Развитие ребенка в раннем детстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Основная цель нашего исследования – раскрыть и изучить особенности психического развития детей в раннем детстве

Содержание

Введение…………………………………………………………..5
Глава I. Развитие когнитивных функций в раннем детстве…...6
1.1. Общая характеристика раннего детства…………………...6
1.2. Речевое развитие ……………………………………………10
1.3. Умственное развитие………………………………………..20
Глава II. Эмпирическое исследование умений и навыков
ребенка…………………………………………………………….29
2.1. Обоснование методов исследования……………………….29
2.2. Анализ результатов исследования…………………………45
Заключение ……………………………………………………….54
Список использованной литературы…………………………...55
Приложение……………………………………………………….56

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 102.86 Кб (Скачать)

    По  заданию с предметами быта выполнен норматив 2,5 лет — подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано  и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

    Приобретение  этих умений демонстрирует нормальное усвоение ребенком специфических функций  и значений предметов, развитие способностей осуществлять обобщение в действии, обратимость действий, комбинирование уже известных действий для достижения цели.

    По  речевому заданию выполнен норматив 2,5 лет – по просьбе достает  предмет из-под стола и прячет под стол, понимает что значит пройти вперед и отойти назад.

    Результаты  показали что у ребенка нормальные способности ориентироваться в пространстве и имеются первые пространственные представления.

    Память  у Прядкиной Елизаветы Павловны соответствует нормативу 2,5 лет – выполняет 4-5 действий, называет свои имя, фамилию, частично отвечает на вопросы.

    По  результату можно судить о нормальном формировании и развитии памяти.

    В ходе диагностика развития эмоционально-волевой  сферы, наблюдая за деятельностью ребенка  в эксперименте, было выявлено что:

    1. Общий фон настроения ребенка: адекватный, ребенок активен, с наличием познавательных интересов.

    2. Контактность ребенка (желание сотрудничать со взрослыми). Затруднений в установлении контакта с испытуемым зафиксировано не было

    3. Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. Поощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную положительными эмоциями реакцию.

    4. Эмоциональное реагирование на замечания и требования. Ребенок исправляет свое поведение в соответствии с замечанием.

    5. Реагирование на трудности и неуспех в деятельности. Ребенок самостоятельно способен обнаружить ошибочность собственных действий, при этом фиксируются высказываниях типа «так, не так?», «а как же?», «правильно», «неправильно», «а теперь правильно?», «ой!». Обнаружив ошибку и немедленно среагировав на нее в речевом плане, сосредоточивается на выполнении заданий и очень серьезно, исправляя ошибки, старается достичь желаемого результата, обращаясь по мере необходимости за помощью к взрослому.

    В ходе диагностики особенностей формирования предречевой и речевой сфер были выявлено:

      По заданию - называние предметов  выполнен норматив 2,5 лет называет все предметы. Словарный запас ребенка соответствует развитию.

    По  заданию идентификации изображений  по названию выполнен норматив 2 лет  – называет 5 картинок, т.е. ребенок  умеет идентифицировать изображения  предметов по названию.

    По  заданию называние изображений  выполнен норматив 2,5 лет - называет многие картинки из групп: животные, люди посуда, одежда, мебель, т.е. у ребенка нормально  развита способность называть словом то, что он видит, словарь ребенка  достаточно развит.

    По  заданию понимание простых инструкций выполнен норматив 2,5 лет - выполняет  больше 10 инструкций, т.е. ребенок достаточно хорошо понимает речь взрослого, обращенную к нему.

    В ходе диагностики развития двигательной сферы выявлено:

    По  развитие крупной моторики выполнен норматив 2,5 лет - приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих  на полу на расстоянии 20 см друг от друга.

    По  оценке мелкой моторики выполнен норматив 2,5 лет - делает две или больше линий  при рисунке креста, т.е. у ребенка  нормальное состояние тонкой моторики и зрительно-моторной координации.

«Стандартизованное  наблюдение» (Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко). Методика позволяет определить тип темперамента  детей от 1 до 3 лет. В ходе методики были выявлены типы темперамента:

    Голубятникова А.В. – холерический, т.к. чаще всего проявляет реакции по типу «Б». Ребенок быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

    Воронова  Д.Е. – сангвинический, т.к. чаще всего проявляет реакции по типу «А». Ребенок живой, горячий, подвижный, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

    Прядкина Е.П. – флегматический, т.к. чаще всего проявляет реакции по типу «В». Ребенок неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

    Таким образом, по результатам проведенных  методик мы можем сделать следующие  выводы: все трое испытуемых имея примерно одинаковый возраст, развиваются без  психических отклонений. Реальный возраст психического развития, соответствует календарному возрасту у всех детей, проходивших тестирование. Со всеми предложенными заданиями малыши справлялись без особых усилий. Дети адекватно себя вели, активно и с интересом выполняли задания. Затруднений в установлении контакта с испытуемыми зафиксировано не было. В общем развитие Голубятниковой А.В., Прядкиной Е.П. и Вороновой Д.Е. соответствует возрасту 29-30 месяцам, активно пополняется и используется в повседневной жизни словарный запас, нормальное состояние тонкой моторики и зрительно-моторной координации, девочки учатся самостоятельно ухаживать за собой, своими вещами и игрушками. По типу темперамента все дети имеют свои особенности.

 

    

    Заключение 

    В данной работе было рассмотрено психическое  развитие ребенка в раннем детстве. Работа состоит из двух глав. В первой главе были рассмотрены теоретические  аспекты данного возраста. Она  состоит из трех пунктов. В первом пункте данной главы была раскрыта общая характеристика раннего детства, во втором пункте – речевое развитие, а в третьем – умственное развитие. Во второй – эмпирическое исследование умений и навыков детей  раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Предлагаемые комплексные схемы психологического обследования малышей помогают определить степень соответствия развития ребенка нормативному в познавательной, двигательной, социальной, эмоциональной сферах. Отдельно исследуются особенности формирования образа «Я» у малышей. Некоторые методики, применяемые отдельно от комплексного обследования, направлены на выявление индивидуальных особенностей ребенка в познавательной активности, предметной и игровой деятельности, способах взаимодействия со взрослым.

    Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы  управления им. Они учатся самостоятельно кушать и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы  передвижения. Когда ребенку удается  сделать что-то самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности  в себе. Но если ребенок постоянно  терпит неудачи и его за это  наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает  испытывать стыд и сомнение в собственных  силах.

    В период, переходный от младенчества к раннему детству, как и в деятельности ребенка, так и в его общении со взрослыми происходят существенные сдвиги.  В конце первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». Основная потребность ребенка раннего возраста – познание окружающего мира через действия с предметами.

    К концу второго года жизни ребенок уже понимает речь на основе фонематического восприятия всех звуков русского языка.

    Раннее  детство – сенситивный период для усвоения речи. В раннем детстве  продолжается совершенствование понимания  речи взрослых и происходит переход  к собственной активной речи ребенка. Речь начинает выступать в роли основного  средства познания, это важнейшее  приобретение развития. Третий год  жизни характеризуется чрезвычайно  возрастающей речевой активностью  ребенка. Ребенок к трем годам  овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.

    Особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны – развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование обобщений, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания – с другой, пока еще разобщены, не связаны между собой. Лишь впоследствии, в дошкольном возрасте, эти стороны сольются, создавая основу для овладения более сложными формами мышления.В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Дети раннего возраста еще плохо управляют своим восприятием и оказываются не в состоянии правильно выполнить выбор по образцу, если им предлагают не два, а много разных предметов или если предметы имеют сложную форму, состоят из многих частей или их окраска включает несколько чередующихся цветов. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Большая часть слов, которые усваивают дети до трехлетнего возраста, обозначает предметы и действия. На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать признаками мыслительного процесса, - использование связи между предметами для достижения цели. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений – мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. У детей раннего возраста название предмета иногда очень прочно связывается с его функцией. В раннем возрасте ребенок активно начинает пользоваться не только предметами, но и их заменителями и на этой основе постепенно улавливать связь между обозначением и тем, что оно обозначает. На третьем году в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности, - начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания.

    Забота  о ребенке значительно влияет на темп и качество раннего развития речи. Детские разговоры начинаются с освоения контроля обмена сообщениями, хотя самые ранние попытки детей  общаться часто представляют собой  коллективные монологи. По мере продолжения  развития навыков разговора дети вскоре начинают осваивать прагматические аспекты языка, отражающие контекст и культуру. Предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве особенно важна для развития социальных навыков и когнитивного, а также для многих других аспектов развития.

 

    

    Список  использованной литературы 

  1. Авдеева Н.П. Развитие личности в раннем детстве. М.- 2006.
  2. Белянин В.П. Психолингвистика. М – 2005.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М. – 1999.
  4. Гаврина С.Е. Развитие и воспитание ребенка от 2 до 6 лет. А. – 2009.
  5. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. М. - 1998.
  6. Дмитриева В.  Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте: Задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи. СПб. - 2003.
  7. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет. Изд.2-е. Ростов н/Д: Феникс – 2009.
  8. Ковшиков В.А. Психолингвистика: теория речевой деятельности. М – 2007.
  9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. - 1999.
  10. Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. М – 2002.
  11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство. М.: Академия 2000.
  12. Мухина В. С. Детская психология: учеб. пособ. для студ. ВУЗов. М.: Просвещение 1999.
  13. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М. – 1998.
  14. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез- 2005.
  15. Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка. М. -1999.
  16. Путляева Л.К.  О развитии мышления. М.- 2006.
  17. Реан А.А. Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты. М. – 2008.
  18. Смирнова Е. О. Детская психология. М. - 2002.
  19. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики - 2004.
  20.   Эльконин Д.Б. Психология игры. М. - 1998.

Информация о работе Развитие ребенка в раннем детстве