Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:21, курсовая работа
Идеал телесной и духовной красоты занимал умы многих педагогов уже с глубокой древности, с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностью исключало труд. В средние века идеалом становиться духовный аспект. Идея гармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Эта эпоха подарила миру много разносторонне образованных людей, развивших до высокого совершенства свои природные задатки.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие личности в психологии…………………………………………..5
1.1понятие личность………………………………………………….……5
1.2Общее представление о личности………………………………….….6
Структура личности…………………………………………………..……9
Научные подходы к изучению личности (основные теории личности: краткая характеристика)……………………………………….................14
3.1. Комплексный и системный подходы……………………………….14
3.2. Субъектный и деятельностный подходы……………………….…..16
3.3 Структурно-динамический подход…………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список используемой литературы…………………………………………...…22
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.1понятие
личность………………………………………………….……
1.2Общее
представление о личности………………
3.1. Комплексный
и системный подходы……………………………
3.2. Субъектный и деятельностный подходы……………………….…..16
3.3 Структурно-динамический подход…………………………………..18
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………...…
Введение.
По поводу вопроса "Что такое личность?" велись и ведутся долгие, нескончаемые споры. Причин тому несколько.
Во-первых, крайне трудно, практически невозможно представить себе человека как личность, то есть как человеческого индивида, обладающего ясно выраженным социально-нравственным обликом, своим общественным "лицом", без потребности в выработке собственного цельного мировоззрения, уходящего корнями в толщу мировой культуры, без по-своему активного отношения к сколько-нибудь значительным явлениям действительности. Личность без мировоззрения представить невозможно. Личность без самосознания - нонсенс. Если подобные люди и встречаются, то в этих случаях мы имеем дело с индивидами, влачащими социально и духовно зависимое существование, живущими, как говорится, чужим умом, а это свидетельствует о невысоком уровне собственно личностного развития.
Во-вторых, личностью в полном смысле слова является человек, который не вынуждается вступать в какие-либо общественные отношения отчуждения, эксплуатации и дискриминации, человек, чьи способности и взгляды не служат источником хищнической наживы, базой чьего-то паразитического благополучия.
Наконец, еще один признак личности состоит в непременном обладании способностью и полем для творческого самоутверждения в той или иной сфере общественно полезной деятельности, ибо человек является личностью не только "в себе", субъективно, в собственных представлениях, но и объективно, вовне, "для других". Всем перечисленным, конечно, не исчерпываются характерные особенности личности, но и без этого рассуждать о личности, по меньшей мере, странно.
Идеал человеческой личности - это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве. Если посмотреть на героев сказок, песен, народных былин и сказаний, то можно увидеть, что они обязательно включают в себя такие качества как ум, красота, трудолюбие, физическая сила, выносливость.
Идеал
телесной и духовной красоты занимал умы
многих педагогов уже с глубокой древности,
с античных времен. Однако там гармоничное
соединение физического и духовного в
человеке полностью исключало труд. В
средние века идеалом становиться духовный
аспект. Идея гармонического развития
человека вновь прозвучала и получила
дальнейшее развитие в трудах педагогов-гуманистов
эпохи Возрождения. Эта эпоха подарила
миру много разносторонне образованных
людей, развивших до высокого совершенства
свои природные задатки. Они видели идеал
разностороннего воспитания в соединении
обучения с трудом, в котором принимают
участие все члены общества. Сейчас идея
всестороннего развития личности как
высшей цели воспитания признается всем
миром. Поэтому тема личности в психологической
науке остается актуальной во все времена.
1.Понятие личности в психологии.
1.1 Понятие «личность»
Изучением вопросов, связанных с понятием «личность», занимается не только психология, но и многие другие науки, такие, например, как философия, педагогика, социология, криминология и др. В самой же психологии практически нет такой области, где бы не присутствовал (явно или неявно) «личностный взгляд» на проблему. Всем ведь понятно, что процессы восприятия, памяти, мышления, речи и т.д. сами по себе не существуют. И воспринимает, и запоминает, и мыслит — личность.1
Что же такое «личность» в психологии? Существует много определений этого понятия, но, несмотря на все различия между собой, в главном они не противоречат друг другу. Итак, в дальнейшем, говоря о «личности», мы будем иметь в виду, что личность — это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. В несколько упрощенном виде можно сказать, что термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» — его социальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Однако было бы неверным представлять себе существование этих двух «ипостасей» человека в разрозненно-независимом виде.
Личность
включает в себя и темперамент, и способности,
и особенности эмоционально-
волевой сферы, и характер. Но все-таки
сущность личности — это ее ценностные
ориентации, ее мотивационная сфера, ее
система социальных отношений и установок,
в том числе обязательно и самоотношение.
____________________________
1Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000, с 115.
1.2Общее представление о личности
Наряду с понятиями
«человек», «личность» в науке нередко
употребляются термины «
Рис. 1. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и
« индивидуальность» 2
Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Специфические
человеческие способности и свойства
(речь, сознание, трудовая деятельность
и пр.) не передаются людям в порядке биологической
наследственности, а формируются прижизненно,
в процессе усвоения культуры, созданной
предшествующими поколениями. Никакой
личный опыт человека не может привести
к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались
логическое мышление и системы понятий.
Участвуя в труде и различных формам общественной
деятельности, люди развивают в себе те
специфические человеческие способности,
которые уже сформировались у человечества.
______________________________
2Немов Р.С. Психология. В 3 т. , т 1., М., 1995,с337
Как живое
существо человек подчиняется
основным биологическим и
Индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.
В
понятиях "личность" и "индивидуальность"
зафиксированы различные стороны, разные
измерения духовной сущности человека.
Суть этого различия хорошо выражена в
языке. Со словом "личность" обычно
употребляют такие эпитеты, как "сильная",
"энергичная", "независимая",
подчеркивая тем самым ее деятельностную
представленность в глазах других. Об
индивидуальности мы чаще говорим: "яркая",
"неповторимая", "творческая",
имея в виду качества самостоятельной
сущности.3
______________________________
3Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000,с 38
2.Структура личности.
Попытки определить структуру личности, ее составные части предпринимались давно. Так как данный предмет изучения, являясь одним из проявлений психики, нематериален и его нельзя потрогать руками, то у разных авторов, в разных психологических направлениях понятие структуры личности разное. Это зависит от того, что понимать под личностью. Психология прошла ряд этапов, начиная с понимания личности как души, заканчивая пониманием личности как человека.
В отечественной психологии большое внимание уделялось теоретическим аспектам, в западной — практическим. Поэтому в трудах наших психологов вопрос о личности и ее структуре проработан лучше, теоретически обоснован.
Различают статистическую и динамическую структуру личности.
Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:
В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты психики индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент в своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности. Наиболее распространенной является предложенная К. Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Данная концепция наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.4