Развитие мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:15, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучение уровня мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в школе и разработка развивающей программы для детей с низким уровнем готовности.
Задачи исследования:
изучение и анализ литературы по теме.
подбор методик и диагностика мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
разработка программы развития мотивационной готовности старшего дошкольника к школе.
оценка эффективности разработанной программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………………………….5
1.1. Проблема мотивационной готовности к школе старших
дошкольников в современной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….5
1.2. Особенности психического развития детей в старшем
дошкольном возрасте………………………………………………………...10
1.3. Анализ понятия мотивационной готовности к школе………………...15
1.4. Развитие мотивационной сферы ребенка старшего
дошкольного возраста………………………………………………………..18
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА……………..27
2.1. Характеристика базы исследования……………………………………27
2.2. Исследование мотивационной готовности к школе старших
дошкольников………………………………………………………………..28
2.3. Психологическая программа развития мотивационной
готовности к школе старших дошкольников……………………………...36
2.4. Анализ результатов эксперимента…………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

     Ход урока 

     Заучивание  нового приветствия 

     – Как живете, мои дети? (вот так!) Как сегодня спали, дети? Как смеются  мои дети? Как шагали в школу  дети? Как учиться будут дети? Учитель договаривается с детьми о том, как они будут отвечать: «Что важно на уроке в школе? (чтобы не мешать другим). Как вы уже умеете выполнять школьные задания, чтобы не мешать другим? (знаки, жесты). Давайте придумаем жесты на мои вопросы».

     Игра  «Снежный ком»

     – У вас так хорошо получается придумывать решения. Наверное, вы очень дружные! Что мы с вами делали, чтобы подружиться? Значит, вы уже очень хорошо знакомы? Давайте проверим! Поможет нам игра «Снежный ком».

     Сообщение правил игры

     – Правила игры таковы. Первый называет свое имя. Второй повторяет имя первого и называет свое имя и т.д. Например: первый называет имя «Вика», второй – «Вика, Антон», третий – «Вика, Антон, Катя» и т.д.

     Выборы  первого по жесту 

     – Кто уже догадался, что нам  нужно сделать для начала игры? Сначала надо выбрать первого. Группы по сигналу колокольчика делают этот выбор, по второму сигналу колокольчика выбранный встает. Сейчас зазвенит колокольчик, который сообщит нам, что можно начинать игру.

     Демонстрация  игры в одной из групп Уточнение  правил Самостоятельная игра детей в группах Обобщение

     – В чем помогла нам игра?

     Создание  проблемной ситуации

     Подвижная игра «Выбери пару по сигналу»

     Учитель предлагает детям по сигналу колокольчика выбрать себе пару для игры на перемене.» Почему вы выбрали друг друга? С кем тебе интересно играть? (уточнить высказывания детей – играть обычно приятно по общим интересам). С кем всегда играешь, Саша, Маша и т.д.? Кто не хотел выбирать пару? Почему? (сделать вывод, что дети еще плохо знают об интересах друг друга). Как же можно познакомиться с интересами других?».

     Рисунки «Что я люблю»

     – Для того, чтобы нам познакомиться  получше, интересно было бы узнать, что вы любите, а что – нет. Попробуем рассказать об этом не словами, а с помощью рисунка. Сейчас каждый на листочке молча нарисует то, что он любит, так чтобы потом все остальные ребята в группе могли отгадать задуманное. Не рассказывайте никому, что вы рисуете, – это будет загадка.(Дети рисуют).

     Знакомство  и обучение взаимодействию

     – Обсудите в группах, что нарисовал каждый из вас, выполняя предыдущее задание.

     Листы сложить на центр стола. Попробовать  в группах обсуждение рисунков –  осознать неспособность осуществить  это. Показ знакомства взрослыми  – берем первый лист и по очереди  высказываемся, уточняем у автора правильность. Уточнение взаимодействия: – Почему получилось? Работа детей в группах

     Обобщение работы

     – Чему сейчас учились? (быть внимательными  друг к другу).

     Игра  «Выбегаем все  в кружок»

     Учитель называет первые слоги имен детей  – ребята выбегают в круг.

     Итог  урока 

     – Чему сегодня научились школьники? Как подготовились к учебе  в школе? Чем похвастаетесь дома? Какое новое правило узнали? Как  помогли другим ребятам?

     Тема  7. Лента школьного времени

     Задачи: уточнить представления детей о времени; помочь осознать школьное время, его деление на уроки и перемены; уточнить отношение детей к уроку; формировать умение планировать свое время.

     Оборудование: знаки»Поднятая рука», «Хор» и»Звонок», схема времени, картинки с режимными моментами, полоски цветной бумаги для диагностики.

     Ход урока 

     Игра  «Как живете, мои  детки?»

     – Как живете, мои детки? Как идете, мои детки? Как стоите, мои детки? Как едите, мои детки? Как молчите, мои детки? Как грозите, мои детки? Как сидите, мои детки? Как вы спали, мои детки? (молча, с показом только жестов). После этого учитель предлагает сделать игру более радостной, т.е. озвучить – выход на хоровые громкие ответы. Дети повторяют игру заново. Выбирают вариант, который им нравится.

     Уточнение утреннего режима детей 

     – А чем вы еще занимались дома? Работа в группах с картинками. Слышен плач. Внесение игрушки. – Малыш получил задание: составить по порядку режим дня вот по этим картинкам. Но он перепутал все картинки. И Карлсон не прилетает. Что же делать? Может вы поможете? Дети в группах раскладывают картинки по порядку.

     Проверка  работы

     а) выбрать отвечающего (жестами);

     б) показать отвечающего (по звонку);

     в) выставление картинок на доске (спрашивать поочередно детей из разных групп, называя  только имя группы).

     Малыш благодарит ребят, читает им стихотворение и убегает. Буду рано я вставать. Сразу по порядку Делаю зарядку. Чищу зубы, мою уши, Пять минут стою под душем. Дождик хлещет по спине, Очень нравится он мне.

     Уточнение представления о  школьнике 

     – Как вы думаете, ребята, Малыш – школьник или дошкольник? (установить, что это непонятно). Как можно отличить школьника от дошкольника? Очень хорошо разбираетесь! Молодцы! Хотите узнать о других делах школьника?

     Знакомство  с лентой времени 

     – Посмотрите на доску и скажите, что  это такое? (смотри приложение). Учитель помогает детям осознать, что это лента времени. – Как вы догадались, что здесь показано время? Чье это время: школьника или дошкольника? Как вы узнали? Почему эта лента разделена на 3 части? Какая часть может быть одинаковой и у школьника, и у дошкольника? Какая часть времени принадлежит только школьнику? Почему?

     Работа  с лентой школьного  времени 

     – Давайте оставим только школьную часть схемы. Учитель убирает  с доски крайние части. На доске  остается только одна полоска с картинкой школы. – Ребята, а что обозначает эта полоска, чем вы занимаетесь в школе? (подвести детей к выводу, что эта схема неправильная, т.к. в школе у детей 3 урока). Учитель накладывает сверху разделительные полоски – получились 3 слитые части. Вспоминают, что между уроками всегда бывают перемены. Учитель на глазах у детей раздвигает полоски – уроки. В результате на доске появляется схема без звонков. – Как мы можем показать, где начинается урок? Учитель расставляет звонки на начало каждого урока. – А как показать начало перемены? Таким образом учитель договаривается с детьми, что начало и конец урока будут оповещаться звонком.

     Внесение  знака «Звонок» или  настоящего звонка

     Отныне  учитель и дети будут пользоваться им.

     Упражнение 

     Дети  упражняются начинать и заканчивать урок по звонку. Для этого репетируют несколько раз урок и перемену (физкультминутка). Составление плана школьного дня (начинать и заканчивать работу по звонку). – А сейчас мы с вами отправимся в волшебную школу. В этой школе ученики сами придумывают уроки и перемены. Каждый может построить план такого школьного дня, который ему больше всего нравится. Если кто-то хочет, чтобы день состоял только из уроков, он должен сделать полоски только красного цвета. Если кто-то хочет, чтобы были только переменки, он должен сделать полоски только синего цвета. Может быть, кто-то захочет сделать длинные уроки и короткие перемены – пожалуйста. Кто-то захочет длинные перемены, а уроки короткие – тоже пожалуйста! Давайте уточним: уроки – красный цвет, перемены – синий. Фантазируйте!

     Итог  урока 

     – Понравился ли урок? Чему научились? Что  новое узнали про школу? Хотите ли завтра снова прийти на урок?

     Тема  8. Введение знаков внимания «+», «–»

     Задачи: ввести знаки «+» и «–» для демонстрации внимательного слушания, учить использовать их в дальнейшей учебе; учить детей в процессе работы слушать сверстников, обращаться к ним; воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма.

     Оборудование: знаки «Поднятая рука», «Хор», «Звонок», Знаки внимания «+ / –», картинка для складывания.

     Ход урока 

     Игра  «Школьники – дошкольники»

     – Я сейчас буду рассказывать пришедшим  гостям, какие у нас в классе дети – настоящие школьники! Только если я ошибусь, вы не молчите, возмущайтесь. Как можно возмущаться? Ну, например, топать ногами. Если говорю правильно – хлопаем, неправильно – топаем. – Мои школьники, когда хотят ответить, поднимают руку. Когда слышат звонок на урок – прячутся под парты. Если слышат слово «хором» – отвечают громко хором. Когда учитель говорит на уроке «Здравствуйте» – отвечают громко: «Здравствуйте». Мои ученики знают, что в школе важнее всего перемены. Они на уроке стараются громче шуметь.

