Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:43, курсовая работа
Основная цель нашего исследования – раскрыть и изучить особенности психического развития детей в раннем детстве
Введение…………………………………………………………..5
Глава I. Развитие когнитивных функций в раннем детстве…...6
1.1. Общая характеристика раннего детства…………………...6
1.2. Речевое развитие ……………………………………………10
1.3. Умственное развитие………………………………………..20
Глава II. Эмпирическое исследование умений и навыков
ребенка…………………………………………………………….29
2.1. Обоснование методов исследования……………………….29
2.2. Анализ результатов исследования…………………………45
Заключение ……………………………………………………….54
Список использованной литературы…………………………...55
Приложение……………………………………………………….56
В раннем детстве ребенок не только замечает уже имеющиеся связи между предметами, но начинает самостоятельно устанавливать новые связи и отношения, учитывать их в своих действиях.
На третьем году в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности, - начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Знаковая функция состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. При этом вместо действий с предметами выполняются действия с их заместителями, результат же относится к самим предметам. Наиболее важной и всеобъемлющей системой знаков является язык. В развитых формах мышления словесные рассуждения дают человеку возможность решать разнообразные задачи, заменяя действия с реальными предметами действиями с их образами. Такими формами мышления дети раннего возраста еще не владеют. Когда они приступают к решению какой-либо задачи (например, задачи, требующей применения орудия), то не могут сформулировать словесно, что будут делать. На вопрос: «Что ты будешь делать?» - ребенок либо не отвечает вовсе, либо отвечает: «Вот сделаю – увидишь». В ходе решения задачи словесные высказывания могут выражать эмоции ребенка («Ну что же это такое! Что это за безобразие!») или вовсе не относиться к делу, но никогда не содержат рассуждений, касающихся самого процесса решения. Дело в том, что слово для двухлетнего ребенка еще не стало знаком, заместителем предмета или действия. Слово выступает в качестве одного из свойств, присущих предмету (или группе сходных предметов) и от него неотделимых [10, C. 113].
Знаковая
функция развивается
Знаковая функция не открывается, а усваивается ребенком. И образцы замещений, и образцы игровых переименований предметов дает взрослый. Но усвоение происходит только в случае, если оно подготовлено развитием собственной деятельности ребенка (которая, конечно, тоже направляется взрослыми).
Усвоение
того, что один предмет можно использовать
в качестве заместителя другого
– важный поворотный пункт в осознании
ребенком окружающего мира. Он обнаруживается
не только в игре, но и в других
видах деятельности. Знаковая функция
дает толчок к превращению каракуль
в изобразительную
Таким образом, в период, переходный от младенчества к раннему детству, как и в деятельности ребенка, так и в его общении со взрослыми происходят существенные сдвиги. В конце первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». Основная потребность ребенка раннего возраста – познание окружающего мира через действия с предметами. Взрослый для ребенка раннего возраста – это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Для овладения речью вовсе недостаточно только просто дать ребенку слова в качестве образцов для заимствования, а совершенно необходимо создать потребность в их активном использовании. Решающим условием для возникновения как понимания речи, так и активного ее использования является наличие потребности именно в речевом общении.
К концу второго года жизни ребенок уже понимает речь на основе фонематического восприятия всех звуков русского языка.
Раннее детство – сенситивный период для усвоения речи. В раннем детстве продолжается совершенствование понимания речи взрослых и происходит переход к собственной активной речи ребенка. Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека, который сообщает о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения ребенка и взрослого. Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобретение развития. Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, дети улавливают предметные отношения и овладевают речевыми способами их выражения – предложения становятся полными, или распространенными. На третьем году жизни становится возможен рассказ о виденном, пересказ слышанного, требование объяснения. Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь взрослых во второй половине первого года жизни. Третий год жизни характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью ребенка. Ребенок к трем годам овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.
Таким образом, особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны – развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование обобщений, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания – с другой, пока еще разобщены, не связаны между собой. Лишь впоследствии, в дошкольном возрасте, эти стороны сольются, создавая основу для овладения более сложными формами мышления.В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Дети раннего возраста еще плохо управляют своим восприятием и оказываются не в состоянии правильно выполнить выбор по образцу, если им предлагают не два, а много разных предметов или если предметы имеют сложную форму, состоят из многих частей или их окраска включает несколько чередующихся цветов. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Большая часть слов, которые усваивают дети до трехлетнего возраста, обозначает предметы и действия. На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать признаками мыслительного процесса, - использование связи между предметами для достижения цели. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений – мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. У детей раннего возраста название предмета иногда очень прочно связывается с его функцией. В раннем возрасте ребенок активно начинает пользоваться не только предметами, но и их заменителями и на этой основе постепенно улавливать связь между обозначением и тем, что оно обозначает. На третьем году в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности, - начинает формироваться знаковая (или символическая) функция.
ГЛАВА
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УМЕНИЙ И
НАВЫКОВ детей в раннем
детстве
2.1.
Обоснование методов
Исходя из цели курсовой работы, нашими методами являются стандартизированное наблюдение и комплексная диагностика.
Экспериментальная база
Голубятникова Анастасия Витальевна
Общие сведения о ребенке:
Родилась 29 сентября 2008 года
Проживает в городе Белгороде по улице Садовой
Характеристика семьи:
Папа: Голубятников Виталий Иванович, 1980 года рождения, водитель.
Мама: Голубятникова Светлана Борисовна, 1987 года рождения, воспитатель.
Семья полная, братьев и сестер нет.
Воспитанием ребенка занимаются оба родителя.
Соматическое здоровье: более редко, не имеет хронических нарушений здоровья, хорошо ест, спокойно спит.
Характеристика деятельности: навыки
самообслуживания: может самостоятельно
пользоваться туалетными
Игровая деятельность: большой интерес к игрушкам, любимые игры с кубиками и мелкими предметами, понимает правила игры, выполняет их, вносит изменение в содержание игры.
Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собирать матрешку, пирамидку, складывает простые фигуры по образцу из палочек, выполнять постройки из кубиков.
Воронова Дарья Евгеньевна
Общие сведения о ребенке:
Родилась 09 сентября 2008 года
Проживает в городе Белгороде по улице Гагарина
Характеристика семьи:
Папа: Воронов Евгений Геннадьевич, 1985 года рождения, монтажник.
Мама: Воронова Яна Сергеевна, 1988 года рождения, менеджер.
Семья полная, братьев и сестер нет.
Воспитанием ребенка занимаются оба родителя.
Соматическое здоровье: более редко,
не имеет хронических
Характеристика деятельности: навыки
самообслуживания: может самостоятельно
пользоваться туалетными
Игровая деятельность: большой интерес к игрушкам, любимые игры с мелкими предметами, понимает правила игры, выполняет их, вносит изменение в содержание игры.
Конструктивная и графическая
деятельность: умеет правильно
собирать матрешку, пирамидку, складывает
простые фигуры по образцу
из палочек, выполнять
Прядкина Елизавета Павловна
Общие сведения о ребенке:
Родилась 07 октября 2008 года
Проживает в городе Белгороде по улице Студенческой
Характеристика семьи:
Папа: Прядкин Павел Сергеевич, 1985 года рождения, монтажник.
Мама: Прядкина Ирина Андреевна, 1987 года рождения, кассир.
Семья полная, есть младший брат.
Воспитанием ребенка занимаются оба родителя.
Соматическое здоровье: часто более, имеет хронические нарушения здоровья, хорошо ест, спокойно спит.
Характеристика деятельности: навыки
самообслуживания: может самостоятельно
пользоваться туалетными
Конструктивная и графическая
деятельность: умеет правильно
собирать матрешку, пирамидку, складывает
простые фигуры по образцу
из палочек, выполнять
Исследование проводилось при помощи методики: «Комплексная диагностика» (Г.А. Цукермен). Она позволяет оценить психическое развитие ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет
С
1 года до 3 лет оценка психического
развития детей может производиться
1 раз в квартал по шести основным
показателям: речь, общение, культурно-гигиенические
навыки, рисование, действия с предметами
и моторика. С этой целью используется
возрастная шкала оценки психического
развития детей от 1 года до 3 лет. Все
шесть показателей