Развитие мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:15, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучение уровня мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в школе и разработка развивающей программы для детей с низким уровнем готовности.
Задачи исследования:
изучение и анализ литературы по теме.
подбор методик и диагностика мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
разработка программы развития мотивационной готовности старшего дошкольника к школе.
оценка эффективности разработанной программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………………………….5
1.1. Проблема мотивационной готовности к школе старших
дошкольников в современной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….5
1.2. Особенности психического развития детей в старшем
дошкольном возрасте………………………………………………………...10
1.3. Анализ понятия мотивационной готовности к школе………………...15
1.4. Развитие мотивационной сферы ребенка старшего
дошкольного возраста………………………………………………………..18
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА……………..27
2.1. Характеристика базы исследования……………………………………27
2.2. Исследование мотивационной готовности к школе старших
дошкольников………………………………………………………………..28
2.3. Психологическая программа развития мотивационной
готовности к школе старших дошкольников……………………………...36
2.4. Анализ результатов эксперимента…………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

     Игра  с мячом «Знакомство»

     Эта игра уже не только служит для знакомства, но и учит принимать коллективное решение. Участники встают в круг. Начать игру может любой ученик. Он бросает мяч любому другому игроку, отчетливо называя свое имя. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу. Можно бросать мяч в том же порядке, только называть не свое имя, а имя того, кому бросаете. Обратите внимание, что не все ученики еще запомнили имена друг друга, поэтому нуждаются в подсказке со стороны партнера.

     Итог  урока

     – Понравился ли урок? Что новое узнали? Зачем нам потребовался новый  школьный жест? Как вы думаете, нужны  нам еще какие-нибудь школьные правила? Зачем мы придумываем школьные правила?

     Тема 3. Знакомство в группах

     Задачи: организовать пробное взаимодействие детей в группах для выполнения коллективного задания, воспитание дружеских взаимоотношений, продолжение знакомства детей.

     Оборудование: знак «Поднятая рука», бумага, цветные карандаши, фломастеры, клубок ниток.

     Ход урока

     Игра  «Паутинка»

     Дети  сидят в кругу. У учителя в  руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из учеников: «Доброе утро, Саша! Мы рады тебя видеть в хорошем настроении!». Саша держит нитку, а клубок бросает дальше: «Привет, Сергей!». Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше: «Здравствуй, Оля!» и т.д. Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка». – Посмотрите, дети, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. Что мы видим в этой крыше? И треугольники, и квадраты, другие разные фигуры. А теперь положите «паутинку» на пол. И я осторожно сверну эти маленькие дорожки в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвется.

     Рассаживаем детей по группам

     – А сейчас протяните свои ниточки, дети, сидящие в одной группе, и по этим ниточкам займите свои места. (Ниточек у детей нет – вывести ребят на осознание, что взятие за руки – это тоже нить дружбы).

     Создание  нового жеста

     – Молодцы! Скажите, ребята, а без клубочка с нитками можно показать групповую  паутинку за столами? Попробуйте, пожалуйста. Что вы мне сейчас показали? (новый  жест). Вот здорово, теперь я вижу, что вы готовы к дружной работе и вам можно поручить серьезное общее задание.

     Проблемный  вопрос

       – Обратите внимание, дети, когда я хочу позвать кого-нибудь из вас, я называю вас по имени. А вот когда я хочу обратиться к целой группе, мне приходится обращаться ко всем одинаково: «Вот эта группа». По-моему, в школе так не должно быть. Как вы думаете? Что же нам придумать?

     Организация группового взаимодействия (дождаться от детей предложения дать группам имена).

     – А чтобы мы не забыли эти имена – сделать медальоны. Правда? Какие вы у меня умницы! Как мне с вами легко договариваться! Вы пока подумайте и договоритесь о названии своей группы, а я приготовлю бумагу для медальонов (учитель специально отключается от взаимодействия, чтобы дети проявили большую самостоятельность).

     Защита  проектов

     Планирование  знакомства с названиями групп (используем знак «Поднятая рука»).

     – Как же нам узнать, что вы все  придумали? Выборы отвечающего в группах (с использованием жеста) – Как будем рассказывать? Может, вся группа выйдет и начнет хором кричать – рассказывать? Что же придумать? Ну конечно, выбрать отвечающего!

     Рассказы  детей о придуманных именах. Знакомство с медальонами (с использованием названий групп).

     Дети  вывешивают свои групповые медальоны  на доску, а ребята, группами, взявшись за руки, подходят их рассматривать. Делается это по команде учителя: группа «Солнышко» и т.д.

     Итог  урока 

     – Понравился ли вам сегодня урок? Что было интересным на уроке? Почему урок был интересным? Что помогло  вам выполнить трудную работу? Нравится ли вам быть школьниками?

     Тема 4. Приветствие учителя

     Задачи: на основе выбора выработать школьное правило – приветствие учителя; помочь детям в осознании позиции школьника на основе сравнения школьник-дошкольник.

     Оборудование: знак «Поднятая рука», картинка с изображением ребенка – школьника, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры.

     Ход урока: Беседа о представлении детьми образа школьника

     – Посмотрите на картинку и попробуйте отгадать, кто на ней изображен: школьник или дошкольник? Как вы догадались? А вы еще помните, как были дошкольниками?

     Игра  «Школьники – дошкольники?»

     – Давайте поиграем в игру «Школьники – дошкольники». – Представь, как сидит школьник. Представь, как – дошкольник. Представь, как ходит школьник. Представь, как – дошкольник. Походи как школьник, посиди как дошкольник. Когда я хлопну один раз, то вы должны сидеть как школьники, а когда два раза – как дошкольники. Изобрази школьника или дошкольника в любой позе, а мы догадаемся, кого именно ты изобразил.

     Создание  проблемной ситуации

     – Как много школьных правил вы уже  знаете! Молодцы! А умеете ли вы здороваться  по-школьному? Давайте попробуем: –  Здравствуйте, дети! (Скорее всего, дети дружно ответят: «Здравствуйте!»).

     Рассматривание  веера возможных решений

     – Все согласны, что в школе здороваются  так? (Пусть дети предлагают разные варианты, их все можно озвучить).

     Создание нового правила

     Если учитель– сторонник традиционного школьного приветствия, то у него есть возможность заинтересовать детей своим предложением: – А вот мои бывшие ученики всегда радовали меня тем, что здоровались молча. Знаете, как? (Обычно дети с уверенностью заявляют: «Знаем». Пробуем. В результате все молча сидят). – Дети, я даже не поняла, вы поздоровались со мной или нет? Как же сделать это понятнее? (Таким образом вывести детей на нужное приветствие). – Как здорово вы придумали – даже лучше, чем мои четвероклассники!

     Упражнение  в использовании  правила 

     – Давайте еще раз поздороваемся, как школьники. А теперь, как дошкольники.

     Рисование школьника и дошкольника 

     – Дети, как вы считаете, вы уже много  знаете про школу и школьников? Тогда давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Вы сейчас на листе бумаге нарисуете кого-то. Догадайтесь, кого надо рисовать? Не только школьника, но можно и дошкольника. Но вот кого вы будете рисовать – это ваш секрет. А дети в группах должны будут этот секрет угадать. Поэтому пока не говорите, кого вы рисуете. Договорились?

     Самостоятельная работа детей. Взаимодействие детей в группах:

     а) выборы того, кто будет отвечать первым, вторым и т.д.;

     б) обсуждение рисунков и угадывание;

     в) обсуждение группового взаимодействия.

     Итог  урока 

     – Чем понравился сегодняшний урок? Что не понравилось? Как можно  сделать, чтобы избежать этого?

     Тема 5. Выбор приветствия

     Задачи: помочь детям осознать ответственность школьника за свои поступки, учить делать выбор, практиковать в учебном взаимодействии.

     Оборудование: знак «Поднятая рука», медальоны групп, красный и синий кружки, кувшин с водой.

     Ход урока 

     Приветствие

     – Здравствуйте, дети! Как вы сейчас со мной поздоровались? (как школьники). А теперь давайте поздороваемся, как дошкольники. – Здравствуйте, дети! – Зачем люди здороваются? Кто здоровается: взрослые или дети?

     Заучивание  стихотворения  Н. Красильникова. Доброе утро.

     Придумано кем-то просто и мудро При встрече  здороваться: – Доброе утро! Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым... Пусть доброе утро длится до вечера.

     Чтение  учителем стихотворения. Анализ

     – Какое это стихотворение? Почему оно показалось вам добрым? Какие добрые слова в нем звучат? Кому эти слова были сказаны? Кто придумал эти добрые слова? Когда эти слова нужно говорить? Какое волшебство умеют делать эти слова? Давайте придумаем движения для этих строчек.

     Заучивание  стихотворения с  движениями Определение  проблемы

     – С кем должны здороваться школьники? (с учителем). Кто из вас маме и  папе всегда говорит: «Доброе утро»? Что ж, теперь, когда вы стали школьниками, уже больше не будете этого делать? С кем еще вы раньше здоровались? А как будете теперь поступать? Конечно, дети, школьник всегда и со всеми должен быть вежливым. Только вот как теперь со всеми здороваться? Может так, как с учителем? А поймут ли вас?

     Физкультминутка

     Два притопа, два прихлопа, ежики, ежики (пальчики вперед). Наковальня, наковальня, ножницы, ножницы (кулачок на кулачок). Побежали, побежали, зайчики, зайчики. Ну-ка, звонче, ну-ка, звонче дружно скажем: «Здравствуйте!» Девочки: «Здравствуйте!». Мальчики: «Здравствуйте!».

     Практикум Выделение возможных партнеров для приветствия

     – Давайте вспомним, с кем нам  с вами приходится встречаться. Кого нужно приветствовать?

     Распределение по группам ролей 

     Группа  «Ромашка» (первый ряд) – соседи; группа «Солнышко» (второй ряд)– ученики; группа «Бабочка» (третий ряд) – дошкольники.

     – Я буду подходить к каждой группе, а вы должны будете поздороваться  со мной. Кто будет здороваться  со мной как с соседкой, как с  учителем, как с другом, как с мамой, как с воспитателем?

     Анализ  ситуаций

       – Дети, как вы думаете, они все правильно сделали? Кто-нибудь хочет что-нибудь добавить? А как можно по-другому поприветствовать друга? Вам нравится, когда с вами здороваются? Вам приятно? У вас поднимается от этого настроение? А что нужно делать, когда вы проходите мимо знакомого человека?

     Физкультминутка: игра «Не собьюсь»

     – Если показывается красный кружок –  говорите: «Здравствуйте», синий – «До свидания».

     Разбор  ситуаций

     Учитель задает вопросы (инсценировка ситуации): «Вы идете с товарищем. Он поздоровался с незнакомым вам человеком. Надо ли вам здороваться?». – На улице Олег увидел свою воспитательницу, которая разговаривала с незнакомой ему женщиной. Олег, проходя мимо них, вежливо сказал: «Здравствуйте, Ольга Ивановна!». Была ли допущена ошибка? – Представьте, что вы пришли к товарищу домой. Там знакомые и незнакомые ребята. Как должно прозвучать приветствие? – Как вы прощаетесь с товарищем, подругой, с которой вам предстоит сегодня еще встретиться?

     Обобщение

     – Что должны уметь школьники? Почему? – Ребята, я вам помогу. У меня есть волшебная вода, посмотрите, она необычного цвета. Кто опустит палец в эту воду, тот уже никогда не забудет вежливых слов прощания и приветствия. (Учитель предлагает каждому ребенку опустить в кувшин мизинец.) – А теперь проверим, помогла ли вам волшебная вода все вспомнить и всегда быть вежливыми? Закройте глаза. Кому попадет в руки кубик, тот отвечает на вопрос: – Какие бывают слова приветствия, прощания? В чем секрет волшебства этих слов? Какое сегодня вежливое слово вы скажете, уходя из класса, как попрощаетесь с ребятами, со взрослыми, если я одна буду в группе из взрослых, а если с родителями и воспитателями, то как?

     Итог  урока 

     – Что сегодня научились делать на уроке мои школьники? Почему вам  теперь очень важно быть вежливыми? Как вы узнали, с кем и как нужно здороваться? Кто вам помог?

     Тема 6. Знакомство. Взаимодействие в группах

     Задачи: учить взаимодействию в группах; продолжить знакомство детей друг с другом; отрабатывать у детей умение работать по знакам. Оборудование: знаки «Поднятая рука», листы белой бумаги (по числу детей).

Информация о работе Развитие мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте