Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:15, дипломная работа
Цель работы – изучение уровня мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в школе и разработка развивающей программы для детей с низким уровнем готовности.
Задачи исследования:
изучение и анализ литературы по теме.
подбор методик и диагностика мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
разработка программы развития мотивационной готовности старшего дошкольника к школе.
оценка эффективности разработанной программы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………………………….5
1.1. Проблема мотивационной готовности к школе старших
дошкольников в современной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….5
1.2. Особенности психического развития детей в старшем
дошкольном возрасте………………………………………………………...10
1.3. Анализ понятия мотивационной готовности к школе………………...15
1.4. Развитие мотивационной сферы ребенка старшего
дошкольного возраста………………………………………………………..18
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА……………..27
2.1. Характеристика базы исследования……………………………………27
2.2. Исследование мотивационной готовности к школе старших
дошкольников………………………………………………………………..28
2.3. Психологическая программа развития мотивационной
готовности к школе старших дошкольников……………………………...36
2.4. Анализ результатов эксперимента…………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………………
1.1. Проблема
мотивационной готовности к
дошкольников
в современной психолого-
1.2. Особенности психического развития детей в старшем
дошкольном возрасте……………………………
1.3. Анализ понятия мотивационной готовности к школе………………...15
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА……………..27
2.1. Характеристика базы исследования……………………………………27
2.2. Исследование мотивационной готовности к школе старших
дошкольников………………………………………………
2.3. Психологическая программа развития мотивационной
готовности к школе старших дошкольников……………………………...36
2.4. Анализ результатов эксперимента…………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Актуальность. Проблема психологической готовности ребенка к школе очень актуальна в настоящее время. Снижение возраста начала обучения в школе до 6 лет в 80-е гг. XX в. привело к тому, что многие дети, поступавшие в школу, оказались к ней психологически не готовы, что проявилось в проблемах, связанных с обучением шестилетних детей. Более того: по данным наблюдений даже не все 7-летние дети оказываются готовыми к школьному обучению. А ведь именно не готовые к школе дети чаще всего выпадают из общей работы класса и нередко становятся отстающими. Наиболее же важным в проблеме психологической готовности старшего дошкольника к школе является мотивационный план готовности.
Практический опыт психологического обследования детей показывает, что они далеко не всегда всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе; поэтому часто приходится сталкиваться с разочарованиями и нереализованными желаниями. Безусловно, причин тому может быть много. Одной из них, нам видится отсутствие или несвоевременная психологическая помощь, которая основывается на выявлении и формировании мотивации к обучению.
Цель работы – изучение уровня мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в школе и разработка развивающей программы для детей с низким уровнем готовности.
Задачи исследования:
Объект: мотивационная готовность к школе старших дошкольников.
Предмет: процесс развития мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Уровень мотивационной готовности к школе у старших дошкольников будет повышаться при применении игровых методов в процессе развивающих занятий-уроков.
Теоретической базой дипломной работы являются: положения теории деятельности (А. Н. Леонтьев) о сущности мотивационного звена; положения классической и современной психологии мотивации достижения (Г.А. Мюррей, Дж. Аткинсон и Д. Мак-Клеланд, Х. Хекхаузен, Е.П. Ильин, Д.А. Леонтьев, Т.О. Гордеева); теории готовности ребенка к школе Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной, Т.А. Нежновой, Н.И. Гуткиной и др.
Практическая база: старшие дошкольники, посещающие детский сад «Белочка» п.Улькан.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны педагогам-психологам, воспитателям детских дошкольных учреждений и учителям начальной школы при разработке диагностических комплексов и программ развития для старших дошкольников.
Успешное решение задач всестороннего развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, сохранение физического и психологического здоровья ребенка, в конечном итоге – гражданское и профессиональное становление его во многом определяется тем, насколько учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
В современной психологии, к сожалению, до сих пор не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости», не говоря уже о зазвучавшем в полную силу лишь в последние десятилетия термине «мотивационная готовность» [15, с. 26].
А. Анастази толкует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками» [1, с. 123].
И. Шванцара определяет школьную зрелость более широко, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, эмоциональный и социальный компоненты [58, с. 51].
Л.И. Божович еще в 60-е гг. указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности, познавательных интересов и к социальной позиции школьника [4, с. 25].
Аналогичные взгляды развивал А.И. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.» [22, с. 241].
Мотивация учения – сложная сфера поведения, зависящая от многих факторов. Она характеризуется не простым возрастанием положительного отношения к учению, а прежде всего – усложнением структуры всей мотивационной сферы личности. В познавательных мотивах выделяют два уровня: широкие учебные мотивы, направленные на процесс учения, на его содержание и результат (они проявляются в желании идти в школу, в стремлении преодолевать трудности, в общей любознательности), и теоретико-познавательные, направленные на способы добывания знаний.
Другие психологи (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин) подчеркивают значение социальных мотивов учения, которые позволяют вскрыть некоторую последовательность в формировании позиции школьника и определяют его личностную готовность к школьному обучению.
По мнению многих ведущих отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова), дошкольный период связан с развитием и усложнением мотивационной сферы личности, с появлением общественно-ценных мотивов и «соподчинением» их. «Мотив», по утверждению С.Л. Рубинштейна, есть тот «строительный» материал, из которого складывается характер. Мотивы выполняют двоякую функцию: во-первых, они побуждают и направляют деятельность человека; во-вторых, они придают деятельности субъективный характер. И смысл деятельности в конечном счете определяется ее мотивами.
На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению – многокомплексное образование. В структуре психологической готовности принято выделять (по данным Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Холмовской, Я.Я. Коломинского, Е.А. Пашко и др.) следующие компоненты:
Многие
из упоминаемых ранее
В отечественной психологии существуют разные подходы к изучению проблемы. Так, Д.Н. Узнадзе считал, что основным мотивом учебной деятельности является потребность в функционировании интеллектуальных сил ребенка. Поэтому критерии готовности к школьному обучению он определял уровнем развития познавательных потребностей.
О значении мотивационной сферы в дошкольный период говорили многие ведущие советские исследователи. По мнению многих отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова), дошкольный период связан с развитием и усложнением мотивационной сферы личности, с появлением общественно-ценных мотивов и «соподчинением» их. «Мотив», по утверждению С.Л. Рубинштейна, это есть тот «строительный» материал, из которого складывается характер.
Уже в теоретических работах Л.И. Божович, посвященных проблемам готовности ребенка к школе, основной упор в формировании личности ребенка делался на значение мотивационной сферы. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план готовности. Исследователем выделялось две группы мотивов учения:
1)
широкие социальные мотивы
2)
мотивы, связанные непосредственным
образом с учебной
Сплав этих двух мотивов способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника» [6, с. 114]. Этому новообразованию Л.И. Божович придавала большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника» может выступать критерием готовности к школьному обучению.
Однако, ряд ученых относится к термину «готовность к школе» с долей негативизма. Так, например, Гл. Доман на практике показал, как фронтальное и систематическое обучение позволяет восстановить и нормализовать работу мозга, развить интеллект дефективного ребенка так, что он может значительно обогнать своих здоровых сверстников [18, с. 94]. И потому он задает обоснованный, с его точки зрения, вопрос: о каких нормах готовности к обучению может идти речь, когда само обучение основам наук выступает как необходимый момент реабилитационной работы с детьми, признанными неизлечимо дефективными из-за полученных при рождении обширных травм головного мозга?
Из сказанного следует вывод, который классики структурной психологии сделали еще в начале века. Ребенок всегда, с самого рождения готов учиться, учиться, даже когда мы специально его обучением не занимаемся [57, с. 114].
Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые современные российские ученые. Так, например, известный специалист в исследуемой области, Л.А. Ясюкова, утверждает, что современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, несмотря на то, что обучаться способны все дети. Школа как социальный институт со своими ценностями и нормами, ролевыми отношениями, методами обучения и режимом предъявляет к ребенку вполне определенные требования. И эти требования оказываются настолько жесткими, а сама школа, несмотря на все эксперименты и реформы, настолько консервативной и косной системой, что детям приходится приспосабливаться к ней путем специальной подготовки, не ожидая каких-либо встречных изменений в системе школьных отношений и методике преподавания [60, с. 6].
Информация о работе Развитие мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте