Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 08:01, курсовая работа
Цель работы: выявить оптимальные условия лексического развития детей дошкольного возраста.
Объект: процесс речевого развития детей дошкольного возраста
Предмет: формирования словаря детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.
Задачи:
1.Проанализировать теоретические подходы к проблеме речевого развития детей в процессе изобразительной деятельности;
2.Определить основное содержание понятий;
3.Рассмотреть основные методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста;
4.Определить динамику лексического развития детей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы лексического развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5
1.1. Психолого – педагогические и лингвистические основы лексического развития детей дошкольного возраста ………………………………………….5
1.2.Анализ состояния проблемы формирования словаря в теории и практике дошкольного образования . ……………………………………………..13
1.3. Методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...18
Глава 2 Опытно – экспериментальная работа ………………………………...29
2.1. Организация и методика проведения опытно – экспериментального исследования…………………………. ………………………………………...29
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно – экспериментального исследования ………………………..…………………………………………..37
Заключение………………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………………………………...48
Приложения
Личный опыт ребенка, приобретенный путем наблюдений, в деятельности или через художественную литературу, служит тем материалом, на котором можно строить беседу и сообщать новые знания детям. Для уточнения представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта, необходимо использовать наглядный материал: картину, игрушку, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опираются на ощущения и восприятия.
Разный наглядный материал используется по - разному: одни предметы раздаются детям (ветки деревьев, семена, предметные картинки), другие показываются воспитателем всей группе (картина, игрушка, живое животное, посуда и т.п.) в последнем случае предмет по своим размерам должен быть доступен для обозревания каждому ребенку.
Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором. Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в том нет прямой надобности. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Дети должны отвечать достаточно громко, отчетливо, бодрым голосом. Ответы детей во время беседы носят характер кратких или более или менее развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Нецелесообразно требовать от детей полного ответа. Небольшие беседы проводятся педагогом в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические игры.
Таким
образом, для развития речи воспитатель
в своей работе может использовать
разнообразные методы (дидактические
игры с куклой, рассказы, пересказы, беседы,
занятия с использованием картинки и т.д.).
Правильное применение данных методов
и их разнообразие в обучение детей влияют
на уровень развития личности дошкольника.
Глава 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1.
Организация и методика
проведения опытно –
Цель опытно – экспериментальной работы: изучить уровни развития речи детей дошкольного возраста до и после занятий по изобразительной деятельности.
Согласно поставленной цели были выдвинуты задачи:
1. Создать опытно
– экспериментальную базу, описать
организацию и методику
2. Провести психодиагностику.
3. Представить
результаты опытно-
4. Проанализировать результаты исследования.
5. Сделать выводы по работе.
Исследование проводилось с 15.01.2008 по 25.03.2008.2005 года, в с. Топчиха, Алтайского края. Объектом исследования выступили дети средней групп детского сада, 5 – 6 лет. В исследование приняли участие 20 человека, воспитанники средней группы детского сада «Солнышко». Предмет исследования - индивидуальные показания речевого развития детей Опытно – экспериментальное исследование проводилось с помощью лангитюрного метода. Первичная диагностика была проведена с 15.01.08 по 20.01.08, затем было проведен 16 интегрированных занятий с данной группой детей, после чего проведена вторичная диагностика.
Гипотеза:
систематические интегрированные
занятия по изобразительной деятельности
и развитию речи способствуют быстрому
развитию речи ребенка.
Блок методик для исследования речи состоит из двух частей:
Поскольку нам необходимо изучить уровень лексического развития речи дошкольника мы берем только первый блок методик.
Для диагностики лексического и синтаксического состава речи нами были отобраны следующие методики:
«Контрастные слова»
«Название действий»
Также велось постоянное наблюдение за детьми в процессе занятий и свободного общения, была изучена имеющая информация у психолога об особенностях речевого развития детей данной группы.
Тест из серии словесных тестов А. Декедр для детей 2-8 лет.
«Контрастные слова»
цель исследования:
выявить
особенности словарного запаса ребенка,
способность подбирать
Процедура исследования:
Ребенку предлагается закончить следующие предложения, произносящие вслух педагогом:
Если ребенок затрудняется дать ответ, то ему можно оказать стимулирующую помощь с помощью перефразирования вопроса.
Обработка результатов:
Оценивается способность ребенка правильно и быстро, без затруднений подбирать противоположные по значению слова.
Холодный, прохладный, остывший.
Тест из серии словесных тестов А. Декедр для детей 2-8 лет.
«Название действий»
цель исследования:
определить
особенности словарного запаса ребенка,
способность к точному
процедура исследования:
ребенку предлагается назвать действия, совершаемые взрослым «Скажи – ка, что я сейчас делаю?» при этом педагог
перед вопросами 7,8,9,10,11,12 можно предложить ребенку самому воспроизвести те же движения, которые делала педагог и задать вопрос: «Что ты сделал?». Если ребенок отказывается от выполнения этих действий, то не надо настаивать.
Обработка результатов:
При оценке
ответ считать правильным, если ребенок
называет вместо «дышать» - «вздыхать»,
вместо «писать» - «рисовать», «чертить»,
вместо «толкать» - «двигать».
Диагностика связной речи.
Цель исследования: выявить уровень развития связной речи детей.
Процедура исследования:
Для выполнения этого задания необходимо проанализировать рассказы детей на тему «Как я провел выходной день».
Педагог записывает рассказ дословно, без наводящих вопросов, обозначив интонации, паузы, жесты и т. п. Можно использовать диктофон.
Вопросы для анализа:
Обработка результатов:
Методика «Понимание грамматических конструкций»
Цель исследования:
сформировать понимания ребенком грамматической конструкции предложения.
Процедура исследования:
Стимульный материал. Предложение, в котором происходит два действия, сначала одно, потом другое. Пример: «Петя пошел в кино после того как дочитал книгу».
Инструкция:
«Сейчас я очень медленно прочитаю тебе предложение. Ты должен его внимательно слушать а затем я тебе задам вопрос на который ты должен будешь ответить».
Вопрос: «Что Петя делал раньше смотрел кино или читал книгу?»
Обработка результатов:
Прежде
всего нужно обратить внимание на
понимание ребенком смысла вопроса.
Если вопрос не понят, то значит грамматическая
конструкция ребенком не понята.
Методика «Изменение существительного по числу».
Цель исследования:
выявление уровня понимание ребенком множественного числа
Процедура исследования:
Стимульный материал. Ребенку вербально предъявляют следующие слова (существительные в единственном числе): книга, ручка, чашка, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.
Инструкция: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени его так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу тебе «карандаш», а ты должен ответить «карандаши». Если ребенок ошибается в первых двух случаях, то необходимо проверить правильность понимания им инструкции.
Обработка результатов:
Количество правильного названия слов говорит о понимании ребенком множественного числа. За каждый правильный ответ 1 балл.
10 –
очень высокий уровень
9 – 7 - высокий уровень понимания
6 – 4 – средний уровень понимания
3-1 –
низкий уровень понимания
Методика «Рассказ по картинкам»
Цель исследования: выявление частоты употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.
Информация о работе Развитие дошкольников по средствам изобразительной деятельности