Развитие мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:15, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучение уровня мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в школе и разработка развивающей программы для детей с низким уровнем готовности.
Задачи исследования:
изучение и анализ литературы по теме.
подбор методик и диагностика мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
разработка программы развития мотивационной готовности старшего дошкольника к школе.
оценка эффективности разработанной программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………………………….5
1.1. Проблема мотивационной готовности к школе старших
дошкольников в современной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….5
1.2. Особенности психического развития детей в старшем
дошкольном возрасте………………………………………………………...10
1.3. Анализ понятия мотивационной готовности к школе………………...15
1.4. Развитие мотивационной сферы ребенка старшего
дошкольного возраста………………………………………………………..18
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА……………..27
2.1. Характеристика базы исследования……………………………………27
2.2. Исследование мотивационной готовности к школе старших
дошкольников………………………………………………………………..28
2.3. Психологическая программа развития мотивационной
готовности к школе старших дошкольников……………………………...36
2.4. Анализ результатов эксперимента…………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

      По  результатам исследования мотивационной готовности в контрольной и экспериментальной группах отчетливо видно, что очень много детей с низким уровнем мотивации и негативным отношением к школе. Социальная и внутренняя позиция школьника сформированы у меньшей части детей.

     Для оценки различий между экспериментальной  и контрольной группами по уровню развития мотивационной готовности к школе используем U - критерий Манна-Уитни. 

Гистограмма 1: Уровень развития школьной мотивации в экспериментальной и контрольной группах после проведения первичной диагностики по анкете «Определение уровня школьной мотивации».

 

При р < 0,05 и  n = 16, Uкp = 83

Uэмп = 121,5

Uэмп > Uкp

      Значимых  различий в уровне развития школьной мотивации у экспериментальной  и контрольной групп не выявлено.

Гистограмма 2: Уровень сформированности социальной позиции в экспериментальной и контрольной группах после проведения первичной диагностики по тесту А.Л. Венгера «Мотивационная готовность». 

 

При р < 0,05 и  n = 16, Uкp = 83

Uэмп = 118,5

Uэмп > Uкp

      Значимых  различий в уровне сформированности социальной позиции у экспериментальной  и контрольной групп не выявлено. 
 
 
 
 
 
 

Гистограмма 3: Уровень сформированности внутренней позиции школьника в экспериментальной и контрольной группах после проведения первичной диагностики по методике «определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника». 

 

При р < 0,05 и  n = 16, Uкp = 83

Uэмп = 121

Uэмп > Uкp

      Значимых  различий в уровне сформированности внутренней позиции школьника у  экспериментальной и контрольной групп не выявлено. 

      В результате первичной диагностики было выявлено, что значимых различий в уровне развития мотивационной готовности к школе у старших дошкольников в контрольной и экспериментальной группах нет. 
 

2.3. Психологическая программа развития мотивационной готовности к школе старших дошкольников. 

     Программа развития включает следующие основные направления:

  1. Развитие учебной мотивации.
  2. Развитие личностной сферы (в том числе коррекции тревожности, робости, агрессивно-защитных механизмов, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей и др.)

     Цели  программы:

  1. Выявление детей с несформированной мотивационной готовностью к школьному обучению.
  2. Определение индивидуального подхода к каждому ребенку в учебно-воспитательном процессе.
  3. Проведение с выявленными детьми развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

     Программа развития:

  • дает возможность прогнозировать возможные трудности обучения и адаптации к школе,
  • позволяет выявлять необходимость развивающей программы для детей с низкой мотивационной готовностью,
  • обеспечивает при необходимости психологическую поддержку ребенка с первых его шагов в новой школьной жизни.

     Организационные принципы построения программы.

  1. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю.
  2. Программа развития рассчитана на 10 урочных часов в группе дошкольников (коллективная форма обучения).
  3. Важным условием поурочного планирования является реализация принципов комплексного влияния на развитие ребенка.
  4. Доминирующим объектом воздействия программы является мотивационно-личностная сфера поведения старшего дошкольника.

      Максимальная  эффективность внедрения программы  достигается при условии тесного  сотрудничества учителя с психологом и введение специфических развивающих упражнений в традиционный учебный процесс в качестве составных частей уроков. В этих случаях обеспечивается индивидуальный комплексный подход к каждому учащемуся, основанный на данных проводимого психологом мониторинга развития и наблюдениях учителя.

     Формы и методы обучения

     Чаще  всего используется комбинированная  форма урока, с учетом принципа комплексного влияния на развитие ребенка.

     В силу возрастных особенностей и с  учетом ведущего вида деятельности дошкольника  – игры, – в большинстве случаев использованы нетрадиционные формы урока. К ним можно отнести урок-игру, урок-сказку, урок-фантазирование, уроки-конкурсы, уроки-спектакли и т.д.

     Данные  формы уроков необходимы для реализации поставленных целей и задач, создания устойчивой учебной мотивации и познавательной активности учащихся.

     I БЛОК психологической развивающей программы включает в себя:

     - знакомство детей с учителем;

     - выработку школьного правила «Поднятая рука»;

     - освоение новых школьных норм общения;

     - выработка школьного правила – приветствие учителя.

     II БЛОК психологической развивающей программы включает в себя:

     - организацию взаимодействия детей в группах для выполнения коллективного задания, воспитание дружеских взаимоотношений;

     - выработку осознания позиции школьника на основе сравнения школьник-дошкольник;

     - выработку осознания ответственности школьника за свои поступки;

     - выработку умения делать выбор;

     - обучение детей в процессе работы слушать сверстников, обращаться к ним;

     - воспитание чувства взаимопомощи, коллективизма;

     - формирование умения вести дискуссию.

     III БЛОК психологической развивающей программы включает в себя:

     - уточнение представлений детей о времени;

     - помощь в осознании школьного времени, его деление на уроки и перемены;

     - уточнение отношения детей к уроку;

     - формирование умения планировать свое время;

     - введение критериев оценки: «ровно», «точно»;

     - ознакомление детей с оценочной линейкой;

     - формирование умения определять критерии оценки;

     - формирование умения оценивать свою и чужую работу;

     - формирование адекватной самооценки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Анализ результатов  эксперимента. 

      После проведения психологической развивающей  программы была проведена повторная  диагностика в экспериментальной  и контрольной группах. Применялись те же методики, что и при первичной диагностике. 

Показатели мотивационной готовности к школе в экспериментальной группе  

Ф.И. ребенка Уровень школьной мотивации Сформ-ть социальной позиции Сформ-ть внутренней позиции
1. А. Толя 18 4 5
2. Б. Яна 18 6 6
3. Г. Петя 10 3 4
4. К. Айдар 18 5 5
5. М. Егор 10 4 3
6. М. Вика 16 5 5
7. Н. Женя 24 8 7
8. П. Вова 10 4 4
9. П. Аня 20 6 5
10. П. Даша 26 9 8
11. Р. Егор 9 4 5
12. С. Антон 16 6 6
13. С. Катя 24 8 7
14. С. Семен 18 5 5
15. Х. Дима 22 8 8
16. Ч. Варя 26 9 8
Средние показатели в баллах 17,81 5,9 5,69

 

      По  результатам повторного исследования мотивационной готовности в экспериментальной  группе отчетливо видно, что три четверти класса имеют положительное отношение к школе и высокий мотивационный уровень, социальная позиция сформирована почти у 70% класса. Внутренняя позиция школьника сформирована более чем у 80% класса. Т.е. произошли изменения в развитии. 
 
 
 

Показатели мотивационной готовности к школе в контрольной группе 

Ф.И. ребенка Уровень школьной мотивации Сформ-ть социальной позиции Сформ-ть внутренней позиции
1. Б. Дима 14 8 4
2. Б. Стас 6 3 3
3. Д. Костя 7 3 4
4. И. Маша 14 3 4
5. К. Аня 22 8 7
6. М. Жора 14 7 5
7. Л. Ваня 7 3 3
8. П. Валя 7 3 3
9. Р. Соня 22 7 7
10. Р. Лёша 17 7 7
11. С. Глеб 6 3 4
12. С. Миша 5 6 6
13. Ф. Коля 20 5 3
14. Ш. Жанна 22 5 5
15. Ю.Лена 14 5 6
16. Я. Антон 16 5 4
Средние показатели в баллах 13,31 5,06 4,68

Информация о работе Развитие мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте