Психическое развитие ребенка в раннем возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 18:10, реферат

Описание работы

После младенчества начинается новый этап развития человека - раннее детство (от 1 года до 3 лет). Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Предыстория психического развития теперь уступила место его подлинной истории. Следующие два года - период раннего детства - приносят ребенку новые принципиальные достижения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со
взрослым…………………………………………………………………………….5
2. Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего возраста…..7
2.1. Зарождение новых видов деятельности…………………………………...10
3. Познавательное развитие ребенка…………………………………………..12
4. Развитие речи………………………………………………………………….14
5. Развитие личности в раннем детстве………………………………………...18
Кризис трех лет.
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Московский гуманитарно.docx

— 55.43 Кб (Скачать)

                          Московский гуманитарно-экономический институт

                                                  Тверской филиал

                                                Кафедра психологии 
 
 
 
 
 
 

                                             Реферат по дисциплине

                    «Психология развития  и возрастная психология» 

      Тема: «Психическое развитие ребенка в раннем возрасте». 
 
 
 

                                                                                                           Выполнила:

                                                                                              студентка ТФ МГЭИ 

                                                                                          факультета психологии

                                                                                                         группа ПТ-341

                                                                              Шапочкина Елена Леонидовна 

                                                                                                             Проверила:

                                                                                               к. п. наук. ТФ МГЭИ

                                                                                 Петрова Татьяна Алексеевна 
 
 
 

                                                   Торопец 2009

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со

взрослым…………………………………………………………………………….5

2. Предметная  деятельность как ведущая деятельность  раннего возраста…..7  

2.1. Зарождение  новых видов деятельности…………………………………...10 

3. Познавательное  развитие ребенка…………………………………………..12 

4. Развитие  речи………………………………………………………………….14 

5. Развитие  личности в раннем детстве………………………………………...18

    Кризис трех лет. 

Заключение……………………………………………………………………….20 

Список  литературы……………………………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

После младенчества начинается новый этап развития человека - раннее детство (от 1 года до 3 лет). Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Предыстория психического развития теперь уступила место его подлинной истории. Следующие два года - период раннего детства - приносят ребенку новые принципиальные достижения.

Качественные  преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Действительно, в этом утверждении есть здравый смысл.

Многочисленные  исследования показали, что трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.

В отношениях со взрослыми ребенок проявляет  выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. На фоне идентификации у ребенка появляется так называемое чувство доверия к людям (чувство базового доверия, Э. Эриксон), а также так называемая готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.

Основными достижениями раннего детства, которые  определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности.

Общая сензитивность к развитию осуществляется за счет неудержимости онтогенетического потенциала к развитию, а также психологического вхождения ребенка в социальное пространство человеческих отношений, где происходят развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.

Ранний  возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста  является важным условием их полноценного развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым. 

В конце  первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют ходячее детство. На первых порах прямохождение, ходьба - это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность.

Основная  потребность ребенка раннего возраста - познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их не является очевидным, не лежит на поверхности. Психологическая робинзонада не способна обеспечить эффективное развитие человека. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды. Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: ребенок - предмет - взрослый. Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе.

Разворачивается совершенно новая форма общения - ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Контакт становится опосредованным предметом и действием с ним. Средства общения - это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по назначению, совместные игры.

Взрослый для ребенка раннего возраста - это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.

Характеристики  полноценного общения  ребенка раннего возраста со взрослыми:

- инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;

- предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;

- доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;

- чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;

- активное использование речи во взаимодействии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего возраста.  

Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является уже не эмоциональное общение со взрослым, а предметно-манипулятивная или, точнее,  орудийно - предметная деятельность. Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные и соотносящие действия. Орудийно-предметные действия - это действия с предметом-орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования. Примеры орудийных действий - пить из кружки,

причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко. Сложность выполнения такого действия заключается в том, что ребенок должен научиться действовать не в логике руки, когда предмет используется как естественное ее продолжение, а в логике самого орудия, т. е. нужно приспособить движение руки к специфическим свойствам предмета.

Один  из классических примеров, описанный  П.Я. Гальпериным, - овладение ложкой как орудием приема пищи. Проходит длительный период обучения: вначале ложка выступает как простое замещение руки - ребенок пытается поднести ложку ко рту по кратчайшему расстоянию, так же как зажатый в кулаке сухарь. Лишь постепенно ребенок осваивает орудийную логику: зачерпнув из чашки, держать ложку строго горизонтально, сначала поднять вверх вертикально, а затем уже поднести к губам.

Как происходит обучение? Д.Б. Эльконин выделил логику усвоения предметного действия ребенком. Приведем пример из наблюдений Эльконина  за поведением внука в возрасте от 1 года до 2 лет:

Андрей (второй год жизни) не умеет слезать  с дивана. Он пытается спуститься с него вперед головой или как-то боком. Бабушка учит Андрея. Она поворачивает его головой к спинке дивана, спускает одну его ногу с дивана, затем - другую. И при этом все время приговаривает: Вот так! Вот так! В последующих попытках она уже только поддерживает мальчика, помогая ему произвести соответствующие движения и поощряя его: Так! Так! Молодец! Через некоторое время Андрей вновь оказывается на диване и ему надо слезть с него. Он самостоятельно поворачивается головой к спинке дивана и осторожно спускает одну ногу, потом другую. Каждое движение он сопровождает словами: Баба, так! Баба, так! А затем, встав ногами на пол, восклицает: "Андрей - молодец!"

Главное звено обучения - образец действия, который дает ребенку взрослый. Анализируя процесс усвоения предметных действий, Д.Б. Эльконин выделил следующие закономерности:

1. Ребенок  производит те или иные действия  потому, что они представляют собой совместную со взрослым деятельность или выполняются по поручению взрослого. Смысловой центр ситуации усвоения предметных действий — взрослый и совместная деятельность с ним.

2. Ребенок  вначале усваивает в новых  действиях наиболее общее: цель, смысл, основной рисунок, т.е.  то, что делает действия осмысленными, целенаправленными. Лишь позднее  совершенствуется техническая сторона действий, отрабатывается их операционально-технический состав.

3. Критерий  правильности употребления орудий - не фактический результат, а соответствие образцу действия. Воспроизводя образец, ребенок строит собственный образ действия с предметом, при этом постепенно осваивая операционально-техническую сторону действия. Создание образа действия - не одномоментный акт, для этого требуются многочисленные пробы. Компоненты действия входят в образ только на основе санкции взрослого.

Информация о работе Психическое развитие ребенка в раннем возрасте