Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:43, курсовая работа
Основная цель нашего исследования – раскрыть и изучить особенности психического развития детей в раннем детстве
Введение…………………………………………………………..5
Глава I. Развитие когнитивных функций в раннем детстве…...6
1.1. Общая характеристика раннего детства…………………...6
1.2. Речевое развитие ……………………………………………10
1.3. Умственное развитие………………………………………..20
Глава II. Эмпирическое исследование умений и навыков
ребенка…………………………………………………………….29
2.1. Обоснование методов исследования……………………….29
2.2. Анализ результатов исследования…………………………45
Заключение ……………………………………………………….54
Список использованной литературы…………………………...55
Приложение……………………………………………………….56
По заданию с предметами быта выполнен норматив 2,5 лет — подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
Приобретение этих умений демонстрирует нормальное усвоение ребенком специфических функций и значений предметов, развитие способностей осуществлять обобщение в действии, обратимость действий, комбинирование уже известных действий для достижения цели.
По речевому заданию выполнен норматив 2,5 лет – по просьбе достает предмет из-под стола и прячет под стол, понимает что значит пройти вперед и отойти назад.
Результаты показали что у ребенка нормальные способности ориентироваться в пространстве и имеются первые пространственные представления.
Память у Прядкиной Елизаветы Павловны соответствует нормативу 2,5 лет – выполняет 4-5 действий, называет свои имя, фамилию, частично отвечает на вопросы.
По результату можно судить о нормальном формировании и развитии памяти.
В ходе диагностика развития эмоционально-волевой сферы, наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, было выявлено что:
1. Общий фон настроения ребенка: адекватный, ребенок активен, с наличием познавательных интересов.
2. Контактность ребенка (желание сотрудничать со взрослыми). Затруднений в установлении контакта с испытуемым зафиксировано не было
3. Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. Поощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную положительными эмоциями реакцию.
4. Эмоциональное реагирование на замечания и требования. Ребенок исправляет свое поведение в соответствии с замечанием.
5. Реагирование на трудности и неуспех в деятельности. Ребенок самостоятельно способен обнаружить ошибочность собственных действий, при этом фиксируются высказываниях типа «так, не так?», «а как же?», «правильно», «неправильно», «а теперь правильно?», «ой!». Обнаружив ошибку и немедленно среагировав на нее в речевом плане, сосредоточивается на выполнении заданий и очень серьезно, исправляя ошибки, старается достичь желаемого результата, обращаясь по мере необходимости за помощью к взрослому.
В ходе диагностики особенностей формирования предречевой и речевой сфер были выявлено:
По заданию - называние предметов выполнен норматив 2,5 лет называет все предметы. Словарный запас ребенка соответствует развитию.
По
заданию идентификации
По заданию называние изображений выполнен норматив 2,5 лет - называет многие картинки из групп: животные, люди посуда, одежда, мебель, т.е. у ребенка нормально развита способность называть словом то, что он видит, словарь ребенка достаточно развит.
По
заданию понимание простых
В ходе диагностики развития двигательной сферы выявлено:
По развитие крупной моторики выполнен норматив 2,5 лет - приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга.
По оценке мелкой моторики выполнен норматив 2,5 лет - делает две или больше линий при рисунке креста, т.е. у ребенка нормальное состояние тонкой моторики и зрительно-моторной координации.
«Стандартизованное наблюдение» (Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко). Методика позволяет определить тип темперамента детей от 1 до 3 лет. В ходе методики были выявлены типы темперамента:
Голубятникова А.В. – холерический, т.к. чаще всего проявляет реакции по типу «Б». Ребенок быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Воронова Д.Е. – сангвинический, т.к. чаще всего проявляет реакции по типу «А». Ребенок живой, горячий, подвижный, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Прядкина Е.П. – флегматический, т.к. чаще всего проявляет реакции по типу «В». Ребенок неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Таким образом, по результатам проведенных методик мы можем сделать следующие выводы: все трое испытуемых имея примерно одинаковый возраст, развиваются без психических отклонений. Реальный возраст психического развития, соответствует календарному возрасту у всех детей, проходивших тестирование. Со всеми предложенными заданиями малыши справлялись без особых усилий. Дети адекватно себя вели, активно и с интересом выполняли задания. Затруднений в установлении контакта с испытуемыми зафиксировано не было. В общем развитие Голубятниковой А.В., Прядкиной Е.П. и Вороновой Д.Е. соответствует возрасту 29-30 месяцам, активно пополняется и используется в повседневной жизни словарный запас, нормальное состояние тонкой моторики и зрительно-моторной координации, девочки учатся самостоятельно ухаживать за собой, своими вещами и игрушками. По типу темперамента все дети имеют свои особенности.
Заключение
В данной работе было рассмотрено психическое развитие ребенка в раннем детстве. Работа состоит из двух глав. В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты данного возраста. Она состоит из трех пунктов. В первом пункте данной главы была раскрыта общая характеристика раннего детства, во втором пункте – речевое развитие, а в третьем – умственное развитие. Во второй – эмпирическое исследование умений и навыков детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Предлагаемые комплексные схемы психологического обследования малышей помогают определить степень соответствия развития ребенка нормативному в познавательной, двигательной, социальной, эмоциональной сферах. Отдельно исследуются особенности формирования образа «Я» у малышей. Некоторые методики, применяемые отдельно от комплексного обследования, направлены на выявление индивидуальных особенностей ребенка в познавательной активности, предметной и игровой деятельности, способах взаимодействия со взрослым.
Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся самостоятельно кушать и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-то самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.
В период, переходный от младенчества к раннему детству, как и в деятельности ребенка, так и в его общении со взрослыми происходят существенные сдвиги. В конце первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». Основная потребность ребенка раннего возраста – познание окружающего мира через действия с предметами.
К концу второго года жизни ребенок уже понимает речь на основе фонематического восприятия всех звуков русского языка.
Раннее
детство – сенситивный период
для усвоения речи. В раннем детстве
продолжается совершенствование понимания
речи взрослых и происходит переход
к собственной активной речи ребенка.
Речь начинает выступать в роли основного
средства познания, это важнейшее
приобретение развития. Третий год
жизни характеризуется
Особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны – развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование обобщений, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания – с другой, пока еще разобщены, не связаны между собой. Лишь впоследствии, в дошкольном возрасте, эти стороны сольются, создавая основу для овладения более сложными формами мышления.В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Дети раннего возраста еще плохо управляют своим восприятием и оказываются не в состоянии правильно выполнить выбор по образцу, если им предлагают не два, а много разных предметов или если предметы имеют сложную форму, состоят из многих частей или их окраска включает несколько чередующихся цветов. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Большая часть слов, которые усваивают дети до трехлетнего возраста, обозначает предметы и действия. На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать признаками мыслительного процесса, - использование связи между предметами для достижения цели. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений – мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. У детей раннего возраста название предмета иногда очень прочно связывается с его функцией. В раннем возрасте ребенок активно начинает пользоваться не только предметами, но и их заменителями и на этой основе постепенно улавливать связь между обозначением и тем, что оно обозначает. На третьем году в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности, - начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания.
Забота о ребенке значительно влияет на темп и качество раннего развития речи. Детские разговоры начинаются с освоения контроля обмена сообщениями, хотя самые ранние попытки детей общаться часто представляют собой коллективные монологи. По мере продолжения развития навыков разговора дети вскоре начинают осваивать прагматические аспекты языка, отражающие контекст и культуру. Предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве особенно важна для развития социальных навыков и когнитивного, а также для многих других аспектов развития.
Список
использованной литературы