Психология спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий,

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 273.60 Кб (Скачать)

 

1. Понятие о предмете психологии физического воспитания

Психология  физического воспитания — это отрасль психологи' ческой науки, изучающая закономерности развития и проявления психики человека в специфических условиях физического воспитания.

Основная   задача   этой   отрасли психологии —  помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в  физическом  воспитании. В   процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается  двигательная   память,   мышление, воля, способность к   саморегуляции   психических состояний. П. Ф. Лесгафт писал: «Органы чувств имеют такое прямое и непосредственное отношение к сознательной деятельности человека, что образование его совершенно немыслимо без возможно большего упражнения этих органов... поэтому насколько развиты палец (осязание), глаз, ухо и  все  воспринимающие извне органы, настолько же развит и ум -человека и, настолько человек в состоянии самостоятельно действовать... Развитие всех указанных способностей получается исключительно  упражнением   и   составляет одну из главнейших задач физического образования. Отсюда возникает настоятельная необходимость для учителя «познакомиться с психологией движений»*. Для  широкого   распространения   физической   культуры среди разных слоев населения, и прежде всего среди детей и молодежи, исключительно   важно   формирование у них интересов, мотивов, потребностей к занятиям физическими упражнениями. Без развития этих личностных качеств, а также без положительного отношения к физической культуре невозможно решение тех важнейших государственных задач, которые были поставлены в решениях XXVII съезда КПСС, в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров   СССР   от   11 сентября 1981 г. «О дальнейшем подъеме массовой физической культуры и спорта», где прямо указывается, что физическая культура и спорт должны войти в жизнь каждой семьи, а занятия физическими упражнениями стать развитой потребностью каждого советского человека.

формирование у себя отдельных качеств (прежде всего  волевым и физических) через отдельные поступки. В старшем школьнош возрасте самовоспитание носит ярко выраженный социально знац чимый характер (подготовка к жизни в обществе). Оно становит-' ся более комплексным, связанным с направленностью личности, в первую очередь — профессиональной.

Самовоспитание — длительный процесс, он не отделим от веЯ дущей деятельности. Потребность в нем остро переживается только   тогда, когда человек активен в своей основной деятельности.) Учебная, общественная, трудовая деятельность должна быть op^j ганизована так, чтобы он осознавал ее социальную значимость, те требования, которые она к нему предъявляет, свои возможности и недостатки. В этих условиях человек начинает четко понимать необходимость работы над собой.

Самовоспитание требует  активного  самоуправления  своим поведением; надо ставить цели, добиваться их осуществления, планировать весь образ жизни. Другими словами, формирование! воли   является   необходимым   условием самовоспитания. Слабая | воля делает самовоспитание очень неустойчивым.

Самовоспитание тесно  связано с воспитанием, являясь  его продолжением, развитием, углублением. Самовоспитание — это субъективное преломление воспитательного процесса как части внешнего мира, побуждающего личность изменяться. Воспитание и са-\ мовоспитание находятся в неразрывном единстве. Это один из аспектов взаимодействия внутреннего и внешнего, объективного и субъективного. Переход внешнего во внутреннее в юношеские годы — это переход воспитания в самовоспитание. Самовоспитание поднимает воспитание на качественно новую ступень (молодой человек из объекта воспитания становится его субъектом). Но оба эти процесса направлены на единую цель: развитие личности.

Процесс работы над собой  осуществляется посредством всестороннего самопознания, формирования адекватной самооценки, развития самоуважения, самовыражения своего социального «Я» и самоутверждения себя в коллективе и обществе. Самовоспитание-^- это наиболее высокая форма саморазвития и самосовершенствования личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Возникновение  и развития психологии физического  воспитания и спорта

 

 

 

 

 

Возникновение и  развитие психологии спорта. Первое исследование психологии спорта было посвящено анализу  процесса упражнения, направленного  на выявление характерных признаков  формирования навыков в этой области  человеческой деятельности. В 1925 г. выявлено структурные особенности реакций в связи с мышечной работой (ГТ. Рудик, 1925). Прослежено влияние физической культуры на развитие процессов восприятия, памяти, внимания, воображения, значение этого вида активности в формировании характера человека (А. Нечаев, 1926). Работы профессора 3. Чучмарьова (1929) показали влияние уроков физической культуры на интеллектуальные функции человека и его умения управлять собой. А. Пуни (1929) рассмотрел влияние соревнований на психику спортсмена. Эти работы определили предмет психологии, проблематику и методы научных исследований.

Изучение влияния  систематических занятий физическими  упражнениями содержало и психологические  измерения. Исследовали восприятие, внимание, память, реакции и другие проявления психики в спортивной деятельности (П. Рудик, 1930). Результаты физиологических и биометрических измерений соотносились с течением психических процессов и давали возможность определить характер и степень положительного влияния занятий физическими упражнениями на психическое развитие человека.

Осуществлялись  психологические исследования вестибулярной  чувствительности в связи с занятиями  физическими упражнениями, в том  числе при обучении летному делу и в парашютному спорту (В. Стрельцов, Г. Гагаева, А. Черникова и др.., 1938).В середине 30-х годов XX в. в институтах физической культуры Москвы и Ленинграда вопросы психологии спорта был введен в учебный процесс и разработаны первые программы специального курса "Психология спорта".

 

В 50-х годах  начинается разработка вопросов, связанных  с изучением специфических особенностей различных психических процессов  у спортсменов. Изучались эмоционально-волевые  процессы и их ход у легкоатлетов-бегунов, кинестетические ощущения у фехтовальщиков, восприятие времени у бегунов, значение зрительного и двигательного  восприятия гимнастов во время выполнения упражнений, особенности развития мышечно-двигательных представлений в процессе обучения акробатических упражнений, значение тактического мышления в спорте; влияние  разминки на результативность действий; особенности запоминания движений во время физических упражнений. Это  далеко не полный перечень работ, выполненных  психологами спорта в первые послевоенные годы.

 

Изучение проблем  психологических особенностей обучения и тренировки в спорте осуществлялось по двум направлениям: обобщение фактического материала, попытки создания психологической  теории и продолжение исследований практически важных аспектов психологии спорта.

До ведущих  теоретических разработок относится  проблема психомоторных навыков. Здесь  прослеживается последовательность в  развитии идей о движениях и действиях, высказанных И. Сеченова, о формировании произвольной психомоторной действия. Ученый отмечал, что количество произвольных движений, совершенных руками, ногами, головой и туловищем человека, в действительности сопоставима с количеством возможных движений, обусловленных анатомическим строением скелета и его мышц, оказывается чрезвычайно ограниченной.

Развитие психомоторных  действий и движений в современном  спорте убедительно доказал возможности  создания новых форм психомоторных  действий, предоставленных природой человеку и обусловленных анатомическими и физиологическими свойствами ее мышц. Этот прогресс, вероятно, продолжится, опираясь на еще далеко не использованы возможности построения новых движений и действий спортсменов, создание новых результативных "стилей" движений, что позволит полнее реализовать природные возможности человека.

 

В основу разработки теории психомоторных действий спортсмена было положено и продуктивно использованы следующие утверждения И. Сеченова:

1) все элементарные  формы движений рук, ног, головы  и туловища, так же, как все  комбинированные движения, заучиваются  в детстве (ходьба, беганье, речь, движение глаз и др.), становятся  подчиненными воле уже после  того, как они заученные;

2) чем больше  заученно движение, тем легче  подчиняется оно воли, и наоборот, в движении неуклюжем воля бессильна перед мышцами (в крайнем случае нет власти воли над мышцами, которым практическая жизнь не дает условий для развития);

3) власть во  всех случаях касается только  импульс к началу действия  и конца, так же как усиление  или ослабление движений; сам  же движение происходит без  какого-либо дальнейшего вмешательства  воли, как повторение того, что  делалось уже тысячи раз в  детстве, когда о вмешательстве  свободы в акт не идет.

 

Благодаря этим утверждением были определены особенности формирования психомоторных навыков у спортсменов  и уточнено само понятие навыки, выявлено значение чувственных и  логических компонентов спортивной деятельности, осознание движений в  овладении психомоторными навыками, роль слова в формировании навыка в процессе обучения, выделены общие  структурные особенности навыков  в спорте.

 

Психологи спорта изучали такие проблемы, как особенности  эмоционально-волевых процессов, наблюдаемых  у спортсменов во время соревнований: эмоциональные состояния "предстартовой  лихорадки". Выделены особенности  психологического подготовка спортсмена к соревнованиям. Большое внимание уделено исследованию психологических  особенностей отдельных видов спорта. Было обнаружено специфических восприятия, характерные для отдельных видов  спортивных движений и действий: "чувство  воды" в плавании, "чувство мяча" в футболе, "чувство времени" в беге подобное.

 

Изучение воспитательного  значения спортивной активности, особенностей волевых усилий, осуществленных в  условиях преодоления больших трудностей, позволили составить психологическую  характеристику таких качеств личности спортсмена, как смелость, решительность, стойкость, выдержка, дисциплинированность, и обосновать средства их воспитания и совершенствования. Определена структура  мотивации и относительную "силу мотивов", их регулировочную роль в  повышении качества обучения и тренировки.

 

Осуществлялись  поиски возможностей:

• определять состояние  спортивной формы по отдельным показателям  сенсомоторики в соревнованиях по борьбе;

• изменения точности кинестетических пространственных восприятий в гимнастике как показателя готовности к соревнованиям;

• дифференцирование  мышечных усилий спортсменов разных специальностей;

• велосипедистов к формированию специализированных восприятий особенности динамики, ощущения времени у лыжников и гимнастов  во время соревнований и способы  его формирования;

• определение  показателей точности восприятия и  представления микроинтервалов времени подобное.

 

Эти работы дали основания рассматривать состояния  сенсомоторики как индикаторы спортивной формы.

Выясняли влияние  специфической организации идеомоторики на качество усвоения движений и повышения способности регулирования ними,

основанная на естественной свойства человека по форме  мысли выполнять движения с заданными  характеристиками. Однако идеомоторная регуляция возможна только после  того, как движения и действия будут  детально осмыслены и уточнены в  самом образе будущего действия. Это  позволило определить способы идеомоторной тренировки: средства специальной разминки; аналоговые упражнения, имеющие определенное сходство с основного действия и  выборочно уточняют отдельные структуры  образа движений; определить ведущие  задачи действия, дающие возможности  спортсмену осмыслить движения и  в мысленном образе добрать необходимые  средства для реализации этого намерения.

В 70-х годах  начали изучать проблемы личности в  спорте. Рекомендовалось выделять для  анализа:

• мотивы поведения;

• динамику свободы  в обычных условиях и на соревнованиях;

• темперамент;

• структуру характера  отношений между потребностями, эмоциональной сферой и целями тренировки и соревнований.

 

Психические свойства личности, необходимые для конкретного  вида спорта, оказываются как обобщенные черты характера. Направленность личности спортсмена тесно связана с особенностями  проявления свойств нервной системы  и темперамента.

 

В этот период активно  изучаются также социально-психологические  аспекты спортивного коллектива: особенности взаимоотношений в  игровом коллективе, его сплоченности, взаимного юношеского спортивного  коллектива, средств общения в  спортивной деятельности; социально-психологические  аспекты индивидуальных видов спорта, особенности структуры малых  спортивных групп. Исследуются психологические  аспекты игры во время соревнований и тренировок: динамика психических  функций в одних случаях идентична  для соревнования и тренировки, а  в других - имеет разную направленность. Это зависит от взаимоотношений  между партнерами и контрдействий  между партнерами и соперниками. Было установлено, что в различных  условиях деятельности изменяется мотивационная  сфера спортсменов.

Информация о работе Психология спорта