Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:46, реферат
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988, С. 65-67, 72-75, 76-77, 87-89, 90-93.
Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:
(1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;
(2) неосознаваемые побудители сознательных действий;
(3) "надсознательные" процессы.
Непосредственно это
не очевидно. Более того, можно предположить,
что в подготовительных пробах испытуемые
вполне осознавали, что идут однотипные
предъявления, и начинали сознательно
ждать такой же пробы в очередной
раз.
Предположение это
абсолютно справедливо, и для
того, чтобы его проверить, Д. Н. Узнадзе
проводит контрольный эксперимент
с гипнозом.
Испытуемого усыпляют
и в состоянии гипноза проводят
предварительные установочные пробы.
Затем испытуемый пробуждается, но
перед тем ему внушается, что
он ничего не будет помнить. Вслед
за пробуждением ему дается всего
одна, контрольная, проба. И вот оказывается,
что в ней испытуемый дает ошибочный
ответ, хотя он не знает, что до того
ему много раз предъявлялись
шары разного размера. Установка
у него образовалась и теперь проявилась
типичным для нее образом.
Итак, описанными опытами
было доказано, что процессы образования
и действия установки изучаемого
типа не осознаются.
Д. Н. Узнадзе, а за
ним и его последователи
<...> Можно различным
образом относиться к той или
иной теоретической
Перейдем к третьему
подклассу неосознаваемых механизмов
– неосознаваемым сопровождениям сознательных
действий.
Не все неосознаваемые
компоненты действий имеют одинаковую
функциональную нагрузку. Некоторые
из них реализуют сознательные действия
– и они отнесены к первому
подклассу; другие подготавливают действия
– и они описаны во втором подклассе.
Наконец, существуют
неосознаваемые процессы, которые просто
сопровождают действия, и они выделены
нами в третий подкласс. Этих процессов
большое количество, и они чрезвычайно,
интересны для психологии. Приведу
примеры.
Вам, наверное, приходилось
наблюдать, как человек, орудующий
ножницами, двигает челюстями в
ритме этих движений. Что это за
движения? Можно ли отнести их к
двигательным навыкам? Нет, потому что
движения челюстями не реализуют
действие; они также никак не подготавливают
его, они лишь сопровождают его.
Другой пример. Когда
игрок на бильярде пускает шар
мимо лузы, то часто он пытается "выправить"
его движение вполне бесполезными движениями
рук, корпуса или кия.
Студенты на экзаменах
часто очень сильно зажимают ручку
или ломают карандаш, когда их просишь,
например, нарисовать график, особенно
если они в этом графике не очень
уверены.
Человек, который
смотрит на другого, порезавшего, например,
палец, строит горестную гримасу, сопереживая
ему, и совершенно этого не замечает.
Итак, в группу процессов
третьего подкласса входят непроизвольные
движения, тонические напряжения, мимика
и пантомимика, а также большой
класс вегетативных реакций, сопровождающих
действия и состояния человека.
Многие из этих процессов,
особенно вегетативные компоненты, составляют
классический объект физиологии. Тем
не менее, как я уже сказала, они
чрезвычайно важны для
Во-первых, обсуждаемые
процессы включены в общение между
людьми и представляют собой важнейшие
дополнительные (наряду с речью) средства
коммуникации.
Во-вторых, они могут
быть использованы как объективные
показатели различных психологических
характеристик человека – его
намерений, отношений, скрытых желаний,
мыслей и т. д. Именно с расчетом на
эти процессы в экспериментальной
психологии ведется интенсивная
разработка так называемых объективных
индикаторов (или физиологических
коррелятов) психических процессов
и состояний.
Для пояснения обоих
пунктов снова приведу примеры.
Первый пример будет
развернутой иллюстрацией того, как
можно непроизвольно и
Речь пойдет о "таинственном"
феномене "чтения мыслей" с помощью
мышечного чувства. Вы, наверное, слышали
о сеансах, которые дают некоторые
лица с эстрады. Суть их искусства
состоит в действительно
Неосознаваемые побудители
сознательных действий. <...> Таким
образом, по Фрейду, психика шире, чем
сознание. Скрытые знания – это
тоже психические образования, но они
неосознанны. Для их осознания, впрочем,
нужно только усилить следы прошлых
впечатлений.
Фрейд считает возможным
поместить эти содержания в сферу,
непосредственно примыкающую к
сознанию (в предсознание), поскольку
они при необходимости легко переводятся
в сознание.
Что же касается области
бессознательного, то она обладает
совершенно другими свойствами.
Прежде всего, содержания
этой области не осознаются не потому,
что они слабы, как в случае
с латентными знаниями. Нет, они сильны,
и сила их проявляется в том, что
они оказывают влияние на наши
действия и состояния. Итак, первое
отличительное свойство бессознательных
представлений – это их действенность.
Второе их свойство состоит в том,
что они с трудом переходят
в сознание. Объясняется это работой
двух механизмов, которые постулирует
Фрейд, – механизмов вытеснения и
сопротивления.
По мнению З.Фрейда,
психическая жизнь человека определяется
его влечениями, главное из которых
– сексуальное влечение (либидо).
Оно существует уже у младенца,
хотя в детстве оно проходит через
ряд стадий и форм. Ввиду множества
социальных запретов сексуальные переживания
и связанные с ними представления
вытесняются из сознания и живут
в сфере бессознательного. Они
имеют большой энергетический заряд,
однако в сознание не пропускаются:
сознание оказывает им сопротивление.
Тем не менее, они прорываются
в сознательную жизнь человека, принимая
искаженную или символическую форму.
Фрейд выделил три
основные формы проявления бессознательного:
это сновидения, ошибочные действия
(забывание вещей, намерений, имен; описки,
оговорки и т. п.) и невротические
симптомы.
Невротические симптомы
были главными проявлениями, с которыми
начал работать Фрейд. Вот один пример
из его врачебной практики.
Молодая девушка
заболела тяжелым неврозом после
того, как, подойдя к постели умершей
сестры, на мгновение подумала о
своем шурине (муже сестры): "Теперь
он свободен и сможет на мне жениться".
Эта мысль была тут же ею вытеснена
как совершенно неподобающая в данных
обстоятельствах, и, заболев, девушка
совершенно забыла всю сцену у
постели сестры. Однако во время
лечения она с большим трудом
и волнением вспомнила ее, после
чего наступило выздоровление.
Согласно представлениям
З.Фрейда, невротические симптомы –
это следы вытесненных
Обратимся к случаям
проявления неосознаваемых причин действий
в обыденной жизни, которые в
ранний период своей научной деятельности
в большом количестве собрал и
описал З. Фрейд (З. Фрейд. Психопатологии
обыденной жизни // Хрестоматия по общей
психологии. Психология памяти. М. 1978).
Далеко не всегда
(и вы сейчас это увидите) в основе
симптомов лежит подавленное
сексуальное влечение. В повседневной
жизни возникает много
Вот несколько случаев
из наблюдений З. Фрейда.
Первый относится
к анализу "провала" его собственной
памяти. Однажды Фрейд поспорил со
своим знакомым по поводу того, сколько
в хорошо известной им обоим дачной
местности ресторанов: два или
три? Знакомый утверждал, что три, а
Фрейд – что два. Он назвал эти
два и настаивал, что третьего
нет. Однако этот третий ресторан все-таки
был. Он имел то же название, что и
имя одного коллеги Фрейда, с которым
тот находился в натянутых
отношениях.
Другой пример. Один
знакомый Фрейда сдавал экзамен по
философии (типа кандидатского минимума).
Ему достался вопрос об учении Эпикура.
Экзаменатор спросил, не знает ли
он более поздних последователей
Эпикура, на что экзаменующийся ответил:
"Как же, Пьер Гассенди". Он назвал
это имя потому, что два дня
назад слышал в кафе разговор о
Гассенди как об ученике Эпикура,
хотя сам его работ не читал. Довольный
экзаменатор спросил, откуда он знает
это имя, и знакомый солгал, ответив,
что специально интересовался работами
этого философа.
После этого случаи
имя П. Гассенди, по словам знакомого
Фрейда, постоянно выпадало из его
памяти: "По-видимому, виной тому моя
совесть, – заметил он, – я и тогда не должен
был знать этого имени, вот и сейчас постоянно
его забываю" (З.Фрейд. Психопатологии
обыденной жизни // Хрестоматия по общей
психологии. Психология памяти. М. 1978. с.
112).
Следующий пример относится
к оговоркам. З.Фрейд считал, что
оговорки возникают не случайно: в
них прорываются истинные (скрываемые)
намерения и переживания
Однажды председатель
собрания, который по некоторым личным
причинам не хотел, чтобы собрание состоялось,
открывая его, произнес: "Разрешите
считать наше собрание закрытым".
А вот пример ошибочного
действия. Когда Фрейд был молодым
практикующим врачом и ходил к
больным на дом (а не они к нему),
он заметил, что перед дверями
некоторых квартир он, вместо того
чтобы позвонить, доставал собственный
ключ. Проанализировав свои переживания,
он нашел, что это случалось у дверей тех
больных, где он чувствовал себя "как
дома" (З.Фрейд. Психопатологии обыденной
жизни // Хрестоматия по общей психологии.
Психология памяти. М. 1978. с. 147).
В психоанализе был
разработан ряд методов выявления
бессознательных аффективных
С той же целью
используется уже частично знакомый
вам ассоциативный эксперимент.
Расскажу об этом методе более подробно,
так как он наиболее простой.
Вы уже знаете,
что в ассоциативном
Если вы читали рассказ
К. Чапека "Эксперимент доктора
Роуса", то могли составить себе представление
о том, как это все происходит.
Передам вам краткое
содержание рассказа. В чешский городок
приезжает американский профессор-психолог,
чех по происхождению. Объявляется,
что он продемонстрирует свое профессиональное
мастерство. Собирается публика –
знать города, журналисты и другие
лица. Вводят преступника, который подозревается
в убийстве. Профессор диктует
ему слова, предлагая отвечать первым
пришедшим в голову словом. Сначала
преступник вообще не желает иметь с ним
дело. Но потом игра "в слова" его
увлекает, и он в нее втягивается. Профессор
дает сначала нейтральные слова: пиво,
улица, собака. Но постепенно он начинает
включать слова, связанные с обстоятельствами
преступления. Предлагается слово "кафе",
ответ – "шоссе", дается слово "пятна",
ответ – "мешок" (потом было выяснено,
что пятна крови были вытерты мешком);
на слово "спрятать" – ответ "зарыть",
"лопата" – "яма", "яма"
– "забор" и т. д.
Короче говоря, после
сеанса по рекомендации профессора полицейские
отправляются в некоторое место
около забора, раскапывают яму
и находят спрятанный труп (Чапек
К. Рассказы. М., 1981).
Информация о работе Разнообразные подходы к изучению неосозноваемого