Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:15, дипломная работа
Цель работы – изучение уровня мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в школе и разработка развивающей программы для детей с низким уровнем готовности.
Задачи исследования:
изучение и анализ литературы по теме.
подбор методик и диагностика мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
разработка программы развития мотивационной готовности старшего дошкольника к школе.
оценка эффективности разработанной программы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………………………….5
1.1. Проблема мотивационной готовности к школе старших
дошкольников в современной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….5
1.2. Особенности психического развития детей в старшем
дошкольном возрасте………………………………………………………...10
1.3. Анализ понятия мотивационной готовности к школе………………...15
1.4. Развитие мотивационной сферы ребенка старшего
дошкольного возраста………………………………………………………..18
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА……………..27
2.1. Характеристика базы исследования……………………………………27
2.2. Исследование мотивационной готовности к школе старших
дошкольников………………………………………………………………..28
2.3. Психологическая программа развития мотивационной
готовности к школе старших дошкольников……………………………...36
2.4. Анализ результатов эксперимента…………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Отметим, что первоначальное доминирование социального мотива учения может привести к формированию познавательной мотивации путем сдвига мотива на цель. Этот механизм образования новых мотивов был описан еще А.Н. Леонтьевым [34, с. 115]. Так, вначале ученик хорошо выполняет задания потому, что хочет получить похвалу учителя. Он знает, что знания ему необходимы, но этот мотив не является реально действующим, а только «знаемым», так как у ребенка нет достаточной познавательной потребности. Реально же действующим мотивом является потребность в похвале учителя и значимого взрослого.
Однако
длительное добросовестное выполнение
учебных заданий ради хорошей оценки может
привести к тому, что ученик заинтересуется
самим содержанием учебной деятельности
и у него появится познавательная потребность.
Таким образом, мотив станет реально действующим,
и появится новая потребность.
Доминирование познавательной мотивации
Этих детей чаще всего характеризуют как любознательных. Они хотят много знать, нередко приходят в первый класс, уже умея считать и читать, и в школу стремятся, чтобы узнать еще больше. Но если на уроках им становится неинтересно, то они могут заняться посторонним делом. Бывает и так, что на уроках ученик внимательно слушает новый материал, представляющий для него интерес, а дома не выполняет домашнее задание, потому что повторять усвоенный материал ему скучно. Поскольку же у ребенка слабо развиты социальные мотивы учения, то у него не наблюдается стремления хорошо выполнять обязанности ученика. Если к тому же у такого ученика слабо развита мотивация достижения, то вскоре он, несмотря на хорошо развитую познавательную потребность, может начать отставать в учении.
В
первом классе очень много заданий,
особенно по письму, которые не вызывают
у детей интереса, но требуют больших
усилий. Поэтому дети с доминированием
познавательной мотивации, но слабо
выраженными социальными
Когда
мы говорим о доминировании
Исследование проводилось в два этапа. Первый этап исследования состоял в изучении уровня мотивационной готовности к обучению в школе у детей, посещающих две различные подготовительные группы муниципального дошкольного образовательного учреждения поселка Улькан детского сада «Белочка». Каждая группа состояла из 16 детей 6-7 летнего возраста.
Диагностика проходила в ноябре 2007 г. Работа проводилась в маленьких группах по 5-6 человек. Детей обследовали в первой половине дня, за один раз проводились исследования по двум различным тестам с пятиминутным перерывом на игру.
Повторное
обследование мотивационной готовности
к обучению в школе было проведено в тех
же группах в марте-апреле 2008 г. Применялись
те же самые методики и условия исследования,
что и в первый раз.
2.2.
Исследование мотивационной
готовности к школе
детей старшего дошкольного
возраста.
Для исследования мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие методики:
1. Анкета для определения уровня школьной мотивации
Цель методики – определение уровня школьной мотивации старшего дошкольника.
Данная
анкета может быть использована при
индивидуальном обследовании ребенка,
а также может применяться
для групповой диагностики
В случае работы с дошкольниками психолог Н.Н. Языкова несколько модифицировали методику [50, с. 83]. Рядом с вариантом ответа помещались пиктограммы, позволяющие любому дошкольнику, в том числе – не умеющему читать, понять, в чем суть предлагаемого варианта, и поставить рядом крестик или другой значок. Разумеется, учитель должен, зачитывая варианты ответов, озвучивать и пиктограммы, им соответствующие (Приложение 1).
