Разнообразные подходы к изучению неосозноваемого

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:46, реферат

Описание работы

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988, С. 65-67, 72-75, 76-77, 87-89, 90-93.
Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:
(1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;
(2) неосознаваемые побудители сознательных действий;
(3) "надсознательные" процессы.

Работа содержит 1 файл

Разнообразные подходы к изучению неосозноваемого.docx

— 54.14 Кб (Скачать)

Юнг

Юнг, как глубинный  психолог, выделял два уровня бессознательного. Непосредственно под уровнем  сознания находится индивидуальное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного  опыта, подвергшегося вытеснению или  просто забытого. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события легко могут быть восстановлены в сознании. 

    Содержание  личного бессознательного сгруппировано  в определенные тематические  комплексы: эмоции, воспоминания, желания  и тому подобное. Данные комплексы  проявляются в сознании в виде  определенных доминирующих идей - идеи силы или идеи неполноценности  - и таким образом оказывают  влияние на поведение. Комплекс  предстает чем-то вроде маленькой  личности внутри личности человека  как целого. 

    Ниже уровня  личного бессознательного лежит  более глубокий уровень - коллективное  бессознательное, неизвестное индивиду  и содержащее в себе аккумулированный  опыт прошлых поколений, включая и животных предков. Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Важно отметить, что опыт, находящийся в коллективном бессознательном, является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного (в рамках работы с психологом, психотерапевтом, психоаналитиком или самостоятельно, спонтанно). 

  

     Коллективное бессознательное есть часть психики, которая отрицательным образом может быть отличена от личного бессознательного тем фактом, что в отличие от последнего оно не обязано своим существованием личному опыту и не является персональным приобретением. Содержания коллективного бессознательного в отличие от личностного бессознательного, которое состоит в основном из некогда осознававшихся содержаний, никогда не входили в сознание. Таким образом, они никогда не были индивидуальным приобретением, но обязаны своим существованием наследственности. Если личностное бессознательное по большей части состоит из комплексов, содержание коллективного бессознательного в основном представлено архетипами. Архетипы – изначальные, врожденные психические структуры. Это образы и мотивы, которые лежат в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок. Понятие архетипа указывает на существование в душе определенных форм, которые имеются всегда и везде.  

     Помимо  нашего непосредственного сознания, которое, как нам кажется, имеет  полностью личностную природу  и которое является единственной  эмпирически данной психикой (даже  если мы присоединим в качестве  приложения личностное бессознательное) , существует вторая психическая система, имеющая коллективную безличную природу, идентичную у всех индивидов. Это коллективное бессознательное не развивается индивидуально, но наследуется.  

    Юнг настаивает  на том, что инстинкты являются  безличными, универсально встречающимися  наследственными факторами. Они  часто настолько удалены от  сознания, что современная психотерапия  в лечении  неврозов и депрессий  сталкивается с задачей помочь  пациенту осознать их. Более того, инстинкты по своей природе  не являются неопределенными.  Юнг полагает, что они находятся  в отношении очень близкой  аналогии с архетипами, столь  близкой, что есть достаточные  основания предположить, что архетипы  есть бессознательные образы  самих инстинктов. Другими словами,  они являются образцами инстинктивного  поведения.  

     Понятие  коллективного бессознательного имеет большое значение для аналитической психологии и психотерапии. В своих работах Юнг показывает как его можно использовать на практике.  

     До  тех пор, пока депрессия или  невроз коренится исключительно  в личностных причинах, архетипы  не играют никакой роли. Но  если речь идет об общей  несовместимости, при наличии  неврозов у относительно большого  числа людей, то стоит предположить  наличие архетипов. Так как  неврозы в большинстве случаев  являются социальным феноменом,  необходимо предположить, что в  этих случаях также подключаются  архетипы. Архетипов же имеется  столько, сколько есть типичных  жизненных ситуаций. Поэтому психотерапевту  необходимо в своем анализе  опираться не только на личностный  аспект, но и на роль коллективного  бессознательного в неврозе больного.  

     Особое  внимание Юнг уделяет описанию  метода доказательства, проверке  существования архетипов. Поскольку  предполагается, что архетипы вызывают  определенные психические формы,  необходимо определить, как и  где можно получить материальную  демонстрацию этих форм. Главным  источником являются в таком  случае сны, у которых есть  то преимущество, что они - непроизвольные, спонтанные продукты бессознательной  психики. Тем самым сны являются  «чистыми произведениями природы,  которые не фальсифицируются какой бы то ни было сознательной целью». Спрашивая индивида, можно установить, какие из появившихся в сновидениях мотивов известны самому индивиду. Из тех, что ему незнакомы, необходимо исключить все те мотивы, которые могли бы быть ему известны.  

     Другим  источником необходимого материала  является «активное воображение». Юнг имеет в виду последовательность  фантазий, протекающих при произвольной  концентрации внимания. Он обнаружил,  что существование нереализованных,  бессознательных фантазий увеличивает  интенсивность сновидений, и в  том случае, если фантазии становятся  осознанными, сновидения меняют  свой характер, делаются более  слабыми, редкими.  

     Получаемая  в результате цепь фантазий  приоткрывает бессознательное и дает богатый архетипическими образами и ассоциациями материал. Этот метод небезопасен, поскольку может увести пациента слишком далеко от реальности  

     Наконец,  очень интересным источником  архетипического материала являются иллюзии параноиков, фантазии, наблюдаемые в состояниях транса, сновидения раннего детства (от трех до пяти лет). Такой материал имеется в избытке, но он лишен всякой ценности до тех пор, пока нельзя провести убедительные мифологические параллели. Чтобы провести значимую параллель, необходимо знать функциональное значение индивидуального символа, а затем выяснить, не находится ли этот символ — явно параллельный мифологическому — в сходном контексте, а следовательно, не имеет ли он то же самое функциональное значение. Установление подобных фактов не только требует длительного и трудоемкого исследования, но и является неблагодарным предметом для доказательств. 
 

Неосознаваемые  процессы и их характеристика.  
 

Часть психических  процессов и явлений, течение  или проявление которых не отражается в сознании человека – неосознаваемые процессы (бессознательное). 

Все неосознаваемые процессы делятся на 3 класса:

неосознаваемые механизмы  сознательных действий:

неосознаваемые автоматизмы  – действия или акты, которые  совершаются без участия сознания. Одни процессы из них никогда не осознавались (первичные автоматизмы  – сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба и  др.), а другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться  в сознании (автоматизированные действия или навыки);

неосознаваемые установки  – (Д.Н.Узнадзе) готовность организма  или субъекта к совершению определенного  действия или реагирования в определенном направлении. (моторная, умственная, перцептивная);

неосознаваемое сопровождение  сознательных действий – непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой  класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека.

неосознаваемые побудители сознательных действий (З. Фрейд):

 Теория бессознательного  Фрейда – к категории сознания  относится все, что осознается  и контролируется человеком; к  области предсознания - скрытые, или латентные, знания; область бессознательного обладает совершенно другими свойствами:

содержание этой области не сознается, но оказывает  чрезвычайно существенное влияние  на наше поведение. Область бессознательного действенна.

информация, находящаяся  в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснение и сопротивление.

 Психическая жизнь  человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное  (либидо). Но из-за существования  множества социальных запретов  сексуальные переживания вытесняются  из сознания и живут в сфере  бессознательного. Тем не менее они периодически прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы).

надсознательные процессы («интуиция») – процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. 

Характеристики:

субъект не знает  того конечного решения или итога, к которому приведет надсознательный процесс;

не знаем, в какой  момент надсознательные процессы прекращаются, потому что они завершаются внезапно, но надсознательные процессы осуществляются только на основе фундаментальных знаний, по той или иной проблеме. 

Процедуры познания неосознаваемых психических процессов: иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены. Можно получить при анализе динамики формирования навыков, а также при изучении информации, получаемой исследователем от разнообразных физиологических индикаторов.


Информация о работе Разнообразные подходы к изучению неосозноваемого