Развитие дошкольников по средствам изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить оптимальные условия лексического развития детей дошкольного возраста.

Объект: процесс речевого развития детей дошкольного возраста

Предмет: формирования словаря детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.

Задачи:

1.Проанализировать теоретические подходы к проблеме речевого развития детей в процессе изобразительной деятельности;
2.Определить основное содержание понятий;
3.Рассмотреть основные методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста;
4.Определить динамику лексического развития детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы лексического развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5

1.1. Психолого – педагогические и лингвистические основы лексического развития детей дошкольного возраста ………………………………………….5

1.2.Анализ состояния проблемы формирования словаря в теории и практике дошкольного образования . ……………………………………………..13

1.3. Методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...18

Глава 2 Опытно – экспериментальная работа ………………………………...29

2.1. Организация и методика проведения опытно – экспериментального исследования…………………………. ………………………………………...29

2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно – экспериментального исследования ………………………..…………………………………………..37

Заключение………………………………………………………………………46

Список литературы……………………………………………………………...48

Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом Васильева.doc

— 610.00 Кб (Скачать)

Процедура исследования:

Стимульный  материал. Четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий.

Инструкция: «Перед тобой лежат картинки, на них изображены какие - то события. Разложи  их по порядку, как происходило действие. Составь рассказ о том, что происходило на картинках».

Проведение  теста. Перед ребенком выкладывается  четыре картинки в хаотичном порядке, с изображением события. После того как ребенок разложил карточки в определенном порядке, педагог просит составить рассказ, рассказ записывается.

Обработка результатов:

Результаты  теста фиксируются в таблице, где отмечается наличие и частота  употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций. 

Таблица 1.

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования. Частота употребления
1 Существительные  
2 Глаголы  
3 Прилагательные  в обычной форме  
4 Прилагательные  в сравнительной форме  
5 Прилагательные  в превосходной форме  
6 Наречия  
7 Местоимения  
8 Союзы  
9 Предлоги  
10 Сложные предложения  и конструкции  
 

   Оценка  результатов:

10 баллов – в речи ребенка включаются все 10 включенные в таблицу фрагменты речи. Очень высокий уровень.

8-9 баллов  – 8-9 фрагментов, высокий уровень.

6-7 баллов  – 6-7 фрагментов, уровень - выше среднего.

5-4  баллов  – 5-4  фрагментов, средний.

3-2  баллов  – 3-2 фрагментов, низкий.

1-0 баллов  – 1-0 фрагментов, очень низкий.

   Также очинивается связная речь, развернутость речи, точность, последовательность, правильность оформления в фонетическом  и лексико –грамматическом отношении.

Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования  им речи.

Цель  исследования:

выявление уровня речевого развития, осознанного  использования речи ребенком.

Процедура исследования:

Стимульный  материал. Ребенку читают короткий рассказ, содержащий несколько слов новых, незнакомых для ребенка.

Например.

Однажды в воскресенье Сережа с дедушкой пришли в Политихнический музей. Там их встретил экскурсовод. Сереже было очень интересно в музее. Особенно ему понравился старый аэроплан и снаряжение аквалангиста. А дедушка задавал экскурсоводу много вопросов о вечном двигателе и рассматривал разные модели автомобилей.

Инструкция: сейчас я тебе прочитаю небольшой  рассказ. Послушай его внимательно (педагог читает рассказ). А сейчас расскажи рассказ мне.

Оценка  результатов:

0 –  ребенок молчит, не задает вопросы,  даже после стимуляции.

1-4 – пытается воспроизвести рассказ, не понимая трудных слов, но пытается употребить их

5-8 – пытается рассказать, инропретируя рассказ в соответствии со своим пониманием, искажает смысл.

9-10– начинает с вопросов по поводу незнакомых слов, потом пересказывает.

Способность выделять ребенком незнакомое слово  из контекста, выражается в характере  задаваемых вопросов и свидетельствует  о высоком уровне его речевого развития. 

2.2. Анализ и интерпретация   результатов   опытно –     экспериментального  исследования.

     На  каждого ребенка была заведена  речевая карта, в которой отражены результаты первичной и вторичной диагностики. Для оценки результатов нами была выбрана 10 – бальная система оценки. Анализируя результаты первичной и вторичной диагностики нами были составлены сравнительные таблицы отражающие показатели словарного состава речи, грамматического строя речи, связной речи.

       В таблицах присматривается личный  результат каждого ребенка и общий результат всей группы.   

        Анализируя данные по таблице  2 можно проследить, что у каждого  ребенка показатели по первичной  диагностике ниже, чем по второй. Исключение составляют два человека, это можно объяснить тем, что эти дети не регулярно посещали детский сад.

