии
- Антропология (специальная наука о человеке как особом биологическом виде).
3 основных раздела:
- морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий -- от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности),

Работа содержит 1 файл

Хорошая шпора - 32 вопроса.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Интровертированная  личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Отличаются отстраненностью  от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.

22. Степени  выраженности характера. Акцентуации

Степени выраженности характера в системе  отношений:

1. «Человек - окружающий  мир» - убежденный, беспринципный

2. «Человек - деятельность»  - деятельный, бездеятельный

3. «Человек - другие люди» - общительный, замкнутый

4. «Человек - Я» - эгоистический, альтруистический

Акцентуации характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющие крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Типы  акцентуации:

1. Циклоидный - чередование фаз хорошего и  плохого настроения с различным  периодом.

2. Гипертимный  - постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность

3. Лабильный  - резкая смена настроения в  зависимости от ситуации

4. Астенический - быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям

5. Сензитивный  - повышенная впечатлительность,  обостренное чувство неполноценности

6. Психастенический (тревожный) - высокая тревожность,  мнительность, склонность к самоанализу,  сомнениям

7. Шизоидный - замкнутость, эмоциональная холодность, трудности в установлении контактов

8. Эпилептоидный  - склонность к злобно-тоскливому  настроению с агрессией, педантичность

9. Застревающий - повышенная подозрительность, обидчивость,  стремление к доминированию

10. Демонстративный  - высокая потребность к признанию,  вниманию, лживость, ипохондрия.

11. Дистимный  - преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии

12. Неусточивый  - легко поддаются влиянию окружающих, поиск новых приключений, компаний

13. Конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость  от мнения других, консерватизм.

23. Понятие  воображения. Функции и свойства  воображения

Воображение - это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта.

Человек может  мысленно представить себе то, что  в прошлом не воспринимал или  не совершал, у него могут возникать  образы предметов и явлений, с  которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

1. в регулировании  эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность

2. Представлять  действительность в образах и  иметь возможность пользоваться  ими, решая задачи. Эта функция  воображения связана с мышлением  и органически в него включена.

3. участием в  произвольной регуляции познавательных  процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями

4. состоит в  формировании внутреннего плана действий -- способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

5. планирование  и программирование деятельности, составление таких программ, оценка  их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем  управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

Свойства:

1. Творчество - деятельность, результатом которой  выступает создание новых материальных  и духовных ценностей.

2. Мечта - эмоциональный  и конкретный образ желаемого будущего, характеризующийся слабым знанием способов его достижения и страстным стремлением к претворению его в действительность.

3. Агглютинация - создание новых образов на  основе «склеивания» частей, имеющихся  образов.

4. Акцентирование - создание новых образов путем подчеркивания, выделения тех или иных черт.

5. Галлюцинация - нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во  время болезней, влияющих на состояние  его психики.

24. Виды  воображения. Способы создания  образов воображения

Виды:

В зависимости  от участия воли:

1. Пассивное  (непроизвольное) - создание новых  образов без определенных намерений  человека, при отсутствии или  ослаблении сознательного контроля. (В образах пассивного воображения  "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности).

2. Активное (произвольное) - создание новых образов в  соответствии с сознательно поставленной  задачей и с помощью волевых  усилий (всегда направлено на  решение творческой или личностной  задачи. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами).

По характеру  создаваемого образа:

3. Репродуктивное - вид воображения, при котором  создание образов идет на основе ранее воспринятого.

4. Продуктивное - отличается тем, что в нем  действительность сознательно конструируется  человеком, а не просто механически  копируется или воссоздается.

5. Творческое - создание новых образов в процессе  творческой деятельности человека.

Способы создания образов воображения:

1. Вычленение  образа предмета

2. Изменение  величины объектов

3. Соединение  частей объектов

4. Конструирование  предмета

5. Мысленное  усиление образов

6. Мысленное  ослабление образов

7. Перенос на  другие объекты

8. Создание образов на основе обобщений

25. Понятие  интеллекта

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей человека.

Интеллект основывается на памяти, внимании, скорости протекания психических процессов, способности  к упражняемости, развитию понимания языка, степени утомляемости при совершении мыслительных операций, способности к логическому мышлению, находчивости.

Он тесно  взаимосвязан со всеми познавательными  функциями человека, однако для того, чтобы успешнее исследовать процесс  решения задач, интеллект рассматривается как отдельная функция. Интеллект основывается на памяти, внимании, скорости протекания психических процессов, способности к упражняемости, развитию понимания языка, степени утомляемости при совершении мыслительных операций, способности к логическому мышлению, находчивости и пр.