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. При проведении анкетирования в конце первого класса возможен такой вариант проведения: Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые они выбирают.
Снижение уровня школьной мотивации может, кроме того, служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.
Обработка результатов:
Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Данный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Пятый
уровень. Ниже 10 баллов – негативное
отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности
в обучении: они не справляются с учебной
деятельностью, испытывают проблемы в
общении с одноклассниками, во взаимоотношениях
с учителем. Школа нередко воспринимается
ими как враждебная среда, пребывание
в которой для них невыносимо. Маленькие
дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой.
В других случаях ученики могут проявлять
агрессию, отказываться выполнять задания,
следовать тем или иным нормам и правилам.
Часто у подобных школьников отмечаются
нервно-психические нарушения.
2. Тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность»
Цель методики – определение мотивационной готовности (в части, касающейся социальной позиции) старшего дошкольника [8, с. 61].
Методика представляет из себя анкету из девяти вопросов (Приложение 2).
Обработка результатов:
За каждый правильный ответ дается 1 балл, за каждый неправильный ответ – 0 баллов. Правильными считаются такие ответы:
Мотивационная
готовность считается сформированной,
если ребенок набрал 5 баллов и больше.
3. Методика «определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника».
Цель методики – определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника».
Методика представляет собой анкету из десяти вопросов [26, с. 41] (Приложение 3).
Обработка результатов: За каждый верный ответ испытуемый получает 1 балл. Учитываются все ответы, кроме 6 и 7.
Считается,
что дошкольник не имеет сформированной
внутренней позиции школьника, если он
набирает 4 балла и меньше.
Результаты первичной диагностики мотивационной готовности к школе старших дошкольников.
Показатели мотивационной готовности к школе в экспериментальной группе
Ф.И. ребенка | Уровень школьной мотивации | Сформ-ть социальной позиции | Сформ-ть внутренней позиции |
1. А. Толя | 10 | 3 | 3 |
2. Б. Яна | 12 | 5 | 5 |
3. Г. Петя | 5 | 2 | 3 |
4. К. Айдар | 14 | 3 | 4 |
5. М. Егор | 5 | 3 | 2 |
6. М. Вика | 14 | 3 | 3 |
7. Н. Женя | 22 | 7 | 6 |
8. П. Вова | 5 | 3 | 3 |
9. П. Аня | 10 | 3 | 2 |
10. П. Даша | 22 | 9 | 7 |
11. Р. Егор | 4 | 4 | 3 |
12. С. Антон | 17 | 5 | 6 |
13. С. Катя | 20 | 8 | 7 |
14. С. Семен | 7 | 3 | 2 |
15. Х. Дима | 20 | 7 | 7 |
16. Ч. Варя | 22 | 9 | 8 |
Средние показатели в баллах | 13,063 | 4,81 | 4,44 |
Показатели мотивационной готовности к школе в контрольной группе
Ф.И. ребенка | Уровень школьной мотивации | Сформ-ть социальной позиции | Сформ-ть внутренней позиции |
1. Б. Дима | 14 | 7 | 4 |
2. Б. Стас | 5 | 2 | 2 |
3. Д. Костя | 5 | 3 | 4 |
4. И. Маша | 14 | 3 | 4 |
5. К. Аня | 22 | 8 | 7 |
6. М. Жора | 14 | 7 | 6 |
7. Л. Ваня | 5 | 2 | 2 |
8. П. Валя | 5 | 3 | 3 |
9. Р. Соня | 20 | 8 | 6 |
10. Р. Лёша | 17 | 7 | 6 |
11. С. Глеб | 4 | 3 | 3 |
12. С. Миша | 5 | 7 | 7 |
13. Ф. Коля | 20 | 5 | 3 |
14. Ш. Жанна | 22 | 8 | 7 |
15. Ю.Лена | 14 | 5 | 6 |
16. Я. Антон | 14 | 5 | 3 |
Средние показатели в баллах | 12,5 | 5,18 | 4,56 |
Информация о работе Развитие мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте