Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 08:01, курсовая работа
Цель работы: выявить оптимальные условия лексического развития детей дошкольного возраста.
Объект: процесс речевого развития детей дошкольного возраста
Предмет: формирования словаря детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.
Задачи:
1.Проанализировать теоретические подходы к проблеме речевого развития детей в процессе изобразительной деятельности;
2.Определить основное содержание понятий;
3.Рассмотреть основные методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста;
4.Определить динамику лексического развития детей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы лексического развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5
1.1. Психолого – педагогические и лингвистические основы лексического развития детей дошкольного возраста ………………………………………….5
1.2.Анализ состояния проблемы формирования словаря в теории и практике дошкольного образования . ……………………………………………..13
1.3. Методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...18
Глава 2 Опытно – экспериментальная работа ………………………………...29
2.1. Организация и методика проведения опытно – экспериментального исследования…………………………. ………………………………………...29
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно – экспериментального исследования ………………………..…………………………………………..37
Заключение………………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………………………………...48
Приложения
Процедура исследования:
Стимульный материал. Четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий.
Инструкция: «Перед тобой лежат картинки, на них изображены какие - то события. Разложи их по порядку, как происходило действие. Составь рассказ о том, что происходило на картинках».
Проведение теста. Перед ребенком выкладывается четыре картинки в хаотичном порядке, с изображением события. После того как ребенок разложил карточки в определенном порядке, педагог просит составить рассказ, рассказ записывается.
Обработка результатов:
Результаты
теста фиксируются в таблице,
где отмечается наличие и частота
употребления ребенком различных частей
речи, грамматических форм и конструкций.
Таблица 1.
№ | Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования. | Частота употребления |
1 | Существительные | |
2 | Глаголы | |
3 | Прилагательные в обычной форме | |
4 | Прилагательные в сравнительной форме | |
5 | Прилагательные в превосходной форме | |
6 | Наречия | |
7 | Местоимения | |
8 | Союзы | |
9 | Предлоги | |
10 | Сложные предложения и конструкции |
Оценка результатов:
10 баллов – в речи ребенка включаются все 10 включенные в таблицу фрагменты речи. Очень высокий уровень.
8-9 баллов – 8-9 фрагментов, высокий уровень.
6-7 баллов – 6-7 фрагментов, уровень - выше среднего.
5-4 баллов – 5-4 фрагментов, средний.
3-2 баллов – 3-2 фрагментов, низкий.
1-0 баллов – 1-0 фрагментов, очень низкий.
Также очинивается связная
Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования им речи.
Цель исследования:
выявление уровня речевого развития, осознанного использования речи ребенком.
Процедура исследования:
Стимульный материал. Ребенку читают короткий рассказ, содержащий несколько слов новых, незнакомых для ребенка.
Например.
Однажды в воскресенье Сережа с дедушкой пришли в Политихнический музей. Там их встретил экскурсовод. Сереже было очень интересно в музее. Особенно ему понравился старый аэроплан и снаряжение аквалангиста. А дедушка задавал экскурсоводу много вопросов о вечном двигателе и рассматривал разные модели автомобилей.
Инструкция: сейчас я тебе прочитаю небольшой рассказ. Послушай его внимательно (педагог читает рассказ). А сейчас расскажи рассказ мне.
Оценка результатов:
0 – ребенок молчит, не задает вопросы, даже после стимуляции.
1-4 – пытается воспроизвести рассказ, не понимая трудных слов, но пытается употребить их
5-8 – пытается рассказать, инропретируя рассказ в соответствии со своим пониманием, искажает смысл.
9-10– начинает с вопросов по поводу незнакомых слов, потом пересказывает.
Способность
выделять ребенком незнакомое слово
из контекста, выражается в характере
задаваемых вопросов и свидетельствует
о высоком уровне его речевого
развития.
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно – экспериментального исследования.
На каждого ребенка была заведена речевая карта, в которой отражены результаты первичной и вторичной диагностики. Для оценки результатов нами была выбрана 10 – бальная система оценки. Анализируя результаты первичной и вторичной диагностики нами были составлены сравнительные таблицы отражающие показатели словарного состава речи, грамматического строя речи, связной речи.