     По общему количеству баллов  первичной и вторичной диагностики  нами была составлена диаграмма.

Диаграмма 1.

1-собственные, 2-нарицательные, 3-антонимы, 4-синонимы, 5-глаголы, 6-прилагательные, 7-числительные, 8-местоимения  
 

      Таблица 2.

     Словарный состав речи дошкольников. 

№ Ф.И. существительные антонимы синонимы глаголы прилагательные числительные Местоимения
собственные нарицательные
п в п в п в п в п в п в п в п в
1. Андрей С. 6 8 8 9 4 6 5 8 8 8 8 9 3 5 5 5
2 Андрей Ч. 4 6 7 8 5 6 4 5 7 9 7 8 4 4 4 4
3 Аня М. 5 6 8 9 3 5 6 9 8 9 6 8 5 6 5 7
4 Валера Е. 7 9 10 10 8 9 9 10 10 10 8 10 8 8 8 9
5 Валерия Р. 8 9 10 10 9 10 10 10 10 10 10 10 7 8 10 10
6Вика Г. 10 10 10 10 9 10 7 9 10 10 10 10 6 8 8 9
7Данил  Д. 5 8 8 8 5 8 6 8 8 8 8 9 4 6 3 5
8Даша  В. 4 5 7 9 4 5 4 6 7 6 7 8 5 6 4 4
9 Игорь Ж. 6 9 8 9 6 9 5 6 8 6 8 9 3 5 5 6
10 Полина Д. 9 10 10 10 9 10 7 9 10 9 10 10 8 9 8 8
11Рома  У. 10 10 10 10 10 10 8 9 10 9 10 10 9 10 7 8
12 Света Ш. 7 9 10 10 7 9 10 10 10 10 10 10 9 10 6 8
13 Света К. 9 10 10 10 8 8 5 8 5 8 3 5 5 6 3 5
14 Сережа Т. 9 10 7 9 6 7 4 5 4 5 8 9 8 8 4 4
15 Таня А. 5 8 6 8 6 8 6 9 6 9 9 10 7 8 5 6
16 Лиза О. 4 5 4 6 9 10 9 10 9 10 9 10 6 8 8 8
17 Настя Л. 6 6 6 6 7 10 10 10 10 10 5 5 4 4 7 8
18Максим  Ш. 9 10 7 9 4 6 7 9 7 9 4 5 5 6 6 8
19Никита  Л. 7 7 8 9 5 5 9 9 6 6 6 7 3 5 4 4
20 Уля В. 7 9 10 10 7 9 9 10 4 6 9 10 8 9 5 6
Общий балл 140 170 163 179 133 161 140 170 157 169 155 177 117 141 115 134

 

  

      Результаты первичной и вторичной диагностики определяющие грамматический строй речи также представлены в сравнительной таблице (см. Таблица 3), а общий групповой результат динамики развития представлен в виде диаграммы 2. 
 

Диаграмма 2. 

Виды  предложений: 1- простые, 2- сложно –  сочиненные, 3- сложно – подчиненные;

Словообразование: 4 – единственное число, 5 – множественное  число, 6 – суффиксы, 7 – приставки;

Морфология: 8 – предлоги, 9 – согласованность  в роде, числе и падеже. 

      Анализируя, полученные результаты как и в первом случае отмечаем что у каждого ребенка показатели по первичной диагностике ниже, чем по второй. Исключение составляют два человека, не рекгулярно посещающие детский сад №17 №19. 
 
 
 
 

Таблица 3.

Грамматический  строй речи дошкольников

№ Ф.И. Виды  предложений словообразование морфология
простые Сл.соч Сл.подч. Ед.ч. Мн. Ч. Суффикс Приставки предлог Соглас.

В роде, падеже, числе

п в п в п в п в п в п в п в п в п в
1. Андрей С. 10 10 8 8 3 5 10 10 8 10 8 9 4 6 8 8 5 8
2 Андрей Ч. 10 10 7 9 4 4 10 10 9 10 7 8 5 6 7 9 4 5
3 Аня М. 10 10 8 9 5 6 10 10 10 10 6 8 3 5 8 9 6 9
4 Валера Е. 10 10 10 10 8 8 10 10 10 10 8 10 8 9 10 10 9 10
5 Валерия Р.  10 10 10 10 7 8 10 10 10 10 10 10 9 10 10 10 10 10
6Вика  Г. 10 10 10 10 6 8 10 10 10 10 10 10 9 10 10 10 7 9
7Данил  Д. 10 10 8 8 4 6 10 10 8 10 8 9 5 8 8 8 6 8
8Даша  В. 10 10 7 6 5 6 10 10 10 10 7 8 4 5 7 6 4 6
9 Игорь Ж. 10 10 8 6 3 5 10 10 10 10 8 9 6 9 8 6 5 6
10 Полина Д. 10 10 10 9 8 9 10 10 10 10 10 10 9 10 10 9 7 9
11Рома  У. 10 10 10 9 9 10 10 10 9 10 10 10 10 10 10 9 8 9
12 Света Ш. 10 10 10 10 9 10 10 10 10 10 10 10 7 9 10 10 10 10
13 Света К. 10 10 5 8 5 6 10 10 10 10 3 5 8 8 5 8 5 8
14 Сережа Т. 10 10 4 5 8 8 10 10 9 10 8 9 6 7 4 5 4 5
15 Таня А. 10 10 6 9 7 8 10 10 10 10 9 10 6 8 6 9 6 9
16 Лиза О. 10 10 9 10 6 8 10 10 10 10 9 10 9 10 9 10 9 10
17 Настя Л. 10 10 10 10 4 4 10 10 10 10 5 5 10 10 10 10 10 10
18Максим  Ш. 10 10 7 9 5 6 10 10 9 10 4 5 4 6 7 9 7 9
19Никита  Л. 10 10 6 6 4 5 10 10 10 10 6 6 5 5 6 6 9 9
20 Уля В. 10 10 4 6 8 9 10 10 10 10 9 10 7 9 4 6 9 10
Общий балл 200 200 156 169 127 151 200 200 192 200 155 177 103 161 157 169 144 171
 

       Также сравнительная таблица 4 и диаграмма 3 составлены по результатам диагностики связной речи.

Диаграмма 3. 

1- диалог,  2- монолог, 3- Прямая речь, 4 - Косвенная речь,  5- Пересказ текста,  6- Рассказ по образцу,  7- вопросы,  8- Литературное творчество

   Анализируя результаты, по показателям связной речи нами также отмечено улучшения результатов после подведения ряда интегрированных занятий.

      Представленные  в таблицах и  диаграммах результаты первичной и вторичной диагностики несут количественную оценку опытно –исследовательской работы, следовательно для более  развернутого анализа нам необходимо интерпретация полученных результатов и их качественная характеристика. 
 
 

Таблица 4.

     Связная речь дошкольников. 

№ Ф.И. диалог монолог Прямая  речь Косвенная речь Пересказ  текста Рассказ по образцу вопросы Литературное  творчество
п в п в п в п в п в п в п в п в
1. Андрей С. 10 10 3 5 5 5 6 8 4 6 8 8 8 8 5 5
2 Андрей Ч. 10 10 4 4 4 4 4 6 5 6 7 9 7 9 4 4
3 Аня М. 10 10 5 6 5 7 5 6 3 5 8 9 8 9 5 7
4 Валера Е. 10 10 8 8 8 9 7 9 8 9 10 10 10 10 8 9
5 Валерия Р.  10 10 7 8 10 10 8 9 9 10 10 10 10 10 10 10
6Вика  Г. 10 10 6 8 8 9 10 10 9 10 10 10 10 10 8 9
7Данил  Д. 10 10 4 6 3 5 5 8 5 8 8 8 8 8 3 5
8Даша  В. 10 10 5 6 4 4 4 5 4 5 7 6 7 6 4 4
9 Игорь Ж. 10 10 3 5 5 6 6 9 6 9 8 6 8 6 5 6
10 Полина Д. 10 10 8 9 8 8 9 10 9 10 10 9 10 9 8 8
11Рома  У. 10 10 9 10 7 8 10 10 10 10 10 9 10 9 7 8
12 Света Ш. 10 10 9 10 6 8 7 9 7 9 10 10 10 10 6 8
13 Света К. 10 10 5 6 3 5 9 10 8 8 5 8 5 8 3 5
14 Сережа Т. 10 10 8 8 4 4 9 10 6 7 4 5 4 5 4 4
15 Таня А. 10 10 7 8 5 6 5 8 6 8 6 9 6 9 5 6
16 Лиза О. 10 10 6 8 8 8 4 5 9 10 9 10 9 10 8 8
17 Настя Л. 10 10 4 4 7 8 6 6 7 10 10 10 10 10 7 8
18Максим  Ш. 10 10 5 6 6 8 9 10 4 6 7 9 7 9 6 8
19Никита  Л. 10 10 4 5 4 4 7 7 5 5 6 6 6 6 4 4
20 Уля В. 10 10 8 9 5 6 7 9 7 9 4 6 4 6 5 6
Общий балл 200 200 129 154 115 138 144 1669 133 161 156 169 157 169 118 135

Информация о работе Развитие дошкольников по средствам изобразительной деятельности