Развитие дошкольников по средствам изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить оптимальные условия лексического развития детей дошкольного возраста.

Объект: процесс речевого развития детей дошкольного возраста

Предмет: формирования словаря детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.

Задачи:

1.Проанализировать теоретические подходы к проблеме речевого развития детей в процессе изобразительной деятельности;
2.Определить основное содержание понятий;
3.Рассмотреть основные методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста;
4.Определить динамику лексического развития детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы лексического развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5

1.1. Психолого – педагогические и лингвистические основы лексического развития детей дошкольного возраста ………………………………………….5

1.2.Анализ состояния проблемы формирования словаря в теории и практике дошкольного образования . ……………………………………………..13

1.3. Методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...18

Глава 2 Опытно – экспериментальная работа ………………………………...29

2.1. Организация и методика проведения опытно – экспериментального исследования…………………………. ………………………………………...29

2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно – экспериментального исследования ………………………..…………………………………………..37

Заключение………………………………………………………………………46

Список литературы……………………………………………………………...48

Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом Васильева.doc

— 610.00 Кб (Скачать)

     Приемы  обучения рассказыванию разнообразны. Это рассказывание детей по вопросам, рассказывание по образцу - рассказу воспитателя, рассказывание по указаниям воспитателя.

     Рассказывание по вопросам представляет по существу ответы детей на вопросы, задаваемые воспитателем в определенном порядке. Вопросы воспитателя ведут мысль детей и целиком определяют качество изложения. Поэтому так важно вопросы составить заранее и таким образом, чтобы вопросы были понятны детям, и трех - четырех лет неспособны к самостоятельному составлению рассказа.

     В средней и старшей группах  рассказывание по вопросам применяется  в отдельных случаях и служит подготовительным этапом к самостоятельному рассказу, например на занятиях по картине, при пересказе литературного произведения.

     Рассказывание по образцу. Образцом для детского рассказа может служить рассказ воспитателя или же литературное произведение, народная сказка.

     Образец, на котором дети учатся, должен быть им доступен для подражания. Это  требование относится как к содержанию, так и к языку. В качестве образца для рассказывания мы должны выбирать более простые рассказы, чем для слушания, так как слушать и понимать легче, чем самому рассказывать. «Применение методического приема обучения - рассказывание по образцу - должно вести к развитию мысли ребенка, а не к механическому повторению того, что рассказал воспитатель. С этой целью рекомендуется после рассказа - образца давать детям указания, о чем и как они должны рассказывать.»[1, с.159]Рассказыванием по образцу является и пересказ сказки или литературного произведения. Рассказывание по образцу как прием обучения применяется в средних и старших группах.

     Рассказывание по указаниям.  Воспитатель дает детям тему для рассказа и указания, как рассказывать. Указания к рассказыванию должны быть сформулированы кратко, просто, чтобы дети правильно их поняли и запомнили.Для обучения детей рассказыванию проводятся занятия по картинкам, пересказ рассказывание о том, что дети видели, делали, придумывание конца рассказа, начатого воспитателем и др. Занятие разные, но цель одна - обучить детей рассказывать.

     Умение  рассказывать, т.е. в развернутой форме связно и последовательно излагать мысли, имеет большое значение в общении ребека с окружающими. «В играх с товарищами, в общении с родными и воспитателем он пользуется этой формой речи: дома рассказывает о том, что делали в детском саду, а в детском саду - о том, что произошло дома. нимание и понимание слушателей дает ребенку чувство удовлетворения, а это ведет к развитию общительности.»[19, с.199]

     Умение  рассказывать влияет самым положительным образом на самочувствие ребенка в детском саду, так  как дети любят тех, кто умеет интересно рассказывать (и не только взрослых, но и сверстников).

     Связанное и последовательное изложение (а  детский сад именно этому и  должен учить детей) тесно связанно с развитием логического мышления и всегда рассматривалось как  один из важнейших показателей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

     Дети  приобретают некоторые умения рассказывать в практике повседневного речевого общения с окружающими. Но в этих условиях рассказ ребёнка зачастую не имеет качеств, которые необходимы для быстрого полного взаимопонимания

     Для обучения детей пересказу сказок и рассказов надо отбирать   литературные произведения, которые представляют наиболее совершенный образец для подражания.

     Пересказывание  углубляет понимание произведения художественного слова: образы становятся для детей более понятными  и близкими. Для пересказа подбираются произведения, особенно интересные для детей, вызывающие у них живой отклик, небольшие по объему, написанные выразительным и в то же время простым языком.

     Народные  сказки о животных – наиболее благодатный материал для пересказа; они увлекают детей острым сюжетом, динамикой  развития действия. В сказках нет отступлений и прямых нравоучений, характеристика действующих лиц сказок определена (добрый или злой, хитрый или простоватый и т. д.). Многие сказки строятся на повторении эпизодов. Так, например, в сказке «Колобок» повторяются встречи и разговор колобка с дикими зверями. В сказках неоднократно повторяются песенки, реплики диалога, сказочные формулы. В силу этих особенностей сказки пользуются большой любовью у детей и легко запоминаются.

  «При выборе произведений для пересказа надо учитывать то, что дети дошкольного возраста еще только начинают практически овладевать родным языком, и не все, что им доступно для воспитания, доступно и для воспроизведений.»[5, с.237]

     Пересказ  детей должен передавать содержание произведения без пропусков существенных деталей и без  смысловых искажений. При подготовке к занятию воспитатель должен прочитать рассказ и подумать, все ли детям будет понятно, постараться взглянуть на рассказ с точки зрения детей, учесть запас их знаний и представлений об окружающем.

     Выразительное чтение рассказа значительно облегчает  детям слушание и понимание, а  значит, и пересказ. Перед педагогом  при проведении занятия стоят  следующие задачи в обучении детей  пересказыванию: добиться, чтобы все дети поняли рассказ, запомнили его, внимательно слушали пересказы своих товарищей; вызвать возможно больше детей для пересказа, в случае надобности исправлять ошибки в передаче содержания, а также грамматические ошибки (неправильные окончания слов и т. п.).

     В соответствии с этими задачами план занятия может иметь несколько  вариантов. В развернутом виде план занятия строится так:

      а)  вводная беседа, чтобы вызвать  интерес к содержанию рассказа  и обеспечить правильное  восприятие  детьми художественного  произведения;

      б)   чтение рассказа  (или  сказки) воспитателем; перед чтением  он говорит детям, чтобы они  внимательно слушали рассказ,  постарались его запомнить, так  как они будут пересказывать;

      в)     передача рассказа (или  сказки) по вопросам, заранее составленным воспитателем; вопрос ставится  всей  группе, а затем  один ребенок вызывается для ответа;

      г)    повторное  чтение  произведения;

      д)  пересказ произведения детьми (на это отводится большая часть занятия).

     Рассказы  и короткие сказки каждый вызванный ребенок пересказывает целиком. Более длинные сказки каждый вызванный ребенок пересказывает целиком. Более длинные сказки следует пересказывать по частям, но так, чтобы  каждый ребенок рассказал законченный эпизод.

     Творческие  рассказы - условное название рассказов, которые дети придумывают. «Дети способны создать на основе накопленных впечатлений сказку или реалистический рассказ. Развитие воображения у детей - одна из задач воспитания. В детском саду имеются самые благоприятные условия для развития творческого воображения в играх, в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), в конструировании.»[27, с.307] Придумывание рассказов доступно детям старшего дошкольного возраста, когда они приобрели  умение связно излагать свои мысли, когда они накопили  уже некоторый жизненный опыт. Умение придумывать рассказы приобретается детьми тоже в процессе  обучения. Приемы обучения и здесь те же: указания к составлению рассказа и образец - рассказ воспитателя, но  для решения новой задачи - развития воображения - нужны дополнительные приемы. Чтобы дать направление деятельности воображения детей, им предлагается конкретная тема, близкая жизненному опыту детей и содержащая в себе завязку сюжета: «Как Катя потерялась в зоопарке», «Приключение новой куклы в детском саду» « Приключение  новой куклы в детском саду». Полезно дать несколько возможных вариантов развития сюжета. Это  облегчает детям понимание поставленной перед ними задачи и развивает воображение.

     «Хорошим упражнением для развития воображения детей является придумывание конца рассказа, начало которого сообщает педагог. Педагог указывает, что каждый должен придумать конец по-своему. Устная речь располагает таким добавочным средством передачи мысли и чувства, которых нет в письменной речи—интонацией.»[35, с.116] Непосредственная, насыщенная чувством речь детей, когда они говорят о том, что их сильно заинтересовало, очень выразительна. Эту выразительность надо культивировать. Когда отсутствует живой источник выразительности детской речи - непосредственное чувство то заметно снижается и  интонационная выразительность. Это мы видим, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии. Иногда в речи некоторых детей звучат грубые интонации даже при произнесении вежливых слов.

     Перед педагогом стоят задачи:

1. Воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи

2. Работа по формированию звуковой культуры речи предполагает закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, фразовой речи), развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.

     «Детей в подготовительной группе готовят к обучению грамоте. В содержание работы входит совершенствование фонематического слуха, формирование представления о предложении, обучение делению предложения на слова, слов – на слоги и звуки, составлению предложений из 2-4 слов и слов из 2-3 слогов.»[8, с.109]

     Ознакомление  детей с предложением и словом предполагает практическое усвоение значения терминов «предложение», «слово» (теоретические  определения не даются). Работа над предложением начинается с выделения предложений в речи.

     Беседа - организованный разговор воспитателя со всей группой детей, посвященный одному какому- либо вопросу.

     В беседе воспитатель: уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания  о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;  воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;  приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;  учит просто и понятно излагать свои мысли.

     Во  время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали. «В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для обучения в школе. Содержание бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду  (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).»[19, с.151]        

     Беседы  на бытовые темы касаются тех явлений быта, которые дети наблюдают и в которых сами участвуют. В беседах дети сообщают, с кем они живут дома, как зовут членов семьи, где они работают, что они делают дома,  как отдыхают; рассказывают о своих играх, занятиях и развлечениях дома, о посильной помощи взрослым; сравнивается обстановка дома и в детском саду.

     Беседы  на природоведческие темы уточняют и  закрепляют представления детей  о временах года, о животных, растениях, о труде людей в природе. В беседах о любимых сказках и книжках дети вспоминают их содержание и высказывают свое отношение к героям.

     В беседах о предметах быта и  труда, например о мебели, о посуде, об одежде, об игрушках, о некоторых орудиях труда, о средствах передвижения по земле, воде и воздуху, обсуждается, для чего нужны предметы, из чего и как они сделаны, каковы характерные признаки (цвет, форма, величина), кто и где делал эти предметы, как беречь предмет, чтобы можно было им дольше пользоваться. В беседе о труде близких людей дети рассказывают, где и кем работают их родители и другие взрослые члены семьи. Воспитатель усиливает и углубляет чувства детей, направляет их  на активное проявление знаков внимания и уважения к близким (оказывает им посильные услуги, готовить к праздникам подарки и т. п.).

       «Содержание беседы должно быть доступным пониманию детей.»[27, с. 337] При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт  детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.

     «Возрастные особенности влияют на содержание беседы, на степень активности детей. В зависимости  от конкретных дидактических задач  характер вопросов меняется. В одних  случаях вопросы нацеливают на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других – на припоминание, на умозаключение. С помощью вопросов педагог уточняет представления детей о предмете, явлении, о способах его изображения. Вопросы используются в общей беседе и индивидуальной работе с детьми в процессе занятия. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: доступность, четкость, ясность формулировки, краткость, эмоциональность.»[5, с.171]

Информация о работе Развитие дошкольников по средствам изобразительной деятельности