Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:35, шпаргалка

Описание работы

1. Психология в системе наук. Структура современной психологии
- Антропология (специальная наука о человеке как особом биологическом виде).
3 основных раздела:
- морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий -- от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности),

Работа содержит 1 файл

Хорошая шпора - 32 вопроса.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Безусловный рефлекс - наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма.

Этапы:

1. Развитие сенсорных процессов - простые безусловные рефлексы (миграция, продолжение вида, стадное (групповое) поведение, оборонительное поведение, гигиеническое поведение)

2. Развитие перцептивных  процессов - сложные безусловные  рефлексы (инстинкты) - это сложные  врожденные действия животных, при помощи которых они удовлетворяют свои потребности.

3. Развитие интеллектуальных  действий - навыки животных (такие  действия животных, которые они  приобретают в индивидуальном  опыте благодаря многократному  повторению и закреплению - напр.дрессировка животных в цирке).

4. Физиопсихологическое  развитие человека в процессе  труда - с первобытного времен  в процессе труда совершенствовались  физические и психические особенности  человека, развивались его мозг  и органы чувств, психические качества, способности.

5. Развитие сознания  человека - высшая ступень развития  психики, которая возникала в  процессе общественной трудовой  деятельности людей при постоянном  общении их между собой с  помощью языка, открывающая человеку  возможность обобщенного и всестороннего знания законов природы и общества, активного преобразования окружающего мира.

6. Развитие самосознания - умения познать себя путем  познания других; потребность осознать  себя как личность, возникновение  интереса к своей внутренней  жизни, к качествам собственно личности, потребность в самооценке.

7. Развитие социального  поведения - сложные умения интерпретации  законов общества

7. Понятие,  структура и содержание сознания

Сознание - функция головного мозга, сущность которой заключается:

1 сущность - в адекватном, обобщенном и осуществляющемся в речевой форме активном отражении действительности (с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях, но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире);

2 сущность - в  связывании вновь поступающей  информации с прежним опытом (открываю  один глаз утром и определяю,  где я, то я в сознании)

3 сущность - выделении  человеком себя из окружающего  мира, противопоставление себя как субъекта, конструктивно-творческой переделке внешнего мира (познающий субъект, способный мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролирующий собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность)

Главным условием возникновения и развития человеческого  сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная  деятельность людей

Сознание человека - это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Характеристики сознания - непрерывность, динамизм, направленность (с чем связан интерес)

Структура сознания:

- осознание  вещей, а также переживание,  то есть определенное отношение  к содержанию того, что отражается

- ощущения,

- восприятия,

- представления,

- понятия,

- мышление

- внимание

- волнение,

- боязнь,

- плач,

- восхищение,

-любовь

-ненависть

Содержание  сознания:

- образы непосредственного  окружающего мира (напр.природы),

-образы-воспоминания (напр.из детства, значимой встречи),

-мимолетные  ощущения себе, своей силы и  благополучия,

-острое отрицательное  эмоциональное переживание (думаешь  о чем-то хорошем, а затем  вспоминаешь, что завтра тебе  нужно что-то доделать на работе)

- мысли

- идеи

8. Состояния  сознания. Неосознаваемые процессы

Состояния сознания:

-эмоциональные состояния  (больше в литературе при описании  состояний героев, их переживаний,  эмоций)

- устойчивые состояния  (спокойно о чем-то думаем, о  каком-то ярком образе)

- изменчивые состояния  (переход от одной мысли на другую)

- произвольные (процессы  сознания организуются и направляются  субъектом)

- непроизвольные (процессы  сознания происходят как бы  сами собой)

Неосознаваемые  процессы (3 класса):

1. неосознаваемые  механизмы сознательных действий - многие из них образуются путем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни:

а) неосознаваемые автоматизмы (действия или акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Иногда говорят о "механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной". "Свободная голова" и означает отсутствие сознательного контроля; это врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка - напр. сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба);

б) явления неосознаваемой установки - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении - напр. ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д. Подобные преднастройки позы руки иллюстрируют моторную установку, спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку - это тоже моторная установка, когда вам дается какой-нибудь математический пример, выраженный в тригонометрических символах, то у вас создается установка решать его с помощью формул тригонометрии - умственная установка;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий - неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия - напр. человек, который смотрит на другого, порезавшего, например, палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает, нарезая хлеб я двигаю челюстями как бы помогая, но не замечаю этого - непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций (слезы, дрожь, расширения зрачка), сопровождающих действия и состояния человека.

2. неосознаваемые  побудители сознательных действий - они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме; эта тема тесно связана прежде всего с именем Зигмунда Фрейда - создал свою теорию бессознательного - сознание, предсознание (те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют -напр. вспомнили имя дедушки по отцу, хотя о нем не думали) и бессознательное - то, что не осознается, находятся вытесненные желания, влечения, переживания, находятся инстинкты - жизни (сексуальные влечения), смерти (если что-то не получается, мы говорим, застрелимся, повесимся - как бы стремимся к смерти), находятся мысли, желания, которые мы считаем непристойными, находятся материалы, которые не совместимы с нашим сознанием;

3. "надсознательные"  действия - это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем "вторгается" в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее течение.

