Развитие мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:15, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучение уровня мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в школе и разработка развивающей программы для детей с низким уровнем готовности.
Задачи исследования:
изучение и анализ литературы по теме.
подбор методик и диагностика мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
разработка программы развития мотивационной готовности старшего дошкольника к школе.
оценка эффективности разработанной программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………………………….5
1.1. Проблема мотивационной готовности к школе старших
дошкольников в современной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….5
1.2. Особенности психического развития детей в старшем
дошкольном возрасте………………………………………………………...10
1.3. Анализ понятия мотивационной готовности к школе………………...15
1.4. Развитие мотивационной сферы ребенка старшего
дошкольного возраста………………………………………………………..18
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА……………..27
2.1. Характеристика базы исследования……………………………………27
2.2. Исследование мотивационной готовности к школе старших
дошкольников………………………………………………………………..28
2.3. Психологическая программа развития мотивационной
готовности к школе старших дошкольников……………………………...36
2.4. Анализ результатов эксперимента…………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

     Отметим, что первоначальное доминирование  социального мотива учения может  привести к формированию познавательной мотивации путем сдвига мотива на цель. Этот механизм образования новых мотивов был описан еще А.Н. Леонтьевым [34, с. 115]. Так, вначале ученик хорошо выполняет задания потому, что хочет получить похвалу учителя. Он знает, что знания ему необходимы, но этот мотив не является реально действующим, а только «знаемым», так как у ребенка нет достаточной познавательной потребности. Реально же действующим мотивом является потребность в похвале учителя и значимого взрослого.

     Однако  длительное добросовестное выполнение учебных заданий ради хорошей оценки может привести к тому, что ученик заинтересуется самим содержанием учебной деятельности и у него появится познавательная потребность. Таким образом, мотив станет реально действующим, и появится новая потребность. 

     Доминирование познавательной мотивации

     Этих  детей чаще всего характеризуют  как любознательных. Они хотят  много знать, нередко приходят в  первый класс, уже умея считать и  читать, и в школу стремятся, чтобы  узнать еще больше. Но если на уроках им становится неинтересно, то они могут заняться посторонним делом. Бывает и так, что на уроках ученик внимательно слушает новый материал, представляющий для него интерес, а дома не выполняет домашнее задание, потому что повторять усвоенный материал ему скучно. Поскольку же у ребенка слабо развиты социальные мотивы учения, то у него не наблюдается стремления хорошо выполнять обязанности ученика. Если к тому же у такого ученика слабо развита мотивация достижения, то вскоре он, несмотря на хорошо развитую познавательную потребность, может начать отставать в учении.

     В первом классе очень много заданий, особенно по письму, которые не вызывают у детей интереса, но требуют больших  усилий. Поэтому дети с доминированием познавательной мотивации, но слабо  выраженными социальными мотивами учения могут оказаться менее готовыми к школьному обучению, чем ребята с доминированием социальных мотивов учения. С детьми этой группы учителю бывает трудно, хотя они могут изначально больше знать, чем другие первоклассники. Однако в силу того, что они относятся к учебе только как к источнику интеллектуального удовольствия, а не как к социально значимой деятельности, которую необходимо хорошо выполнять независимо от собственных эмоций, эти ученики не всегда принимают и выполняют поставленную учителем задачу.

     Когда мы говорим о доминировании отдельно взятого мотива, не надо забывать, что  таким образом создается некая  модель, позволяющая лучше понять роль того или иного мотива в мотивационной  сфере, но лишь приблизительно отражающая действительность, в которой абсолютное доминирование какого-то одного мотива почти не встречается. Полноценная учебная мотивация должна включать и познавательные мотивы, и широкие социальные мотивы учения, и мотивы достижения, но индивидуальность каждого ребенка проявляется в доминировании какого-то из указанных мотивов внутри учебной деятельности [15, с. 32].

 

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА.

     2.1. Характеристика базы исследования.

 

     Исследование  проводилось в два этапа. Первый этап исследования состоял в изучении уровня мотивационной готовности к обучению в школе у детей, посещающих две различные подготовительные группы муниципального дошкольного образовательного учреждения поселка Улькан детского сада «Белочка». Каждая группа состояла из 16 детей 6-7 летнего возраста.

     Диагностика проходила в ноябре 2007 г. Работа проводилась в маленьких группах по 5-6 человек. Детей обследовали в первой половине дня, за один раз проводились исследования по двум различным тестам с пятиминутным перерывом на игру.

     Повторное обследование мотивационной готовности к обучению в школе было проведено в тех же группах в марте-апреле 2008 г. Применялись те же самые методики и условия исследования, что и в первый раз. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Исследование мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста. 

     Для исследования мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного  возраста были использованы следующие  методики:

     1. Анкета для определения уровня школьной мотивации

     Цель  методики – определение уровня школьной мотивации старшего дошкольника.

     Данная  анкета может быть использована при  индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться  для групповой диагностики старших  дошкольников из классов в школах раннего развития. При этом допустимы два варианта предъявления.

     В случае работы с дошкольниками психолог Н.Н. Языкова несколько модифицировали методику [50, с. 83]. Рядом с вариантом ответа помещались пиктограммы, позволяющие любому дошкольнику, в том числе – не умеющему читать, понять, в чем суть предлагаемого варианта, и поставить рядом крестик или другой значок. Разумеется, учитель должен, зачитывая варианты ответов, озвучивать и пиктограммы, им соответствующие (Приложение 1).

     Анкета  допускает повторные опросы, что  позволяет оценить динамику школьной мотивации. При проведении анкетирования в конце первого класса возможен такой вариант проведения: Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые они выбирают.

     Снижение  уровня школьной мотивации может, кроме  того, служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение  – положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

     Обработка результатов:

     Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
  • нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
  • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в ноль баллов.

     Первый  уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

     Второй  уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Данный уровень мотивации является средней нормой.

     Третий  уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

     Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

     Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.  

     2. Тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность»

     Цель  методики – определение мотивационной готовности (в части, касающейся социальной позиции) старшего дошкольника [8, с. 61].

     Методика представляет из себя анкету из девяти вопросов (Приложение 2).

     Обработка результатов:

     За  каждый правильный ответ дается 1 балл, за каждый неправильный ответ – 0 баллов. Правильными считаются такие ответы:

  • отказ от предложения еще год посещать детский сад или оставаться дома»;
  • направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу;
  • отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются;
  • предпочтение школы с определенными правилами;
  • ориентация на обучение в классе, группе;
  • выбор отметки как формы оценки учебной работы.

     Мотивационная готовность считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше. 

     3. Методика «определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника».

     Цель  методики – определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника».

      Методика  представляет собой анкету из десяти вопросов [26, с. 41] (Приложение 3).

     Обработка результатов: За каждый верный ответ испытуемый получает 1 балл. Учитываются все ответы, кроме 6 и 7.

     Считается, что дошкольник не имеет сформированной внутренней позиции школьника, если он набирает 4 балла и меньше. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Результаты  первичной диагностики  мотивационной готовности к школе старших  дошкольников.

Показатели мотивационной готовности к школе в экспериментальной группе

Ф.И. ребенка Уровень школьной мотивации Сформ-ть социальной позиции Сформ-ть внутренней позиции
1. А. Толя 10 3 3
2. Б. Яна 12 5 5
3. Г. Петя 5 2 3
4. К. Айдар 14 3 4
5. М. Егор 5 3 2
6. М. Вика 14 3 3
7. Н. Женя 22 7 6
8. П. Вова 5 3 3
9. П. Аня 10 3 2
10. П. Даша 22 9 7
11. Р. Егор 4 4 3
12. С. Антон 17 5 6
13. С. Катя 20 8 7
14. С. Семен 7 3 2
15. Х. Дима 20 7 7
16. Ч. Варя 22 9 8
Средние показатели в баллах 13,063 4,81 4,44

 

Показатели мотивационной готовности к школе в контрольной группе

Ф.И. ребенка Уровень школьной мотивации Сформ-ть социальной позиции Сформ-ть внутренней позиции
1. Б. Дима 14 7 4
2. Б. Стас 5 2 2
3. Д. Костя 5 3 4
4. И. Маша 14 3 4
5. К. Аня 22 8 7
6. М. Жора 14 7 6
7. Л. Ваня 5 2 2
8. П. Валя 5 3 3
9. Р. Соня 20 8 6
10. Р. Лёша 17 7 6
11. С. Глеб 4 3 3
12. С. Миша 5 7 7
13. Ф. Коля 20 5 3
14. Ш. Жанна 22 8 7
15. Ю.Лена 14 5 6
16. Я. Антон 14 5 3
Средние показатели в баллах 12,5 5,18 4,56

Информация о работе Развитие мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте