Фомационный подходь в изучении истории
Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:37, реферат
Описание работы
Формационный подход раскрывает внутреннюю логику истории, а также законы его развития и функционирования. Он предполагает рассмотрение всех сфер исторической жизни. Учение о формациях является краеугольным камнем марксистской исторической науки. В основе формационной теории лежит представление, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Для своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно-исторического процесса.
Содержание
Введение.................................................................................................... 3
Формационный подход............................................................................. 4
Цивилизационный подход........................................................................ 7
Взаимодополнение: формация и цивилизация..................................... 10
Заключение................................................................................................. 12
Библиография............................................................................................. 13
Работа содержит 1 файл
Содержание:
- Введение....................................................................................................
3
- Формационный
подход.............................................................................
4
- Цивилизационный
подход........................................................................
7
- Взаимодополнение:
формация и цивилизация.....................................
10
- Заключение.................................................................................................
12
- Библиография.............................................................................................
13
-
- Введение.
- Формационный
подход раскрывает внутреннюю
логику истории, а также
законы его развития
и функционирования.
Он предполагает рассмотрение
всех сфер исторической
жизни. Учение о формациях
является краеугольным
камнем марксистской
исторической науки.
В основе формационной
теории лежит представление,
согласно которому история
трактуется как единый
процесс прогрессивного
развития от низшего
к высшему. Для своего
времени формационная
теория была значительным
шагом вперед, ибо она
впервые дала четкую
универсальную схему
всемирно-исторического
процесса.
- Актуальность
иследования работы
обусловлена, с одной
стороны, большим интересом
к теме "Формационный
подход в историческом
познании и ее альтернативам"
в современной науке,
с другой стороны, ее
недостаточной разработанностью.
Рассмотрение вопросов
связанных с данной
тематикой носит как
теоретическую, так
и практическую значимость.
- Объектом
данного исследования
является анализ условий "Формационного
подхода и цивилизационный
подхода", расмотрений
альтернатив или взаимодополнения.
- Целью
исследования является
изучение темы "Формационный
подход в историческом
познании" с точки
зрения новейших отечественных
и зарубежных исследований
по сходной проблематике.В
рамках достижения поставленной
цели были поставлены
и решения следующие
задачи:
- 1.
Изучить теоретические аспекты и выявить
природу "Формационный и цивилизационный
подходы истории";
- 2.
Сказать об актуальности проблемы "Формационных
подходов " в современных условиях;
- 3.
Изложить возможности решения, взаимодополнения
"Формационных подходов в историческом
познании ".
- Источниками
информации для написания
работы по теме "Формационный
и цивилизационный подходы
к истории человечества"
послужили базовая учебная
литература, фундаментальные
теоретические труды
крупнейших мыслителей
в рассматриваемой области,
справочная литература,
прочие актуальные источники
информации.
- Работа
имеет традиционную
структуру и включает
в себя введение, основную
часть, состоящую из 3
глав, заключение и библиографический
список.
- Во
введении обоснована
актуальность выбора
темы, поставлены цель
и задачи исследования,
и источники информации.
- I.
Формационный подход.
- Поставить
историю, как и другие
гуманитарные науки,
на научную основу, преодолеть
недостатки методологии
исторического исследования,
попытался в середине 19
века К. Маркс. Карл Генрих
Маркс- немецкий философ,
социолог, экономист.
Он сформулировал систему
взглядов материалистического
объяснения истории,
базирующуюся на четырех
принципах.
- 1. Единство человечества,
а так же аналогичность исторического
процесса.
- 2. Историческая
закономерность. Маркс исходит из признания
в историческом процессе повторяющихся,
устойчивых, общих связей и отношений
между людьми, а так же результатами их
деятельности.
- 3. Причинно-следственные
связи и зависимости (принцип детерминизма).
По мнению К. Маркса, главным, определяющим
в историческом процессе, является способ
производства материальных благ.
- 4. Прогресс (поэтапное
развитие общества, которое поднимается
на более высокие уровни).
- Материалистическое
трактование истории
основывается на формационном
подходе. В учении Маркса
главную позицию при
объяснении движущих
сил исторического процесса
и периодизации истории
занимает понятие общественно-экономические
формации. По мнению
Маркса, если общество
поступательно развивается,
то оно должно проходить
определенные этапы.
Данные этапы немецкий
мыслитель назвал “общественно-экономические
формации”. Это понятие
Маркс позаимствовал
из знакомого ему естествознания.
В географии, геологии,
биологии этим понятием
обозначены конкретные
структуры, связанные
одним условием образования,
похожим составом, взаимозависимостью
элементов.
- Основы
любой общественно-политической
организации К. Маркс
составил тот или иной
способ производства.
Основные производственные
отношения, являются
отношениями собственности.
Все многообразие жизни
общества на разных
этапах его развития,
включает в себя общественно-политическая
формация.
- К.
Маркс предполагал несколько
этапов развития общества:
- -Первобытнообщинная
- -Рабовладельческая
- -Феодальная
- -Капиталистическая
- -Коммунистическая
- Благодаря
социальной революции
происходит переход
от одной обшественно-экономической
формации к другой. Конфликты
в политической сфере
происходят между низшими
слоями, старающимися
улучшить свое положение,
и высшими слоями, которые
стремятся сохранить
свой существующий строй.
- Появление
новой формации определяется
победой господствующего
класса, который осуществляет
перевороты во всех
сферах жизни. В марксистской
теории значительной
роли придаются революции
и классовые войны. Основной
движущей силой истории
являлась классовая
борьба. “Локомотивами
истории” по Марксу
являлись революции.
- Со
временем учение Маркса
приобрело широкую популярность.
С энергией новоявленной
религии оно завоевывало
умы и сердца людей в
самых разных странах.
Но вместе с популярностью
нового социального
учения стала нарастать
и его критика. Она началась
еще при жизни Маркса
и особенно усилилась
на рубеже XIX-XX вв.Свою
роль в выявлении ограниченности
марксовой концепции
истории сыграли работы
русских мыслителей
М. Бакунина, Н. Михайловского,
П. Струве, Н. Бердяева
и др. Характерна в этом
смысле биография многих
выдающихся русских
мыслителей серебряного
века.После революции
в России в октябре 1917
г., прошедшей под знаменем
марксизма, и особенно
после 1945 г., когда марксизм
стал официальной идеологией
в целом ряде стран,
критика учения Маркса
стала важнейшим направлением
в идеологической борьбе
западного мира против
стран, взявшихся осуществлять
социализм на практике.
- В
течении последних 80
лет господствующей
точкой зрения, основывающаяся
на формационном подходе,
являлась материалистическая
концепция истории.
Главным плюсом данной
идеи является, то что
она создает четкую
объяснительную модель
исторического развития.
Человеческая история
представлена перед
нами как закономерный,
поступательный, объективный
процесс. Четко выделены
движущие силы и основные
этапы, процесса и т.д.
- Так
же у формационного
процесса есть и недостатки.
На них указывают некоторые
критики отечественной
и зарубежной историографии.
- 1)Некоторые
страны не следовали чередованию пяти
фазам. Данные страны Маркс отнес к “азиатскому
способу производства”. Как считал Маркс
базируясь на этом способе, образуется
отдельная формация. Но дополнительных
данных по этому вопросу он не предоставил.
Позднее историки показали, что развитие
и в некоторых странах Европы не всегда
соответствуют этим пяти фазам. Делая
вывод по данному вопросу, можно отметить,
что создаются некоторые трудности в отражении
разных вариантов формационного подхода.
- 2)
В формационном подходе решающей роли
отводится внеличностным факторам, а второстепенное
значение отводится человеку. Получается,
что человек всего лишь винт в теории объективного
механизма, движущего историческое развитие.
Выходит так, что занижается человеческое,
личностное содержание исторического
процесса.
- 3)
В данной методологии описано многое через
призму классовой борьбы. Огромная роль
отводится как политическим процессам
так и экономическим. Оппозиционеры формационного
подхода рассуждают о том, что социальные
конфликты, хоть и являются необходимым
свойством общественной жизни, но они
все же не выполняют в ней определяющей
роли. Данный вывод требует переоценки
места политических отношений в истории.
Главная роль принадлежит духовно-нравственной
жизни.
- 4)
Так же в формационном подходе присутствуют
нотки истолкования истории как Воли Божьей,
а так же построение планов социального
переустройства вне зависимости от действительности.
Формационная концепция предполагает,
что развитие исторического процесса
будет происходить от бесклассовой первобытнообщинной
через классовые, к бесклассовой коммунистической
фазе. В теории коммунизма, на доказательство
которого было потрачено множество усилий,
в любом случаи наступит эра, когда каждый
будет приносить пользу по своим силам,
а получать по потребностям. Иными словами
достижение коммунизма, означало бы становление
царства Божия на Земле. Характер данной
системы сводится к утопическому. В последствии
большое количество людей отказалось
от “строительства коммунизма”.
- II.
Цивилизационный подход.
- Противопоставить
формационному подходу
можно цивилизационный
подход к изучению истории.
Этот подход положил
свое начало в 18 веке.
Яркие приверженцы данной
теории являются М. Вебер,
О. Шпенглер, А. Тойнби,
и др. В отечественной
науке его сторонниками
являлись К.Н. Леонтьев,
Н. Я. Данилевский, П.А.
Сорокин. Слово “цивилизация”
происходит от латинского
“civis”, это значит “городской,
государственный, гражданский”.
- С
точки зрения данного
подхода основной структурной
единицей является цивилизация.
Первоначально этим
термином обозначали
некоторый уровень общественного
развития. Появление
городов, письменности,
государственности,
социального расслоения
общества-все это являлось
специфическими признаками
цивилизации.
- В
широком понятии под
цивилизацией, в основном
понимают высокий уровень
развития общественной
культуры. Например,
в Европе, в эпоху Просвещения
цивилизация основывалась
на совершенствовании
законов, науки, нравов,
философии. С другой
стороны цивилизация
воспринимается как
последний момент в
развитии культуры любого
общества.
- Цивилизация,
как целое общественной
системы, включает в
себя разные элементы,
которые гармонизированы
и тесно взаимосвязаны
между собой. Все элементы
системы включают в
себя своеобразие цивилизаций.
Эта совокупность особенностей
очень устойчива. Под
воздействием некоторых
внутренних и внешних
воздействий в цивилизации
происходят изменения,
но их основа, внутреннее
ядро остается постоянным.
Культурно-исторические
типы-с давних времен
сложившиеся взаимосвязи,
которые имеют некую
территорию, а так же
у них есть характерные
только для особенности.
- В
цивилизационном подходе
выделяется ряд положительных
сторон.
- -
Принципы этого подхода можно применить
к истории той или иной страны, или их группы.
В данной методологии есть своя особенность,
в том, что подход этот, основан на изучение
истории общества, с учетом индивидуальности
регионов и стран.
- -Данная теория
предполагает, что историю можно рассматривать
как многовариантный, многолинейный процесс.
- -По данному
подходу предполагается единство и целостность
человеческой истории. Цивилизации, как
системы можно сравнивать между собой.
В результате этого подхода можно глубже
понять исторические процессы, и зафиксировать
их индивидуальность.
- -Выделяя определенные
критерии развития цивилизации, можно
оценивать уровень развитости стран, регионов,
народов.
- -В цивилизационном
подходе главную роль отводят человеческому
духовно-нравственному и интеллектуальному
факторам. Особое значение для оценки
и характеристики цивилизации имеют менталитет,
религия, культура.
- Основным
минусом методологии
цивилизационного подхода
является бесформенность
критериев выделения
типов цивилизации.
Это выделение единомышленников
данного подхода происходит
по признакам, которые
должны носить обобщенный
характер, но с другой
стороны позволяло бы
отметить особенности,
свойственные многим
обществам. В теории
Н.Я. Данилевского, культурно-исторические
типы цивилизации разграничивают
на сочетание 4 основных
элементов: политического,
религиозного, общественно-экономического,
культурного. Данилевский
считал, что именно в
России осуществилось
сочетание этих элементов.
- Эта
теория Данилевского
подталкивает на применение
принципа детерминизма
в виде доминирования.
Но характер этого доминирования
имеет трудно уловимый
смысл.
- Ю.К.
Плетников смог выделить 4
цивилизационных типов:
философско-антропологическую,
общеисторическую, технологическую,
социокультурную.
- 1)
Философско-антропологическая модель.
Данный тип является основой цивилизационного
подхода. Она позволяет более понятно
представить бескомпромиссное различие
цивилизационного и формационного исследований
исторической деятельности. Полностью
понять исторический тип общества позволяет
формационный подход, который берет начало
от когнитивной формы индивидуального
к социальному. Противопастовим данному
подходу-цивилизационный подход. Который
сводится от социального к индивидуальному,
выражением которого становится общественность
человека . Цивилизация является здесь
как жизнедеятельность общества в зависимости
от состояния этой социальности. Ориентацией
на исследование мира человека, и самого
человека, является требованием цивилизационного
подхода. Так при перестройки Западных
стран Европы от феодального к капиталистическому
строю формационный подход заостряет
внимание на изменение отношений собственности,
развитие наемного труда, мануфактуры.
Однако цивилизционный подход разъясняет
данный подход как возрождение идей устаревшей
цикличности и антропологизма.
- 2)
Общеисторическая модель. Цивилизация-
особый вид конкретного общества или их
сообщества. В соответствии со значением
данного термина основными признаками
цивилизации являются гражданское состояние,
государственность, поселения городского
типа. В общественном мнении цивилизация
противопоставляется варварству, дикости.
- 3)
Технологическая модель. Способом развития
и формирования цивилизации являются
общественные технологии воспроизводства
и производства непосредственной жизни.
Многие понимают слово технология довольно
в узком понятии, в особенности техническом
смысле. Но также есть и более обширное
и глубокое понятие слова технология,
основанное на духовном представлении
жизни. Так Тойнби обращал внимание в этимологии
данного термина, что среди “инструментов”
есть не только материальные, но и духовные,
мировоззрение.
- 4)
Социокультурная модель. В 20 веке произошло
“взаимопроникновении” терминов культура
и цивилизация. На ранней стадии цивилизации
доминирует понятие культуры. В виде синонима
культура, часто представляется понятие
цивилизации, конкретизируемой через
понятие городской культуры или общей
классификации культуры, ее структурных
образований и предметных форм. В данном
объяснение связи культуры и цивилизации
есть свои ограничения, и свои основания.
В частности цивилизация сопоставляется
не с культурой в целом, а с ее подъемом
или упадком. Так например для О. Шпенглера
цивилизация- самое крайнее и искусственное
состояние культуры. Она несет следствие,
как завершение и исход культуры. Ф.Бродель
считает напротив, что культура- цивилизация,
которая не дошла до своего оптимума социального,
своей зрелости, и не обеспечила своего
роста.
- Цивилизация,
как говорилось раннее-
особый вид общества,
а культура согласно
историческому процессу
представляет все виды
общества, даже первобытные.
Обобщая высказывания
американского социолога
С. Хантингтона, можно
сделать вывод, что цивилизация
с момента ее появления,
является самой широкой
исторической общностью
культурной равнозначности
людей.
- Цивилизация-
внешнее поведенческое
состояние, а культура-
внутренне е состояние
человека. Поэтому ценности
цивилизации и культуры
иногда не соответствуют
друг другу. Нельзя так
не замечать того, что
в классово разделенном
обществе, цивилизация
едина, хотя плоды цивилизации
доступны не всем. Теории
локальных цивилизаций
основываются на том,
что существуют отдельные
цивилизации, большие
исторические общности,
которые имеют определенную
территорию и свои особенности
культурного, политического,
социально-экономического
развития.
- Арнольд
Тойнби, один из основоположников
теории локальных цивилизаций,
считал, что история
это не линейный процесс.
Это процесс жизни и
гибели не взаимосвязанных
друг с другом цивилизаций
в разных уголках Земли.
Тойнби выделял локальные
и основные цивилизации.
Основные цивилизации (вавилонская,
шумерская, эллинская,
индусская, китайская
и т.д.) оставили выраженный
след в истории человечества
и второстепенно повлияли
на другие цивилизации.
Цивилизации локальные
смыкаются в национальных
рамках, их насчитывают
в районе 30 штук: германская,
русская, американская
и д.р. Вызов брошенный
из вне цивилизации,
Тойнби считал основными
движущими силами. Ответом
на вызов являлась деятельность
талантливых, великих
людей. Прекращение
развития и появление
застоя, вызывается
тем, что творческое
меньшинство способно
вести за собой инертное
большинство, однако
инертное большинство
способно поглощать
энергию меньшинства.
Таким образом, все цивилизации
проходят через этапы:
зарождение, рост, надлом
и распад, заканчивающийся
полным исчезновением
цивилизации.
- Так
же возникают некоторые
трудности при оценивании
типов цивилизации,
когда основным элементом
какого либо типа цивилизации
является менталитет,
ментальность. Менталитет-
общий духовный настрой
людей любой страны,
или региона, крайне
устойчивое устройство
сознания, множества
социально-психологических
оснований верований
личности и общества.
Все это определяет
миропонимание человека,
а так же формирует субъективный
мир индивидуума. Базируясь
на этих установках,
человек работает во
всех сферах жизни -
творит историю. Но увы
довольно смутные очертания
имеют духовно-нравственные
и интеллектуальные
структуры человека.
- Так
же имеется некоторые
претензии к цивилизационному
подходу, связанному
с истолкованием движущих
сил исторического процесса,
смысла и направления
развития истории. Таким
образом в рамках цивилизационного
подхода создаются всесторонни
схемы, которые отражают
общие закономерности
развития для всех цивилизаций.
- III.
Взаимодополнение: формация и цивилизация.
- Лучше
всего выявить достоинства
и недостатки цивилизационного
и формационного подходов
помогает взаимная критика
между сторонниками
данных подходов. Так
по мнению сторонников
формационного процесса,
положительные стороны
заключаются в том, что
он позволяет:
- 1. Увидеть общее
в историческом развитии народов.
- 2. Представить
историю общества как единый процесс.
- 3. Предложить
некое разделение истории отдельных стран
и всемирной истории.
- 4. Установить
обоснованность исторического развития
общества.
-
По их мнению, цивилизационный подход
имеет следующие недостатки:
- 1. Из-за последовательного
применения становится невозможным взгляд
на всемирную историю как единый процесс
исторического развития всего человечества.
- 2. Создается
полное отрицание единства человеческой
истории, обособленности обществ и целых
народов.
- 3. Сведение к
минимума допустимости исследования закономерностей
исторического развития человеческого
общества.
-
Сторонники же цивилизационного подхода
видят его плюсы в том, что она дает разрешить
следующие проблемы:
- 1. Помогает изучению
тех сторон жизни, которые обычно не попадают
в поле зрения приверженцев формационного
процесса.( духовная жизнь, ценности, психология,
национальные особенности..)
- 2. Позволяет
глубже изучить историю определенных
народов и обществ во всем их разнообразии.
- 3. Главной целью
исследования становятся человек, и человеческая
деятельность.
-
Последователи цивилизационного подхода
в формационном подходе видят следующие
недостатки:
- 1. Большинство
народов не проходили в своем развитии
через большинство формаций.
- 2. Большинство
процессов (политических, идейных, духовных,
культурных) нельзя объяснить только с
экономической позиции.
- 3.
При последовательном применении формационного
подхода на задний план отодвигается роль
человеческой деятельности, и человеческого
фактора.
- 4. Своеобразию
и уникальности отдельных народов и обществ
уделяется недостаточное внимание.
- Таким
образом, плюсы и минусы,
сторонников подходов,
доказывают то, что преимущества
двух подходов носят
взаимодополняющий
характер, и благодаря
их сочетанию можно
более глубоко понять
историю.
- Каждая
из рассматриваемых
парадигм необходима
и важна, но недостаточна
сама по себе. Так, цивилизационный
подход сам по себе не
может объяснить причины
и механизм перехода
от одной ступени цивилизации
к другой. Подобная недостаточность
обнаруживается и при
попытках объяснить,
почему интеграционные
тенденции в прошлой
истории тысячелетиями,
начиная с рабовладельческого
общества, прокладывали
себе путь в дезинтеграционных
формах. И «формационщики»
и «цивилизационщики»
обладают обширными возможностями для
преодоления односторонности и обогащения
своих концепций. В частности, "формационщикам"
наряду с задачей освобождения своей концепции
от того, что не выдержало проверку временем,
предстоит наверстать длившееся десятилетиями
отставание марксизма в разработке проблем,
связанных с цивилизацией. Взаимосвязь
между формационным (с его экономическим
базисом) и цивилизационным (с его технико-технологическим
базисом) реальна и осязаема. Мы убеждаемся
в этом, как только начинаем сопрягать
два линейных схематических изображения:
процесса цивилизационного развития человечества
и процесса его формационного развития.
- В
одних случаях, как мы
видим, на одном и том
же технико-технологическом
базисе (земледельческой
волны цивилизации)
вырастают, последовательно
сменяя друг друга, либо
параллельно — у разных
народов по-разному
— две принципиально
отличные друг от друга
общественно-экономические
формации.
- Анализ
исторического процесса
показывает, что при
всей теснейшей взаимосвязи
технико-технологического
базиса (и технических
революций) связь эта
весьма и весьма опосредована,
реализуется через сложный
передаточный механизм.
Сопряжение формационного
и цивилизационного
носит диалектически
противоречивый характер,
который обнаруживается
уже при анализе перехода
к цивилизации как социального
переворота. О полном
тождестве (совпадении)
говорить вряд ли приходится
хотя бы потому, что
начало перехода к цивилизации
и в этом была определенная
логика предшествовало
началу перехода к классовому
обществу. Очевидно,
первый переворот предшествует
второму только в какой-то
степени, ибо, возникнув
в целях интегративных,
цивилизация в тех конкретно-исторических
условиях могла выполнять
эту свою основную функцию
только в дезинтегративной
форме. Отсюда противоречивость
социальных институтов,
их функций и деятельности
в условиях классово-антагонистического
общества. Для того,
чтобы глубже понять
взаимосвязь двух анализируемых
переворотов и движущую
силу их слияния, целесообразно
хотя бы пунктирно обозначить
сущность каждого из
них.
- Таким
образом, оба исторических
процесса — переход
к цивилизации и переход
к первой классовой
формации самым существенным
образом наложились
друг на друга и в совокупности
составили такой переворот,
который по своей кардинальности
можно сравнить только
с происходящими ныне
процессами социализации
в развитых, цивилизованных
странах.
- Заключение.
- Итак,
сопряжение формационного
и цивилизационного
отчетливо прослеживается
на примере генезиса
и развития социально-этнических
общностей. В то время,
как плюралисты(эстетик,
искусствовед, критик.)
не стремятся исследовать
фундаментальные процессы
человеческого общества,
вследствие чего их
социальная онтология
весьма небогата, марксисты,
напротив, проявляют
интерес именно к процессам,
идущим в глубинах общества,
к их причинно-следственным
механизмам, которые
призваны обнаружить
как логически рациональное,
так и возможное общее
направление этой эволюции.
Далее указывается,
что системные аспекты
капиталистических
обществ невозможно
рассматривать, не используя
марксистские категории (особенно
такие, как способ производства
и смена общественных
формаций). Анализ же
явлений, приводящих
к множественности социальных
формирований и их субъективных
интересов (урбанизация,
потребительские субкультуры,
политические партии
и т. д.), более плодотворен
в плоскости плюралистической
методологии.
- Цивилизационный
и формационный подходы
часто сравнивают между
собой. У каждого из
этих подходов есть
свои положительные
и отрицательные стороны,
но если избегать крайностей
каждого из них, а взять
только хорошее в двух
методологиях, то историческая
наука только выиграет.
Оба подхода дают возможность
рассмотреть исторические
процессы под разными
углами зрения, поэтому
они ни сколько отрицают
друг друга, сколько
дополняют.
- Библиография.
- Литература:
- "От Руси до
России." Гумилев Л.Н.
Айрис-пресс, 2003. - 318с.
- "Социальная
историография." Крапивенский С.Э.
– Волгоград, Комитет по
- печати, 1996.
281с.
- А.А. Радугина
История России. Россия в мировой цивилизации
Москва: Библионика 2004, 350 стр.
- Дополнительные
материалы:
- http://www.alleng.ru/d/hist/hist117.htm
- http://www.alleng.ru/edu/hist.htm
- http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/markin.html
- http://maxbooks.ru/filhis/phils104.htm
- http://protown.ru/information/hide/5826.html
Информация о работе Фомационный подходь в изучении истории