Развитие ребенка в раннем детстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Основная цель нашего исследования – раскрыть и изучить особенности психического развития детей в раннем детстве

Содержание

Введение…………………………………………………………..5
Глава I. Развитие когнитивных функций в раннем детстве…...6
1.1. Общая характеристика раннего детства…………………...6
1.2. Речевое развитие ……………………………………………10
1.3. Умственное развитие………………………………………..20
Глава II. Эмпирическое исследование умений и навыков
ребенка…………………………………………………………….29
2.1. Обоснование методов исследования……………………….29
2.2. Анализ результатов исследования…………………………45
Заключение ……………………………………………………….54
Список использованной литературы…………………………...55
Приложение……………………………………………………….56

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 102.86 Кб (Скачать)

    Исходя  из таблицы 1 следует определить реальный возраст развития каждой функции. Для этого родителей или людей, близко общающихся с ребенком, просят отметить (обвести) те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка. При обработке результатов выбирается максимальный возрастной показатель по каждому из 6 параметров. Результаты покажут равномерность или неравномерность психического развития. Например, моторные навыки могут соответствовать по возрасту развития 30 месяцам (расстегивает 3 пуговицы), речи — 36 месяцам (может связно рассказывать), а общения 24 месяцам (общается с детьми) и т. д.

    Результаты  в месяцах по каждому из показателей  складываются и делятся на 6, таким  образом определяется ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям. Далее по формуле рассчитывается коэффициент психического развития: 

    где ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий  всем шести показателям; 

    KB — календарный возраст в месяцах  от рождения ребенка до даты  обследования;

    КР — коэффициент психического развития. Полученный результат сравнивается с данными возрастной нормы:

    110-120 — высокое развитие;

    107-90 — нормальное развитие;

    87-80 — недостаточный уровень развития;

    77-70 — критический уровень развития;

    67 и ниже — дебильность.

    Таблица 1

    Возрастная  шкала оценки психического развития детей

Возраст (месяцы) Факторы психического развития
15 1. Произносит 20 и более слов

2. Выполняет 2 поручения

3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге

4. Держит ложку во время еды

5. Ставит 5 кубиков один на другой

6. Ходит сам, но часто падает

Возраст (месяцы) Факторы психического развития
18 1. Стремится связать 2 слова в предложение

2. Хочет сделать все самостоятельно

3.       Черкает карандашом целенаправленно и старательно

4. Пробует самостоятельно есть

5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой

6. Ходит стабильно, редко падает

21 1. Называет 5 изображений на рисунке

2. Ищет помощи у взрослых

3. Черкает карандашом в рамках листа

4. Самостоятельно ест

5. Бросает мяч в ящик

6. Пробует бегать

24 1. Задает первые вопросы

2. Общается с детьми

3. Черкает вертикальные и горизонтальные линии

4. Регулирует отправление физиологических потребностей

5. Пробует ловить брошенный мяч

6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой

30 1. Задает различные вопросы

2. Может связно рассказывать

3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию

4. Регулярно сообщает о физиологической потребности

5. Расстегивает 3 пуговицы

6. Бегает значительно лучше

36 1. Может связно рассказывать

2. В игре входит в роль

3. Рисует шар, яблоко и другие предметы

4. Сам раздевается и одевается

5. Ставит 10 кубиков один на другой

6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры

 

    «Комплексная  диагностика» (И.П. Фурлан). Она позволяет исследоавть психологическое развитие детей от 1 года до 5 лет

    Основной  целью психологического исследования ребенка дошкольного возраста является получение данных, характеризующих:

    а) познавательные процессы;

    б) эмоционально-волевую сферу;

    в) предречевое и речевое развитие;

    г) двигательное развитие.

    Поэтому здесь приводится соответствующая  систематизация методик.

    Прежде  чем приступить к диагностике  психического развития ребенка, обязательно  следует убедиться, что у него нет грубых дефектов зрения и слуха. Чтобы проверить слух ребенка, следует  организовать какую-нибудь его деятельность, а затем встать у него за спиной на расстоянии 6 м и постучать  в барабан, посвистеть в свисток, позвать шепотом, тихой речью, громко высоким голосом, громко низким голосом. Нормально слышащие дети должны отреагировать  на эту стимуляцию. Дополнительно  следует иметь в виду, что плохо  слышащие дети обычно обращают мало внимания на губы говорящего взрослого и значительно  больше — на его руки.

    К числу симптомов, настораживающих  в отношении снижения зрительных способностей, можно отнести: приближение  картинок или предметов вплотную к глазам; игнорирование мелких предметов  или изображенных на картинках мелких деталей; использование рта в  качестве дополнительного тактильного  органа.

Диагностика особенностей формирования познавательной сферы

    В диагностике особенностей формирования познавательной сферы в центре внимания исследователя находится анализ выполнения отдельных заданий как  отражение психической деятельности ребенка. Для этого важен не столько  результат, сколько возможность  организации деятельности по выполнению задания. Исследователю надо учитывать степень организации и контроля за деятельностью ребенка ее стороны взрослого; понимание и принятие инструкции; способность к организации целесообразного поведения, особенно для тех случаев, когда цель непосредственно в восприятии не задана; понимание несоответствия достигаемых результатов ожидаемым; выбор действия или системы действий по достижению конкретного результата и по исправлению допускаемых ошибок. Кроме того, следует обращать внимание на заинтересованность ребенка, его активность, собранность, сконцентрированность на выполнении задания, возможность совместных действий, реакцию на неудачу, обучаемость.

    В приложение 1 приводятся описания заданий, выполнение которых позволяет оценить развитие познавательной сферы ребенка, и нормативы их выполнения. 

      «Стандартизованное наблюдение» (Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко). Методика позволяет определить тип темперамента детей от 1 до 3 лет

    Цель  методики определение типа темперамента. В методике используется специальная карта наблюдений, которая предлагается родителям. В ней указаны наиболее характерные проявления в поведении ребенка того или иного типа темперамента. Заполнение карты наблюдений происходит в течение недельного наблюдения за поведением и деятельностью малыша.

    Уважаемые родители! Проследите, пожалуйста, как  ведет себя ребенок в следующих  ситуациях. Для этого каждый раз, наблюдая за реакцией ребенка, ставьте  пометку в соответствующей графе (табл. 2). 
 
 

    Таблица 2

    Карта наблюдений за ребенком

1. Как ведет себя ребенок, если  возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать?
а) включается легко, без ярких эмоций б) включается очень  активно, эмоционально в) включается неторопливо г) включается робко, осторожно
2. Как реагирует ребенок на замечания  взрослого?
а) говорит, что больше не будет, но позже делает то же самое б) не слушает  и поступает по- своему, проявляет  бурную реакцию в) молчит, принимает  к сведению, обдумывает г) обижается, молчит, долго переживает, плачет
3. Как разговаривает ребенок с  другими детьми в значимых  для него ситуациях?
а) быстро, прислушиваясь к высказываниям  других б) стремительно, страстно, никого не слушая в) спокойно и уверенно г) с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других
4. Как ребенок ведет себя в  непривычной для него обстановке (в кабинете врача, заведующего  детским садом, в аэропорту)?
а) легко  ориентируется, проявляет любопытство, активность б) возбужден, иногда излишне беспокоен в) внимательно, обстоятельно осматривает все вокруг г) слушается  взрослых, ведет себя застенчиво
 

    КЛЮЧ  К карте наблюдений.

    Если  ребенок чаще всего проявляет  реакции по типу «А», можно считать, что у него преобладают сангвинические черты темперамента;

    по типу «Б» — холерические черты;

    по  типу «В» — флегматические;

    по  типу «Г» — меланхолические черты.

    Флегматик. Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

    Холерик. Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

    Сангвиник. Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

    Меланхолик. Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, легко эмоционально раним. 

    2.2. Анализ результатов исследования детей в раннем детстве  

    В результате «Комплексной диагностики» (Г.А. Цукермена). У нас получилось что коэффициент психического развития

    у Голубятниковой Анастасии Витальевны:96

    у Прядкиной Елизаветы Павловны:96

    у Вороновой Дарьи Евгеньевны:98

    Результаты  говорят о том, что у всех троих  детей нормальное развитие. Реальный возраст психического развития, соответствует календарному возрасту. Все малыши задают различные вопросы, могут связанно рассказывать, общаются с другими детьми, умеют чертить линии, регулируют отправление своих физиологических потребностей и регулярно об этом сообщают, бросают и ловят мяч, без поддержки спускаются  по лестнице, расстегивают более 3 пуговиц, ставят кубики один на другой 7-9 штук, хорошо бегают.

    Комплексная диагностика, позволяющая оценить  психологическое развития детей от 1 года до 5 лет показала что:

    У Голубятниковой Анастасии Витальевны в ходе диагностики особенностей формирования познавательной сферы по заданию с кубиками выполнен норматив 2,5 лет, ребенок строит башню из 7-8 кубиков, строит по показу поезд из 4 кубиков в ряд и более и добавляет трубу, строит по показу мост.

    Это задания демонстрируют возможность выбора системы действий по достижению конкретного результата, представленного в восприятии, способность к организации целесообразного поведения и умение самостоятельно контролировать процесс выполнения задания, способности производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями, вычленять элементы и правильно ориентировать их друг относительно друга, обнаруживать и исправлять ошибки.

    По результату выполненного задания можно судить о том, что степень развитости умения у ребенка производить зрительное сравнение трехмерных моделей и устанавливать идентичность, а также степень конкретности инструкции соответствует нормальному развитию.

    По  заданию с геометрическими формами выполнен норматив 2,5 лет — собирает две простые доски Сегена.

    По результату выполненного задания можно судить о том, что развитие у ребенка нормальное представление о форме и возможности организации действий в соответствии с этим представлением, нормальная способность производить сенсорные дифференцировки, узнавать простые геометрические фигуры, зрительно воспринимать их, устанавливать между ними сходство и различие, воспринимать геометрическую фигуру на фоне, а также развитие ориентации в пространственных отношениях и понимание отношения части и целого.

    По  заданию с соотнесением предметов выполнен норматив 2,5 лет – хорошо собирает пирамидку, с учетом размера колец производя 1-2 ошибки, складывает по размеру чашки одну в другую, выстраивает из чашек вертикальную модель, вкладывает две матрешки одну  в другую.

    По  результату выполненного задания можно  судить о том, что развитие у ребенка  нормальное, ребенок проявляет хорошую способность организовать и осуществить систему целесообразных действий, обнаружить ошибки и исправить их, выявить определенное понимание заданий и путей их решения как методом проб и ошибок, так и на основе зрительного сравнения и дифференциации размеров объектов.

Информация о работе Развитие ребенка в раннем детстве