В таблицах присматривается
Анализируя данные по таблице
2 можно проследить, что у каждого
ребенка показатели по
По общему количеству баллов
первичной и вторичной
Диаграмма 1.
1-собственные,
2-нарицательные, 3-антонимы, 4-синонимы,
5-глаголы, 6-прилагательные, 7-числительные,
8-местоимения
Таблица 2.
Словарный
состав речи дошкольников.
№ Ф.И. | существительные | антонимы | синонимы | глаголы | прилагательные | числительные | Местоимения | |||||||||
собственные | нарицательные | |||||||||||||||
п | в | п | в | п | в | п | в | п | в | п | в | п | в | п | в | |
1. Андрей С. | 6 | 8 | 8 | 9 | 4 | 6 | 5 | 8 | 8 | 8 | 8 | 9 | 3 | 5 | 5 | 5 |
2 Андрей Ч. | 4 | 6 | 7 | 8 | 5 | 6 | 4 | 5 | 7 | 9 | 7 | 8 | 4 | 4 | 4 | 4 |
3 Аня М. | 5 | 6 | 8 | 9 | 3 | 5 | 6 | 9 | 8 | 9 | 6 | 8 | 5 | 6 | 5 | 7 |
4 Валера Е. | 7 | 9 | 10 | 10 | 8 | 9 | 9 | 10 | 10 | 10 | 8 | 10 | 8 | 8 | 8 | 9 |
5 Валерия Р. | 8 | 9 | 10 | 10 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 7 | 8 | 10 | 10 |
6Вика Г. | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 10 | 7 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 6 | 8 | 8 | 9 |
7Данил Д. | 5 | 8 | 8 | 8 | 5 | 8 | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 | 9 | 4 | 6 | 3 | 5 |
8Даша В. | 4 | 5 | 7 | 9 | 4 | 5 | 4 | 6 | 7 | 6 | 7 | 8 | 5 | 6 | 4 | 4 |
9 Игорь Ж. | 6 | 9 | 8 | 9 | 6 | 9 | 5 | 6 | 8 | 6 | 8 | 9 | 3 | 5 | 5 | 6 |
10 Полина Д. | 9 | 10 | 10 | 10 | 9 | 10 | 7 | 9 | 10 | 9 | 10 | 10 | 8 | 9 | 8 | 8 |
11Рома У. | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 8 | 9 | 10 | 9 | 10 | 10 | 9 | 10 | 7 | 8 |
12 Света Ш. | 7 | 9 | 10 | 10 | 7 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 10 | 6 | 8 |
13 Света К. | 9 | 10 | 10 | 10 | 8 | 8 | 5 | 8 | 5 | 8 | 3 | 5 | 5 | 6 | 3 | 5 |
14 Сережа Т. | 9 | 10 | 7 | 9 | 6 | 7 | 4 | 5 | 4 | 5 | 8 | 9 | 8 | 8 | 4 | 4 |
15 Таня А. | 5 | 8 | 6 | 8 | 6 | 8 | 6 | 9 | 6 | 9 | 9 | 10 | 7 | 8 | 5 | 6 |
16 Лиза О. | 4 | 5 | 4 | 6 | 9 | 10 | 9 | 10 | 9 | 10 | 9 | 10 | 6 | 8 | 8 | 8 |
17 Настя Л. | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 5 | 5 | 4 | 4 | 7 | 8 |
18Максим Ш. | 9 | 10 | 7 | 9 | 4 | 6 | 7 | 9 | 7 | 9 | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | 8 |
19Никита Л. | 7 | 7 | 8 | 9 | 5 | 5 | 9 | 9 | 6 | 6 | 6 | 7 | 3 | 5 | 4 | 4 |
20 Уля В. | 7 | 9 | 10 | 10 | 7 | 9 | 9 | 10 | 4 | 6 | 9 | 10 | 8 | 9 | 5 | 6 |
Общий балл | 140 | 170 | 163 | 179 | 133 | 161 | 140 | 170 | 157 | 169 | 155 | 177 | 117 | 141 | 115 | 134 |
Результаты первичной и вторичной диагностики
определяющие грамматический строй речи
также представлены в сравнительной таблице
(см. Таблица 3), а общий групповой результат
динамики развития представлен в виде
диаграммы 2.
Диаграмма
2.
Виды предложений: 1- простые, 2- сложно – сочиненные, 3- сложно – подчиненные;
Словообразование: 4 – единственное число, 5 – множественное число, 6 – суффиксы, 7 – приставки;
Морфология:
8 – предлоги, 9 – согласованность
в роде, числе и падеже.
Анализируя, полученные результаты как
и в первом случае отмечаем что у каждого
ребенка показатели по первичной диагностике
ниже, чем по второй. Исключение составляют
два человека, не рекгулярно посещающие
детский сад №17 №19.
Таблица 3.
Грамматический строй речи дошкольников
№ Ф.И. | Виды предложений | словообразование | морфология | |||||||||||||||
простые | Сл.соч | Сл.подч. | Ед.ч. | Мн. Ч. | Суффикс | Приставки | предлог | Соглас.
В роде, падеже, числе | ||||||||||
п | в | п | в | п | в | п | в | п | в | п | в | п | в | п | в | п | в | |
1. Андрей С. | 10 | 10 | 8 | 8 | 3 | 5 | 10 | 10 | 8 | 10 | 8 | 9 | 4 | 6 | 8 | 8 | 5 | 8 |
2 Андрей Ч. | 10 | 10 | 7 | 9 | 4 | 4 | 10 | 10 | 9 | 10 | 7 | 8 | 5 | 6 | 7 | 9 | 4 | 5 |
3 Аня М. | 10 | 10 | 8 | 9 | 5 | 6 | 10 | 10 | 10 | 10 | 6 | 8 | 3 | 5 | 8 | 9 | 6 | 9 |
4 Валера Е. | 10 | 10 | 10 | 10 | 8 | 8 | 10 | 10 | 10 | 10 | 8 | 10 | 8 | 9 | 10 | 10 | 9 | 10 |
5 Валерия Р. | 10 | 10 | 10 | 10 | 7 | 8 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
6Вика Г. | 10 | 10 | 10 | 10 | 6 | 8 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 10 | 10 | 10 | 7 | 9 |
7Данил Д. | 10 | 10 | 8 | 8 | 4 | 6 | 10 | 10 | 8 | 10 | 8 | 9 | 5 | 8 | 8 | 8 | 6 | 8 |
8Даша В. | 10 | 10 | 7 | 6 | 5 | 6 | 10 | 10 | 10 | 10 | 7 | 8 | 4 | 5 | 7 | 6 | 4 | 6 |
9 Игорь Ж. | 10 | 10 | 8 | 6 | 3 | 5 | 10 | 10 | 10 | 10 | 8 | 9 | 6 | 9 | 8 | 6 | 5 | 6 |
10 Полина Д. | 10 | 10 | 10 | 9 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 10 | 10 | 9 | 7 | 9 |
11Рома У. | 10 | 10 | 10 | 9 | 9 | 10 | 10 | 10 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 8 | 9 |
12 Света Ш. | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 7 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 |
13 Света К. | 10 | 10 | 5 | 8 | 5 | 6 | 10 | 10 | 10 | 10 | 3 | 5 | 8 | 8 | 5 | 8 | 5 | 8 |
14 Сережа Т. | 10 | 10 | 4 | 5 | 8 | 8 | 10 | 10 | 9 | 10 | 8 | 9 | 6 | 7 | 4 | 5 | 4 | 5 |
15 Таня А. | 10 | 10 | 6 | 9 | 7 | 8 | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 10 | 6 | 8 | 6 | 9 | 6 | 9 |
16 Лиза О. | 10 | 10 | 9 | 10 | 6 | 8 | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 10 | 9 | 10 | 9 | 10 | 9 | 10 |
17 Настя Л. | 10 | 10 | 10 | 10 | 4 | 4 | 10 | 10 | 10 | 10 | 5 | 5 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
18Максим Ш. | 10 | 10 | 7 | 9 | 5 | 6 | 10 | 10 | 9 | 10 | 4 | 5 | 4 | 6 | 7 | 9 | 7 | 9 |
19Никита Л. | 10 | 10 | 6 | 6 | 4 | 5 | 10 | 10 | 10 | 10 | 6 | 6 | 5 | 5 | 6 | 6 | 9 | 9 |
20 Уля В. | 10 | 10 | 4 | 6 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 10 | 7 | 9 | 4 | 6 | 9 | 10 |
Общий балл | 200 | 200 | 156 | 169 | 127 | 151 | 200 | 200 | 192 | 200 | 155 | 177 | 103 | 161 | 157 | 169 | 144 | 171 |
Также сравнительная таблица 4 и диаграмма 3 составлены по результатам диагностики связной речи.
Диаграмма
3.
1- диалог, 2- монолог, 3- Прямая речь, 4 - Косвенная речь, 5- Пересказ текста, 6- Рассказ по образцу, 7- вопросы, 8- Литературное творчество
Анализируя результаты, по показателям связной речи нами также отмечено улучшения результатов после подведения ряда интегрированных занятий.
Представленные
в таблицах и диаграммах результаты
первичной и вторичной
Таблица 4.
Связная
речь дошкольников.
№ Ф.И. | диалог | монолог | Прямая речь | Косвенная речь | Пересказ текста | Рассказ по образцу | вопросы | Литературное творчество | ||||||||
п | в | п | в | п | в | п | в | п | в | п | в | п | в | п | в | |
1. Андрей С. | 10 | 10 | 3 | 5 | 5 | 5 | 6 | 8 | 4 | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 | 5 | 5 |
2 Андрей Ч. | 10 | 10 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 6 | 5 | 6 | 7 | 9 | 7 | 9 | 4 | 4 |
3 Аня М. | 10 | 10 | 5 | 6 | 5 | 7 | 5 | 6 | 3 | 5 | 8 | 9 | 8 | 9 | 5 | 7 |
4 Валера Е. | 10 | 10 | 8 | 8 | 8 | 9 | 7 | 9 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 8 | 9 |
5 Валерия Р. | 10 | 10 | 7 | 8 | 10 | 10 | 8 | 9 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
6Вика Г. | 10 | 10 | 6 | 8 | 8 | 9 | 10 | 10 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 8 | 9 |
7Данил Д. | 10 | 10 | 4 | 6 | 3 | 5 | 5 | 8 | 5 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 3 | 5 |
8Даша В. | 10 | 10 | 5 | 6 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 7 | 6 | 7 | 6 | 4 | 4 |
9 Игорь Ж. | 10 | 10 | 3 | 5 | 5 | 6 | 6 | 9 | 6 | 9 | 8 | 6 | 8 | 6 | 5 | 6 |
10 Полина Д. | 10 | 10 | 8 | 9 | 8 | 8 | 9 | 10 | 9 | 10 | 10 | 9 | 10 | 9 | 8 | 8 |
11Рома У. | 10 | 10 | 9 | 10 | 7 | 8 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 10 | 9 | 7 | 8 |
12 Света Ш. | 10 | 10 | 9 | 10 | 6 | 8 | 7 | 9 | 7 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 6 | 8 |
13 Света К. | 10 | 10 | 5 | 6 | 3 | 5 | 9 | 10 | 8 | 8 | 5 | 8 | 5 | 8 | 3 | 5 |
14 Сережа Т. | 10 | 10 | 8 | 8 | 4 | 4 | 9 | 10 | 6 | 7 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 |
15 Таня А. | 10 | 10 | 7 | 8 | 5 | 6 | 5 | 8 | 6 | 8 | 6 | 9 | 6 | 9 | 5 | 6 |
16 Лиза О. | 10 | 10 | 6 | 8 | 8 | 8 | 4 | 5 | 9 | 10 | 9 | 10 | 9 | 10 | 8 | 8 |
17 Настя Л. | 10 | 10 | 4 | 4 | 7 | 8 | 6 | 6 | 7 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 7 | 8 |
18Максим Ш. | 10 | 10 | 5 | 6 | 6 | 8 | 9 | 10 | 4 | 6 | 7 | 9 | 7 | 9 | 6 | 8 |
19Никита Л. | 10 | 10 | 4 | 5 | 4 | 4 | 7 | 7 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 |
20 Уля В. | 10 | 10 | 8 | 9 | 5 | 6 | 7 | 9 | 7 | 9 | 4 | 6 | 4 | 6 | 5 | 6 |
Общий балл | 200 | 200 | 129 | 154 | 115 | 138 | 144 | 1669 | 133 | 161 | 156 | 169 | 157 | 169 | 118 | 135 |
Информация о работе Развитие дошкольников по средствам изобразительной деятельности