Развитие дошкольников по средствам изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить оптимальные условия лексического развития детей дошкольного возраста.

Объект: процесс речевого развития детей дошкольного возраста

Предмет: формирования словаря детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.

Задачи:

1.Проанализировать теоретические подходы к проблеме речевого развития детей в процессе изобразительной деятельности;
2.Определить основное содержание понятий;
3.Рассмотреть основные методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста;
4.Определить динамику лексического развития детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы лексического развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5

1.1. Психолого – педагогические и лингвистические основы лексического развития детей дошкольного возраста ………………………………………….5

1.2.Анализ состояния проблемы формирования словаря в теории и практике дошкольного образования . ……………………………………………..13

1.3. Методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...18

Глава 2 Опытно – экспериментальная работа ………………………………...29

2.1. Организация и методика проведения опытно – экспериментального исследования…………………………. ………………………………………...29

2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно – экспериментального исследования ………………………..…………………………………………..37

Заключение………………………………………………………………………46

Список литературы……………………………………………………………...48

Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом Васильева.doc

— 610.00 Кб (Скачать)

                                     Содержание. 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы лексического развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5

1.1. Психолого – педагогические и лингвистические основы  лексического развития детей дошкольного возраста ………………………………………….5

1.2.Анализ состояния проблемы формирования словаря в теории и практике дошкольного образования . ……………………………………………..13

1.3. Методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...18

Глава 2 Опытно – экспериментальная работа ………………………………...29

2.1. Организация и методика проведения опытно – экспериментального исследования…………………………. ………………………………………...29

2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно – экспериментального исследования ………………………..…………………………………………..37

Заключение………………………………………………………………………46

Список литературы……………………………………………………………...48

Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Введение 

     В системе психических процессов, всевозможных свойств, качеств, функций и состояний нет образований второстепенных, в той или иной мере несущественных. Целостная человеческая психика незаметно «рассыпается», теряет что-то очень важное, если «временно», в целях необходимого научного анализа исключить из нее любую, условно выделенную составляющую. Так бывает, например, с потребностями, эмоциями, сознанием. В этом заключается одна из глобальных методологических проблем изучения психики, да и мира в целом.

     Однако  есть психологический феномен, без упоминания которого обойтись особенно трудно при описании любого компонента человеческой психики. Этим феноменом является речь, которая присутствует везде: от ощущений до многосложных конструкций сознания и личности. Без использования речи, наконец, просто невозможно общаться и взаимодействовать, невозможны человек и социум.

     Речевая деятельность занимает особое положение  в системе психических процессов  человека. Являясь фундаментом мышления и регулятором поведения, она  выполняет социальную функцию, которая обеспечивает адаптацию человека в окружающей среде. Поэтому лексическое развитие детей очень важная и актуальная задача, стоящая перед педагогами, психологами и родителями.

     Понятие «лексика», восходя к традиционной науке о языке, основывается на разграничении и четком противопоставлении трех аспектов языка - звукового состава, лексических и грамматических средств. Лексические средства - слова, словосочетания, систематизируемые издавна в словарях и называемые словарным составом, наряду со звуковым и грамматическим, составляют основу любого языка и могут быть названы в этом смысле его универсальными признаками.

     В последние годы проблема речевого развития детей,  речи изучалась на основе современных данных о языке, представленных в лингвистике, психолингвистике, что позволило выявить особенности усвоения детьми всех языковых закономерностей с выделением лексико-семантического аспекта как одного из ведущих в овладении знаниями и умениями, связанными с языковой действительностью.

       Изучение лексико-семантической стороны речи связывается с общей системой знаний и представлений ребенка, с закономерностями фиксаций этих знаний в языковом коде, а также с особенностями восприятия окружающей действительности и возможностями его памяти.  
Мы придерживаемся такого представления о лексическом значении слова, которое базируется на моделировании когнитивных процессов, лежащих в основе языковой способности ребенка, а также учитываем механизмы, обеспечивающие единство функционирования многозначной лексемы как целостной единицы.  

     Формирование  лексической семантики, с одной  стороны, выполняет развивающую  функцию для познавательной деятельности. А с другой стороны, значение слова  в процессе развития ребенка совершенствуется по своему строению и в отношении той системы психических процессов, которые стоят за словом. На первый план выдвигается процессуальный аспект - рассмотрение лексического уровня. 

     Анализ  литературы показал, что до настоящего времени существует недостаточно исследований, вскрывающих зависимость формирования лексической стороны речи у детей от неречевых процессов, в частности от изобразительной деятельности. Это подчеркивает актуальность темы.

     Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и развитию речи и умственному развитию в целом. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.  
         Безусловно, что для любого ребенка занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют  большое значение. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности носит эмоциональный, творческий характер. Педагоги должны создавать для этого все условия: прежде всего обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

     Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

     Изобразительная деятельность – это специфическое  образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей и развития речи.

     В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия  для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят  в эстетические чувства, содействующие  формированию эстетического отношения к действительности.  Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

     Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с литературными  произведениями. Яркость, выразительность образов в литературных произведениях вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

     Современное образование также  в число важнейших задач включает совершенствование методов нравственного обучения и эстетического воспитания, укрепление связи обучения с жизнью. При этом особое внимание оно отводит развитии творческих способностей в различных видах деятельности.

     Решение этих задач следует начинать уже  в детском саду. Работа по эстетическому  воспитанию дошкольников имеет различные формы, основными из них являются занятия по изобразительной и художественно-речевой деятельности, беседы, в процессе которых дети приобщаются к искусству, художественной литературе, а также организованная самостоятельная деятельность, где каждый ребенок может проявить творческую инициативу, реализовать воображение.

     Именно  в процессе творческой деятельности у ребенка развивается речь, воображение, мышление и личностные качества. В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. Не только увеличивается словарный запас ребенка, но и уточняется значение слов, они употребляются в правильном значении, развивается связная речь, что способствует дальнейшему развитию ребенка. На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

     Как указывают психологи, для осуществления  разных видов деятельности, умственного  развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

    Методологическую  основу данной работы составили теоретические  концепции о месте и роли языка в процессе развития ребенка, о связи речи и других психических процессов, теория речевой деятельности (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). В общем виде их взгляды на природу языковых способностей можно рассмотреть следующим образом: речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности; язык и речь рассматриваются как «узел», в котором сходятся раз 
личные линии психического развития
мышление, воображение, память, 
эмоции; ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи; ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для 
самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.

    Цель работы: выявить оптимальные условия лексического развития детей дошкольного возраста.

    Объект: процесс речевого развития детей  дошкольного возраста

    Предмет: формирования словаря детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.

     Задачи:

  1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме речевого развития детей в процессе изобразительной деятельности;
  2. Определить основное содержание понятий;
  3. Рассмотреть основные методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста;
  4. Определить динамику лексического развития детей.

    Гипотеза:

      Предположим, что специально организованные занятия по изобразительной деятельности повысит уровень лексического развития дошкольников.

     Методы  исследования:

   1. Теоретический анализ литературы  по проблеме.

   2.  Эмпирические:

      - диагностика,

      - беседа,

      - изучение документации.

  3. Количественной  и качественной обработки результатов  исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 . Теоретические основы лексического развития  детей дошкольного возраста 

1.1 Психолого – педагогические и лингвистические основы  лексического развития детей дошкольного возраста

     Язык - образование объективное, социальное, общечеловеческое. Это структурированная система знаков, исторически сложившаяся и существующая в общественной практике людей. Язык создается, реализуется, изменяется конкретными людьми, но существует объективно, т.е. независимо от индивидуального пользователя или своего носителя. Язык является средством обобщения и отражения действительности в сознании человека, используется как средство общения людей, и в этой своей коммуникативной функции является особым видом интеллектуальной речевой деятельности.

Информация о работе Развитие дошкольников по средствам изобразительной деятельности