Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:15, дипломная работа
Цель работы – изучение уровня мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в школе и разработка развивающей программы для детей с низким уровнем готовности.
Задачи исследования:
изучение и анализ литературы по теме.
подбор методик и диагностика мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
разработка программы развития мотивационной готовности старшего дошкольника к школе.
оценка эффективности разработанной программы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………………………….5
1.1. Проблема мотивационной готовности к школе старших
дошкольников в современной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….5
1.2. Особенности психического развития детей в старшем
дошкольном возрасте………………………………………………………...10
1.3. Анализ понятия мотивационной готовности к школе………………...15
1.4. Развитие мотивационной сферы ребенка старшего
дошкольного возраста………………………………………………………..18
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА……………..27
2.1. Характеристика базы исследования……………………………………27
2.2. Исследование мотивационной готовности к школе старших
дошкольников………………………………………………………………..28
2.3. Психологическая программа развития мотивационной
готовности к школе старших дошкольников……………………………...36
2.4. Анализ результатов эксперимента…………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Изменений
в развитии мотивационной готовности
в контрольной группе практически не произошло.
Большинство детей имеют низкий уровень
мотивации и негативное отношение к школе.
Социальная и внутренняя позиция школьника
сформированы у меньшей части детей.
Для
оценки различий между экспериментальной
и контрольной группами по уровню
развития мотивационной готовности к
школе используем U
- критерий Манна-Уитни.
Гистограмма 4: Уровень развития школьной мотивации в экспериментальной и контрольной группах после проведения вторичной диагностики по анкете «Определение уровня школьной мотивации».
При р < 0,05 и n = 16, Uкp = 83
Uэмп = 72
Uэмп < Uкp
Различия
в уровне развития школьной мотивации
у экспериментальной и
Гистограмма
5: Уровень
сформированности социальной позиции
в экспериментальной и контрольной группах
после проведения вторичной диагностики
по тесту А.Л. Венгера «Мотивационная
готовность».
При р < 0,05 и n = 16, Uкp = 83
Uэмп = 81
Uэмп < Uкp
Различия
в уровне сформированности социальной
позиции у экспериментальной
и контрольной групп значимые.
Гистограмма
6: Уровень
сформированности внутренней позиции
школьника в экспериментальной и контрольной
группах после проведения вторичной диагностики
по методике «определение у старших
дошкольников сформированности «внутренней
позиции школьника».
При р < 0,05 и n = 16, Uкp = 83
Uэмп = 68,5
Uэмп < Uкp
Различия
в уровне сформированности внутренней
позиции школьника у
Таким
образом, можно утверждать, что между
экспериментальной и
Для
большей наглядности мы сравнили
полученные результаты диагностики
в экспериментальной и
Гистограмма 7: Уровень развития школьной мотивации в экспериментальной и контрольной группах после проведения диагностики по анкете «Определение уровня школьной мотивации».
1. При р < 0,05 и n = 16, Uкp = 83
Uэмп = 78,5
Uэмп < Uкp
Различия в уровне развития школьной мотивации у экспериментальной группы после проведения первичной и вторичной диагностики значимые.
2. При р < 0,05 и n = 16, Uкp = 83
Uэмп = 101,5
Uэмп > Uкp
Различия в уровне развития школьной мотивации у контрольной группы после проведения первичной и вторичной диагностики не значимые.
В
результате видим, что значимых различий
в уровне развития школьной мотивации
в экспериментальной группе после
первичной диагностики и
Гистограмма
8: Уровень
сформированности социальной позиции
в экспериментальной и контрольной группах
после проведения диагностики по
тесту А.Л. Венгера «Мотивационная готовность».
1. При р < 0,05 и n = 16, Uкp = 83
Uэмп = 71,5
Uэмп < Uкp
Различия в уровне сформированности социальной позиции у экспериментальной группы после проведения первичной и вторичной диагностики значимые.
2. При р < 0,05 и n = 16, Uкp = 83
Uэмп = 111
Uэмп > Uкp
Различия
в уровне сформированности социальной
позиции у контрольной группы
после проведения первичной и
вторичной диагностики не значимые.
В
результате видим, что значимых различий
в уровне сформированности социальной
позиции в экспериментальной группе после
первичной диагностики и контрольной
группе после первичной и вторичной диагностик
нет. И напротив уровень развития того
же показателя в экспериментальной группе
после проведения вторичной диагностики
значительно выше.
Гистограмма 9: Уровень сформированности внутренней позиции школьника в экспериментальной и контрольной группах после проведения диагностики по методике «определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника».
1. При р < 0,05 и n = 16, Uкp = 83
Uэмп = 73,5
Uэмп < Uкp
Различия
в уровне сформированности внутренней
позиции школьника у
2. При р < 0,05 и n = 16, Uкp = 83
Uэмп = 111
Uэмп > Uкp
Различия
в уровне сформированности внутренней
позиции школьника у
В
результате видим, что значимых различий
в уровне сформированности внутренней
позиции школьника в экспериментальной
группе после первичной диагностики и
контрольной группе после первичной и
вторичной диагностик нет. И напротив
уровень развития того же показателя в
экспериментальной группе после проведения
вторичной диагностики значительно выше.
Таким
образом, можно утверждать, что изначально
группы были равны по исследуемому критерию,
т.е. – по уровню мотивационной готовности
к школе. Но после развивающих занятий
произошли значительные изменения в показателях
мотивационной готовности к школе. И, следовательно, мы
убедились в эффективности предложенной
психологической развивающей программы,
направленной на повышение уровня мотивационной
готовности к школе детей старшего дошкольного
возраста.
Итак, проблема мотивационной готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, и, в конечном счете, не только проблемы у детей, их родителей, и педагогов, но и сама судьба детей, их будущее.
Проведенный анализ педагогической и психологической литературы показал, что перечень параметров, описывающих мотивационную готовность к школе старшего дошкольника, сводится к следующим элементам:
Согласна этому перечню была составлена программа диагностики мотивационной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению, включающая 3 методики и оценивающая выбранные психологические параметры.
В дипломной работе выдвигалась гипотеза: уровень мотивационной готовности к школе у старших дошкольников будет повышаться при применении игровых методов в процессе развивающих занятий-уроков.
В ходе исследований данная
гипотеза подтвердилась, при
В ходе исследования были также успешно решены задачи:
На
этапе констатирующего
Формирующий эксперимент, в задачи которого входило проведение психологической развивающей программы, направленной на повышение уровня мотивационной готовности детей подготовительного класса, был проведен в три этапа. Первый этап – индивидуальная и групповая диагностическая работа с подготовительными группами детского сада «Белочка», второй – групповая развивающая работа с одной из групп и третий – повторное исследование указанных групп для выявления динамики развития мотивационной готовности к школе у старших дошкольников.
Контрольный эксперимент позволил проследить динамику изменения уровня мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. На данном этапе подтвердилась эффективность развивающей программы, т.е. психологическая развивающая работа, направленная на знакомство со школьными нормами и правилами, снижение тревожности по отношению к школе и отдельным ее элементам, способствовала повышению уровня мотивации в группе. После десяти занятий с дошкольниками по развивающей программе уровень мотивационной готовности детей группы повысился.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
Статистическая обработка результатов исследования, которая проводилась с помощью U - критерия Манна-Уитни, позволяет говорить об эффективности проведенной психологической развивающей работы.
Таким
образом, уровень мотивационной готовности
к школе у старших дошкольников будет
повышаться при применении игровых методов
в процессе развивающих занятий-уроков.
Информация о работе Развитие мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте