Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:35, шпаргалка
1. Психология в системе наук. Структура современной психологии
- Антропология (специальная наука о человеке как особом биологическом виде).
3 основных раздела:
- морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий -- от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности),
- абстрактно-логическое
(мышление с опорой на понятия,
2) По характеру решаемых задач:
- теоретическое,
- практическое.
3) По степени развернутости и осознанности :
- дискурсивное,
- интуитивное.
4) По степени новизны и оригинальности:
- репродуктивное (воспроизводящее),
- продуктивное (творческое)
18. Понятие способностей. Способности и задатки
Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.
Развитие способностей происходит поэтапно.
Предпосылкой развития способностей являются ЗАДАТКИ - это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения
Способности:
1. Общие (определяют
успехи человека в самых
2. Специальные (определяю успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные)
3. Теоретические
(определяют склонность
4. Практические
(лежат в основе склонности
к конкретно-практическим
5. Учебные (они
влияют на успешность
6. Творческие (связанны
с успешностью в создании
7. Способности к общению, взаимодействию с людьми
8. Предметно-деятельностные
способности, связанные со
18. Формы и операции мышления. Мышление как процесс решения задач
Формы:
1. Понятие (отражение
в сознании человека
2. Суждение (это
установление связей между
= общие (утверждается
что-либо относительно всех
= частные (Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными»)
= единичные (единичное суждение касается только одного объекта: «Волга - крупнейшая река в Европе»).
3. Умозаключение (на основе нескольких суждений делается определенный вывод):
= индуктивное
(на основе ряда частных
= дедуктивное
(распространение общего
Операции:
1. Анализ - это
мысленное разделение
2. Синтез - мысленное
объединение частей или
3. Сравнение
- это сопоставление предметов
и явлений, нахождение
4. Обобщение-
мысленное объединение
5. Конкретизация - мыслительная операция, характеризующаяся переходом от общего к конкретному.
6. Абстрагирование - это мысленная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного (благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления)
7. Систематизация
- это расположение отдельных
предметов, явлений, мыслей в
определенном порядке по
Мышление как процесс решения задач:
Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач:
1. Ориентировочные действия (анализ условий),
2. Исполнительные действия (выбор примеров решения),
3. Нахождение ответа (сверка решения с исходными условиями задачи).
Виды поиска решения задач:
1. поиск по
средством систематических
2. случайный;
3. выборочный;
4. избирательный (селективный) поиски.
Процесс формирования умственных действий:
1. Выявление
ориентировочной основы
2. Формирование действия в материальном виде;
3. Действие формируется в громкой речи;
4. Этап формирования действия во внешней речи про себя;
5. Формирование речи во внутренней речи.
По целям мыслительной деятельности можно выделить задачи:
- распознавания,
- конструирования,
- объяснения,
19. Виды и уровни способностей
Способности это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.
Развитие способностей происходит поэтапно.
Предпосылкой развития способностей являются ЗАДАТКИ - это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения
Виды:
1. Общие (определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук):
- элементарные - ощущать, воспринимать, запоминать, мыслить, речевая способность, переживать
- сложные - способность к игре, к учению, труду, общению
2. Специальные
(определяю успехи человека в
отдельных видах деятельности
и общения, где необходимы
- элементарные - музыкальный слух, высокая обонятельная чувствительность
- сложные - педагогические, математические, организаторские
Уровни:
1. Одаренность (человек, способный ко многим видам деятельности)
2. Талант (высшая степень способностей личности к определенной деятельности)
3. Гениальность
(высшая степень творческих
20. Понятие характера. Структура характера
Характер - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Характер -- это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).
Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Структура характера - отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию:
В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.
Ко второй группе относят интеллектуальные (характерные свойства человека, обуславливающие способы и динамику решения познавательных задач), волевые (способность человека достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние трудности) и эмоциональные (свойства характера человека, показывающие способность человека достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние трудности) черты характера.
21. Типология характера (Э.Фром, К.Юнг)
Типы характера по Э.Фрому (врач-психиатр фрейдистской ориентации):
1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи
Интересно наблюдение Э. Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э. Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц.
2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию (обман, тщетное ожидание), крушение надежд у данного человека. Э.Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц.
3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой».
Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я». Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.
Типы характеров по К.Юнгу:
1. Экстравертированный
(открытый) - мы имеем дело с
общительным человеком,
2. Интровертированным (замкнутый).- мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов