Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, шпаргалка
Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий,
1. Понятие о предмете психологии физического воспитания
Психология физического воспитания — это отрасль психологи' ческой науки, изучающая закономерности развития и проявления психики человека в специфических условиях физического воспитания.
Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции психических состояний. П. Ф. Лесгафт писал: «Органы чувств имеют такое прямое и непосредственное отношение к сознательной деятельности человека, что образование его совершенно немыслимо без возможно большего упражнения этих органов... поэтому насколько развиты палец (осязание), глаз, ухо и все воспринимающие извне органы, настолько же развит и ум -человека и, настолько человек в состоянии самостоятельно действовать... Развитие всех указанных способностей получается исключительно упражнением и составляет одну из главнейших задач физического образования. Отсюда возникает настоятельная необходимость для учителя «познакомиться с психологией движений»*. Для широкого распространения физической культуры среди разных слоев населения, и прежде всего среди детей и молодежи, исключительно важно формирование у них интересов, мотивов, потребностей к занятиям физическими упражнениями. Без развития этих личностных качеств, а также без положительного отношения к физической культуре невозможно решение тех важнейших государственных задач, которые были поставлены в решениях XXVII съезда КПСС, в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 г. «О дальнейшем подъеме массовой физической культуры и спорта», где прямо указывается, что физическая культура и спорт должны войти в жизнь каждой семьи, а занятия физическими упражнениями стать развитой потребностью каждого советского человека.
формирование у себя отдельных качеств (прежде всего волевым и физических) через отдельные поступки. В старшем школьнош возрасте самовоспитание носит ярко выраженный социально знац чимый характер (подготовка к жизни в обществе). Оно становит-' ся более комплексным, связанным с направленностью личности, в первую очередь — профессиональной.
Самовоспитание — длительный процесс, он не отделим от веЯ дущей деятельности. Потребность в нем остро переживается только тогда, когда человек активен в своей основной деятельности.) Учебная, общественная, трудовая деятельность должна быть op^j ганизована так, чтобы он осознавал ее социальную значимость, те требования, которые она к нему предъявляет, свои возможности и недостатки. В этих условиях человек начинает четко понимать необходимость работы над собой.
Самовоспитание требует активного самоуправления своим поведением; надо ставить цели, добиваться их осуществления, планировать весь образ жизни. Другими словами, формирование! воли является необходимым условием самовоспитания. Слабая | воля делает самовоспитание очень неустойчивым.
Самовоспитание тесно связано с воспитанием, являясь его продолжением, развитием, углублением. Самовоспитание — это субъективное преломление воспитательного процесса как части внешнего мира, побуждающего личность изменяться. Воспитание и са-\ мовоспитание находятся в неразрывном единстве. Это один из аспектов взаимодействия внутреннего и внешнего, объективного и субъективного. Переход внешнего во внутреннее в юношеские годы — это переход воспитания в самовоспитание. Самовоспитание поднимает воспитание на качественно новую ступень (молодой человек из объекта воспитания становится его субъектом). Но оба эти процесса направлены на единую цель: развитие личности.
Процесс работы над собой осуществляется посредством всестороннего самопознания, формирования адекватной самооценки, развития самоуважения, самовыражения своего социального «Я» и самоутверждения себя в коллективе и обществе. Самовоспитание-^- это наиболее высокая форма саморазвития и самосовершенствования личности
2)Возникновение
и развития психологии
Возникновение и
развитие психологии спорта. Первое исследование
психологии спорта было посвящено анализу
процесса упражнения, направленного
на выявление характерных
Изучение влияния
систематических занятий
Осуществлялись психологические исследования вестибулярной чувствительности в связи с занятиями физическими упражнениями, в том числе при обучении летному делу и в парашютному спорту (В. Стрельцов, Г. Гагаева, А. Черникова и др.., 1938).В середине 30-х годов XX в. в институтах физической культуры Москвы и Ленинграда вопросы психологии спорта был введен в учебный процесс и разработаны первые программы специального курса "Психология спорта".
В 50-х годах
начинается разработка вопросов, связанных
с изучением специфических
Изучение проблем психологических особенностей обучения и тренировки в спорте осуществлялось по двум направлениям: обобщение фактического материала, попытки создания психологической теории и продолжение исследований практически важных аспектов психологии спорта.
До ведущих теоретических разработок относится проблема психомоторных навыков. Здесь прослеживается последовательность в развитии идей о движениях и действиях, высказанных И. Сеченова, о формировании произвольной психомоторной действия. Ученый отмечал, что количество произвольных движений, совершенных руками, ногами, головой и туловищем человека, в действительности сопоставима с количеством возможных движений, обусловленных анатомическим строением скелета и его мышц, оказывается чрезвычайно ограниченной.
Развитие психомоторных
действий и движений в современном
спорте убедительно доказал
В основу разработки теории психомоторных действий спортсмена было положено и продуктивно использованы следующие утверждения И. Сеченова:
1) все элементарные
формы движений рук, ног,
2) чем больше заученно движение, тем легче подчиняется оно воли, и наоборот, в движении неуклюжем воля бессильна перед мышцами (в крайнем случае нет власти воли над мышцами, которым практическая жизнь не дает условий для развития);
3) власть во
всех случаях касается только
импульс к началу действия
и конца, так же как усиление
или ослабление движений; сам
же движение происходит без
какого-либо дальнейшего
Благодаря этим утверждением
были определены особенности формирования
психомоторных навыков у
Психологи спорта
изучали такие проблемы, как особенности
эмоционально-волевых
Изучение воспитательного
значения спортивной активности, особенностей
волевых усилий, осуществленных в
условиях преодоления больших
Осуществлялись поиски возможностей:
• определять состояние спортивной формы по отдельным показателям сенсомоторики в соревнованиях по борьбе;
• изменения точности
кинестетических
• дифференцирование мышечных усилий спортсменов разных специальностей;
• велосипедистов к формированию специализированных восприятий особенности динамики, ощущения времени у лыжников и гимнастов во время соревнований и способы его формирования;
• определение показателей точности восприятия и представления микроинтервалов времени подобное.
Эти работы дали
основания рассматривать
Выясняли влияние
специфической организации
основанная на естественной свойства человека по форме мысли выполнять движения с заданными характеристиками. Однако идеомоторная регуляция возможна только после того, как движения и действия будут детально осмыслены и уточнены в самом образе будущего действия. Это позволило определить способы идеомоторной тренировки: средства специальной разминки; аналоговые упражнения, имеющие определенное сходство с основного действия и выборочно уточняют отдельные структуры образа движений; определить ведущие задачи действия, дающие возможности спортсмену осмыслить движения и в мысленном образе добрать необходимые средства для реализации этого намерения.
В 70-х годах начали изучать проблемы личности в спорте. Рекомендовалось выделять для анализа:
• мотивы поведения;
• динамику свободы в обычных условиях и на соревнованиях;
• темперамент;
• структуру характера отношений между потребностями, эмоциональной сферой и целями тренировки и соревнований.
Психические свойства личности, необходимые для конкретного вида спорта, оказываются как обобщенные черты характера. Направленность личности спортсмена тесно связана с особенностями проявления свойств нервной системы и темперамента.
В этот период активно
изучаются также социально-