Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа
Целью нашей работы является: изучение развития общения детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии
1.1 Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста
1.2 Роль и функции общения в психическом развитии детей
1.3 Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
1.4 Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Глава 2. Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование зависимости общения от статусного положения в группе
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Методика контрольного эксперимента
Выводы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Такая несогласованность
коммуникативных действий детей часто
порождает конфликты, протесты и т.п.
Отмеченные характеристики коммуникативных действий определяют специфические особенности как вербальных, так и невербальных средств общения. При взаимодействии сверстников подавляющее большинство их контактов происходит с участием речи.
1.4 Формы общения
детей старшего дошкольного
Можно выделить три
формы общения дошкольников со сверстниками,
которые последовательно
Первая это –
эмоционально-практическая форма общения
детей со сверстниками (второй и
четвертый годы жизни ребенка). Вторая
– ситуативно-деловая форма
Рассмотрим вторую
и третью формы общения.
В ситуативно-деловой
форме контактируя со сверстниками,
дошкольники стремятся наладить
между собой деловое
В рамках ситуативно-делового
общения ребенок жадно
Для общения между
собой дошкольники используют все
три категории средств: выразительные,
изобразительные и знаковые. По-прежнему
преобладает эмоциональная
Ситуативно-деловая
форма общения сверстников –
основная для дошкольного детства
разновидность коммуникативного взаимодействия.
Для нее характерна потребность
в сотрудничестве и признании, реализуемая
в коллективной сюжетно-ролевой игре.
Эта потребность опредмечивается в деловых
мотивах, имеющих выраженный ситуативный
характер и нацеленность на самопознание
и самооценку.
Ситуативно-деловое
общение сверстников
Внеситуативно-деловая
форма общения складывается в
самом конце дошкольного
Складывается во
многом уже внеситуативный устойчивый
образ товарища. Между старшими дошкольниками
возникает привязанность, появляются
первые ростки дружбы между сверстниками
– умение видеть в партнере его лучшие
качества, с горячностью о них рассказывать
другим людям, убеждая их в достоинствах
своего друга. Развитие представления
детей о сверстниках имеют и вторую сторону
– уяснения образа «Я», причем наибольшей
точности дети добиваются в осознании
своих практических умений. Конечно, контакты
между детьми 6–7 лет отнюдь не ограничиваются
деловыми соображениями. Дошкольники
беседуют и не познавательные и на личностные
темы; деловые мотивы далеко не единственные
поводы для общения.
В рамках внеситуативно-делового
общения дошкольники используют
все три категории средств, но
ведущее место принадлежит
Глава 2 Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование зависимости
общения от статусного
С целью исследования
зависимости общения от статусного положения
в группе была использована методика «Секрет».
В эксперименте участвовали
15 дошкольников старшего возраста (6-7 лет)
детского сада «Хрустальный». Исследование
включало в себя 3 тапа (констатирующий,
формирующий, контрольный).
В констатирующем эксперименте
ставилась задача:
- определить уровень
развития общения у детей
Объективными показателями,
характеризующими уровень развития
общения у детей старшего дошкольного
возраста, были выделены два ряда умений:
1 ряд умений –
использовать речевые
2 ряд умений –
внимательно относиться к
В ходе игры каждого
ребенка «по секрету» от остальных
просят по собственному выбору подарить
предложенные ему 3 картинки трем детям
группы. Перед началом эксперимента ребенку
говорят: «Сегодня дети нашей группы будут
играть в интересную игру. По секрету,
чтобы никто не знал, все будут дарить
друг другу красивые картинки».
Далее даем ребенку
3 картинки и говорим: «Ты можешь
подарить их детям, которым захочешь,
только каждому по одной. Если хочешь,
можно подарить картинки и тем
ребятам, которые сейчас болеют».
Обработка данных:
Подсчитываем число
общих и взаимных выборов. Выбор обозначаем
«+»; взаимный выбор Å. Данные заносим в
таблицу.
На основании данных
определяем статусное положение
каждого ребенка.
1 «предпочитаемые»
- 6-7 выборов;
2 «принятые» - 3-5 выборов;
3 «непринятые» - 1-2 выбора;
4 «изолированные»
- не получившие ни одного
(см.Приложение №1).
Из приведенной
таблицы мы видим, что наибольшее
количество выборов получила Конакбиева,
Батура, Бихмацкая: - это 1 группа «Звезды»;
От 3 до 4 баллов –
это «принятые» - составляют 2 группу;
3 группа «непрнятые»
- 1-2 балла;
0 – «изолированные»
- составляют 4 группу.
Исходя из этого
эксперимента, мы можем составить
следующую таблицу «Количество
разных по содержанию обращений дошкольников
6-7 лет к сверстникам с разным
положением в группе» (см. Приложение №2).
Здесь представлены
данные о частоте обращений
Изучение процесса:
Сформированность
первого и второго ряда умений
межличностного общения (см. Приложение
№3, №4).
Цель: перед воспитателем
была поставлена задача количественно
оценить межличностное общение
детей старшего дошкольного возраста.
Были предложены
ряды: 1 – использование этикетных
речевых формул; 2 – установления
контакта; 3 – выражение своего настроения;
4 – поведение в разговоре; 5 – умение общаться.
(см. Приложение №3, №4)
В ходе исследования
были определены критерии оценки сформированности
общения у детей: эффективное
общение возможно в том случае,
если будет успешными:
1) передача информации,
устанавливая контакт, ребенок смотрит
партнеру в глаза; обращается к сверстнику
по имени; используя доброжелательный
тон; в собственной речи не употребляет
жаргонных, паразитивных слов; когда по
собственной инициативе (без напоминания
взрослых) приветствует, благодарит сверстника
и прощается с ним; в конфликтных ситуациях
не оскорбляет собеседника (пытается разрешить
конфликт сам или обращается за помощью
взрослого);
2) восприятие информации:
когда ребенок не перебивает
говорящего, а если и перебивает,
то не забывает извиниться, умеет понять
эмоциональное настроение партнера (сопереживает);
когда неэтичные выражения партнера вызывают
у него неприятие.
Перечисленные выше
умения общения оцениваются по пятибалльной
системе. Общение ребенка в соответствии
с принятой нормой оценивается как «5 баллов».
Одно отклонение от норм оценивается как
«4 балла», два отклонения как «3 балла»,
три и более – «2 балла». Несоответствие
средств общения разработанным нормативным
показателем в каждом коммуникативном
действии оценивается как «1 балл».
На основании данных,
полученных выявлением сформированности
умения межличностного общения была
составлена следующая таблица (см. Приложение,
табл. №3, №4).
В таблицах был оценен
каждый ребенок экспериментальной
группы. Средний показатель сформированности
умения межличностного общения по экспериментальной
группе 78,7б.
Средний показатель
сформированности умения межличностного
общения на каждого ребенка индивидуально
составил 3,7 баллов.
С этими данными мы приступили к формирующему эксперименту.
2.2 Формирующий эксперимент
На втором этапе
исследования был проведен формирующий
эксперимент. В нем ставилась
задача проследить изменения умения
общаться в процессе разработанного
комплекса занятий.
Информация о работе Развитие общения старших дошкольников со сверстниками