Восприятие. подходы к изучению восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы — сравнить основные подходы к изучению восприятия, охарактеризовать основные теории восприятия.
Задачи исследования:
1. Провести библиографический анализ литературы по вопросу основных подходов и теорий к изучению восприятия.
2. Проанализировать позиции разных авторов по определению понятия восприятия и выделению его свойств.
3. Рассмотреть основные подходы к изучению восприятия и выявить различия в понимании процесса восприятия и его особенности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные подходы к изучению восприятия, теории восприятия…..5
1.1 Понятие восприятия и его основные характеристики………………...5
1.1.1 Определение понятия «восприятие»…………………………………….5
1.1.2 Этапы процесса восприятия………………………………………………7
1.1.3 Основные виды восприятия……………………………………………..10
1.1.4 Свойства процесса восприятия………………………………………....12
1.2 Основные подходы к изучению восприятия…………………………..16
1.2 .1 Объективно-ориентированный подход к изучению восприятия...16
1.2.2 Структурализм…………………………………………………………..16
1.2.3 Гештальт – психология…………………………………………………17
1.2.4 Экологический подход………………………………………………….19
1. 3. Субъективно-ориентированный подход к изучению восприятия…20
1.3.2. Теория бессознательных умозаключений………………………………21
1.3.3 Теория категоризации Брунера………………………………………….22
1.3.4 Теория перцептивного цикла У. Найссера……………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………….26
Выводы…………………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

теоретич часть.docx

— 66.52 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основные подходы к изучению восприятия, теории восприятия…..5

    1. Понятие восприятия и его основные характеристики………………...5

1.1.1   Определение понятия «восприятие»…………………………………….5

1.1.2  Этапы процесса восприятия………………………………………………7

1.1.3   Основные виды восприятия……………………………………………..10

1.1.4   Свойства процесса восприятия………………………………………....12

1.2  Основные подходы к изучению восприятия…………………………..16

    1. .1 Объективно-ориентированный подход к  изучению восприятия...16
      1. Структурализм…………………………………………………………..16
      2. Гештальт – психология…………………………………………………17
      3. Экологический подход………………………………………………….19

 

1. 3.  Субъективно-ориентированный подход к изучению восприятия…20

         1.3.2. Теория бессознательных умозаключений………………………………21

1.3.3   Теория категоризации Брунера………………………………………….22

 1.3.4 Теория перцептивного цикла У. Найссера……………………………….24

 

Заключение…………………………………………………………………………….26

Выводы…………………………………………………………………………………28

Литература……………………………………………………………………………..30

 

Введение 

Актуальность. Организация человеческой деятельности невозможна без участия психических процессов, в том числе и восприятия. В процессе работы, общения, учёбы и других видов деятельности человек сталкивается с необходимостью воспринимать и оценивать окружающий мир.  С помощью восприятия человек получает систематизированные знания об окружающем мире и о себе. Восприятие внешнего мира и внутренней среды происходит в течение всей жизни человека, а значит, является исключительно важным для человеческого существования. Изучение и объяснение такого сложного явления, как восприятие, необходимо для понимания механизмов взаимодействия человека с физическим миром. Этим и объясняется актуальность процесса восприятия. Выдающиеся и известные деятели отечественной психологии такие как: Б.Г. Ананьев - автор фундаментальных работ в области восприятия (1945), П.П. Блонский (1921), Л.С. Выготский (1931),          Н.Н. Ланге, А.Р. Лурия (1962-1963), В.Н. Мясищев, Г.И. Челпанов  - исследовали процессы памяти,  работали над проблемами восприятия, выясняли особенности восприятия действительности, исследовали проблемы восприятия пространства и времени, внесли  большой вклад в развитие экспериментальной психологии. Не смотря на то, что множество известных личностей изучали восприятие, все темы не раскрыты детально и ясно. Исследования  по вопросу процесса восприятия ведутся различными  методами  и на данный момент, поэтому есть основания предполагать, что на все возможные теории по данной проблеме были сформулированы и выдвинуты и в скором будущем могут быть озвучены новые точки зрения на процесс восприятия.

Цель курсовой работы — сравнить основные подходы к изучению восприятия, охарактеризовать основные теории восприятия.

Объектом исследования является процесс восприятия.

Предметом исследования являются  основные подходы к изучению восприятия и теории восприятия отечественных и зарубежных авторов.

Гипотеза. Процесс восприятия базируется на предшествующем опыте личности.

Задачи исследования:

  1. Провести библиографический анализ литературы по вопросу основных подходов и теорий к изучению восприятия.
  2. Проанализировать позиции разных авторов по определению понятия восприятия и выделению его свойств.
  3. Рассмотреть основные подходы к изучению восприятия и выявить различия в понимании процесса восприятия и его особенности.

 

Метод исследования: библиографический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные подходы к изучению восприятия, теории восприятия.

1.1 Понятие восприятия и его основные характеристики.

1.1.1 Определение понятия «восприятие»

Восприятием называется отражение  в сознании человека предметов и  явлений окружающего мира при  их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных  образов. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков  в объекте, выделение в нём  информативного содержания, адекватного  цели действия, форм. Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но оно может выступать и в  качестве самостоятельной деятельности. Проработав  некоторое количество   литературы   по   теме   изучения восприятия,  можно привести  несколько вариантов   определения понятия “восприятие”:   

А.Г. Маклаков дал следующее  определение восприятию: «Восприятие – это  целостное  отражение  предметов,  ситуаций,  явлений возникающих при непосредственном  воздействии  физических  раздражителей  на рецепторные поверхности органов чувств» [3, с.200].

По определению В.Г. Крысько: «Восприятие  – не сумма ощущений, получаемых от того или иного  предмета, а  качественно  новая  ступень  чувственного   познания   с   присущими   ей  способностями» [5, с.86]

По определению М.В. Гамезо, и И.А.  Домашенко: «Восприятие – форма целостного  психического  отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств» [6, с.135].

Сведя все определения  в одно, можно сделать вывод, что:   

Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах,  дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых  отделов анализаторов. 

Ч. Осгуд  охарактеризовал  значение термина «восприятие»  по шести критериям. Эти критерии включают организацию периферических сенсорных процессов.

  1. Целостность, свойство  «все или ничего». Например, совокупность точек или линий воспринимается как полный образ квадрата или куба.
  2. Константность – белый дом продолжает казаться таким же, несмотря на сильные различия в освещении в полдень и в сумерках.
  3. Транспозиция (перенос) – треугольник может проецироваться на многие различные участки сетчатки, не претерпевая при этом искажений.
  4. Избирательность – для голодного организма объекты, связанные с едой, обладают качеством фигуры.
  5. Изменчивость  процесса. Регулярное чередование черных и белых узоров на кафельном полу при продолжительном рассматривании организуется в постоянно меняющиеся структуры.

На основе всех этих характеристик  относительно термина «восприятие» можно сказать, что этот термин относится  к тем случаям, когда:    

а) внутренний опыт меняется, несмотря на постоянство лежащих  в его основе сенсорных событий,          

б) когда внутренний опыт оказывается постоянным, несмотря на изменения сенсорных процессов. Другими словами, термин «восприятие» относится к набору  переменных, которые находятся между сенсорной  стимуляцией и осознанием, так  как они обнаруживаются в словесном  отчете или каким-либо другим способом.

Таким образом, можно сделать вывод, что восприятие – это сложный психический процесс, который отражает явления окружающей действительности, происходящий в нервной системе человека с участием различных анализаторов. [1, с. 113-116]

 

 

    1. Этапы процесса восприятия

Виктор Вязьминов выделил  12 этапов процесса восприятия окружающего  мира:

1.Включение, начало. Тот момент, когда объект попадает в поле нашего зрения, фокусируется хрусталиком на сетчатку (первые сигналы). Суть процесса определяется активной работой сетчатки, активизацией движения хрусталика и фокусировки при помощи зрачка. Идет физиологическая настройка системы восприятия на объект на уровне безусловных рефлексов.

  1. Накопление базовой информации.  Полное отображение суммы сигналов от объекта на сетчатке глаза. При достаточно удачной настройке системы восприятия и при активной работе получается достаточно устойчивый набор информации от суммы палочек и колбочек.
  2. Передача информации. В ход включается зрительный нерв, канал, передающий информацию к рецептору.
  3. Прием информации рецептором. От первичных зон мозга, непосредственно связанных с рецептором, сигнал распространяется дальше, подключая все новые и новые зоны.
  4. Исследование сигнала мозгом. Тот этап, когда происходит оценка сигнала на уровне качества сигнала - гармония, дисгармония, пятна, ритм, цвет. Происходит оценка сигнала на уровне защиты, активности, агрессивности сигнала, то есть мозг определяет свое полюбовное отношение к этому сигналу, еще не понимая, что это за объект.
  5. Классификация сигнала на абстрактном уровне. Мозг начинает активно трудиться над определением объекта на уровне определения общего типа. Определение происходит на уровне схемной классификации.
  6. Классификация объекта на объектном уровне. Процесс работы мозга в самом разгаре. Мозг включает в дело все новые и новые зоны, участки памяти, хранящие информацию об объектах, имеющих похожие характеристики на абстрактном уровне. Идет поиск объектной информации о предметах, тождественных на абстрактном уровне, сравнение имеющейся информации с полученной абстрактной информацией об изучаемом объекте.
  7. Принятие решения о продолжении или прекращении исследования объекта. Происходит  сознательный выбор на уровне мышления, пусть даже  еще незаметный для нашего мозга.
  8. Отождествление и индивидуализация объекта. Начинается более тщательное изучение объекта, его индивидуальных признаков (отличающих его от аналогичных объектов в этой группе).
  9. Включение объекта в базу данных нашего визуального опыта. Классифицированный объект запоминается и со всеми исследованными признаками запоминается нашим мозгом. Впоследствии его признаки будут использоваться при визуализации других объектов.
  10. Наделение этого объекта определенными субъективными характеристиками. Определяется наше отношение к этому объекту, и в системе нашего восприятия он превращается в субъект.
  11. Фаза принятия окончательного решения по визуализации этого объекта в данном цикле. Либо объект будет оставлен (будучи занесенным в нашу память), либо будет начат новый цикл более полного, творческого изучения объекта на уровне его предназначения, функций и других характеристик. [14]

Исследования психофизиологов  показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим  значительной аналитико-синтетической  работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего  нас  мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и  доведения до коры мозга возбуждения  от периферических воспринимающих органов.  В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.). В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприятия участвует память. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т. е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории. Следует иметь в виду, что восприятие знакомых предметов происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению, при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее и в более развернутых формах.           Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни, существенные, признаки, тормозятся другие, несущественные, и воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько активно идет отражение этого объекта.           В настоящее время принято выделять в процессе распознавания объектов несколько этапов, одни из которых предварительные, другие — завершающие.  На начальных этапах перцептивная система использует информацию с сетчатки глаза и описывает объект на языке элементарных составляющих, таких как линии, края и углы. На завершающих этапах система сравнивает это описание с описаниями форм разного рода объектов, хранящихся в зрительной памяти, и выбирает наилучшее ему соответствие. При распознавании большая часть обработки информации как на предварительных, так и на завершающих этапах распознавания недоступна сознанию. [2,с. 202-205]

Информация о работе Восприятие. подходы к изучению восприятия