Развитие дошкольников по средствам изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить оптимальные условия лексического развития детей дошкольного возраста.

Объект: процесс речевого развития детей дошкольного возраста

Предмет: формирования словаря детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.

Задачи:

1.Проанализировать теоретические подходы к проблеме речевого развития детей в процессе изобразительной деятельности;
2.Определить основное содержание понятий;
3.Рассмотреть основные методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста;
4.Определить динамику лексического развития детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы лексического развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5

1.1. Психолого – педагогические и лингвистические основы лексического развития детей дошкольного возраста ………………………………………….5

1.2.Анализ состояния проблемы формирования словаря в теории и практике дошкольного образования . ……………………………………………..13

1.3. Методы развития речи и формирования смысла слова у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...18

Глава 2 Опытно – экспериментальная работа ………………………………...29

2.1. Организация и методика проведения опытно – экспериментального исследования…………………………. ………………………………………...29

2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно – экспериментального исследования ………………………..…………………………………………..37

Заключение………………………………………………………………………46

Список литературы……………………………………………………………...48

Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом Васильева.doc

— 610.00 Кб (Скачать)

       Личный опыт ребенка, приобретенный путем наблюдений, в деятельности или через художественную литературу, служит тем материалом, на котором можно строить беседу и сообщать новые знания детям. Для уточнения представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта, необходимо использовать наглядный материал:  картину, игрушку, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опираются на ощущения и восприятия.

     Разный  наглядный материал используется по - разному: одни предметы раздаются детям (ветки деревьев, семена, предметные картинки), другие показываются  воспитателем всей группе (картина, игрушка, живое животное, посуда и т.п.) в последнем случае предмет по своим размерам должен быть доступен для обозревания каждому ребенку.

     Дети  во время беседы должны отвечать по одному, а не хором. Не следует прерывать  отвечающего ребенка, если в том  нет прямой  надобности. Недопустимо  спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Дети должны отвечать достаточно громко, отчетливо, бодрым голосом. Ответы детей во время беседы носят характер кратких или более или менее развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Нецелесообразно требовать от детей полного ответа. Небольшие беседы проводятся  педагогом в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические игры.

     Таким образом, для развития речи воспитатель  в своей работе может использовать разнообразные методы (дидактические игры с куклой, рассказы, пересказы, беседы, занятия с использованием картинки и т.д.). Правильное применение данных методов и их разнообразие в обучение детей влияют на уровень развития личности дошкольника. 

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

2.1. Организация и методика проведения опытно –                                        экспериментального исследования.

             Цель опытно – экспериментальной работы: изучить уровни развития речи детей дошкольного возраста до и после занятий по изобразительной деятельности.

Согласно поставленной цели были выдвинуты задачи:

1. Создать опытно  – экспериментальную базу, описать  организацию и методику исследования.

2. Провести психодиагностику.

3. Представить  результаты опытно-экспериментальной  базы.

4.  Проанализировать результаты исследования.

5.  Сделать  выводы по работе.

        Исследование проводилось с 15.01.2008 по 25.03.2008.2005 года, в с. Топчиха, Алтайского края. Объектом исследования выступили дети средней групп детского сада, 5 – 6 лет. В исследование приняли участие  20 человека, воспитанники средней группы детского сада «Солнышко». Предмет исследования -  индивидуальные показания речевого развития детей Опытно – экспериментальное исследование проводилось с помощью лангитюрного  метода. Первичная диагностика была проведена с 15.01.08 по 20.01.08, затем было проведен  16 интегрированных  занятий с данной группой детей, после чего проведена  вторичная диагностика.

    Гипотеза: систематические  интегрированные  занятия по изобразительной деятельности и развитию речи  способствуют быстрому развитию речи ребенка. 

   Блок  методик для исследования речи состоит  из двух частей:

  1. Методики направленные на изучение лексического состава слова речи ребенка: его количественной и качественной стороны.
  2. методики, направленные на исследования фонематического восприятия.

   Поскольку нам необходимо изучить уровень  лексического развития речи дошкольника  мы берем  только первый блок методик.

   Для диагностики  лексического и синтаксического  состава речи нами были отобраны следующие  методики:

  1. Тест из серии словесных тестов А. Декедр для детей 2-8 лет.

         «Контрастные слова»

  1. Тест из серии словесных тестов А. Декедр для детей 2-8 лет.

        «Название действий»

  1. Диагностика связной речи.
  2. Методика «Понимание грамматических конструкций»
  3. Методика «Изменение существительного  по числу»
  4. Методика «Рассказ по картинкам»
  5. Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования им речи.

       Также велось постоянное наблюдение за детьми в процессе занятий и свободного общения, была изучена имеющая информация у психолога об особенностях речевого развития детей данной группы.

   Тест  из серии словесных  тестов А. Декедр для  детей 2-8 лет.

   «Контрастные  слова»

   цель  исследования:

   выявить особенности словарного запаса ребенка, способность подбирать противоположные по значению слова

   Процедура исследования:

   Ребенку предлагается закончить  следующие  предложения, произносящие вслух педагогом:

    1. Если суп не горячий, то значит он ………..(какой?)
    2. Если на дворе не сухо, то значит, что на дворе ……….. (как?)
    3. Если в комнате не светло, то это значит, что в ней ………..(как?)
    4. Если ты не сытый, то это значит, что ты ………………(какой?)
    5. Если у нас в комнате не грязно, то это значит, что у нас в  ней .(как?)
    6. Если нож не тупой, то значит он………. (какой?)
    7. Если мой мешок не тяжелый, то значит он ….. (какой?)
    8. Если башмаки не новые, то значит они ……… (какие?)

    Если ребенок  затрудняется дать ответ, то ему можно  оказать стимулирующую помощь с  помощью перефразирования вопроса.

      Обработка результатов:

      Оценивается способность ребенка правильно и быстро, без затруднений подбирать противоположные по значению слова.

Холодный, прохладный, остывший.

  1. Мокро, сыро, промозгло, слякотно.
  2. Темно, мрачно.
  3. Голодный, проголодавшийся.
  4. Чисто, убрано.
  5. Острый, наточенный.
  6. Легкий.
  7. Старый, изношенный, потертые и т. п.

    

   Тест  из серии словесных  тестов А. Декедр для  детей 2-8 лет.

   «Название действий»

   цель  исследования:

   определить  особенности словарного запаса ребенка, способность к точному вербальному  определению различных действий

   процедура исследования:

   ребенку предлагается назвать действия, совершаемые взрослым «Скажи – ка,  что я сейчас  делаю?» при этом педагог

    1. потирает рукой обо что – нибудь
    2. кашляет
    3. напевает
    4. бросае что – нибудь на стол
    5. зевает
    6. вздыхает
    7. пишет
    8. наклоняется к столу
    9. покачивается
    10. толкает что – нибудь
    11. щиплет себя
    12. поглаживает себя

перед вопросами 7,8,9,10,11,12 можно предложить ребенку самому воспроизвести те же движения, которые делала педагог  и задать вопрос: «Что ты сделал?». Если ребенок отказывается от выполнения этих действий, то не надо настаивать.

Обработка результатов:

При оценке ответ считать правильным, если ребенок  называет вместо «дышать» - «вздыхать», вместо  «писать» - «рисовать», «чертить»,  вместо «толкать» - «двигать». 

Диагностика связной речи.

Цель  исследования: выявить уровень развития связной речи детей.

Процедура исследования:

Для выполнения этого задания необходимо проанализировать рассказы детей на тему «Как я провел выходной день».

Педагог записывает рассказ дословно, без  наводящих вопросов, обозначив интонации, паузы, жесты и т. п. Можно использовать диктофон.

Вопросы для анализа:

  1. Полнота отражения событий
  2. Особенности последовательности и логики изложения фактов в рассказ детей
  3. Специфичность набора факторов в рассказах детей
  4. Виды предложений используемых детьми в рассказах
  5. Использование детьми различных средств выразительности.

Обработка результатов:

  1. Сделать выводы по результатам анализа рассказов:
  2. Каков характер речи ребенка – ситуативный или контекстный
  3. Определить соответствие развитие речи возрасту.
  4. Определить причины задержки речи.

                                                                                                                                                                                                                                         

   Методика  «Понимание грамматических конструкций»

Цель  исследования:

сформировать  понимания ребенком  грамматической конструкции предложения.

Процедура исследования:

Стимульный  материал. Предложение, в котором  происходит два действия, сначала  одно, потом другое. Пример: «Петя пошел в кино после того как дочитал книгу».

Инструкция:

«Сейчас я очень медленно прочитаю тебе предложение. Ты должен его внимательно слушать  а затем я тебе задам вопрос на который ты должен будешь ответить».

Вопрос: «Что Петя делал раньше смотрел кино или читал книгу?»

Обработка результатов:

Прежде  всего нужно обратить внимание на понимание ребенком смысла вопроса. Если вопрос не понят, то значит грамматическая конструкция ребенком не понята. 

Методика  «Изменение существительного  по числу».

Цель  исследования:

выявление  уровня понимание ребенком множественного числа

Процедура исследования:

Стимульный  материал. Ребенку вербально предъявляют  следующие слова (существительные  в единственном числе): книга, ручка, чашка, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.

Инструкция: «Я назову тебе словом один предмет, а  ты измени его так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу  тебе «карандаш», а ты должен ответить «карандаши». Если ребенок ошибается  в первых двух случаях, то необходимо проверить правильность понимания им инструкции.

Обработка результатов:

Количество  правильного названия слов говорит  о понимании ребенком множественного числа. За каждый правильный ответ 1 балл.

10 –  очень высокий уровень понимания

9 –  7 -  высокий уровень понимания 

6 –  4 – средний уровень понимания

3-1 –  низкий уровень понимания 

Методика  «Рассказ по картинкам»

Цель  исследования: выявление частоты  употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

Информация о работе Развитие дошкольников по средствам изобразительной деятельности