.- напр. заняты  решением проблемы, о которой  думаем изо дня в день в  течение длительного времени.  Это жизненно важная проблема, очень затронула, вызвала мучительные  размышления, колебания, сомнения. Думая над проблемой, мы перебираем  и анализируем различные впечатления и события, высказываем предположения, проверяем их, спорим с собой и с другими. И вот в один прекрасный день все проясняется - как будто пелена падает с глаз. Иногда это случается неожиданно, спонтанно, мы приобретаем абсолютно новый взгляд на решение проблемы, о которой раньше не задумывались, это ведет к новому повороту в нашей жизни. Почему же подобные процессы следует поместить вне сознания? Потому, что они отличаются от сознательных процессов, по крайней мере, в следующих двух важных отношениях.

Во-первых, субъект  не знает того конечного итога, к  которому приведет "надсознательный" процесс. Сознательные же процессы предполагают цель действия, т. е. ясное осознание  результата, к которому субъект стремится. Во-вторых, неизвестен момент, когда "надсознательный" процесс закончится; часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сюда следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы.

9. Понятие  самосознания. Структура самосознания

Самосознание - потребность осознать себя как личность, возникновение интереса к своей внутренней жизни, к качествам собственно личности, потребность в самооценке, это процесс развития сознательной личности, это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, осознание себя как особой и единой личности.

Самосознание  человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному  оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира

Всю информацию об окружающем мире человек оценивает  на основе системы представлений  о себе и формирует поведение  исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Структура самосознания:

10. Понятие  деятельности. Структура и виды  деятельности

Деятельность - форма активного отношения человека к окружающему миру (в процессе деятельности человек познает окружающей мир, его закономерности, воспринимает различные явления, в процессе деятельности создаются продукты и материальные вещи - одежда, пища, жилище, без которых не может существовать человек, происходит создание духовные ценностей - музыки, живописи, поэзии, науки), определяемая осознанной целью (осознает цель и способы ее достижения, планирует, учитывает возможные трудности, предвидит результат) и связанная с преобразованием действительности (своим трудом преобразует окружающий мир - пустыни становятся цветущими садами, реки изменяют русло и направление, в тундре и тайге возникают города).

Структура (состав) деятельности:

1. Мотив (побуждение  деятельности человека)

2. Цель (то, на  что направлена непосредственно  деятельность).

3. Задача

4. Планирование  работы, выбор наиболее рационального  способа действия.

5. Операции - частные  акты действия (выполнение, осуществление  деятельности).

6. Проверка результатов

7. Исправление  ошибок, если они были.

8. Сопоставление  полученных результатов с запланированными.

9. Подведение  итогов работы.

Виды  деятельности:

1. Трудовая (дает продукты, удовлетворяющие потребности общества - материальные, духовные - потребность делиться мыслями, чувствами)

2. Учебная (в  процессе игры ребенок познает  явления жизни, общественные отношения  людей) делится на:

- коллективную; спортивную

3. Общественная

4. Индивидуальная

11. Понятие  ощущений. Cвойства и закономерности  ощущений

Ощущение - это процесс первичной переработки информации, которая представляет собой непосредственное, чувственное отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира. (Напр. мы в походе, рано утром просыпаемся, слышим щебетание птиц, шум леса, всплески воды, видим солнышко, чувствует бодрящую свежесть - это вызывает у нас разные ощущения - зрительные, слуховые, обонятельные, температурные).

Свойства  и закономерности ощущений:

1. Адаптация - приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. (напр. зрительная адаптация наблюдается при переходе человека из ярко освещенного помещения в темноту, вначале ничего не видно, а затем он постепенно начинает различать очертания предметов; температурная - при входе в реку в первый момент вода кажется очень холодной, но вскоре мы уже не ощущаем холода).

2. Контраст - слабые раздражители увеличивают чувствительность к действующим раздражителями, а сильные уменьшают эту чувствительность. (напр. - после горького вкусового ощущения обычная вода кажется сладковатой; серый квадрат на белом фоне будет казаться темнее).

3. Пороги ощущений - характеризует интервал от минимальной величины раздражителя, начинающего вызывать ощущение (нижний порог) до максимальной величины, до которой раздражение еще ощущается (верхний порог). (напр. - мы не ощущаем тиканья ручных часов, находящихся в другом конце комнаты, а начинаем слышать это тиканье при приближении к часам на известное расстояние, когда сила слухового раздражения достигает определенной величины. Момент возникновения первого ощущения - еле заметного тиканья часов - и будет абсолютным порогом слухового ощущения)

4. Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в связи с повышение возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. (напр. - обонятельные ощущения часто определяют вкусовые: ощущение приятного запаха во время еды повышает аппетит, музыка также влияет на вкусовые ощущения).

5. Последовательные  образы - продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

12. Классификация  ощущений

По Шеррингтону

1. Интерорецептивные (органические) - сигнализируют о состоянии внутренних органов:

- ощущение боли

- ощущение равновесия (находятся во внутреннем ухе  и дают сигналы о движении  и положении головы)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"