Научные подходы к изучению личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Идеал телесной и духовной красоты занимал умы многих педагогов уже с глубокой древности, с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностью исключало труд. В средние века идеалом становиться духовный аспект. Идея гармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Эта эпоха подарила миру много разносторонне образованных людей, развивших до высокого совершенства свои природные задатки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Понятие личности в психологии…………………………………………..5
1.1понятие личность………………………………………………….……5

1.2Общее представление о личности………………………………….….6

Структура личности…………………………………………………..……9
Научные подходы к изучению личности (основные теории личности: краткая характеристика)……………………………………….................14
3.1. Комплексный и системный подходы……………………………….14

3.2. Субъектный и деятельностный подходы……………………….…..16

3.3 Структурно-динамический подход…………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………….…21

Список используемой литературы…………………………………………...…22

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 64.10 Кб (Скачать)

Содержание:

      Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие личности в психологии…………………………………………..5

    1.1понятие  личность………………………………………………….……5

    1.2Общее  представление о личности………………………………….….6

  1. Структура личности…………………………………………………..……9
  2. Научные подходы к изучению личности (основные теории личности: краткая характеристика)……………………………………….................14

    3.1. Комплексный  и системный подходы……………………………….14

          3.2. Субъектный и деятельностный подходы……………………….…..16

          3.3 Структурно-динамический подход…………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………….…21

Список используемой литературы…………………………………………...…22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     По поводу вопроса "Что такое личность?" велись и ведутся долгие, нескончаемые споры. Причин тому несколько.

     Во-первых, крайне трудно, практически невозможно представить себе человека как личность, то есть как человеческого индивида, обладающего ясно выраженным социально-нравственным обликом, своим общественным "лицом", без потребности в выработке собственного цельного мировоззрения, уходящего корнями в толщу мировой культуры, без по-своему активного отношения к сколько-нибудь значительным явлениям действительности. Личность без мировоззрения представить невозможно. Личность без самосознания - нонсенс. Если подобные люди и встречаются, то в этих случаях мы имеем дело с индивидами, влачащими социально и духовно зависимое существование, живущими, как говорится, чужим умом, а это свидетельствует о невысоком уровне собственно личностного развития.

     Во-вторых, личностью в полном смысле слова является человек, который не вынуждается вступать в какие-либо общественные отношения отчуждения, эксплуатации и дискриминации, человек, чьи способности и взгляды не служат источником хищнической наживы, базой чьего-то паразитического благополучия.

    Наконец, еще один признак личности состоит в непременном обладании способностью и полем для творческого самоутверждения в той или иной сфере общественно полезной деятельности, ибо человек является личностью не только "в себе", субъективно, в собственных представлениях, но и объективно, вовне, "для других". Всем перечисленным, конечно, не исчерпываются характерные особенности личности, но и без этого рассуждать о личности, по меньшей мере, странно.

     Идеал человеческой личности - это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве. Если посмотреть на героев сказок, песен, народных былин и сказаний, то можно увидеть, что они обязательно включают в себя такие качества как ум, красота, трудолюбие, физическая сила, выносливость.

     Идеал телесной и духовной красоты занимал умы многих педагогов уже с глубокой древности, с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностью исключало труд. В средние века идеалом становиться духовный аспект. Идея гармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Эта эпоха подарила миру много разносторонне образованных людей, развивших до высокого совершенства свои природные задатки. Они видели идеал разностороннего воспитания в соединении обучения с трудом, в котором принимают участие все члены общества. Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. Поэтому тема личности в психологической науке остается актуальной во все времена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие личности в психологии.

    1.1 Понятие «личность»

       Изучением вопросов, связанных с понятием «личность»,  занимается не только психология,  но и многие другие науки,  такие,  например,  как философия,  педагогика,  социология,  криминология и др.  В самой же психологии  практически нет такой области,  где бы не присутствовал (явно или неявно) «личностный взгляд» на проблему.  Всем ведь понятно, что процессы восприятия,  памяти,  мышления,  речи и т.д. сами по себе не существуют. И воспринимает, и запоминает, и мыслит — личность.1

          Что же такое «личность» в психологии? Существует много определений этого понятия, но, несмотря на все различия между собой, в главном они не противоречат друг другу. Итак, в дальнейшем, говоря о «личности», мы будем иметь в виду, что личность — это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. В несколько упрощенном виде можно сказать, что термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» — его социальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Однако было бы неверным представлять себе существование этих двух «ипостасей» человека в разрозненно-независимом виде.

     Личность включает в себя и темперамент, и способности,  и  особенности    эмоционально- волевой сферы,   и характер. Но все-таки сущность личности — это ее ценностные ориентации, ее мотивационная сфера, ее система социальных отношений и установок, в том числе обязательно и самоотношение. 
 
 
 
 
 

____________________________

1Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000, с 115.

1.2Общее  представление о  личности

Наряду с понятиями  «человек», «личность» в науке нередко  употребляются термины «индивид», «индивидуальность» (рис. 1). Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем. 

Рис. 1. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и

« индивидуальность» 2

     Человек это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

     Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. 

______________________________

2Немов Р.С. Психология. В 3 т. , т 1., М., 1995,с337

 Как живое  существо человек подчиняется  основным биологическим и физиологическим  законам, как социальное —  законам развития общества.

     Индивид это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

     Индивидуальность это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

     При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

     Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

     Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

     Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный,   активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

     В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

______________________________

3Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000,с 38

2.Структура личности.

     Попытки определить структуру личности, ее составные части предпринимались давно. Так как данный предмет изучения, являясь одним из проявлений психики, нематериален и его нельзя потрогать руками, то у разных авторов, в разных психологических направлениях понятие структуры личности разное. Это зависит от того, что понимать под личностью. Психология прошла ряд этапов, начиная с понимания личности как души, заканчивая пониманием личности как человека.

     В отечественной психологии большое внимание уделялось теоретическим аспектам, в западной — практическим. Поэтому в трудах наших психологов вопрос о личности и ее структуре проработан лучше, теоретически обоснован.

     Различают статистическую и динамическую структуру личности.

Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные  компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:

  • Всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощйщение, восприятие, эмоции, мышление);
  • Социально-специфические способности, т.е. присущие только тем или иным группам людей и общностям (социальные установки, ценностные ориентации);
  • Индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (характер, темперамент, способности).

    В отличие  от статистической модели структуры  личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты психики индивида уже не  отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент в своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности. Наиболее распространенной является предложенная  К. Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Данная концепция наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.4

Информация о работе Научные подходы к изучению личности