Развитие дошкольников по средствам изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить оптимальные условия лексического развития детей дошкольного возраста.

Объект: процесс речевого развития детей дошкольного возраста

Предмет: формирования словаря детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.

Задачи:

1.Проанализировать теоретические подходы к проблеме речевого развития детей в процессе изобразительной деятельности;
2.Определить основное содержание понятий;
3.Рассмотреть основные методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста;
4.Определить динамику лексического развития детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы лексического развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5

1.1. Психолого – педагогические и лингвистические основы лексического развития детей дошкольного возраста ………………………………………….5

1.2.Анализ состояния проблемы формирования словаря в теории и практике дошкольного образования . ……………………………………………..13

1.3. Методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...18

Глава 2 Опытно – экспериментальная работа ………………………………...29

2.1. Организация и методика проведения опытно – экспериментального исследования…………………………. ………………………………………...29

2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно – экспериментального исследования ………………………..…………………………………………..37

Заключение………………………………………………………………………46

Список литературы……………………………………………………………...48

Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом Васильева.doc

— 610.00 Кб (Скачать)
 

     По  итогам первичной диагностики нами сделано следующее заключение: дети употребляют достаточное количество существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, но не всегда эти части речи употребляются правильно и точно по смыслу. Употребляют в речи синонимы и антонимы. Трудности возникают при образовании степеней сравнения  прилагательных. Сложности отмечаются при выражении разных признаков предметов в соответствии с правилами

Большинство детей используют в речи в большей  степени простые предложения. Существуют незначительные трудности в образовании множественного числа существительного. Семантические различия единственного и множественного числа выражаются детьми хорошо в соответствии с морфологическими правилами. Образовывают слова с помощью приставок и суффиксов не всегда грамматически верно.  У детей отмечаются трудности в процесс конструирования предложения, слова часто употребляются семантически и синтаксически не верно.  

        Отмечаются трудности в запоминании текста, в понимании и передачи смысла. Хорошо развита диалогическая речь, монологическая речь развита значительно хуже. Пересказывают текст не все дети осмысленно. Многие дети не понимая слова не задают вопросы о его значении, а просто его повторяют. Пять человек из группы хорошо рифмуют окончания, сочиняют рассказы и различные истории, подбирают музыку к стихам.

      После проведения занятий и вторичной  диагностики нами отмечено:

Пополнение  словарного запаса дошкольников новыми словами, особенно именами прилагательными  и глаголами. Сформированность умения образовывать от исходных слов антонимы и синонимы. Умение использовать в речи сложно – подчиненные и сложно – сочиненные предложения, морфологически верно согласовывать слова в роде, числе и падеже. Продуктивней происходит процесс конструирования предложения, все слова употребляются семантически и синтаксически верно. Дети научились грамотно ставить вопросы, рассказывать по образцу и картинке, рифмовать окончания, сочинять мини – рассказы. У многих детей произошло заметное развитие монологической речи. Помимо всего выше сказанного следует заметить, что дети в процессе занятий узнавали что – нибудь новое, рассказывая старались излагать свои мысли яснее, строили причинно – следственные связи, делали выводы. В активный словарь ребенка добавились слова, употребляемые в переносном значении6 метафоры, сравнения, абстрактные, отвлеченные понятия. Меньше трудностей у детей с подбором синонимов, антонимов. Благодаря увеличению активного словарного запаса, дети стали более свободно, развернуто излагать свои мысли..

         В процессе овладения ребенком лексикой языка выделяют две взаимосвязанных стороны:  качественную и количественную. Количественный рост словаря, как указывает Д.Б. Эльконин, находится в прямой зависимости от воспитания детей и систематическом обучении. Следовательно, по средствам системы занятий нами бал получен количественный результат, но ведь мы еще и добились совершенствования синтаксической стороны речи: возрос объем распространенных предложений, возрос объем сложных предложений. Дети стали более свободно пересказывать текст, составлять рассказы, рифмовать и т.п., что дает качественную характеристику результата.

          Таким образом, выдвинутая нами  гипотеза: «систематические  интегрированные занятия по изобразительной деятельности и развитию речи  способствуют быстрому развитию речи ребенка», подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Для того, чтобы речь служила  средством общения, необходимы  условия, побуждающие ребенка  осознано обращаться к слову,  формирующие потребность быть  понятным взрослым и сверстникам.  Такие условия, возникают прежде  всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослым совместно с ребенком. Нами была выбрана изобразительная деятельность и выдвинуто предположение, что изобразительная деятельность способствует лексическому развитию речи.

        Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и развитию речи и умственному развитию в целом. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

      Систематические занятия изобразительной деятельностью помогают ребенку совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Закрепляют умение задавать вопросы и отвечать на них, формируют культуру речевого общения. Дети самостоятельно, без повторов, выразительно начинают передавать содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Дальнейшее умение получают умения составлять рассказы о предмете по рисунку, картинке, из личного опыта, составлять рассказы творческого характера. В рассказах правильно согласовывают существительные с прилагательными, числительными, местоимениями, образуют с помощью приставок и суффиксов новые слова, различные степени прилагательных.

       Возрастные особенности дошкольников, ведущий вид деятельности, особенности  мышления позволяют помочь ребенку в развитии такого сложного процесса как речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен, сензитивен,  для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, речи детей. При благоприятных условиях у детей лет во время игры, изобразительной и трудовой деятельности интенсивно развиваются сложные формы восприятия пространства и времени, наглядно-образного мышления, творческого воображении и речь. Нами был сделан акцент на изобразительной деятельности, и доказано, что изобразительная деятельность способствует развитию лексической стороны речи.

      Материал  данной работы могут использовать педагоги и психологи детских садов, студенты -  для изучения проблемы развития речи у дошкольников. Нами планируется  написание образовательной программы «Удивительный мир» на больший срок реализации, для использования ее на занятиях изобразительной деятельностью с дошкольниками в МОУ ДОД «Топчихинский ДЮЦ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          Список используемой литературы. 

1.Бениаминова  М.В. Воспитание детей. М.,1985, 272 с.

2. Выготский  Л. С. Мышление и речь. Собр. соч.- М., 1982.-Т.2, стр. 368 с. 

3. Выготский  Л.С. Избранные психологические  исследования. Мышление и     речь. М., 1956, 519 с.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и     речь. М., 1956, 519 с.

5.Григорьева  Г.Г. Развитие дошкольника в  изобразительной деятельности. М., 2000, 384с.

6.Доронова Т.Н.  Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке. М., 1992, 198с.

7. Жинкин Н.И.  Речь как проводник информации. М., 1982, 268с.

8. Зимняя И.А.  Основы теории речевой деятельности. М., 1974, 298с.

9.Казакова Т.Г.  Изобразительная деятельность и  художественное развитие дошкольника.  М., 1983, 122с.

10.Казакова Т.Г.  Развитие у дошкольника творчества. М., 1985, 128с.

11.Комарова  Т.С. Занятия по изобразительной  деятельности в детском саду. М., 1991, 118с.

12.Компанцева  Л.В. Поэтический образ природы  в детском рисунке. М., 1985, 96 с.

13.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 2003, 268с.

14. Леонтьев  А.А. Язык и речевая деятельность  в общей и педагогической психологии. М., 2001, 448с.

15. Лурия  А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистика. М., 2002, 328 с.

16.Лурия  А.Р. Язык и сознание. 1998, 288с.

17.Лурия  А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистика. М., 2002, 284с.

18. Матюшкин  А.М. Проблемные ситуации в  мышлении и обучении. М., 1972, 244с.

19.Менджерицкая  Д.В. Воспитателю о детской  игре. М., 1982, 128 с.

20.Мухина  В.С. Изобразительная деятельность  ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

21. Немов  Р.С. Психология. М., 1999, Книга 1, 688с.

22. Немов  Р.С. Психология. М., 2000, Книга 2, 608с. 

23. Психолингвистика. Сборник статей. М., 1984, 368с.

24.Павлик К.В.  Изобразительное искусство в начальной школе. М., 1999, 281с.

25.Пиаже Ж.  Речь и мышление ребенка. М., 1999, 527 с.

26.Погодин А.Л.  Язык как творчество. М., 2001.

27.Попова Э.С.  Сестра-воспитательница яслей и  младших групп детских садов.  М., 540с.

28.Ростовцев  Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства. М., 2000.

29. Рубинштейн  С. Л. Основы общей психологии. М., 1946, 272 с.

30.Стоунс  Э. Психопедагогика. Психологическая  теория и практика обучения./Под  ред. Талызиной Н.Ф. М., 1984, 246с.

31. Ушакова  Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М., 2004, 256с.

32. Фрумкина  Р.М. Психолингвистика. М., 2003, 320с.

33. Хризман  Т.П. Эмоции, речь и активность  мозга ребенка. М., 1991, с.232.

34.Чеботарев  А.Н. Психология ребенка дошкольного  возраста. М., 1995, 278с.

35. Чиркова  Т.И. Психологическая служба в детском саду. М., 2001, 224с.

36. Чиркова  Т.И. Психолого-педагогический анализ  обращений взрослого к ребенку// Вопросы психологии. – 1987.-№3.

37.Юсова П.  Изобразительное искусство в  начальных классах. М., 1992, 302с. 
 
 
 
 

Тематический  план.

«Занимательное  путешествие карандаша» 

тема дата
  Удивительный мир природы
1 Путешествие по небу.

Солнечный денек.

 
2 Теплый дождик.  
3 Путешествие по морю

По синему морю.

 
4 Море волнуется  раз.  
5 Путешествие по лесу.

Лесные этажи.

 
6 Жители лесной многоэтажки.  
7 Путешествие по лугу.

Цветные полянки.

 
8 В траве сидел  кузнечик  
9 Погода.

Такие разные деньки. Ясный день.

 
10 Такие разные деньки. Хмурый день.  
11 Заключительное  занятие.  
Удивительный  мир людей
1 Взрослые и  дети.  
2 Все такие разные.  
3 Для чего нужны  глаза.  
4 Наше настроение.  
5 Заключительное  занятие  
 

 

Информация о работе Развитие дошкольников по средствам изобразительной деятельности