Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:43, курсовая работа
Основная цель нашего исследования – раскрыть и изучить особенности психического развития детей в раннем детстве
Введение…………………………………………………………..5
Глава I. Развитие когнитивных функций в раннем детстве…...6
1.1. Общая характеристика раннего детства…………………...6
1.2. Речевое развитие ……………………………………………10
1.3. Умственное развитие………………………………………..20
Глава II. Эмпирическое исследование умений и навыков
ребенка…………………………………………………………….29
2.1. Обоснование методов исследования……………………….29
2.2. Анализ результатов исследования…………………………45
Заключение ……………………………………………………….54
Список использованной литературы…………………………...55
Приложение……………………………………………………….56
Исходя из таблицы 1 следует определить реальный возраст развития каждой функции. Для этого родителей или людей, близко общающихся с ребенком, просят отметить (обвести) те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка. При обработке результатов выбирается максимальный возрастной показатель по каждому из 6 параметров. Результаты покажут равномерность или неравномерность психического развития. Например, моторные навыки могут соответствовать по возрасту развития 30 месяцам (расстегивает 3 пуговицы), речи — 36 месяцам (может связно рассказывать), а общения 24 месяцам (общается с детьми) и т. д.
Результаты
в месяцах по каждому из показателей
складываются и делятся на 6, таким
образом определяется ВПР — реальный
возраст психического развития ребенка
в месяцах, соответствующий всем шести
показателям. Далее по формуле рассчитывается
коэффициент психического развития:
где ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям;
KB
— календарный возраст в
КР — коэффициент психического развития. Полученный результат сравнивается с данными возрастной нормы:
110-120 — высокое развитие;
107-90 — нормальное развитие;
87-80
— недостаточный уровень
77-70
— критический уровень
67 и ниже — дебильность.
Таблица 1
Возрастная шкала оценки психического развития детей
Возраст (месяцы) | Факторы психического развития |
15 | 1. Произносит 20
и более слов
2. Выполняет 2 поручения 3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге 4. Держит ложку во время еды 5. Ставит 5 кубиков один на другой 6. Ходит сам, но часто падает |
Возраст (месяцы) | Факторы психического развития |
18 | 1. Стремится связать
2 слова в предложение
2. Хочет сделать все самостоятельно 3. Черкает карандашом целенаправленно и старательно 4. Пробует самостоятельно есть 5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой 6. Ходит стабильно, редко падает |
21 | 1. Называет 5 изображений
на рисунке
2. Ищет помощи у взрослых 3. Черкает карандашом в рамках листа 4. Самостоятельно ест 5. Бросает мяч в ящик 6. Пробует бегать |
24 | 1. Задает первые
вопросы
2. Общается с детьми 3. Черкает вертикальные и горизонтальные линии 4. Регулирует отправление физиологических потребностей 5. Пробует ловить брошенный мяч 6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой |
30 | 1. Задает различные
вопросы
2. Может связно рассказывать 3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию 4. Регулярно сообщает о физиологической потребности 5. Расстегивает 3 пуговицы 6. Бегает значительно лучше |
36 | 1. Может связно
рассказывать
2. В игре входит в роль 3. Рисует шар, яблоко и другие предметы 4. Сам раздевается и одевается 5. Ставит 10 кубиков один на другой 6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры |
«Комплексная диагностика» (И.П. Фурлан). Она позволяет исследоавть психологическое развитие детей от 1 года до 5 лет
Основной целью психологического исследования ребенка дошкольного возраста является получение данных, характеризующих:
а) познавательные процессы;
б) эмоционально-волевую сферу;
в) предречевое и речевое развитие;
г) двигательное развитие.
Поэтому здесь приводится соответствующая систематизация методик.
Прежде чем приступить к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов зрения и слуха. Чтобы проверить слух ребенка, следует организовать какую-нибудь его деятельность, а затем встать у него за спиной на расстоянии 6 м и постучать в барабан, посвистеть в свисток, позвать шепотом, тихой речью, громко высоким голосом, громко низким голосом. Нормально слышащие дети должны отреагировать на эту стимуляцию. Дополнительно следует иметь в виду, что плохо слышащие дети обычно обращают мало внимания на губы говорящего взрослого и значительно больше — на его руки.
К числу симптомов, настораживающих в отношении снижения зрительных способностей, можно отнести: приближение картинок или предметов вплотную к глазам; игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей; использование рта в качестве дополнительного тактильного органа.
Диагностика особенностей формирования познавательной сферы
В
диагностике особенностей формирования
познавательной сферы в центре внимания
исследователя находится анализ
выполнения отдельных заданий как
отражение психической
В
приложение 1 приводятся описания заданий,
выполнение которых позволяет оценить
развитие познавательной сферы ребенка,
и нормативы их выполнения.
«Стандартизованное наблюдение» (Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко). Методика позволяет определить тип темперамента детей от 1 до 3 лет
Цель методики определение типа темперамента. В методике используется специальная карта наблюдений, которая предлагается родителям. В ней указаны наиболее характерные проявления в поведении ребенка того или иного типа темперамента. Заполнение карты наблюдений происходит в течение недельного наблюдения за поведением и деятельностью малыша.
Уважаемые
родители! Проследите, пожалуйста, как
ведет себя ребенок в следующих
ситуациях. Для этого каждый раз,
наблюдая за реакцией ребенка, ставьте
пометку в соответствующей
Таблица 2
Карта наблюдений за ребенком
1.
Как ведет себя ребенок, если
возникает необходимость | |||
а) включается легко, без ярких эмоций | б) включается очень активно, эмоционально | в) включается неторопливо | г) включается робко, осторожно |
2.
Как реагирует ребенок на | |||
а) говорит, что больше не будет, но позже делает то же самое | б) не слушает и поступает по- своему, проявляет бурную реакцию | в) молчит, принимает к сведению, обдумывает | г) обижается, молчит, долго переживает, плачет |
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях? | |||
а) быстро, прислушиваясь к высказываниям других | б) стремительно, страстно, никого не слушая | в) спокойно и уверенно | г) с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других |
4.
Как ребенок ведет себя в
непривычной для него | |||
а) легко ориентируется, проявляет любопытство, активность | б) возбужден, иногда излишне беспокоен | в) внимательно, обстоятельно осматривает все вокруг | г) слушается взрослых, ведет себя застенчиво |
КЛЮЧ К карте наблюдений.
Если ребенок чаще всего проявляет реакции по типу «А», можно считать, что у него преобладают сангвинические черты темперамента;
по типу «Б» — холерические черты;
по типу «В» — флегматические;
по типу «Г» — меланхолические черты.
Флегматик. Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Холерик. Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник. Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик.
Человек легко ранимый, склонный к постоянному
переживанию различных событий, он остро
реагирует на внешние факторы. Свои астенические
переживания он зачастую не может сдерживать
усилием воли, он повышено впечатлителен,
легко эмоционально раним.
2.2.
Анализ результатов
В результате «Комплексной диагностики» (Г.А. Цукермена). У нас получилось что коэффициент психического развития
у Голубятниковой Анастасии Витальевны:96
у Прядкиной Елизаветы Павловны:96
у Вороновой Дарьи Евгеньевны:98
Результаты говорят о том, что у всех троих детей нормальное развитие. Реальный возраст психического развития, соответствует календарному возрасту. Все малыши задают различные вопросы, могут связанно рассказывать, общаются с другими детьми, умеют чертить линии, регулируют отправление своих физиологических потребностей и регулярно об этом сообщают, бросают и ловят мяч, без поддержки спускаются по лестнице, расстегивают более 3 пуговиц, ставят кубики один на другой 7-9 штук, хорошо бегают.
Комплексная диагностика, позволяющая оценить психологическое развития детей от 1 года до 5 лет показала что:
У Голубятниковой Анастасии Витальевны в ходе диагностики особенностей формирования познавательной сферы по заданию с кубиками выполнен норматив 2,5 лет, ребенок строит башню из 7-8 кубиков, строит по показу поезд из 4 кубиков в ряд и более и добавляет трубу, строит по показу мост.
Это задания демонстрируют возможность выбора системы действий по достижению конкретного результата, представленного в восприятии, способность к организации целесообразного поведения и умение самостоятельно контролировать процесс выполнения задания, способности производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями, вычленять элементы и правильно ориентировать их друг относительно друга, обнаруживать и исправлять ошибки.
По результату выполненного задания можно судить о том, что степень развитости умения у ребенка производить зрительное сравнение трехмерных моделей и устанавливать идентичность, а также степень конкретности инструкции соответствует нормальному развитию.
По заданию с геометрическими формами выполнен норматив 2,5 лет — собирает две простые доски Сегена.
По результату выполненного задания можно судить о том, что развитие у ребенка нормальное представление о форме и возможности организации действий в соответствии с этим представлением, нормальная способность производить сенсорные дифференцировки, узнавать простые геометрические фигуры, зрительно воспринимать их, устанавливать между ними сходство и различие, воспринимать геометрическую фигуру на фоне, а также развитие ориентации в пространственных отношениях и понимание отношения части и целого.
По заданию с соотнесением предметов выполнен норматив 2,5 лет – хорошо собирает пирамидку, с учетом размера колец производя 1-2 ошибки, складывает по размеру чашки одну в другую, выстраивает из чашек вертикальную модель, вкладывает две матрешки одну в другую.
По результату выполненного задания можно судить о том, что развитие у ребенка нормальное, ребенок проявляет хорошую способность организовать и осуществить систему целесообразных действий, обнаружить ошибки и исправить их, выявить определенное понимание заданий и путей их решения как методом проб и ошибок, так и на основе зрительного сравнения и дифференциации размеров объектов.