Развитие мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:15, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучение уровня мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в школе и разработка развивающей программы для детей с низким уровнем готовности.
Задачи исследования:
изучение и анализ литературы по теме.
подбор методик и диагностика мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
разработка программы развития мотивационной готовности старшего дошкольника к школе.
оценка эффективности разработанной программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………………………….5
1.1. Проблема мотивационной готовности к школе старших
дошкольников в современной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….5
1.2. Особенности психического развития детей в старшем
дошкольном возрасте………………………………………………………...10
1.3. Анализ понятия мотивационной готовности к школе………………...15
1.4. Развитие мотивационной сферы ребенка старшего
дошкольного возраста………………………………………………………..18
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА……………..27
2.1. Характеристика базы исследования……………………………………27
2.2. Исследование мотивационной готовности к школе старших
дошкольников………………………………………………………………..28
2.3. Психологическая программа развития мотивационной
готовности к школе старших дошкольников……………………………...36
2.4. Анализ результатов эксперимента…………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

     Итог  урока 

     – Кто поможет мне сосчитать, сколько  было испытаний? (Дети называют моменты  урока, учитель уточняет, в чем он испытывал детей, справились ли ребята, как им это удалось?). Какой вывод можно сделать про вас, мои дети: на кого вы становитесь больше похожими – на школьников или на дошкольников? Тогда вас ждет последняя награда за весь урок.

     Тема  9. Учимся спорить

     Задачи: формировать умение вести дискуссию; введение критериев оценки: «ровно», «точно».

     Оборудование: знаки, демонстрационный лист «Зрительные иллюзии», карточки со зрительными иллюзиями по 1 на парту, тетрадь, линейка, простой карандаш.

     Ход урока 

     Организационный момент

     Игра  «Как живете, мои  дети?»

     – Молодцы! Все работаете очень  дружно. Значит, можно предложить вам  задание: проверить работу Незнайки. Незнайка написал: «Теперь пора года весна. На красный свет можно переходить улицу. Груши растут на березе. Я живу в городе Минске. Слоны живут на севере». Дети знаками «+, –» отмечают правильность высказываний. Индивидуальная работа «Создаем беговые дорожки для жуков и гусениц» – Жуки и гусеницы решили посоревноваться в беге. Им нужны абсолютно одинаковые беговые дорожки.

     Учитель показывает, как работать с линейкой и карандашом, учит чертить отрезки. Дети делают несколько тренировочных  отрезков. Вам надо начертить дорожки  длиной 7 см. Начертите 5 дорожек и  выберите самую лучшую. Какой должна быть самая лучшая дорожка? (ровная, точная). Что значит ровная? Выберите самую ровную дорожку и поставьте возле нее «+». Что значит точная? Как проверить точность? Измерьте еще раз дорожки и выберите самую точную. Какой знак возле нее поставите? Разыгрывание сценки ссоры Учитель разыгрывает сценку с Буратино и Незнайкой, которые, начертив дорожки для жуков и гусениц, затеяли ссору: – Забирай, Буратино, свои дорожки. Они неровные. – Неправда! Я их хорошо вымерил. – Нет, для жука ты сделал длиннее. – Нет, одинаковые. – Нет, длиннее. – Ты плохой судья. – А ты косой и слепой. – Смогли ли наши герои договориться? (нет, они ушли от предмета спора и перешли на личные оскорбления). Почему это произошло? (забыли о взаимоуважении). Какое простое доказательство было в этой ситуации? (линейка).

     Работа  в парах. Взаимопроверка

     Ученики обмениваются листочками и проверяют  работу соседа, если они согласны с  оценкой, то рисуют кружок и ставят в него знак плюс, если не согласны –  минус. Пара договаривается, чья дорожка будет для гусениц, чья для жуков. У жуков есть усы (показывают руками) – пририсовывают их к дорожке. А у гусениц голова имеет форму стрелки (складывают руки) – пририсовывают к дорожке гусениц стрелки.

     Динамическая  физкультминутка 

     Подведение  итогов совместной работы

     – Скажите, пожалуйста, как вам удалось  договориться и выбрать одинаковые дорожки? Кому пришлось поспорить? Кто  поссорился из-за этого спора? Почему? Кто не ссорился? Что вы для этого  делали? Как вы доказывали? Можно  ли было на глаз определить длину дорожек и сравнить их? (нет). Правильно, усики жуков и головы гусениц привели к оптическому обману – иллюзии. Учитель хвалит всех, кто сумел сделать замечания, никого не обидев.

     Разыгрывание  новой ситуации спора 

     – Попробуйте разыграть сценку спора Буратино и Незнайки правильно, по школьному. У кого получилось? Покажите всем (смотри приложение). «Волшебные рейки» – Оптическая иллюзия – рейки как бы раздвинулись. А сейчас поиграем в игру «Угадай-ка». Вот у меня две рейки, а в них я нарисовала стрелки (смотри приложение). Отгадайте, везде ли одинаковое расстояние между рейками? Учитель провоцирует детей на разные высказывания и добивается выхода на доказательство.

     – Как мы уже умеем доказывать? (с  помощью линейки). Как линейка  может нам помочь сейчас? На парту выдается по одному образцу и дети самостоятельно определяют ширину полосы между рейками. Учитель поощряет работу тех детей, которые делали это дружно, спокойно.

     Физкультминутка танцевальная «Давайте жить дружно» 

     Итог  урока 

     – Кому сегодня было интересно на уроке? А кому было трудно? Как же так, некоторым детям было и интересно, и трудно. Разве так бывает? Действительно, в школе бывает трудно, но это все равно интересно для школьников. Чему научились сегодня на уроке?

    • Я думаю, сегодня мы можем положить добрые слова в волшебную шкатулочку для нашего урока. Я пойду по классу и соберу эти добрые слова.

     Тема 10. Оценка. Введение линейки оценок

     Задачи: познакомить детей с оценочной линейкой; учить определять критерии оценки; учить умению оценивать свою и чужую работу; формировать адекватную самооценку.

     Оборудование: изученные знаки, тетрадь в клетку, простой карандаш, тетрадь.

     Ход урока 

     Повторение  школьных правил

     Создание  проблемной ситуации

     – Сегодня мне надо собрать ваши работы и посмотреть, кто чему научился. Чтобы я не перепутала тетради, подпишите на странице свое имя (кто не умеет – срисовывает со своего медальона). По сигналу (1 звонок) отложите ручки, даже если вы не написали букву. – Оцените свою работу знаками «+ / –». Как-то непонятно получилось. Все ребята написали по-разному, а оценки у всех одинаковые – «+». Что же нам придумать с оценками?

     Введение  способа оценки

     На  доске написано имя Павлик с ошибками в изображении букв. – Мальчик из другого подготовительного класса написал свое имя так. Давайте оценим, красиво ли написано имя (рисует линейку). Если я считаю, что слово написано красиво, красивей невозможно, я поставлю свою оценку тут (ставит практически возле верхней границы линейки). Если я считаю, что слово написано некрасиво, плохо, не бывает хуже, я поставлю свою оценку тут (ставит чуть выше нижней границы линейки). А куда поставить оценку, если я считаю, что слово написано красиво, но может быть и лучше? (помощники указывают место на линейке). Понятно ли, как оценивать работу по линейке? Давайте оценим теперь, правильность работы Павлика. Аналогичный разбор.

     Практическая  работа детей 

     Каждый  учащийся написал свое имя. Группа оценит, правильно ли написано имя и красиво  ли. Выбирают одного учащегося, который кладет листик на центр стола. Работа сначала оценивается по линейке «красота», затем – «правильность». Т.о. оценивают все работы.

     Обобщение

     – Понравились вам волшебные линеечки? За что на них можно ставить  отметки?

     Организация групповой работы

     – Мы продолжаем работать в группах. Сейчас вы будете выполнять интересные задания и оценивать их. Причем оценивать правильность их выполнения будете не только вы сами, но и ваши друзья. Покажите, что вы готовы работать вместе. (Руки детей должны быть соединены и подняты вверх). На сегодняшнем занятии мы с вами будем учиться работать в паре, вот так. (Знак «Мы» прикрепляется на доску). Но что значит – работать в паре? Как показать, что пара готова к работе? Покажите! (Дети должны взяться за руки и поднять их вверх. За догадку вручить ордена). Молодцы, а теперь в группе найдите себе пару и покажите, что вы готовы работать вместе, сотрудничать! (Вручение орденов самой организованной паре). Мне очень нравится ваша активность и желание работать вместе.

     Итог  урока 

     – Что очень важное научились сегодня делать на уроке? Почему для учеников это важно? Что можно узнать, когда оценишь свою работу? Как надо ставить оценку на линеечке? За что можно ставить оценку?


Информация о работе Развитие мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте