Психология спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий,

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 273.60 Кб (Скачать)

Достижение предельных границ прогрессировать  означает приведение требований в соответствие с возможностями ученика (см. «Принцип доступности»). Эта педагогическая проблема может быть решена только с помощью врача. Ведущим критерием правильного определения уровня максимальной нагрузки является оздоровительный эффект от выполненных упражнений. Ориентиром для определения меры нагрузки являются программно-нормативные  документы.

27) 14.6. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя

Индивидуальный  стиль деятельности — это обобщенная характеристика психологических особенностей человека, которые формируются и проявляются в ее деятельности.

Исследование индивидуального  стиля деятельности составило целую  научную течение, основателем и  теоретиком которой стал В. С. Мерлин.Размышляя над природой стиля как личностного конструкта, ученый пришел к открытию очень важных закономерностей, имеющих отношение ко всем стилевых характеристик. Первый из этих аспектов связан с понятием зоны неопределенности, как условия формирования стиля. По мнению ученого выполнения любой деятель                                  ности человеком оставляет ей возможность проявить собственную индивидуальность в постановке промежуточных целей, выборе средств для их достижения и реализации самой деятельности. Поэтому «стиль возникает там, где есть свобода самовыражения».

Когда же деятельность жестко регламентирована и алгоритмизована, то в такой ситуации индивидуальному стилю трудно проявиться. Человек, который видит перед собой разнообразие способов выполнения деятельности, будто ограничивается каким-то одним, который и составит стиль ее деятельности. Зона неопределенности субъективно обусловлена: там где один человек видит большое количество решений, другая — только одно, поэтому, внешняя и внутренняя свобода является условием возникновения стиля деятельности. Второй аспект, который был открыт во время исследований индивидуального стиля деятельности, состоит в том, что для его формирования необходима личностная включенность в деятельность Стиль формируется лишь при условии положительного отношения к деятельности и стремлении сделать ее как можно лучше. Об этом свидетельствуют исследования, которые были проведешь на различных профессиональных и возрастных группах.

Третий аспект, который был связан с разработкой  индивидуального стиля деятельности акцентирует внимание на системообразующие функцию, так как Мерлин рассматривал индивидуальность как сложную иерархическую систему, включающую в себя различные уровни организации — от биохимического к социально-психологического, взаемоповьязуючою звеном между которыми являются индивидуальный стиль деятельности. Такое положение стиля обусловлено тем, что он является конструктом, который формируется позже и опирается при этом на уже сформированные индивидни и личностные качества, связывая их между собой. Более того, в исследованиях было обнаружено, что стиль часто выполняет компенсационную функцию, помогая человеку при выполнении деятельности.

В структуре индивидуального  стиля деятельности В. С. Мерлин выделил три основных компонента: стиль операций, стиль действий или реакций и стиль целое возложения, «но в эмпирических исследованиях последний компонент практически не изучался и основной акцент был сделан на первых двух».

Виды стилей деятельности учителя - Наиболее характерны четыре стиля: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методический.

1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на  процесс обучения, учитель недостаточно  адекватно по отношению к конечным  результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее  интересный материал, менее интересный (хотя и важный) часто оставляет  для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на  сильных учеников. Деятельность  учителя высоко оперативна; на  уроке часто меняются виды  работы, практикуются коллективные  обсуждения. Однако богатый арсенал  используемых методов обучения  сочетается с низкой методичностью,  недостаточно представлены закрепление  и повторение учебного материала,  контроль знаний учащихся. Деятельность  учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в  зависимости от ситуации на  уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью.  По отношению к учащимся такой  учитель чуток и проницателен.

1.. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменению ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.

3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда придерживается высокого темпа проведения урока, не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбования, характерна осторожность, традиционность.

4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочитанием репродуктивной деятель-, ности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.

28)Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и другие. Понятие во́ля очень тесно связано с понятием свобода.

30)Волевые качества и их развитие 

Развитие волевых  качеств  поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях.

1.преобразование  непроизвольных психических процессов  в произвольные;

2. обретение человеком  контроля над своим поведением;

3.выработка волевых  качеств личности.       

 Все эти процесы подсознательно начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Еще одно направление  в развитии воли проявляется в  том, что человек сознательно  ставит перед собой все более  трудные задачи и преследует все  более отдаленные цели, требующие  при.ложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности.

Совершенствование волевой регуляции поведения  у детей связано с их общим  интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: например упрямство интенсивность, или силу воли, которая заключается в умении преодолевать встречающиеся препятствия на пути к достижению поставленной цели.  

в понятии воли мы различаем выносливость и настойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося  к достижению поставленной цели.. 

необходимо различать  принципиальную последовательность и постоянство воли, в противоположность непостоянству и непоследовательности. Эта принципиальная последовательность заключается в том, что все действия человека вытекают из единого руководящего принципа его жизни, которому человек подчиняет все побочное и второстепенное 

различают критичность  воли, противополагая ее легкой внушаемости  и склонности действовать необдуманно. Эта особенность заключается  в глубокой продуманности и самокритической оценке всех своих действий. Склонить такого человека к изменению взятой им линии поведения можно лишь путем обоснованной аргументации. 

различают решительность, заключающуюся в отсутствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром принятии решений и смелом проведении их в жизнь. 

волю характеризуют  по умению подчинять свои личные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.

32) Особености тактической подготовки спортсменовПод тактикой в спорте понимается совокупность приемов и средств, которые применяются для достижения конкретной поставленной в соревнованиях цели, основанной на расчете реальных возможностей спортсмена и его соперников. Тактика является подчиненной частью стратегии, то есть совокупности общих закономерностей подготовки спортсмена и ведения соревновательной борьбы. Иногда тактику приравнивают к искусству ведения спортивной борьбы.

Тактическое мастерство спортсмена теснейшим образом связано  с развитием физических качеств, владением техникой данного вида спорта, знанием правил соревнований и особенностей подготовки соперников, психической подготовленностью  и опытом.

Каждый вид спорта имеет свои характерные тактические  приемы, в некоторых видах спорта они весьма многообразны и сложны, в других видах их арсенал невелик. Чаще всего это связано со степенью стандартности соревновательных действий. Более сложная тактика характерна для спортивных игр, единоборств, а  также технических видов спорта, связанных с прохождением сложной дистанции, погодными условиями и многочисленностью соперников. В меньшей мере успешность соревновательной деятельности зависит от тактической подготовленности спортсмена в так называемых стандартных видах спорта: циклических, прицельных, сложно-координационных, силовых и скоростно-силовых, где спортсмен должен сосредоточиться на максимальной силе, точности, быстроте и координации движений. Однако и здесь по мере роста спортивного мастерства значимость тактической подготовки возрастает.

Тактическое мастерство связано с многими психическими качествами: адекватностью восприятия и оценки соревновательных ситуаций, развитием различных видов памяти, мышления и прогнозирования, чувств и воли, с коммуникативными способностями.

Коммуникативные способности  – способности к одностороннему и многостороннему информационному  взаимодействию в социальной и биологической  сферах. В коммуникации могут быть использованы технические средства. Основные функции коммуникативных способностей: упраштенческая. информативная, эмоционально-выразительная и контактная.

Основой для психологического анализа тактической подготовки спортсмена является тактическое действие. В его состав входят: восприятие и оценка ситуации, возникновение  проблемной ситуации и решение тактической  задачи, реализация решения и контроль.

Проблемная ситуация – совокупность условий, в которых  возникают мышление и воображение. Проблемная ситуация содержит противоречие между неизвестным и известным; в этой ситуации ранее усвоенных  знаний оказывается недостаточно и  возникает потребность в новых  знаниях. Преобладание известного стимулирует  мыслительный процесс, преобладание неизвестного порождает воображение. Восприятие и оценка ситуации предполагают постоянную обработку информации, имеющей отношение к тактике, по ходу спортивного соревнования, а также сопоставление этой информации с хранимыми памятью элементами оценки ситуации как тактически значимой, что обусловливает переход ко второй фазе тактического действия.

Возникновение проблемной ситуации и решение тактической  задачи весьма сходны с обычным мыслительным процессом решения задачи, с той  лишь разницей, что мышление может  протекать на фоне значительного мышечного утомления или быть весьма ограничено во времени. При этом спортсмен может предпринять попытку решения задачи известным способом или -решать ее, используя рассуждения и интуицию. Как правило, решение тактической задачи в качестве условий включает прогнозирование дальнейшего развития ситуации, возможность разгадки замыслов соперника, учет собственного состояния. Нередко в проблемных ситуациях значительной неопределенности спортсмену приходится использовать воображение, образную память. По мере накопления соревновательного опыта большинство тактических решений приобретает характер навыка. Важнейшим условием тактического мышления является своевременность принятия решения.

Образная память – запоминание, сохранение, воспроизведение  и забывание, обеспечивающее включение  в деятельность психических образов. Психический образ – субъективная картина мира или его фрагментов, в состав которой входят сам субъект  и окружающая действительность во временной  и пространственной динамике.

Информация о работе Психология спорта