26. Эмоции  и чувства. Основные функции  и свойства эмоций

Эмоции (чувства)- психические состояния, выражающие отношение человека к окружающей действительности, к другим людям, к самому себе. Человек не только активно познает предметы и явления окружающей мира, но и переживает определенное отношение к ним. Одни события его волнуют, к другим он безразличен, одни вещи ему нравятся, другие оставляют равнодушным, одних людей он любит, других - ненавидит, переживает удовольствие и неудовольствие, радость и горе, отчаяние и воодушевление. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Функции эмоций:

· Оценочная - в  деятельности человека выполняют функцию  оценки ее хода и результатов. Они  организуют деятельность, стимулируя и направляя ее;

· Сигнальная - эмоции сигнализируют человеку о состоянии его потребностей о воздействии полезного или вредного на организм;

· Побудительная - эмоции выступают как мощные источники;

· Коммуникативная - мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям.

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующаяся устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Свойства  эмоций:

1. универсальность

2. динамичность

3. доминанта  (более сильные эмоции способны  подавлять)

4. адаптация

5. заразительность  (положительные или отрицательные  эмоции могут повлиять на окружающих)

6. перенос

7. амбивалентность  (одновременное сосуществование  2 разномодальных эмоций)

8. суммация

27. Речь  и язык. Функции и виды речи

Речь - процесс использования человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь является средством мышления. Благодаря речи люди обмениваются своими мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях и мечтах.

Язык - система словесных знаков, с помощью которой осуществляется общение между людьми (общаясь друг с другом, люди употребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка - русского, немецкого, французского и т.д.). Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство.

Функции речи:

1. Выражения

2. Воздействия

3. Сообщения,  общения

4. Обозначения

Виды  речи:

1. Устная - общение  между людьми посредством произнесения  слов вслух, с одной стороны,  и восприятия их людьми на слух - с другой.

Делится на: а) монологическую - речь одного человека, в течение  относительно длительного времени  излагающего свои мысли

б) диалогическую - разговор, в котором участвуют  не менее двух собеседников

2. Письменная - изображается графически, с помощью письменных знаков (букв), обозначающих звуки устной речи. Особенность - она обращена к отсутствующему читателю, который находится в другом месте, в другой обстановке и прочтет написанное только через некоторое время.

3. Внутренняя - речь про себя. Ею пользуются в процессе мышления. Эта речь позволяет человеку мыслить на основе родного языка даже тогда, когда человек и не говорит громко. Люди обычно думают на том языке, на котором говорят. Перед тем как выразить мысль устно или письменно, человек часто проговаривает ее про себя, т.е. во внутренней речи.

Свойства  речи:

1. Выразительность

2. Воздейственность: а) поучение

б) наставление

3. Понятность

4. Содержательность

28. Виды  эмоций и чувств

Виды  чувств:

1. Интеллектуальные - чувства, связанные с познавательной деятельностью человека (это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения).

2. Нравственные - чувства, в которых выражается  отношение человека к требованиям  общественной морали (чувство долга, совесть).

3. Эстетические - чувства, возникающие у человека  в связи с удовлетворением  или неудовлетворением эстетических  потребностей (чувство возвышенного, прекрасного и красивого, чувство  героического, чувство драматического, источником эстетического чувства является музыка, живопись, скульптура, художественная проза, произведения архитектуры, созерцания природы).

Виды  эмоций:

1. Стенические  (бодрящие) - переживания, повышающие  активность деятельности человека, увеличиваю силу и энергию  человека

2. Астенические (угнетающие) - переживания, снижающие активность деятельности человека, уменьшают силу и энергию человека.

К.Изард выделил  фундаментальные и базовые эмоции

Базовые:

- интерес - положительное  эмоц.состояние, способствующее  развитию навыков и умений, приобретению знаний

- радость - положительное  эмоц.состояние, связанное с возможностью  достаточно полно удовлетворить  актуальную потребность

- удивление  - эмоц.реакция на внезапно возникшие  обстоятельства. Тормозит все предыдущие  эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший

- страдание  - отриц.эмоц.состояние, связанное  с полученной достоверной или  кажущейся таковой информацией  о невозможности удовлетворения  важнейших потребностей

- гнев - отриц.эмоц.состояние,  как правило, протекающее в  форме аффекта и вызываемое внезапным серьезного препятствия при удовлетворении потребности

- отвращение - отриц.эмоц.состояние,  вызываемое объектами, взаимодействие  с которыми вступает в резкое  противоречие с принципами и  установками субъекта.

- презрение  - отриц.эмоц.состояние. возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов

- страх - отриц.эмоц.состояние,  появляющееся при получении субъектом  информации о возможной угрозе  его жизненному благополучию, о  реальной или мнимой опасности

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"