Развитие дошкольников по средствам изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить оптимальные условия лексического развития детей дошкольного возраста.

Объект: процесс речевого развития детей дошкольного возраста

Предмет: формирования словаря детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.

Задачи:

1.Проанализировать теоретические подходы к проблеме речевого развития детей в процессе изобразительной деятельности;
2.Определить основное содержание понятий;
3.Рассмотреть основные методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста;
4.Определить динамику лексического развития детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы лексического развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5

1.1. Психолого – педагогические и лингвистические основы лексического развития детей дошкольного возраста ………………………………………….5

1.2.Анализ состояния проблемы формирования словаря в теории и практике дошкольного образования . ……………………………………………..13

1.3. Методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...18

Глава 2 Опытно – экспериментальная работа ………………………………...29

2.1. Организация и методика проведения опытно – экспериментального исследования…………………………. ………………………………………...29

2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно – экспериментального исследования ………………………..…………………………………………..37

Заключение………………………………………………………………………46

Список литературы……………………………………………………………...48

Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом Васильева.doc

— 610.00 Кб (Скачать)

      1.2.  Анализ состояния проблемы формирования словаря в теории и практике дошкольного образования 

      Развитию речи в программах учреждений дополнительного образования уделяется особое внимание. Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует явлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Речевые умения тают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.

    Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах. Поэтому программы по развитию речи включает следующие разделы: «Развитие связной речи», «Развитие словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте». В программы учреждений дошкольного образования в основу иерархии речевых задач положен психологический подход. В соответствии с ним речь рассматривается как один из психических процессов, становление, которого осуществляется в единстве с общим психическим развитием ребенка, в частности с развитием познавательных процессов. Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Следовательно, ведущей задачей является развитие связной речи. Решение же остальных задач направлено на совершенствование связной речи, т.е. именно уровень ее сформированности выступает основным показателем уровня общеречевого развития ребенка.

     В каждой возрастной группе программами УДОД определена ведущая задача по развитию речи.

    Так, в первой младшей группе это развитие разговорной речи и умения понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми, выражать свои мысли вербально.

    Во второй младшей группе ведущей задачей становится дальнейшее развитие разговорной речи, опосредованное использованием литературных текстов, рассматриванием картинок, предметов, объектов природы. Расширение речевых и познавательных возможностей детей позволяет начать знакомить их с правилами речевого этикета. Этого требует и изменение условий общения: от индивидуального общения воспитатель переходит к общению с коллективом детей, а это требует от ребенка умения выслушивать собеседника, не перебивать его и дожидаться своей очереди, чтобы высказаться в коллективном разговоре.

       В среднем дошкольном возрасте основное внимание уделяется развитию речевой инициативы и речевой самостоятельности ребенка, как в процессе общения, так и в монологической речи. В этом возрасте он уже способен проявить инициативу в общении с взрослым и сверстником, например, подойти к воспитателю с предложением рассказать о машинке, которую ему подарил дедушка. Его желание поделиться своими впечатлениями воспитатель и стимулирует, и поддерживает.

     В старшем дошкольном возрасте основной задачей становится выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества в построении и ведении диалога, придумывании творческих рассказов, коллективном обсуждении игрового сюжета, просмотренного мультфильма и тд. Творческие проявления можно наблюдать как в содержании, так и в средствах его передачи. Например, в процессе сочинения сказки ребенок самостоятельно отбирает и комбинирует события из личного и литературного опыта или, используя творческое воображение, создает собственные образы героев, событий, выстраивает сюжетную линию. Богатство освоенных средств выразительности позволяет выбирать и рационально сочетать их при оформлении и презентации рассказа, сказки, загадки.

     Таким образом, работа над развитием связной речи ребенка предполагает реализацию стройной системы постепенно усложняющихся задач по совершенствованию диалогической, монологической речи детей в каждой возрастной группе.

     Многие  ученые отмечали, что рисунки оказывают  сильное стимулирующее влияние  на развитие речевой и мыслительной деятельности детей. Русский педагог  К. Д. Ушинский писал в свое время, что картина является могучим  средством "развязывания" языка ребенка: он задает вопросы о том, что видит на картине, делится своими впечатлениями. 
Особенно большое значение придается связи рисования и мышления, так как рисование представляет собой, по сути дела, тоже рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. Это очень отчетливо можно видеть уже у детей в возрасте около трех лет: не только показываемая картинка, но и собственный рисунок (как бы ни был он примитивен с нашей, взрослой точки зрения) стимулирует мыслительную деятельность ребенка.  

     Детское рисование начинается только тогда, когда словесное выражение уже  сделало большие успехи и в  душевную жизнь ребенка глубоко  вошла речь. Материал памяти ребенка  большей частью состоит из облеченных речью или способных быть облеченными  ею предрасположений к суждениям. Этот материал и реализуется в детских рисунках.

     В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.         

 Такие  занятия дарят детям радость  познания, творчества. Испытав это  чувство однажды, малыш будет  стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать  о том, что узнал, увидел, пережил.          

 Изобразительная  деятельность ребенка, которой  он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном  руководстве со стороны взрослого.          

 Но  чтобы развить у каждого воспитанника  творческие способности, заложенные  природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.         

 Изобразительная  деятельность дошкольников как  вид художественной деятельности  должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

     Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений  от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

     Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной  деятельности, основное назначение которой  – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность –  одна из самых интересных для детей  дошкольного возраста.

     Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

     Овладение умением изображать невозможно без  целенаправленного зрительного  восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

     Для умственного развития детей имеет  большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

     На  занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и  название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

     Как указывают психологи, для осуществления  разных видов деятельности, умственного  развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые  они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста. 

     Воспитатели детского сада  направляют свои усилия на то, чтобы речь детей была содержательной и понятной для окружающих, и само речевое общение проходило в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе.

     Содержательность  речи зависит от содержательности жизни  детей. Запас интересных наблюдений, впечатлений, переживаний, мыслей при  воспитанной потребности в речевом  выражении обогащает детскую  речь.

     Добиваясь содержательности речи детей, нужно помнить о том, что они очень любят играть словами и звуками, но это хорошо на своем месте и в свое время.Работа над содержательностью и понятностью детской речи - это в то же время работа над формированием мышления ребенка и расширением его кругозора.

     В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. Дело не только в том, что увеличивается словарный запас ребенка, но и в том, что уточняется значение слов, они употребляются в правильном значении, развивается связная речь.

          Для развития речи полезны рассказы детей о своих впечатлениях от прочитанной книги, дидактические игры с куклой, пересказы, творческие рассказы, беседы и т. д. Важны и систематические упражнения в выразительном чтении вслух. Так же речь развивается в процессе художественных занятий. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л.С. Выготский называл «детское рисование графической речью.»[3, с.23] На занятиях изобразительным искусством дети создают свой художественный образ через постижение языка художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, бумажной пластики, глины, то есть реагируют экспрессивно. Ребенок в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих чувств и переживаний. Для него более естественной является невербальная, в том числе изобразительная экспрессия.

    Занятия, связанные с искусством, должны освобождать  творческую энергию детей и делать их активными участниками творческого  процесса. В связи с этим встает вопрос о поиске новых методов ознакомления ребенка с искусством. «Распространенным становится мнение, что преподавание изобразительного искусства это своеобразная терапия с использованием средств искусства. Такое понимание дает учителю новые возможности для решения гуманистических задач воспитания и образования.»[10, с.33]

    Тем не менее, изобразительное искусство  содержит огромное количество возможностей для развития живого эмоционального реагирования на происходящее, привлечения  жизненного опыта ребенка, для его личностной включенности в образовательный процесс, что является важным аспектом гуманизации образования.

    В младшей группе практикуются занятия  в форме игры, где речевая активность детей  (ответы на вопросы) занимает основное место. Это дидактические игры с куклой, которые заключаются в том, что воспитательница разыгрывает небольшую инсценировку с участием куклы, например встреча новой куклы, угощение куклы, сборы куклы на прогулку и т. п. В продолжение этой игры педагог ведет разговор с детьми от имени куклы, вставляя вопросы, замечания от себя; дети отвечают хором и по одному. Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации речи детей. Они с интересом следят за всеми действиями воспитательницы, внимательно слушают, охотно отвечают и сами задают вопросы. «Целью дидактических игр является различение и название цвета, формы и размера, развитие мелкой моторики, слуховых дифференцировок, речевого слуха, слухового внимания, звуковой культуры речи – правильного произношения, четкой выразительной речи, формирование первичных числовых представлений. В этих играх совершенствуется также внимание, мышление, память, речь.»[27,  с.338]

     «В детском саду главную роль в формировании умения рассказывать играет обучение. Только в результате планомерных систематических упражнений (сначала самых простых, а затем постепенно усложняющихся) ребенок научится рассказывать.»[11, с.218]

     Обучение  рассказыванию ведется в соответствии с требованиями программы. В младшей группе детей нужно учить развернутому изложению мыслей в форме коротких сообщений с помощью вопросов воспитателя, а в средней и старшей  группах дети учатся самостоятельно составлять рассказ, например, о том, что они видели, что с ними произошло, или пересказывать сказку, короткий рассказ.

Информация о работе Развитие дошкольников по средствам изобразительной деятельности