Развитие мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:15, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучение уровня мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в школе и разработка развивающей программы для детей с низким уровнем готовности.
Задачи исследования:
изучение и анализ литературы по теме.
подбор методик и диагностика мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
разработка программы развития мотивационной готовности старшего дошкольника к школе.
оценка эффективности разработанной программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………………………….5
1.1. Проблема мотивационной готовности к школе старших
дошкольников в современной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….5
1.2. Особенности психического развития детей в старшем
дошкольном возрасте………………………………………………………...10
1.3. Анализ понятия мотивационной готовности к школе………………...15
1.4. Развитие мотивационной сферы ребенка старшего
дошкольного возраста………………………………………………………..18
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА……………..27
2.1. Характеристика базы исследования……………………………………27
2.2. Исследование мотивационной готовности к школе старших
дошкольников………………………………………………………………..28
2.3. Психологическая программа развития мотивационной
готовности к школе старших дошкольников……………………………...36
2.4. Анализ результатов эксперимента…………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 444.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

     АНКЕТА (методика Лускановой) 

1.Тебе нравится в школе? – не очень °
– нравится J
– не нравится L
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь  в школу или тебе часто хочется  остаться дома? – чаще хочется  остаться дома H
– иду  с радостью ±
– бывает по-разному ¯ ° ±
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? – не знаю ?
– остался бы дома H
– пошел  бы в школу &
4. Тебе нравится, когда у вас  отменяют какие-нибудь уроки? – не нравится L
– бывает по-разному ¯ ° ±
– нравится ±
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не  задавали домашних заданий? – хотел бы (радовался  этому) ±
– не хотел бы (огорчился) ¯
– не знаю ?
6.Ты  хотел бы, чтобы в школе остались  одни перемены? – не знаю ?
– не хотел бы (огорчился) ¯
– хотел  бы (обрадовался) ±
7. Ты часто рассказываешь о школе  родителям? – часто IIIIIIIII
– редко II
– не рассказываю -
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя  был нестрогий учитель?  – точно не знаю ?
– хотел  бы ±
– не хотел бы ¯
9. У тебя в классе много друзей? – мало ”
– много ”””
– нет  друзей -
10. Тебе нравятся твои одноклассники? – нравятся ±
– не очень °
– не нравятся ¯

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

Анкета (тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность») 

     
  1. Если бы было две школы – одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая – только с уроками пения, рисования и физкультуры, – в какой из них ты хотел бы учиться?
  2. Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков. В какой из них ты хотел бы учиться?
  3. Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты хотел бы учиться?
  4. Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь. В какой из них ты хотел бы учиться?
  5. Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты хотел бы учиться?
  6. Если бы у вас в классе заболела бы учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
  7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год» – согласился бы ты с таким предложением?
  8. Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой, и заниматься с тобой. Тебе не придется ходить по утрам в школу» – согласился бы ты с таким предложением?
  9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 

Анкета (Методика «определение у старших дошкольников

сформированности  «внутренней позиции школьника») 

      
  1. Ты хочешь идти в школу?
  2. Ты хочешь еще на год остаться детском саду (дома)?
  3. Какие занятия тебе больше всего нравятся ? Почему?
  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
  5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
  6. Почему ты хочешь идти в школу?
  7. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?
  8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
  9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?
  10. Во время игры в школу что у нас будет длиннее – урок или перемена?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 

Занятия по программе развития мотивационной готовности

     Тема 1. Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»

     Задачи: организовать знакомство детей друг с другом и учителем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания.

     Оборудование: знак «Поднятая рука», именные медали для каждого ребенка.

     Ход урока: Дети входят в класс и рассаживаются за столики по группам Приветствие – Здравствуйте, ребята! Как вас много и какие вы все красивые! Сегодня вы в первый раз пришли в школу. Похлопайте в ладошки те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте я попробую угадать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки. Договорились? – Потому что у вас есть красивый ранец; потому что в вашем ранце много новых школьных вещей; потому что вы сегодня очень нарядны и красивы; потому что вы сегодня первый раз пришли в школу; потому что вы сегодня стали школьниками; потому что вы встретились сегодня со своей учительницей. Все это очень хорошо, дети, но наверное вам очень хочется познакомиться со мной получше, правда?

     Рассказ учителя о себе – Меня зовут… Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я – ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства. Я очень люблю детей. У меня есть… Я люблю… Не люблю… Самое большое мое увлечение… Мы с вами будем учиться вместе и я всегда буду рада вам помочь. Расскажу вам обо всем: Отчего бывает гром, И про север, и про юг, И про все, что есть вокруг, Про медведя, про лису И про ягоды в лесу. Научу вас рисовать, Строить, шить и вышивать. А теперь вы можете задать мне любой вопрос. Выработка школьного правила – Со мной вы познакомились, а как мне с вами познакомиться? А, я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена. Договорились? 1-2-3! Ничего не поняла, какое-то «Уа-уа»!? Давайте еще громче! 1-2-3! – Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Что же делать? (Дети предлагают разные варианты. Стараться привлечь внимание всем, кроме поднимания руки).

     В конце концов учитель восклицает: «Послушайте, дети, что предлагает нам Таня. Здорово, Танечка, а как ты придумала такой способ – поднимать руку?». Ребята, давайте попробуем знакомиться Таниным способом: если хочешь ответить – подними руку. Покажи, Танюша, детям, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку. (Таким образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу оговорили его выполнение).

     – Для чего нам нужно было это  правило? (Чтобы познакомиться). Давайте  попробуем. Кто хочет сообщить нам  свое имя?(Учитель спрашивает 3-4 детей). Внесение знака «Поднятая рука» – Дети, нравится вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь? (Учитель вносит знак «Поднятая рука» и прикрепляет его на доске (смотри приложение)). Если я показываю на этот знак, что вы будете делать? Давайте попробуем. «Мальчик, как тебя зовут?» – учитель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятия руки. Если ребенок сразу ответил, а руку не поднял, учитель спрашивает детей: «Правильно Саша ответил на вопрос? А задание мое он выполнил? Давай, Саша, еще раз: Мальчик, как тебя зовут?» – учитель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятия руки.

     Знакомство  детей в группах.

     Учитель огорчается: «Детки, я так сразу вас всех не запомню. Кто хочет мне помочь? Тогда садитесь скорее на свои места. Я придумала, как мне скорее вас запомнить! Вы сейчас в группах назовете свои имена. Какое школьное правило будете применять? А потом я проверю, как вы запомнили друг друга. Согласны?» Знакомство детей в группах. Проверка. Учитель подходит к любому ребенку, кладет ему руки на плечи, а все дети из группы хором называют его имя. Учитель вручает ребенку именную медаль. Возможны варианты проверки: 1 группа: учитель подходит к одному человеку из группы, а он называет имена остальных детей в группе. 2 группа: учитель подходит к одному ребенку в группе, а дети хором называют его имя. 3 группа: учитель подходит к одному ребенку из группы и спрашивает у всех остальных: – Эту девочку зовут Ира? (имя неправильное). – Нет, Наташа. – Этого мальчика зовут Саша? – Нет, Андрей! И т.д. 4 группа: учитель подходит к одному ребенку из группы, а его сосед называет его имя (и так по кругу). – Что можно сделать, если забыл, как звать кого-то?(Дети предлагают варианты: можно спросить у этого человека, можно спросить у других детей, можно спросить у учителя, можно спросить у других взрослых, можно прочитать на медали и т.д.).

     Прощание

     – Давайте на прощание поиграем. Я  буду называть разные имена. Те дети, чье  имя я назову, будут выбегать ко мне и становиться в кружок. Согласны? (Учитель называет имена до тех пор, пока все дети не выбегут к нему. В кругу проводится любая хороводная игра, например, «Карусели»): Еле-еле-еле-еле закружились карусели, А потом, потом, потом побежали все бегом.

     Итог  урока в кругу 

     – Понравился ли вам урок? Интересно  ли было? Какое у нас теперь есть школьное правило? Когда нужно поднимать руку? Что еще очень важное произошло сегодня на уроке? Зачем люди знакомятся? (Заострить внимание на высказывании: «чтобы подружиться»). Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересный урок.

     Тема 2. Умение договариваться

     Задачи: помочь детям освоить новую школьную норму общения – молчаливый выбор отвечающего в группе; уточнить возможности человеческого общения; продолжить знакомство детей в группах и в классе.

     Оборудование: знак «Поднятая рука», ордена за хорошую работу, мяч.

     Ход урока: Уточнение знаний детей о значении жестов – Сегодня я шла по улице и наблюдала такую картину: мужчина стоял на тротуаре и махал рукой проезжающим мимо машинам. Как вы думаете, зачем он это делал? Откуда ты, Саша, об этом знаешь? – Когда я подходила к нашему детскому саду, то обратила внимание, что мама грозила своей дочке пальчиком. Что это значит, ребята? Может, вы сможете показать, как она это делала? Значит, можно общаться людям между собой не только словами, но и жестами?

     Игра  «Жесты»

     Учитель предлагает детям изобразить жестами: позвать кого-либо к себе, попрощаться, поздороваться, помириться. Учитель предлагает детям загадать свой жест, а остальным – отгадать его.

     Проблемный  вопрос

     – Ребята, а как вы думаете, нужны ли в школе жесты? (Скорее всего, мнения детей разойдутся; учитель не должен убеждать ребят ни в чем). Давайте мы с вами вернемся к этому вопросу чуть позже.

     Формирование  нового умения. Создание проблемной ситуации.

     – Вчера мы с вами чуточку подружились. Что мы для этого сделали? Посмотрите на детей, сидящих с вами за одним столом. Кто может назвать их всех по именам? (учитель обращает внимание на тех ребят, кто поднял руку для ответа: какое школьное правило помнит Саша, Маша и т.д.?).

     Как же мне быть, так много детей подняло руку, что я не знаю, кого спросить. Давайте сделаем так: вы сейчас в группах договоритесь, кто будет отвечать и скажете мне.(Дети пытаются договориться. В результате – шум, а возможно и ссоры).

     Демонстрация  нового стиля взаимодействия.

     Учитель вместе с 1-2 родителями или другими помощниками разыгрывают ситуацию – договариваются жестами (молча показывают рукой на того, кто будет отвечать). – Как вы думаете, дети, нам удалось договориться? Как мы договаривались? Упражнение детей в применении нового жеста – Попробуйте вы договориться с помощью жестов. (Дети выбирают того, кто будет отвечать. Учитель хвалит группы, которым это удалось). – Встаньте те, кто будет отвечать в каждой группе. Обобщение – Так нужны ли в школе жесты? Для чего? (Упражнение в применении нового жеста для взаимодействия в группах). – А теперь давайте послушаем, как ребята запомнили имена своих одноклассников. (Группе, справившейся с заданием, можно выдать орден).

Информация о работе Развитие мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте