Развитие общения старших дошкольников со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы является: изучение развития общения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии
1.1 Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста
1.2 Роль и функции общения в психическом развитии детей
1.3 Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
1.4 Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Глава 2. Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование зависимости общения от статусного положения в группе
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Методика контрольного эксперимента
Выводы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).doc

— 384.00 Кб (Скачать)

Такая несогласованность  коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты и т.п. 

Отмеченные характеристики коммуникативных действий определяют специфические особенности как  вербальных, так и невербальных средств  общения. При взаимодействии сверстников  подавляющее большинство их контактов происходит с участием речи.

1.4 Формы общения  детей старшего дошкольного возраста  со сверстниками 

Можно выделить три  формы общения дошкольников со сверстниками, которые последовательно сменяют  друг друга на протяжении пяти лет  жизни дошкольников (2-7 лет). 

Первая это –  эмоционально-практическая форма общения  детей со сверстниками (второй и  четвертый годы жизни ребенка). Вторая – ситуативно-деловая форма общения  детей со сверстниками (4-6 лет) и третья форма внеситуативно-деловая форма  общения детей со сверстниками (6-7 лет). 

Рассмотрим вторую и третью формы общения. 

В ситуативно-деловой  форме контактируя со сверстниками, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество. Это направленность и составляет основное содержание их коммуникативной потребности. Потребность в игровом сотрудничестве определяется в деловых мотивах общения детей. Все основные поводы для обращения друг к другу возникают у детей в процессе их занятий: игры, выполнения бытовых работ и прочее. Вопросы, ответы, разъяснения, иронические реплики, насмешки, свидетельствуют о внимании дошкольников к умениям и поступкам товарищей и еще более об их желании привлечь внимание к себе. Деловые качества самого ребенка и его товарищей, служащие причиной их обращения друг к другу, отличаются чрезвычайной ситуативностью. «Сейчас и здесь» - вот что принимает в расчет ребенок. 

В рамках ситуативно-делового общения ребенок жадно стремится  стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Он чутко ловит  в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, не успевая хорошенько всмотреться в самих партнеров. Это достигает максимальной яркости и приобретает форму специфического феномена «невидимого зеркала». Но невидимость сверстника в дошкольном возрасте совершенно особенная – она сочетается с ревнивым и пристрастным интересом ко всему, что тот делает. На 5-ом году жизни дети постоянно спрашивают об успехах своих товарищей, дают советы, просят скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Обычно дошкольникам свойственно особая манера поведения. Ее иногда называют соревновательностью или склонностью к конкуренции. Мы видим ее корень в стремлении ребенка узнать о себе лучшее на уровне ситуативно-делового общения. Это связано со вторым, по значению для детей этого возраста содержанием, потребности в общении со сверстником – в признании и уважении. 

Для общения между  собой дошкольники используют все  три категории средств: выразительные, изобразительные и знаковые. По-прежнему преобладает эмоциональная окраска  всех контактов, легкость перехода от других эмоций к другим, часто с противоположным знаком. 
 

Ситуативно-деловая  форма общения сверстников –  основная для дошкольного детства  разновидность коммуникативного взаимодействия. Для нее характерна потребность  в сотрудничестве и признании, реализуемая в коллективной сюжетно-ролевой игре. Эта потребность опредмечивается в деловых мотивах, имеющих выраженный ситуативный характер и нацеленность на самопознание и самооценку. 

Ситуативно-деловое  общение сверстников благоприятствует развитию основ личности и самосознания, а также любознательности, смелости, оптимизма, активности, творческого и самобытного начала в самом широком смысле этого слова. Неблагополучие в сфере общения со сверстниками мешает этим важнейшим процессам: дети становятся пассивными, замкнутыми, держатся недоброжелательно. Становление ситуативно-деловой формы общения требует заботы взрослых, и особенно в случаях задержки ее развития, бедности содержания. 

Внеситуативно-деловая  форма общения складывается в  самом конце дошкольного возраста (6-7 лет). Она наблюдается у немногих детей. Но в то же время тенденции к ее развитию намечаются довольно ясно и элементы формирующего контура вырисовываются отчетливо у всех старших дошкольников. Да и сама логика движения детей от одних форм общения к другим предрекает преобразование контактов сверстников именно в направлении внеситуативно-деловых взаимоотношений. Неуклонно растет у детей число внеситуативных контактов. Увеличивается и отдаленность общения со сверстниками от совместной предметно-практической деятельности. Основное стремление, побуждающее дошкольников к наиболее сложным контактам этого периода детства, - жажда соперничества. Сотрудничество носит практический характер – оно развертывается по форме совместной игровой деятельности детей. Сильно изменяется сама игра. На смену представлениям с сюжетом и ролями приходят все более условные схемы. Игры с правилами, согласно Ж. Пиаже и Д.Б. Эльконину, служат для старших дошкольников упражнениями в отношениях с другими людьми; они помогают им осознать свои обязанности, выступающие тут в виде всеобщих правил, подойти к пониманию норм морали, всеобъемлющих требований справедливости, обязательств, которые человек имеет перед всеми другими и перед собой.[29] Сохраняя свою непринужденность, необязательность, игры с правилами приобретают целенаправленность. Стройная архитектоника новых игр создает жесткую необходимость договариваться, спланировать дела, выявляет способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложнившихся обстоятельствах. Во всех этих случаях сотрудничество, оставаясь практическим и сохраняя связь с реальными делами детей, приобретает внеситуативный характер. Свойства, ради которых дошкольник обращается к товарищам, - это в основном их деловые качества. Контакты рождаются в коллективной игре и в нее же проецируются. Но ведущий мотив на этом этапе общения сверстников заметно видоизменяется. Его главное преобразование связано с преодолением ситуативности. 

Складывается во многом уже внеситуативный устойчивый образ товарища. Между старшими дошкольниками возникает привязанность, появляются первые ростки дружбы между сверстниками – умение видеть в партнере его лучшие качества, с горячностью о них рассказывать другим людям, убеждая их в достоинствах своего друга. Развитие представления детей о сверстниках имеют и вторую сторону – уяснения образа «Я», причем наибольшей точности дети добиваются в осознании своих практических умений. Конечно, контакты между детьми 6–7 лет отнюдь не ограничиваются деловыми соображениями. Дошкольники беседуют и не познавательные и на личностные темы; деловые мотивы далеко не единственные поводы для общения. 

В рамках внеситуативно-делового общения дошкольники используют все три категории средств, но ведущее место принадлежит речи. Беседы детей теряют приуроченность к сиюминутным делам. Налаживание внеситуативно-деловых контактов детей составляет важную часть их подготовки к школе и облегчает грядущие трудности подросткового возраста, когда положение в группе сверстников приобретает доминирующее значение для самочувствия ребенка. Основная магистраль формирования товарищеских связей с ровесниками – становление субъективного отношения к ним, т.е. умения видеть в них равную себе личность, человека с теми же чувствами и мыслями, и постоянная готовность действовать на благо товарища, задумываясь о своих собственных интересах только во вторую очередь.  

Глава 2 Исследование развития общения со сверстниками детей  старшего дошкольного возраста

2.1 Исследование зависимости  общения от статусного положения  в группе 

С целью исследования зависимости общения от статусного положения в группе была использована методика «Секрет». 

В эксперименте участвовали 15 дошкольников старшего возраста (6-7 лет) детского сада «Хрустальный». Исследование включало в себя 3 тапа (констатирующий, формирующий, контрольный).  

В констатирующем эксперименте ставилась задача:  

- определить уровень  развития общения у детей старшего  дошкольного возраста со сверстниками. 

Объективными показателями, характеризующими уровень развития общения у детей старшего дошкольного возраста, были выделены два ряда умений: 

1 ряд умений –  использовать речевые этикетные  формулы (приветствие, прощание, благодарность), установление контакта (при помощи речевых и неречевых  средств); выражать свое настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета (тон общения, размещение партнеров по отношению друг к другу, особенности мимики и жестикуляции); 

2 ряд умений –  внимательно относиться к собеседнику,  понимать его эмоциональное состояние. 

В ходе игры каждого  ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети нашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». 

Далее даем ребенку 3 картинки и говорим: «Ты можешь подарить их детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем  ребятам, которые сейчас болеют». 

Обработка данных:  

Подсчитываем число общих и взаимных выборов. Выбор обозначаем «+»; взаимный выбор Å. Данные заносим в таблицу. 

На основании данных определяем статусное положение  каждого ребенка. 

1 «предпочитаемые» - 6-7 выборов; 

2 «принятые» - 3-5 выборов; 

3 «непринятые» - 1-2 выбора; 

4 «изолированные»  - не получившие ни одного выбора.  

(см.Приложение №1). 

Из приведенной  таблицы мы видим, что наибольшее количество выборов получила Конакбиева, Батура, Бихмацкая: - это 1 группа «Звезды»; 

От 3 до 4 баллов –  это «принятые» - составляют 2 группу; 

3 группа «непрнятые»  - 1-2 балла; 

0 – «изолированные»  - составляют 4 группу. 

Исходя из этого  эксперимента, мы можем составить  следующую таблицу «Количество  разных по содержанию обращений дошкольников 6-7 лет к сверстникам с разным положением в группе» (см. Приложение №2). 

Здесь представлены данные о частоте обращений дошкольников к детям с разным положением в  группе. Старшие дошкольники требуют  сотрудничества и признания от всех ровесников, невзирая на их популярность. Но к популярным детям они обращались в связи с этим в 3 и 9 раз чаще, чем к непопулярным. За доброжелательностью чаще обращались к популярным, чем к остальным сверстникам, а своими чувствами и переживаниями делились почти только с детьми популярными. Так же отсюда можно сделать вывод, что популярных в группе отличает высокая чувствительность к обращениям сверстников. Они откликались почти на все обращения, независимо от их характера. Малопопулярным и непопулярным детям свойственны в этом отношении более низкие показатели. Они далеко не всегда отвечали сверстникам и что особенно важно, чаще всего оставляли без внимания те обращения, которые наиболее важны для партнера. 

Изучение процесса: 

Сформированность  первого и второго ряда умений межличностного общения (см. Приложение №3, №4). 

Цель: перед воспитателем была поставлена задача количественно  оценить межличностное общение  детей старшего дошкольного возраста. 

Были предложены ряды: 1 – использование этикетных  речевых формул; 2 – установления контакта; 3 – выражение своего настроения; 4 – поведение в разговоре; 5 – умение общаться. (см. Приложение №3, №4) 

В ходе исследования были определены критерии оценки сформированности общения у детей: эффективное  общение возможно в том случае, если будет успешными:  

1) передача информации, устанавливая контакт, ребенок смотрит партнеру в глаза; обращается к сверстнику по имени; используя доброжелательный тон; в собственной речи не употребляет жаргонных, паразитивных слов; когда по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствует, благодарит сверстника и прощается с ним; в конфликтных ситуациях не оскорбляет собеседника (пытается разрешить конфликт сам или обращается за помощью взрослого); 

2) восприятие информации: когда ребенок не перебивает  говорящего, а если и перебивает, то не забывает извиниться, умеет понять эмоциональное настроение партнера (сопереживает); когда неэтичные выражения партнера вызывают у него неприятие. 

Перечисленные выше умения общения оцениваются по пятибалльной системе. Общение ребенка в соответствии с принятой нормой оценивается как «5 баллов». Одно отклонение от норм оценивается как «4 балла», два отклонения как «3 балла», три и более – «2 балла». Несоответствие средств общения разработанным нормативным показателем в каждом коммуникативном действии оценивается как «1 балл». 

На основании данных, полученных выявлением сформированности умения межличностного общения была составлена следующая таблица (см. Приложение, табл. №3, №4). 

В таблицах был оценен каждый ребенок экспериментальной  группы. Средний показатель сформированности умения межличностного общения по экспериментальной группе 78,7б. 

Средний показатель сформированности умения межличностного общения на каждого ребенка индивидуально  составил 3,7 баллов. 

С этими данными  мы приступили к формирующему эксперименту.

2.2 Формирующий эксперимент 

На втором этапе  исследования был проведен формирующий  эксперимент. В нем ставилась  задача проследить изменения умения общаться в процессе разработанного комплекса занятий. 

Информация о работе Развитие общения старших дошкольников со сверстниками