     Упражнение  в применении знаков №1 и №2. Загадки 

     – Давайте проверим, кто говорил  правду: я или вы. Я сейчас буду вас испытывать. Что это значит? (Выйти на сказочную аналогию и на тройной повтор). – Проверим, как вы умеете работать по знакам №1 и №2. Сорок одежек и все без застежек. №2 (кочан капусты). Висит сито, не руками свито. №1 (паутина). Маленький, удаленький сквозь землю прошел – красную шапку нашел. №2 (гриб-подосиновик). У двух матерей по пять сыновей, все в одно имя. №1 (рука, пальцы). Два брата живут через дорогу, а друг друга не видят. №1 (глаза). Молодцы! Справились с первым испытанием! За это вам награда – новая игра.

     Игра  «Пчелы»

     – Кто видел пчелок? Чем они занимаются? А пчелки все одинаковые или нет? (пчелы, трутни). – Вы сейчас будете пчелками. Вы уже знаете, что пчелки умеют действовать по звонку –  дедушка Дианы собирает пчелок на ветку звоночком. Пчелки, слушайте меня внимательно: я буду вас охранять. Когда все будет в порядке, я дам 1 звонок – вы можете спокойно собирать с цветочков сладкий нектар, если вдруг я замечу что-то подозрительное – дам 2 звонка, вы собирайтесь вместе, если прилетят трутни, я дам 3 звонка – вы должны замолчать, перестать жужжать. – Замечательно! А вы, наверное, и не поняли, что это было ваше второе испытание. Я проверяла, как вы умеете слушать школьный звонок. За это вам тоже полагается награда –игра.

     Игра  ««Да» и «Нет» не говорите, черного и белого не берите».

     Создание  проблемной ситуации

     – Я буду задавать вам любые вопросы. В ваших ответах не должно быть слов «да», «нет», «черное», «белое». – Ты сейчас спишь? Коровы умеют летать? Доктор стрижет детей? Какое ты любишь мороженое, черное или белое? Какие у нас шторы? (Вопросы должны быть посмешнее, чтобы спровоцировать шумную реакцию детей на ответы). – Понравилось вам играть? А как вы думаете, почему некоторые дети не хотели отвечать на вопросы? (выйти на проблемы: не уверены в ответах, не нравится, когда над ними смеются). А ведь в школе, ребята, придется отвечать на много вопросов. Как можно помочь детям, которые стесняются или боятся ошибиться?

     Принятие  нового правила 

     – Вчера я была в соседнем классе и познакомилась с девочкой Олей. Она не разговаривает на уроках, слушает учителя, делает все, что он говорит, помогает одноклассникам. Оля помогает им, не разговаривая. Для этого она изобрела свой способ подсказки. Мне он очень понравился. Хотите, я с вами поделюсь им и если он вам понравится, мы будем его использовать в своем классе. Если кто-то из учеников отвечает хорошо, правильно, Оля показывает знак «+». Если ученик отвечает плохо, говорит не то, что надо, Оля показывает знак «–». Этот знак помогает ученику быстро исправить свою ошибку. Давайте мы тоже попробуем применить эти знаки.

     Упражнение  в применении знака 

     – Вот Буратино прислал нам сочинение  и попросил его проверить. Я буду читать по предложению и если оно  правильно – вы будете поднимать  знак «+». Если Буратино ошибся, то показываем знак «–». «Однажды ночью я шел по лесу (+).Ярко светило солнце (–). А что могло светить ночью?(Луна). На елях висели бананы (–). Что могло висеть на елях? (Шишки). Вдруг я увидел, как по ели с ветки на ветку прыгали веселые крокодилы (–). А кто может прыгать с ветки на ветку? (Белки). Они несли в свое дупло еловые шишки (+). Шишки были небольшого размера (+). Но вдруг белочка выпустила шишку из лапок (+). И она полетела на небо (–). А куда она могла улететь? (На землю). Шишка попала мне прямо в ногу и от этого на лбу у меня появился большой синяк (–). Куда попала шишка Буратино ? (В лоб). После этого я перестал ходить по ночам в лес». – Молодцы! За эту работу вы заслужили настоящие ордена! Я их вручу вам в конце урока.

     Составление картинки

     – Кто любит собирать разрезанные картинки? Значит, я угадала ваше желание. Только есть одна проблема. У меня картинок только 5. Кому их дать? (на группы). Одно условие – участвовать в собирании картинки должны все дети. Придумайте, как вы это будете делать. (Учитель выдает картинки только тем группам, которые договорились работать сообща. Главное, услышать сообщение первой группы – остальные подхватят идею).

Информация о работе Развитие мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте