Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:15, дипломная работа
Цель работы – изучение уровня мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в школе и разработка развивающей программы для детей с низким уровнем готовности.
Задачи исследования:
изучение и анализ литературы по теме.
подбор методик и диагностика мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
разработка программы развития мотивационной готовности старшего дошкольника к школе.
оценка эффективности разработанной программы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………………………….5
1.1. Проблема мотивационной готовности к школе старших
дошкольников в современной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….5
1.2. Особенности психического развития детей в старшем
дошкольном возрасте………………………………………………………...10
1.3. Анализ понятия мотивационной готовности к школе………………...15
1.4. Развитие мотивационной сферы ребенка старшего
дошкольного возраста………………………………………………………..18
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА……………..27
2.1. Характеристика базы исследования……………………………………27
2.2. Исследование мотивационной готовности к школе старших
дошкольников………………………………………………………………..28
2.3. Психологическая программа развития мотивационной
готовности к школе старших дошкольников……………………………...36
2.4. Анализ результатов эксперимента…………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
По результатам исследования мотивационной готовности в контрольной и экспериментальной группах отчетливо видно, что очень много детей с низким уровнем мотивации и негативным отношением к школе. Социальная и внутренняя позиция школьника сформированы у меньшей части детей.
Для
оценки различий между экспериментальной
и контрольной группами по уровню
развития мотивационной готовности к
школе используем U
- критерий Манна-Уитни.
Гистограмма 1: Уровень развития школьной мотивации в экспериментальной и контрольной группах после проведения первичной диагностики по анкете «Определение уровня школьной мотивации».
При р < 0,05 и n = 16, Uкp = 83
Uэмп = 121,5
Uэмп > Uкp
Значимых различий в уровне развития школьной мотивации у экспериментальной и контрольной групп не выявлено.
Гистограмма
2: Уровень
сформированности социальной позиции
в экспериментальной и контрольной группах
после проведения первичной диагностики
по тесту А.Л. Венгера «Мотивационная
готовность».
При р < 0,05 и n = 16, Uкp = 83
Uэмп = 118,5
Uэмп > Uкp
Значимых
различий в уровне сформированности
социальной позиции у экспериментальной
и контрольной групп не выявлено.
Гистограмма
3: Уровень
сформированности внутренней позиции
школьника в экспериментальной и контрольной
группах после проведения первичной диагностики
по методике «определение у старших
дошкольников сформированности «внутренней
позиции школьника».
При р < 0,05 и n = 16, Uкp = 83
Uэмп = 121
Uэмп > Uкp
Значимых
различий в уровне сформированности
внутренней позиции школьника у
экспериментальной и контрольной групп
не выявлено.
В
результате первичной диагностики было
выявлено, что значимых различий в уровне
развития мотивационной готовности к
школе у старших дошкольников в контрольной
и экспериментальной группах нет.
2.3.
Психологическая программа
развития мотивационной
готовности к школе
старших дошкольников.
Программа развития включает следующие основные направления:
Цели программы:
Программа развития:
Организационные принципы построения программы.
Максимальная
эффективность внедрения
Формы и методы обучения
Чаще всего используется комбинированная форма урока, с учетом принципа комплексного влияния на развитие ребенка.
В силу возрастных особенностей и с учетом ведущего вида деятельности дошкольника – игры, – в большинстве случаев использованы нетрадиционные формы урока. К ним можно отнести урок-игру, урок-сказку, урок-фантазирование, уроки-конкурсы, уроки-спектакли и т.д.
Данные формы уроков необходимы для реализации поставленных целей и задач, создания устойчивой учебной мотивации и познавательной активности учащихся.
I БЛОК психологической развивающей программы включает в себя:
- знакомство детей с учителем;
- выработку школьного правила «Поднятая рука»;
- освоение новых школьных норм общения;
- выработка школьного правила – приветствие учителя.
II БЛОК психологической развивающей программы включает в себя:
- организацию взаимодействия детей в группах для выполнения коллективного задания, воспитание дружеских взаимоотношений;
- выработку осознания позиции школьника на основе сравнения школьник-дошкольник;
- выработку осознания ответственности школьника за свои поступки;
- выработку умения делать выбор;
- обучение детей в процессе работы слушать сверстников, обращаться к ним;
- воспитание чувства взаимопомощи, коллективизма;
- формирование умения вести дискуссию.
III БЛОК психологической развивающей программы включает в себя:
- уточнение представлений детей о времени;
- помощь в осознании школьного времени, его деление на уроки и перемены;
- уточнение отношения детей к уроку;
- формирование умения планировать свое время;
- введение критериев оценки: «ровно», «точно»;
- ознакомление детей с оценочной линейкой;
- формирование умения определять критерии оценки;
- формирование умения оценивать свою и чужую работу;
-
формирование адекватной самооценки.
2.4.
Анализ результатов
эксперимента.
После
проведения психологической развивающей
программы была проведена повторная
диагностика в
Показатели
мотивационной готовности к школе в экспериментальной
группе
Ф.И. ребенка | Уровень школьной мотивации | Сформ-ть социальной позиции | Сформ-ть внутренней позиции |
1. А. Толя | 18 | 4 | 5 |
2. Б. Яна | 18 | 6 | 6 |
3. Г. Петя | 10 | 3 | 4 |
4. К. Айдар | 18 | 5 | 5 |
5. М. Егор | 10 | 4 | 3 |
6. М. Вика | 16 | 5 | 5 |
7. Н. Женя | 24 | 8 | 7 |
8. П. Вова | 10 | 4 | 4 |
9. П. Аня | 20 | 6 | 5 |
10. П. Даша | 26 | 9 | 8 |
11. Р. Егор | 9 | 4 | 5 |
12. С. Антон | 16 | 6 | 6 |
13. С. Катя | 24 | 8 | 7 |
14. С. Семен | 18 | 5 | 5 |
15. Х. Дима | 22 | 8 | 8 |
16. Ч. Варя | 26 | 9 | 8 |
Средние показатели в баллах | 17,81 | 5,9 | 5,69 |
По
результатам повторного исследования
мотивационной готовности в экспериментальной
группе отчетливо видно, что три четверти
класса имеют положительное отношение
к школе и высокий мотивационный уровень,
социальная позиция сформирована почти
у 70% класса. Внутренняя позиция школьника
сформирована более чем у 80% класса. Т.е.
произошли изменения в развитии.
Показатели
мотивационной готовности к школе в контрольной
группе
Ф.И. ребенка | Уровень школьной мотивации | Сформ-ть социальной позиции | Сформ-ть внутренней позиции |
1. Б. Дима | 14 | 8 | 4 |
2. Б. Стас | 6 | 3 | 3 |
3. Д. Костя | 7 | 3 | 4 |
4. И. Маша | 14 | 3 | 4 |
5. К. Аня | 22 | 8 | 7 |
6. М. Жора | 14 | 7 | 5 |
7. Л. Ваня | 7 | 3 | 3 |
8. П. Валя | 7 | 3 | 3 |
9. Р. Соня | 22 | 7 | 7 |
10. Р. Лёша | 17 | 7 | 7 |
11. С. Глеб | 6 | 3 | 4 |
12. С. Миша | 5 | 6 | 6 |
13. Ф. Коля | 20 | 5 | 3 |
14. Ш. Жанна | 22 | 5 | 5 |
15. Ю.Лена | 14 | 5 | 6 |
16. Я. Антон | 16 | 5 | 4 |
Средние показатели в баллах | 13,31 | 5,06 | 4,68 |
Информация о работе Развитие мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте