Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 14:17, курсовая работа
Требования к уровню владения иностранным языком. Определение новых подходов к отбору содержания и организации материала. Использование адекватных форм и видов контроля. Совершенствование структуры и содержания образования. Мониторинг промежуточных и итоговых результатов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования новых подходов в организации
обучения иностранному языку в условиях модернизации содержания образования. 5
§ 1. Основные требования к содержанию языкового образования согласно
«Концепции языкового образования» 5
§ 2. Новые подходы к организации обучения иностранному языку на младшем
этапе 13
§ 3. Основные направления организации обучения иностранным языкам на
старшей ступни полной средней школы в условиях модернизации содержания
образования 19
Глава 2. 29
§ 1. Основные способы организации обучения иностранным языкам при
проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования.
§ 2. Инновационные подходы к обучению отдельного общеобразовательного
учреждения 35
Список литературы 42
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования новых подходов в организации
обучения иностранному языку в условиях модернизации содержания образования.
5
§ 1. Основные требования к содержанию языкового образования согласно
«Концепции языкового образования» 5
§ 2. Новые
подходы к организации
этапе 13
§ 3. Основные направления организации обучения иностранным языкам на
старшей ступни полной средней школы в условиях модернизации содержания
образования 19
Глава 2. 29
§ 1. Основные
способы организации
проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания
образования 29
§ 2. Инновационные подходы к обучению отдельного общеобразовательного
учреждения 35
Список литературы
42
Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном
уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в Россию
Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям,
созданными другими народами. Одновременно язык – это ключ для открытия
уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических
достижений представителей других культур.
К настоящему времени в российской системе языкового образования
произошли значительные позитивные изменения, как в организационном, так и в
содержательном аспектах. Существенно изменился социокультурный контекст
изучения иностранных языков. Значительно выросли их образовательная и
самообразовуательнвая функции в школе и ВУЗе, профессиональная значимость
на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении
языков международного общения.
Если в предыдущие десятилетия XX века круг людей в стране, у которых
была необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, то в
настоящее время ситуация изменилась. Геополитические, коммуникационные и
технологические преобразования вы обществе вовлекли как в непосредственное,
так и опосредованное общение довольно большое количество людей самых разных
профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в
использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело
обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию
изучаемых стран и народов. Стал особенно актуальным интерактивный подход к
обучению родному и иностранному языкам в школе, особенно в области развития
культуры речи (развитие таких компетенций, как языковая, речевая,
социокультурная и некоторые другие).
Для современного языкового образования необходимы междисциплинарная
интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный
аспект овладения языков.
Новые задачи предполагают изменение в требованиях к уровню владения
иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и
организации материала,
использование адекватных форм и
видов контроля.
Глава 1.
Теоретические основы
обучения иностранному
языку в условиях модернизации
содержания образования.
§ 1. Основные требования к содержанию языкового образования согласно
«Концепции языкового
Современный этап обучения иностранным языкам, характеризующийся
динамичной диверсификацией вариантов изучения предмета, диктует
необходимость привести изучение предмета в соответствии с этапами обучения
и со спецификой разных типов школ/классов, точнее – с условиями обучения.
Это должно касаться не только объема осваиваемого языкового и речевого
материала, определения приоритетов в выборе видов формируемой деятельности
и, следовательно, соответствующих речевых умений и навыков. Проблема
соответствия содержания учебного предмета условиям обучения должна быть
решена с учетом всех его (содержания) компонентов. Так, совершенно
очевидно, что нельзя обучать учащихся общеобразовательных школ и гимназий,
школ гуманитарного и технического профиля на одних и тех же текстах,
ситуациях общения. На уровне отбора сфер общения для детей дошкольного и
младшего школьного возраста преимущество отдается игровой сфере. На старшем
этапе обучения и, особенно, в условиях углубленного изучения иностранного
языка или профильной (гуманитарной, технической) направленности школы
предметная сторона содержания обучения должна отражать наряду с другими и
интересующую учащихся профессиональную сферу общения (безусловно, в
ограниченных пределах).
Для
старшеклассников иностранный
приобщения к научно-техническому прогрессу, средством удовлетворения
познавательных интересов. Поэтому в старших классах естественно расширение
и углубление тематики за счет страноведческого, общегуманитарного или
технического материала, ориентированного на будущую специальность учащихся.
Должно быть предусмотрено знакомство с элементами профориентации и
переподготовки в стране изучаемого языка, ознакомление с особенностями
выбранной профессии и роли иностранного языка в овладении профессиональным
мастерством.
Таким образом, в самом содержании учебного предмета должны быть
заложены механизмы, раскрывающие возможность практического использования
иностранного языка как важного средства развития и удовлетворения интересов
учащихся, в том числе и неязыковых. Действие этих механизмов будет
обеспечено, если учебный материал помогает учителю и ученику найти ответ на
следующие вопросы:
1. Где и как может быть использован иностранный язык в будущей
профессии ученика?
2. Какую пользу он может
интересов?
3. Каким образом иностранный
техническому и культурному прогрессу и традициям страны
изучаемого языка, пополнить знания в области точных или
гуманитарных наук?
Из дидактики известно, что в содержание учебного предмета помимо
информации, способов деятельности, выраженных устным и/или письменным
текстом и заданиями, входит также эмоциональная деятельность, вызванная
предметом и деятельностью усвоения. Применительно к предмету иностранный
язык эта эмоциональная деятельность связана, прежде всего, с положительным
отношение учителя и учащихся к содержанию учебного предмета, к объекту им
процессу усвоения. Учебный материала должен прогнозировать желание учителя
и ученика работать с ним, а у учащихся пробуждать интерес к учению вообще и
к иностранным языкам в частности. Именно с формированием личностного
(положительного) отношения учащихся к усваиваемому содержанию, их
потребностей и мотивов связан воспитательно-развивающий аспект обучения
предмету.
Очень важно, чтобы в самом содержании учебного предмета были четко
репрезентированы
желаемые эмоционально-оценочные
друг к другу, действительности, к тому, чем они занимаются в процессе
освоения иностранного языка. Поэтому воспитательный эффект обучения
предмету в полной мере будет определяться тем, насколько содержание
учебного предмета позволит учителю осознать, во-первых, какие ценности и
какими приемами можно формировать у учащихся на основе того или иного
отрезка учебного материала, и, во-вторых, каковы реальные потребности
каждого ученика (исходя из его индивидуальных и личностных качеств), а
также какой характер его отношение к тому или иному минимуму общественной
системы ценностей должен быть при этом принят во внимание.
Качество
содержания обучения
тем, насколько оперативно учитывается его изменчивость и подвижность. При
этом вряд ли можно рассчитывать на успех, если принимать во внимание
изменения лишь на уровне одной из составляющих эту категорию, например
содержания учебного предмета. Хорошо известно, что только с помощью новых
учебников и учебных материалов, отражающих новейшие тенденции в области
развития методики им смежных с него наук, но без соответствующей
перестройки учителя и ученика невозможно решить проблему эффективного
повышения качества обучения. Также, успех в обучении иностранным языкам
определяется тем,
насколько удается
в конкретных программах и учебниках, а также цели преподавания предмета.
Согласно
«Концепции содержания
иностранному языку в школе являются:
1. Формирование и развитие коммуникативной культуры школьников
(формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной
компетенции, необходимой и
порогового и продвинутого порогового уровня; обучение нормам
межкультурного общения на
устной и письменной речи на иностранном языке в условиях
официального и неофициального общения).
Информация о работе Новые подходы к изучению иностранного языка