Развитие ребенка в раннем детстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Основная цель нашего исследования – раскрыть и изучить особенности психического развития детей в раннем детстве

Содержание

Введение…………………………………………………………..5
Глава I. Развитие когнитивных функций в раннем детстве…...6
1.1. Общая характеристика раннего детства…………………...6
1.2. Речевое развитие ……………………………………………10
1.3. Умственное развитие………………………………………..20
Глава II. Эмпирическое исследование умений и навыков
ребенка…………………………………………………………….29
2.1. Обоснование методов исследования……………………….29
2.2. Анализ результатов исследования…………………………45
Заключение ……………………………………………………….54
Список использованной литературы…………………………...55
Приложение……………………………………………………….56

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 102.86 Кб (Скачать)

    Приложение 1.

    1. Задания с кубиками

    Предложите  ребенку 10 кубиков размером 8 см3. Покажите ему, как поставить один кубик  на другой, чтобы сложить башню. Дайте  ему возможность построить башню  самостоятельно. Затем попросите  ребенка построить поезд (4 кубика в ряд), мост (один кубик стоит  на двух других), ворота (один кубик  стоит наклонно между двумя другими) или лестницу (5 горизонтальных рядов  кубиков, стоящих друг на друге, каждый следующий ряд на 1 кубик короче предыдущего, первый ряд состоит  из 5 кубиков). Выясните максимальные способности  ребенка. Если необходимо, покажите, как  построить нужную модель.

    Детям старше трех лет предлагают выполнить  простейшие задания с кубиками Кооса, копируя с образца, выполненного из кубиков такого же размера.

    Детям старше 4 лет предлагают для выполнения эти же задания, но выполненные в  натуральную величину на бумаге без  нанесения границ между кубиками, или задание более легкое, но с  обозначенными границами между  кубиками.

    Нормативы:

  • 15 мес. — строит башню из двух кубиков, держит 2 кубика в одной руке;
  • 18 мес. — строит башню из 3-4 кубиков;
  • 2 года — строит башню из 8 кубиков, строит по показу поезд без трубы;
  • 2,5 года — строит башню из 8 кубиков, строит по показу поезд, добавляет трубу;
  • 3 года — строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, строит по показу мост;
  • 3,5 года — копирует мост с модели, выполняет самые простые задания с кубиками Кооса, копируя с образца, выполненного из кубиков такого же размера;
  • 4 года — строит по показу ворота, выполняет самые простые задания с кубиками Кооса, копируя с образца, выполненного из кубиков такого же размера;
  • 4,5 года — копирует ворота с модели, выполняет самые простые задания с кубиками Кооса, копируя с образца, выполненного в натуральную величину на бумаге, а чуть более сложные — с такого же образца, но с обозначенными границами между кубиками;
  • 5 лет — может построить лестницу по модели, может строить дома из кубиков, выполняет самые простые и чуть более сложные задания с кубиками Кооса, копируя с образца, выполненного в уменьшенном масштабе на бумаге.

    Задания демонстрируют возможность выбора системы действий по достижению конкретного  результата, представленного в восприятии, способность к организации целесообразного  поведения и умение самостоятельно контролировать процесс выполнения задания, способности производить  пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями, вычленять  элементы и правильно ориентировать  их друг относительно друга, обнаруживать и исправлять ошибки. По выполнению заданий можно судить о степени  развитости у ребенка умения производить  зрительное сравнение трехмерных моделей  и устанавливать идентичность, а  также можно оценить необходимую  для успешного выполнения задания  степень конкретности инструкции. Дети старше 13-15 мес. не должны тащить кубики в рот, а дети старше 15 мес. — бросать  кубики на пол.

    2. Задания с геометрическими формами

    Предложите  ребенку для выполнения методику «Доски Сегена».

    Начинать  следует с самого легкого задания. Ребенку предлагается разместить на плоской доске три геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат. Место  каждой фигуры на доске определяется соответствующей ее контуру ячейкой.

    Вынув все три фигуры из соответствующих  им ячеек, предложите ребенку найти  место на доске для круга и  положить круг так, чтобы доска стала  гладкой. Если ребенок выполняет  задание неправильно, проведите  его ручкой по фигурке на доске, говоря такие слова: «Видишь, получилось как-то неровно, а нужно, чтобы стало  гладко, сделай гладко». Если ребенок  правильно поместит фигурку, медленно переверните доску, сказав ему: «Наблюдай  за мной внимательно». Посмотрите, сможет ли он вставить круг на место без  ошибки. Если ребенок справился с  заданием, предложите ему остальные  фигуры, и в том случае, если он правильно разложит их по местам, снова  переверните доску и попросите  разместить фигурки опять. Часто бывает необходимо повторить процесс. Это можно сделать 2~3 раза, для того чтобы убедиться в том, что удалось увидеть лучшие из доступных ребенку способов выполнения задания.

    Если  ребенок справился с заданием, предложите ему по очереди следующие. Все задания следует начинать с демонстрации ребенку собранной  доски, которая потом у него на глазах «ломается». Ребенка просят «все починить, найти каждому кусочку  свое место так, чтобы стало гладенько». Если ребенок не справляется, ему  дают возможность собирать детали поочередно, а лишь затем всю доску целиком. Например, дайте ребенку в руки две половинки квадрата и, показав  на соответствующую ячейку, попросите  положить их на место так, чтобы снова  все стало гладко и правильно. Затем точно так же поступают  с двумя другими деталями. После  того как ребенок выполнил задание, снова рассыпают перед ним  детали и просят «починить» все опять.

    Нормативы:

  • 15 мес. — вкладывает круг без показа;
  • 18 мес. — выполняя задание с самой простой доской Сегена, вкладывает круг, а на него накладывает две другие фигуры;
  • 2 года — выполняя задание с самой простой доской Сегена, размещает все три блока, делает около четырех ошибочных проб;
  • 2,5 года — собирает две простые доски Сегена;
  • 3 года — собирает отдельные фигуры из элементов;
  • 3,5 года — может собрать более сложные доски Сегена, но только после того, как собрал отдельные фигуры из кусочков;
  • 4 года — может сложить квадрат из двух половинок, круг — из 4 равных частей, собирает 3 из 4 досок Сегена, самую сложную доску Сегена собирает частично без предварительной работы над отдельными фигурами;
  • 5 лет — выполняет все задания.

    Задания демонстрируют развитие у ребенка  представлений о форме и возможности  организации действий в соответствии с этими представлениями, способности  производить сенсорные дифференцировки, узнавать простые геометрические фигуры, зрительно воспринимать их, устанавливать  между ними сходство и различие, воспринимать геометрическую фигуру на фоне, а также развитие ориентации в пространственных отношениях и  понимание отношения части и  целого.

    3. Задание с соотнесением предметов

    Предложите  ребенку по вашему выбору задания, для  успешного выполнения которых требуются  учет размера предмета и соотнесение  размеров двух предметов. К числу  таких заданий могут быть отнесены собирание пирамиды, складывание  разных по размеру цилиндров, чашек, матрешек и других предметов одного в другой или, наоборот, выстраивание подобных элементов в виде высоких  фигур. Продемонстрируйте ребенку  правильно собранную модель, а  затем попросите его сделать  такую же. В более сложных пробах модель разрушают на глазах у ребенка  и просят его помочь собрать ее снова. В течение нескольких минут  следует воздерживаться от подсказки  и наблюдать за самостоятельной  работой ребенка. Отмечают особенности  самостоятельных действий, а также  особенности сопровождающей их речи.

    Часто при выполнении заданий одни детали неправильно помешаются на место  других, что не сразу замечается ребенком и выясняется только в ходе дальнейших действий, когда не удается  достичь конечного результата. Очень  хорошо, если ребенок, заметив совершенную  ошибку, устраняет мешающие детали поэтапно, одну за другой, каждый раз заново проверяя себя, а не разрушая все достигнутое до момента обнаружения ошибки.

    Как правило, существуют адекватные отдельным  заданиям приемы, помогающие проверить  правильность совершаемых действий. Если они не очевидны, укажите их ребенку. При этом следует повторять: «Вот видишь, не получилось, не забывай, что надо брать самую большую/ маленькую...»

    Нормативы:

  • 1 год — снимает кольца с пирамидки;
  • 15 мес. — пытается нанизывать кольца пирамидки;
  • 18 мес. — собирает пирамидку без учета размера колец;
  • 2 года — вкладывает один, объект в другой, затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов;
  • 2,5 года — хорошо вкладывает цилиндры и чашки, работая, как правило, методом проб и ошибок, может вложить две матрешки одну в другую;
  • 3 года — легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер; пытается строить вертикальные модели, удерживает задачу, понимает ошибки, усваивает помощь; при помощи взрослого может вложить четыре матрешки одну в другую, собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом отдельных колец;
  • 3,5 года — строит вертикальные модели, сам себя корректирует, очень легко усваивает помощь, ориентируется на размер; самостоятельно собирает 5 матрешек в одну; правильно собирает пирамидку.

    Задания демонстрируют способность организовать и осуществить систему целесообразных действий, обнаружить ошибки и исправить  их, выявить определенное понимание  заданий и путей их решения  как методом проб и ошибок, так  и на основе зрительного сравнения  и дифференциации размеров объектов. В процессе выполнения заданий очень  хорошо проявляется обучаемость  ребенка.

    4. Задания с предметами быта

    Дети, воспитывающиеся в условиях нормальной семьи, начиная со второго года жизни приобретают умение выполнять разумные действия и системы действий адекватные специфическим предметам быта. Об этом можно спросить родителей или, предъявив ребенку соответствующий предмет, попросить его выполнить с ним определенное действие.

    Нормативы:

  • 15 мес. — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;
  • 18 мес. — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2-3 страницы, указывает на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой, умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит игрушку на новом месте;
  • 2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу: каждую страницу отдельно; сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий;
  • 2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;
  • 3 года — подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

    Приобретение  этих умений демонстрирует усвоение ребенком специфических функций  и значений предметов, развитие способностей осуществлять обобщение в действии, обратимость действий, комбинирование уже известных действий для достижения цели.

    5. Речевые задания

    I. Спросите у ребенка, что надо  сделать, когда хочется спать,  когда холодно, когда захочется  есть. Если он затрудняется, объясните  это словами, попросите его  показать то, что нужно сделать,  если понадобится, пусть покажет  с помощью игрушек.

    Нормативы:

  • 4 года — объясняет с помощью слов.

    Задание позволяет выяснить общую осведомленность  ребенка.

    II. Спросите у ребенка, что такое стул, лошадь, кукла, хлеб, карандаш, расческа, машина и т. д.

    Нормативы:

  • 5 лет — объясняет, главным образом на примере конкретной ситуации, употребление или использование слова.

    Задание демонстрирует развитие у ребенка  способности определять значение слова.

    III. Попросите ребенка разложить перед собой предметы так же, как они лежат перед вами: кукла справа, мишка слева. Затем попросите спрятать мишку под стол и достать бумажку из-под стула. Затем спросите, где верх, где низ, что значит — пойти вперед, а что значит — пойти назад, что лежит в коробке и под коробкой.

    Нормативы:

  • 2,5 года — достает предметы из-под стола;
  • 3 года — выполняет задания в действенном плане, может ошибиться в одном-двух направлениях;
  • 4 года — выполняет все задания.

    Задание демонстрирует развитие у ребенка  способности ориентироваться в  пространстве и наличие первых пространственных представлений.

    IV. Расскажите ребенку простую сказку, попросите его пересказать ее вам снова и подобрать предметы, относящиеся к сказке.

    Нормативы:

  • 4,5 года — выполняет задание.

    Задание демонстрирует развитие способности  к усвоению определенных смыслов, понимание  содержания, позволяет оценить возможности  произвольного припоминания, а также  собственно память ребенка.

    6. Оценка памяти

    I. Попросите ребенка выполнить  несколько действий подряд: встать  со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней  к двери, постучать рукой в  дверь, открыть ее и вернуться  на место.

Информация о работе Развитие ребенка в раннем детстве