Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, шпаргалка
Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий,
18)Структура двигательного действия
СТРУКТУРНЫЙ СОСТАВ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
Профессиональные движения должны отвечать определенным требованиям и характеризующим их параметрам. К первым относятся: описания тех случаев, в которых необходимо осуществить то или иное движение; условия, при которых движения должны начинаться и заканчиваться; экстренные условия прекращения движения; плавность движения (если это существенно); описание возможных поз тела и положений руки (при письме, игре на фортепьяно); допустимые отклонения от заданных параметров. К параметрам движения (они не всегда задаются явно) относятся: траектория (в случае одномерного движения - амплитуда), скорость, усилие. Совокупность заданных требований и параметров будем называть двигательной задачей. Ее содержание, сформулированное письменно или устно, или в виде образца движения (например, движения цели на экране монитора, демонстрации выполнения движения специалистом) отражено в задающем образе, который является важнейшей психологической детерминантой любого произвольного движения. Формирование задающего образа начинается еще до начала движения и основывается на двух источниках информации: один находится в концептуальной модели действия, другой - в информационной модели, являющейся объектом восприятия (Рис.1). Как правило, информационная модель содержит, помимо прочего, сведения о задаваемых параметрах движения и некоторых условиях его реализации; они представлены в виде зрительных, слуховых или тактильных сигналов, которые должны быть восприняты субъектом. В концептуальной модели представлены смысл и значение этих сигналов в контексте решаемой двигательной задачи. В результате интеграции смыслов и значений с соответствующей им полимодальной афферентацией восприятите становится осмысленным процессом и формирующийся в нем задающий образ приобретает адекватность данной внешней среде.
Даже очень детальный задающий
образ далеко не всегда обеспечивает
успешное решение двигательной задачи.
Можно внимательно и
В отличие от задающего образа,
который на всем протяжении процесса
формирования движения не претерпевает
существенных изменений, образ движения
является динамическим образованием и
приобретает свои стабильные очертания
только в конце тренировки, когда
двигательный навык полностью
Фиксация в образе движения процесса реализации, обеспечивающей правильное решение двигательной задачи в данной ситуации, делает излишним непрерывное удерживание в сознании задающего образа, по крайней мере во всем его объеме. Задание умирает в отлаженном процессе реализации, оставляя в образе движения единственную память о себе - представление о цели движения.
Усвоив двигательную задачу и сформировав
предварительный образ
Содержание ситуативного образа так же динамично, как и содержание образа движения. В начале формирования навыка объем этого содержания стремится к максимуму: в него включается буквально все, что имеет отношение к процессуальной и результативной частям движения, чтобы в течение ряда проб выбрать из него все то, что наиболее чувствительно к движению. На конечной стадии формирования навыка ситуативный образ умирает в отлаженных на его основе двигательных программах, и в него включается только информация о результате движения. Если ситуация меняется и это отражается на качестве движения, то содержание ситуативного образа также меняется, вызывая, в свою очередь, модификацию способа действия или отдельных параметров движения.
Важнейшей функцией восприятия при выполнении движения является обнаружение отклонения последнего от заданного образца, или, другими словами, детектирование ошибки. Оно осуществляется на основе сравнения содержаний задающего и ситуативного образов по критерию (или нескольким критериям), устанавливаемому в концептуальной модели исполнительного действия. Критериальный характер детектирования ошибки - отличительная особенность живого движения. Дело в том, что в начале формирования двигательного навыка, как правило, имеют место ошибки по всем параметрам движения - траектории, скорости и развиваемому усилию. Исправить эти ошибки одновременно или даже просто обнаружить их в один и тот же момент времени практически невозможно в силу ограниченных ресурсов нашего внимания, под контролем которого находится произвольное действие. Поэтому отработка механизмов предотвращения ошибок и их коррекции (то есть механизмов правильного движения) осуществляется путем последовательных приближений каждого параметра движения к заданным значениям. Это достигается с помощью постановки промежуточных целей, не всегда содержащихся в задающем образе (например, членение траектории на отрезки с разными амплитудами и направлениями), и выполнения ряда поисковых или пробующих действий. Организация этих действий и выбор того параметра движения, по отношению к которому совершается оптимизация, зависит от целого ряда обстоятельств, находящих свое отражение в концептуальной модели. Именно она настраивает образные механизмы перцептивной системы на то, какая ошибка подлежит обнаружению и исправлению в данный момент времени. При этом ошибки другого рода могут либо просто фиксироваться в восприятии, либо оставаться незамеченными вовсе, попадая в поле нашего внимания лишь некоторое время спустя. Таким образом, детектирование ошибки в живом движении - это не автоматическое сличение ситуативного и задающего образов, а сложный процесс выбора, протекающий либо стихийно, либо по определенным правилам, содержащимся в концептуальной модели и вытекающим из методики обучения движениям.
Из трех рассмотренных выше образов,
формирующихся в системе
Моторная компонента сенсомоторного комплекса представляет собой систему команд, направляемых в мышцы для реализации заданного движения во времени и пространстве, то есть эфферентную программу. Хотя исполнительная часть механизма управления движениями (регулятор моторики и двигательный аппарат), как правило, точно отрабатывает подаваемые ему на вход команды, в силу целого ряда причин [1] между такой командой и конечным эффектом на выходе двигательного аппарата нет и не может быть однозначного соответствия: неизбежны разного рода ошибки. Они сводятся к минимуму благодаря "сенсорным коррекциям" [3], которые обеспечиваются различными каналами обратной связи - внутренними (проприоцептивная и вестибулярная чувствительность) и внешними (зрительное, слуховое, тактильное восприятие). В последнем случае информация от детектора ошибки поступает в блок модификации и редактирования эфферентной программы. Следует отметить (и это опять-таки отличительная черта живого движения), что между характером ошибки и содержанием коррекции эфферентной программы нет однозначного соответствия для различных ситуаций и условий внешней среды. В зависимости от типа органа управления, поведения управляемого объекта и содержания информационной модели одна и та же ошибка может корректироваться разными способами. Как правило, они отыскиваются в ряде последовательных проб и пригодны только для тех условий, в которых они были найдены. Откорректированная программа записывается в память как составная часть сенсомоторного комплекса. После этого роль внешней обратной связи становится незначительной, и движение может выполняться достаточно хорошо даже при полном ее отключении, но лишь до тех пор, пока во внешней среде не произошло каких-либо существенных изменений.
Сенсорная компонента сенсомоторного комплекса - это ожидаемая афферентация, т.е. совокупность ощущений, ранее возникавших в связи с реализацией данной эфферентной программы. При этом, в память записывается только та афферентация, которая соответствует отредактированной, окончательно отлаженной программе. Может быть поэтому нам легко повторять заученное движение и почти невозможно в точности воспроизвести только что сделанное неверное движение; в каждой новой пробе будет своя ошибка.
Ожидаемая афферентация используется двояко. С одной стороны, она настраивает на нужный режим регулятор моторики еще до поступления в него эфферентной команды: перед выполнением движения мы занимаем удобную позу, напрягаем (или расслабляем) определенную группу мышц, для них обеспечивается необходимая энергетика и т.д. С другой стороны, ожидаемая афферентация сравнивается с реальной, возникающей при выполнении движения. В случае их несовпадения посылается запрос в координирующий образ, по которому или перенастраивается восприятие, или модифицируются его образы.
Управление всеми элементами механизма регуляции движений осуществляется высшей инстанцией - смысловой и концептуальной моделью исполнительного действия. Выше уже упоминались некоторые функции концептуальной модели - настройка системы восприятия (регулирование чувствительности, распределение внимания, избирательность восприятия к тем или иным элементам текущей информации и т.д.), формирование и модификация образов. Еще одной важной функцией этой модели является управление потоками информации в аппарате центральной нервной системы, обслуживающей двигательное поведение. Оно осуществляется координирующим образом, который является составной частью концептуальной модели. Информация о двигательной задаче и ее реализации оценивается концептуальной моделью по критериям, содержащимся в образе действия. На основании такой оценки координирующий образ дает разрешение на запись соответствующей информации в память. При наличии в ней уже сформированного сенсомоторного комплекса координирующий образ дает команду на его поиск, по окончании которого происходит его извлечение из памяти.
21 22 23 24 25) Принцип постепенности
В принципе раскрывается зависимость эффекта обучения от прогрессирования педагогических требований. (Именно поэтому его иногда называют или принципом прогресенрования, или принципом динамичности.) Прогрессировать требований должно выражаться в постепенном (но иногда неравномерном) усложнении техники и тактики физических упражнений, в их постоянном пополнении, а следовательно, и в непрерывном повышении физической и психической нагрузок на ученика. Принцип вытекает из закономерности постепенного, но неравномерного развития умственных и физических способностей ребенка.
Реализация принципа осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям: 1) усложнение изучаемых действий; 2) расширение их состава. Как следствие этого возникает необходимость в регулировании психофизиологических нагрузок, возникающих у ребенка при обучении. Усложнение технико-тактических характеристик изучаемых действий позволяет безгранично совершенствовать двигательную деятельность человека, а следовательно, создавать возможность для формирования любых профессиональных двигательных умений. Достигается это за счет Повышения координационной трудности упражнения, введения вариативности в исполнение, изменения внешних условий и пр. Расширение состава изучаемых действий обеспечивает разностороннюю двигательную подготовку и прежде всего вооружение человека необходимыми в жизни двигательными умениями, а также развитие способностей для формирования более сложных умений. Достигается это за счет полного освоения учебных программ с привлечением разнообразных систем подводящих упражнений. Усложнение двигательных действий и расширение их состава приводят к повышению психофизиологической нагрузки на ученика. Следовательно, закономерности воздействия нагрузок должны учитываться при формировании любого двигательного умения.