Новые подходы к изучению иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Требования к уровню владения иностранным языком. Определение новых подходов к отбору содержания и организации материала. Использование адекватных форм и видов контроля. Совершенствование структуры и содержания образования. Мониторинг промежуточных и итоговых результатов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования новых подходов в организации
обучения иностранному языку в условиях модернизации содержания образования. 5
§ 1. Основные требования к содержанию языкового образования согласно
«Концепции языкового образования» 5
§ 2. Новые подходы к организации обучения иностранному языку на младшем
этапе 13
§ 3. Основные направления организации обучения иностранным языкам на
старшей ступни полной средней школы в условиях модернизации содержания
образования 19
Глава 2. 29
§ 1. Основные способы организации обучения иностранным языкам при
проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования.
§ 2. Инновационные подходы к обучению отдельного общеобразовательного
учреждения 35
Список литературы 42

Работа содержит 1 файл

Новые подходы к изучению иностранного языка.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Новые подходы к изучению иностранного языка

 

Содержание

Введение    3

Глава 1. Теоретические  основы  исследования  новых  подходов  в  организации

обучения иностранному языку в условиях модернизации содержания  образования.

5

  § 1. Основные  требования  к  содержанию  языкового образования согласно

  «Концепции  языкового образования»    5

  § 2. Новые  подходы к организации обучения  иностранному  языку  на  младшем

  этапе     13

  § 3. Основные  направления  организации   обучения  иностранным  языкам  на

  старшей ступни  полной средней школы  в   условиях  модернизации  содержания

  образования    19

Глава 2.    29

  §  1.  Основные  способы  организации  обучения  иностранным  языкам   при

  проведении  эксперимента  по  совершенствованию   структуры  и   содержания

  образования    29

  § 2. Инновационные   подходы  к  обучению  отдельного  общеобразовательного

  учреждения     35

Список литературы      42 
 

                                  Введение 

    Процессы  межкультурной  интеграции  на  национальном  и  международном

уровнях обусловили модернизацию содержания языкового  образования  в  Россию

Язык выступает  как средство познания картины мира, приобщения  к  ценностям,

созданными другими  народами. Одновременно  язык  –  это  ключ  для  открытия

уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и  исторических

достижений представителей других культур.

    К   настоящему  времени  в  российской  системе  языкового   образования

произошли значительные позитивные изменения, как в организационном, так и в

содержательном  аспектах.  Существенно  изменился  социокультурный  контекст

изучения  иностранных  языков.  Значительно  выросли  их  образовательная  и

самообразовуательнвая функции в школе и  ВУЗе,  профессиональная  значимость

на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении

языков международного общения.

    Если  в предыдущие десятилетия XX века  круг людей в  стране,  у   которых

была необходимость  общаться на иностранном языке, был  достаточно узок, то  в

настоящее время ситуация  изменилась.  Геополитические,  коммуникационные  и

технологические преобразования вы обществе вовлекли как в  непосредственное,

так и опосредованное общение довольно большое количество людей самых  разных

профессий,  возрастов  и интересов. Соответственно возросли и потребности в

использовании  иностранных   языков.   Приоритетную   значимость   приобрело

обучение языку  как  средству  общения  и  приобщения  к  духовному  наследию

изучаемых стран  и народов. Стал особенно актуальным интерактивный  подход  к

обучению родному  и иностранному языкам в школе, особенно в области  развития

культуры  речи  (развитие  таких   компетенций,   как   языковая,   речевая,

социокультурная и некоторые другие).

    Для  современного  языкового  образования   необходимы  междисциплинарная

интеграция, многоуровневость,  вариативность,  ориентация  на  межкультурный

аспект овладения  языков.

    Новые  задачи предполагают изменение  в  требованиях  к  уровню  владения

иностранным  языком,  определение  новых  подходов  к  отбору  содержания  и

организации материала, использование адекватных форм и  видов контроля. 

   Глава 1. Теоретические основы исследования  новых подходов в организации

 обучения иностранному  языку в условиях модернизации  содержания образования. 
 

    § 1. Основные требования к содержанию языкового образования согласно

                      «Концепции языкового образования» 

    Современный   этап  обучения   иностранным   языкам,   характеризующийся

динамичной   диверсификацией   вариантов    изучения    предмета,    диктует

необходимость привести изучение предмета в соответствии с  этапами  обучения

и со спецификой разных типов школ/классов, точнее –  с  условиями  обучения.

Это должно касаться не  только  объема  осваиваемого  языкового  и  речевого

материала, определения  приоритетов в выборе видов  формируемой  деятельности

и,  следовательно,  соответствующих  речевых  умений  и  навыков.   Проблема

соответствия содержания учебного  предмета  условиям  обучения  должна  быть

решена  с  учетом  всех  его  (содержания)  компонентов.   Так,   совершенно

очевидно, что нельзя обучать учащихся общеобразовательных  школ  и  гимназий,

школ гуманитарного  и  технического  профиля  на  одних  и  тех  же  текстах,

ситуациях общения. На уровне отбора сфер общения  для  детей  дошкольного  и

младшего школьного  возраста преимущество отдается игровой  сфере. На  старшем

этапе обучения и, особенно, в условиях  углубленного  изучения  иностранного

языка  или  профильной  (гуманитарной,  технической)  направленности   школы

предметная сторона  содержания обучения должна отражать наряду  с  другими  и

интересующую  учащихся  профессиональную  сферу   общения   (безусловно,   в

ограниченных пределах).

    Для  старшеклассников иностранный язык  должен стать  надежным  средством

приобщения  к  научно-техническому   прогрессу,   средством   удовлетворения

познавательных  интересов. Поэтому в старших  классах  естественно  расширение

и  углубление  тематики  за  счет  страноведческого,  общегуманитарного  или

технического материала, ориентированного на будущую специальность  учащихся.

Должно  быть  предусмотрено  знакомство  с   элементами   профориентации   и

переподготовки  в  стране  изучаемого  языка,  ознакомление  с  особенностями

выбранной профессии  и роли иностранного языка в  овладении  профессиональным

мастерством.

    Таким   образом,  в  самом  содержании  учебного  предмета  должны  быть

заложены механизмы,  раскрывающие  возможность  практического  использования

иностранного языка  как важного средства развития и  удовлетворения  интересов

учащихся,  в  том  числе  и  неязыковых.  Действие  этих  механизмов   будет

обеспечено, если учебный материал помогает учителю  и ученику найти ответ  на

следующие вопросы:

        1. Где и как может быть  использован   иностранный  язык  в  будущей

           профессии ученика?

        2. Какую пользу он может принести  в избранной профессии  или   сфере

           интересов?

        3. Каким образом иностранный язык  позволяет приобщиться  к   научно-

           техническому  и  культурному   прогрессу   и   традициям   страны

           изучаемого  языка,  пополнить   знания  в  области   точных   или

           гуманитарных наук?

    Из дидактики   известно,  что  в  содержание  учебного  предмета  помимо

информации,  способов  деятельности,  выраженных  устным  и/или   письменным

текстом и заданиями,  входит  также  эмоциональная  деятельность,  вызванная

предметом и деятельностью  усвоения.  Применительно  к  предмету  иностранный

язык эта эмоциональная  деятельность связана, прежде всего,  с  положительным

отношение учителя  и учащихся к содержанию учебного предмета,  к  объекту  им

процессу усвоения. Учебный материала должен прогнозировать  желание  учителя

и ученика работать с ним, а у учащихся пробуждать интерес к учению вообще  и

к  иностранным  языкам  в  частности.  Именно  с  формированием  личностного

(положительного)  отношения   учащихся   к   усваиваемому   содержанию,   их

потребностей и  мотивов  связан  воспитательно-развивающий  аспект  обучения

предмету.

    Очень  важно, чтобы в самом  содержании  учебного  предмета  были  четко

репрезентированы  желаемые эмоционально-оценочные отношения  учащихся к  миру,

друг к другу, действительности,  к  тому,  чем  они  занимаются  в  процессе

освоения  иностранного  языка.  Поэтому   воспитательный   эффект   обучения

предмету  в  полной  мере  будет  определяться  тем,  насколько   содержание

учебного предмета позволит учителю осознать,  во-первых,  какие  ценности  и

какими приемами можно формировать  у  учащихся  на  основе  того  или  иного

отрезка  учебного  материала,  и,  во-вторых,  каковы  реальные  потребности

каждого ученика (исходя из  его  индивидуальных  и  личностных  качеств),  а

также какой характер его отношение к тому или  иному  минимуму  общественной

системы ценностей  должен быть при этом принят во внимание.

    Качество  содержания обучения иностранным  языкам во многом  определяется

тем, насколько  оперативно учитывается его изменчивость  и  подвижность.  При

этом вряд ли  можно  рассчитывать  на  успех,  если  принимать  во  внимание

изменения лишь на уровне  одной  из  составляющих  эту  категорию,  например

содержания учебного предмета. Хорошо известно, что только  с  помощью  новых

учебников и учебных  материалов,  отражающих  новейшие  тенденции  в  области

развития  методики  им  смежных с него  наук,   но   без   соответствующей

перестройки  учителя  и  ученика  невозможно  решить  проблему  эффективного

повышения качества обучения. Также,  успех  в  обучении  иностранным  языкам

определяется тем, насколько удается гармонизировать цели  обучения  предмету

в конкретных программах и учебниках, а также цели преподавания предмета.

    Согласно  «Концепции содержания образования»  основными  целями  обучения

иностранному языку  в школе являются:

        1. Формирование  и  развитие  коммуникативной  культуры  школьников

           (формирование и развитие  языковой,  речевой  и  социокультурной

           компетенции, необходимой и достаточной  для  общения  в  пределах

           порогового и продвинутого  порогового  уровня;  обучение  нормам

           межкультурного общения на иностранном  языке;  развитие  культуры

           устной  и  письменной  речи  на  иностранном  языке  в   условиях

           официального и неофициального  общения).

Информация о работе Новые подходы к изучению иностранного языка