Развитие ребенка в раннем детстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Основная цель нашего исследования – раскрыть и изучить особенности психического развития детей в раннем детстве

Содержание

Введение…………………………………………………………..5
Глава I. Развитие когнитивных функций в раннем детстве…...6
1.1. Общая характеристика раннего детства…………………...6
1.2. Речевое развитие ……………………………………………10
1.3. Умственное развитие………………………………………..20
Глава II. Эмпирическое исследование умений и навыков
ребенка…………………………………………………………….29
2.1. Обоснование методов исследования……………………….29
2.2. Анализ результатов исследования…………………………45
Заключение ……………………………………………………….54
Список использованной литературы…………………………...55
Приложение……………………………………………………….56

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 102.86 Кб (Скачать)

    В раннем детстве ребенок не только замечает уже имеющиеся связи  между предметами, но начинает самостоятельно устанавливать новые связи и  отношения, учитывать их в своих  действиях.

    На  третьем году в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг, имеющий  огромное значение для последующего овладения более сложными формами  мышления и новыми видами деятельности, - начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Знаковая функция состоит в возможности  использовать один объект в качестве заместителя другого. При этом вместо действий с предметами выполняются  действия с их заместителями, результат  же относится к самим предметам. Наиболее важной и всеобъемлющей  системой знаков является язык. В развитых формах мышления словесные рассуждения  дают человеку возможность решать разнообразные  задачи, заменяя действия с реальными  предметами действиями с их образами. Такими формами мышления дети раннего  возраста еще не владеют. Когда они  приступают к решению какой-либо задачи (например, задачи, требующей  применения орудия), то не могут сформулировать словесно, что будут делать. На вопрос: «Что ты будешь делать?» - ребенок либо не отвечает вовсе, либо отвечает: «Вот сделаю – увидишь». В ходе решения задачи словесные высказывания могут выражать эмоции ребенка («Ну что же это такое! Что это за безобразие!») или вовсе не относиться к делу, но никогда не содержат рассуждений, касающихся самого процесса решения. Дело в том, что слово для двухлетнего ребенка еще не стало знаком, заместителем предмета или действия. Слово выступает в качестве одного из свойств, присущих предмету (или группе сходных предметов) и от него неотделимых [10, C. 113].

    Знаковая  функция развивается первоначально  в связи с практической деятельностью  и лишь потом переносится на употребление слов, дает ребенку возможность думать словами. Предпосылкой возникновения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета. Когда действие начинает выполняться без предмета или с предметом, который ему не соответствует, оно теряет свое практическое значение и превращается в изображение, обозначение реального действия. Если ребенок пьет из кубика, то это уже не питье, а обозначение питья. Следом за обозначением действия возникает и обозначение предмета, замещение одного предмета другим. Кубик используется в качестве чашки. Но, как мы видели, сначала ребенок не осознает замещение, не дает предмету-заместителю названия замещаемого предмета. Осознание является не предпосылкой, а результатом усвоения действий с предметами-заместителями. Его возникновение свидетельствует о зарождении знаковой функции сознания [13, C. 165].

    Знаковая  функция не открывается, а усваивается  ребенком. И образцы замещений, и  образцы игровых переименований предметов дает взрослый. Но усвоение происходит только в случае, если оно  подготовлено развитием собственной  деятельности ребенка (которая, конечно, тоже направляется взрослыми).

    Усвоение  того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого  – важный поворотный пункт в осознании  ребенком окружающего мира. Он обнаруживается не только в игре, но и в других видах деятельности. Знаковая функция  дает толчок к превращению каракуль в изобразительную деятельность; именно благодаря ей ребенок начинает видеть в нанесенных каракулях изображения предметов. Рисование и игра при этом тесно связаны между собой: ребенок часто дополняет изображения игровыми действиями, придающими им то или иное значение. В период зарождения знаковой функции дети склонны, пользуясь малейшим намеком, усматривать изображения, точнее, обозначения знакомых предметов буквально во всем. Знаковая функция, даже в ее простейших формах, начинает влиять на мышление ребенка. Вместе с представлениями о реальных действиях с реальными вещами он начинает использовать в наглядно-образном мышлении и образы, обозначающие эти действия и вещи, выделяющие в них именно те стороны, которые важны для решения конкретной задачи. Конечно, эти действия лишь намечаются и являются предпосылкой обобщенности мышления [19, С. 165].

    Таким образом, в период, переходный от младенчества к раннему детству, как и в  деятельности ребенка, так и в  его общении со взрослыми происходят существенные сдвиги.  В конце первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». Основная потребность ребенка раннего возраста – познание окружающего мира через действия с предметами. Взрослый для ребенка раннего возраста – это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Для овладения речью вовсе недостаточно только просто дать ребенку слова в качестве образцов для заимствования, а совершенно необходимо создать потребность в их активном использовании. Решающим условием для возникновения как понимания речи, так и активного ее использования является наличие потребности именно в речевом общении.

    К концу второго года жизни ребенок уже понимает речь на основе фонематического восприятия всех звуков русского языка.

    Раннее  детство – сенситивный период для усвоения речи. В раннем детстве  продолжается совершенствование понимания  речи взрослых и происходит переход  к собственной активной речи ребенка. Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано  с пониманием рассказа другого человека, который сообщает о предметах  и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения ребенка и взрослого. Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобретение развития. Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, дети улавливают предметные отношения и овладевают речевыми способами их выражения – предложения становятся полными, или распространенными. На третьем году жизни становится возможен рассказ о виденном, пересказ слышанного, требование объяснения. Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь взрослых во второй половине первого года жизни. Третий год жизни характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью ребенка. Ребенок к трем годам овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.

    Таким образом, особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что  разные его стороны – развитие наглядно-действенного и наглядно-образного  мышления, формирование обобщений, с  одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания – с другой, пока еще разобщены, не связаны между  собой. Лишь впоследствии, в дошкольном возрасте, эти стороны сольются, создавая основу для овладения более  сложными формами мышления.В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Дети раннего возраста еще плохо управляют своим восприятием и оказываются не в состоянии правильно выполнить выбор по образцу, если им предлагают не два, а много разных предметов или если предметы имеют сложную форму, состоят из многих частей или их окраска включает несколько чередующихся цветов. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Большая часть слов, которые усваивают дети до трехлетнего возраста, обозначает предметы и действия. На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать признаками мыслительного процесса, - использование связи между предметами для достижения цели. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений – мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. У детей раннего возраста название предмета иногда очень прочно связывается с его функцией. В раннем возрасте ребенок активно начинает пользоваться не только предметами, но и их заменителями и на этой основе постепенно улавливать связь между обозначением и тем, что оно обозначает. На третьем году в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности, - начинает формироваться знаковая (или символическая) функция.

 

    

    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ детей в раннем детстве 

    2.1. Обоснование методов исследования 

    Исходя  из цели  курсовой работы, нашими методами являются стандартизированное наблюдение и комплексная диагностика.

      Экспериментальная база исследования  – раннее детство.

    Голубятникова Анастасия Витальевна

    Общие сведения о ребенке:

    Родилась 29 сентября 2008 года

    Проживает в городе Белгороде по улице Садовой 

      Характеристика семьи: 

    Папа: Голубятников Виталий Иванович, 1980 года рождения, водитель.

    Мама: Голубятникова Светлана Борисовна, 1987 года рождения, воспитатель.

    Семья полная, братьев и сестер нет.

    Воспитанием ребенка занимаются оба родителя.

      Соматическое здоровье: более редко, не имеет хронических нарушений здоровья, хорошо ест, спокойно спит.

      Характеристика деятельности: навыки  самообслуживания: может  самостоятельно  пользоваться туалетными принадлежностями, мыть руки, частично может самостоятельно одеться, раздеться, развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет убирать свои вещи.

      Игровая деятельность: большой интерес к игрушкам, любимые игры с кубиками и мелкими предметами, понимает правила игры, выполняет их, вносит изменение в содержание игры.

      Конструктивная и графическая  деятельность: умеет  правильно  собирать матрешку, пирамидку, складывает простые фигуры по образцу из палочек, выполнять постройки из кубиков.

    Воронова  Дарья Евгеньевна

    Общие сведения о ребенке:

    Родилась  09 сентября 2008 года

    Проживает в городе Белгороде по улице Гагарина

      Характеристика семьи: 

    Папа: Воронов Евгений Геннадьевич, 1985 года рождения, монтажник.

    Мама: Воронова Яна Сергеевна, 1988 года рождения, менеджер.

    Семья полная, братьев и сестер нет.

    Воспитанием ребенка занимаются оба родителя.

      Соматическое здоровье: более редко,  не имеет хронических нарушений  здоровья, хорошо ест, спокойно  спит.

      Характеристика деятельности: навыки  самообслуживания: может  самостоятельно  пользоваться туалетными принадлежностями, мыть руки, частично может самостоятельно  одеться, раздеться, развязывать  шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет  убирать свои вещи.

      Игровая деятельность: большой интерес  к игрушкам, любимые игры с мелкими предметами, понимает правила игры, выполняет их, вносит изменение в содержание игры.

      Конструктивная и графическая  деятельность: умеет  правильно  собирать матрешку, пирамидку, складывает  простые фигуры по образцу  из палочек, выполнять постройки  из кубиков.

     Прядкина Елизавета Павловна

    Общие сведения о ребенке:

    Родилась 07 октября 2008 года

    Проживает в городе Белгороде по улице Студенческой

      Характеристика семьи: 

    Папа: Прядкин Павел Сергеевич, 1985 года рождения, монтажник.

    Мама: Прядкина Ирина Андреевна, 1987 года рождения, кассир.

    Семья полная, есть младший брат.

    Воспитанием ребенка занимаются оба родителя.

      Соматическое здоровье: часто более,  имеет хронические нарушения здоровья, хорошо ест, спокойно спит.

      Характеристика деятельности: навыки  самообслуживания: может  самостоятельно  пользоваться туалетными принадлежностями, мыть руки, частично может самостоятельно  одеться, раздеться, развязывать  шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет  убирать свои вещи.   Игровая деятельность: большой интерес  к игрушкам, любимые игры с  мелкими предметами, понимает правила  игры, выполняет их, вносит изменение  в содержание игры.

      Конструктивная и графическая  деятельность: умеет  правильно  собирать матрешку, пирамидку, складывает  простые фигуры по образцу  из палочек, выполнять постройки  из кубиков. 

    Исследование  проводилось при  помощи методики: «Комплексная диагностика» (Г.А. Цукермен). Она позволяет оценить психическое развитие ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет

    С 1 года до 3 лет оценка психического развития детей может производиться 1 раз в квартал по шести основным показателям: речь, общение, культурно-гигиенические  навыки, рисование, действия с предметами и моторика. С этой целью используется возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет. Все  шесть показателей характеризуются  особенностями своего развития в  том или ином возрасте.

Информация о работе Развитие ребенка в раннем детстве