Развитие ребенка в раннем детстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Основная цель нашего исследования – раскрыть и изучить особенности психического развития детей в раннем детстве

Содержание

Введение…………………………………………………………..5
Глава I. Развитие когнитивных функций в раннем детстве…...6
1.1. Общая характеристика раннего детства…………………...6
1.2. Речевое развитие ……………………………………………10
1.3. Умственное развитие………………………………………..20
Глава II. Эмпирическое исследование умений и навыков
ребенка…………………………………………………………….29
2.1. Обоснование методов исследования……………………….29
2.2. Анализ результатов исследования…………………………45
Заключение ……………………………………………………….54
Список использованной литературы…………………………...55
Приложение……………………………………………………….56

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 102.86 Кб (Скачать)

    По  заданию с предметами быта выполнен норматив 2,5 лет — подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

    Приобретение  этих умений демонстрирует нормальное усвоение ребенком специфических функций и значений предметов, развитие способностей осуществлять обобщение в действии, обратимость действий, комбинирование уже известных действий для достижения цели.

    По  речевому заданию выполнен норматив 2,5 лет – по просьбе достает предмет из-под стола и прячет под стол, понимает что значит пройти вперед и отойти назад.

    Результаты  показали что у ребенка нормальные способности ориентироваться в пространстве и имеются первые пространственные представления.

    Память  у Голубятниковой Анастасии Витальевны соответствует нормативу 2,5 лет –  выполняет 4-5 действий, называет свои имя, фамилию, частично отвечает на вопросы.

    По  результату можно судить о нормальном формировании и развитии памяти.

    В ходе диагностика развития эмоционально-волевой сферы, наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, было выявлено что:

1. Общий фон настроения ребенка: адекватный, ребенок активен, с наличием познавательных интересов, легко возбудим.

2. Контактность ребенка (желание сотрудничать со взрослыми).Затруднений в установлении контакта с испытуемым зафиксировано не было

3. Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. Поощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную положительными эмоциями реакцию.

4. Эмоциональное реагирование на замечания и требования. Ребенок исправляет свое поведение в соответствии с замечанием.

5. Реагирование на трудности и неуспех в деятельности. Ребенок самостоятельно способен обнаружить ошибочность собственных действий, при этом фиксируются высказываниях типа «так, не так?», «а как же?», «правильно», «неправильно», «а теперь правильно?», «ой!». Обнаружив ошибку и немедленно среагировав на нее в речевом плане, сосредоточивается на выполнении заданий и очень серьезно, исправляя ошибки, старается достичь желаемого результата, обращаясь по мере необходимости за помощью к взрослому. Несколько раз было зафиксировано проявление органической возбудимости, т.е. активный уход от выполнения задания, в форме агрессивных действий, разрушающих экспериментальную ситуацию.

    В ходе диагностики особенностей формирования предречевой и речевой сфер были выявлено:

      По заданию - называние предметов выполнен норматив 2,5 лет называет все предметы. Словарный запас ребенка соответствует развитию.

    По  заданию идентификации изображений по названию выполнен норматив 2 лет – называет 5 картинок, т.е. ребенок умеет идентифицировать изображения предметов по названию.

    По  заданию называние изображений выполнен норматив 2,5 лет - называет многие картинки из групп: животные, люди посуда, одежда, мебель, т.е. у ребенка нормально развита способность называть словом то, что он видит, словарь ребенка достаточно развит.

    По  заданию понимание простых инструкций выполнен норматив 2,5 лет - выполняет больше 10 инструкций, т.е. ребенок достаточно хорошо понимает речь взрослого, обращенную к нему.

    В ходе диагностики развития двигательной сферы выявлено:

    По  развитие крупной моторики выполнен норматив 2,5 лет - приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга.

    По  оценке мелкой моторики выполнен норматив 2,5 лет - делает две или больше линий при рисунке креста, т.е. у ребенка нормальное состояние тонкой моторики и зрительно-моторной координации.

    У Вороновой Дарьи Евгеньевны в ходе диагностики особенностей формирования познавательной сферы по заданию с кубиками выполнен норматив 2,5 лет, ребенок строит башню из 7-8 кубиков, строит по показу поезд из 4 кубиков в ряд и более и добавляет трубу, строит по показу мост.

    Это задания демонстрируют возможность  выбора системы действий по достижению конкретного результата, представленного  в восприятии, способность к организации  целесообразного поведения и  умение самостоятельно контролировать процесс выполнения задания, способности  производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями, вычленять  элементы и правильно ориентировать  их друг относительно друга, обнаруживать и исправлять ошибки.

    По  результату выполненного задания можно  судить о том, что степень развитости умения у ребенка производить  зрительное сравнение трехмерных моделей  и устанавливать идентичность, а  также степень конкретности инструкции соответствует нормальному развитию.

    По  заданию с геометрическими формами  выполнен норматив 2,5 лет — собирает две простые доски Сегена.

    По  результату выполненного задания можно  судить о том, что развитие у ребенка  нормальное представление о форме  и возможности организации действий в соответствии с этим представлением, нормальная способность производить сенсорные дифференцировки, узнавать простые геометрические фигуры, зрительно воспринимать их, устанавливать между ними сходство и различие, воспринимать геометрическую фигуру на фоне, а также развитие ориентации в пространственных отношениях и понимание отношения части и целого.

    По  заданию с соотнесением предметов  выполнен норматив 2,5 лет – хорошо собирает пирамидку, с учетом размера  колец производя 1-2 ошибки, складывает по размеру чашки одну в другую, выстраивает из чашек вертикальную модель, вкладывает две матрешки одну  в другую.

    По  результату выполненного задания можно  судить о том, что развитие у ребенка  нормальное, ребенок проявляет хорошую  способность организовать и осуществить  систему целесообразных действий, обнаружить ошибки и исправить их, выявить  определенное понимание заданий  и путей их решения как методом  проб и ошибок, так и на основе зрительного сравнения и дифференциации размеров объектов.

    По  заданию с предметами быта выполнен норматив 2,5 лет — подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано  и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

    Приобретение  этих умений демонстрирует нормальное усвоение ребенком специфических функций  и значений предметов, развитие способностей осуществлять обобщение в действии, обратимость действий, комбинирование уже известных действий для достижения цели.

    По  речевому заданию выполнен норматив 2,5 лет – по просьбе достает  предмет из-под стола и прячет под стол, понимает что значит пройти вперед и отойти назад.

    Результаты  показали что у ребенка нормальные способности ориентироваться в пространстве и имеются первые пространственные представления.

    Память  у Вороновой Дарьи Евгеньевны соответствует нормативу 2,5 лет – выполняет 4-5 действий, называет свои имя, фамилию, частично отвечает на вопросы.

    По  результату можно судить о нормальном формировании и развитии памяти.

    В ходе диагностика развития эмоционально-волевой  сферы, наблюдая за деятельностью ребенка  в эксперименте, было выявлено что:

    1. Общий фон настроения ребенка: адекватный, ребенок активен, с наличием познавательных интересов.

    2. Контактность ребенка (желание сотрудничать со взрослыми). Затруднений в установлении контакта с испытуемым зафиксировано не было

    3. Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. Поощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную положительными эмоциями реакцию.

    4. Эмоциональное реагирование на замечания и требования. Ребенок исправляет свое поведение в соответствии с замечанием.

    5. Реагирование на трудности и неуспех в деятельности. Ребенок самостоятельно способен обнаружить ошибочность собственных действий, при этом фиксируются высказываниях типа «так, не так?», «а как же?», «правильно», «неправильно», «а теперь правильно?», «ой!». Обнаружив ошибку и немедленно среагировав на нее в речевом плане, сосредоточивается на выполнении заданий и очень серьезно, исправляя ошибки, старается достичь желаемого результата, обращаясь по мере необходимости за помощью к взрослому.

    В ходе диагностики особенностей формирования предречевой и речевой сфер были выявлено:

      По заданию - называние предметов  выполнен норматив 2,5 лет называет все предметы. Словарный запас ребенка соответствует развитию.

    По  заданию идентификации изображений  по названию выполнен норматив 2 лет  – называет 5 картинок, т.е. ребенок  умеет идентифицировать изображения  предметов по названию.

    По  заданию называние изображений  выполнен норматив 2,5 лет - называет многие картинки из групп: животные, люди посуда, одежда, мебель, т.е. у ребенка нормально  развита способность называть словом то, что он видит, словарь ребенка  достаточно развит.

    По  заданию понимание простых инструкций выполнен норматив 2,5 лет - выполняет  больше 10 инструкций, т.е. ребенок достаточно хорошо понимает речь взрослого, обращенную к нему.

    В ходе диагностики развития двигательной сферы выявлено:

    По  развитие крупной моторики выполнен норматив 2,5 лет - приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих  на полу на расстоянии 20 см друг от друга.

    По  оценке мелкой моторики выполнен норматив 2,5 лет - делает две или больше линий  при рисунке креста, т.е. у ребенка  нормальное состояние тонкой моторики и зрительно-моторной координации.

    У Прядкиной Елизаветы Павловны в ходе диагностики особенностей формирования познавательной сферы по заданию с кубиками выполнен норматив 2,5 лет, ребенок строит башню из 7-8 кубиков, строит по показу поезд из 4 кубиков в ряд и более и добавляет трубу, строит по показу мост.

    Это задания демонстрируют возможность  выбора системы действий по достижению конкретного результата, представленного  в восприятии, способность к организации  целесообразного поведения и  умение самостоятельно контролировать процесс выполнения задания, способности  производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями, вычленять  элементы и правильно ориентировать  их друг относительно друга, обнаруживать и исправлять ошибки.

    По  результату выполненного задания можно  судить о том, что степень развитости умения у ребенка производить  зрительное сравнение трехмерных моделей  и устанавливать идентичность, а  также степень конкретности инструкции соответствует нормальному развитию.

    По  заданию с геометрическими формами  выполнен норматив 2,5 лет — собирает две простые доски Сегена.

    По  результату выполненного задания можно  судить о том, что развитие у ребенка  нормальное представление о форме  и возможности организации действий в соответствии с этим представлением, нормальная способность производить  сенсорные дифференцировки, узнавать простые геометрические фигуры, зрительно  воспринимать их, устанавливать между  ними сходство и различие, воспринимать геометрическую фигуру на фоне, а также  развитие ориентации в пространственных отношениях и понимание отношения  части и целого.

    По  заданию с соотнесением предметов  выполнен норматив 2,5 лет – хорошо собирает пирамидку, с учетом размера  колец производя 1-2 ошибки, складывает по размеру чашки одну в другую, выстраивает из чашек вертикальную модель, вкладывает две матрешки одну  в другую.

    По  результату выполненного задания можно  судить о том, что развитие у ребенка  нормальное, ребенок проявляет хорошую  способность организовать и осуществить  систему целесообразных действий, обнаружить ошибки и исправить их, выявить  определенное понимание заданий  и путей их решения как методом  проб и ошибок, так и на основе зрительного сравнения и дифференциации размеров объектов.

Информация о работе Развитие ребенка в раннем детстве