Психология спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий,

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 273.60 Кб (Скачать)

 

4)Методы исследования в психологии физического воспитания и спорта

 психологии  физического воспитания и спорта  используются методы, общие для  всех разновидностей психологической  науки. Но они нередко модифицируются  применительно к специфике условий  изучения деятельности личности  в физическом воспитании и  различных видах спорта.

Многообразие  методов научного психологического исследования можно разделить на четыре группы:

  • организационные
  • эмпирические
  • количественно – качественного анализа научных фактов
  • интерпретационные.

1. Организационные  методы – определяют стратегию исследования.

К этой категории методов  относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод используется для изучения психологических различий в психических процессах, состояниях, свойствах и личностных особенностях спортсменов в зависимости от возраста, пола, спортивной специализации, квалификации, от особенностей методики физического воспитания, спортивной подготовки, условий тренировки и соревнований и др.

Лонгитюдный метод используется с целью многолетнего прослеживания хода психического и психомоторного развития. Например, влияние занятий физической культурой на развитие психических процессов и двигательных качеств младших школьников. Это имеет существенное значение для совершенствования методики физического воспитания в школе. С успехом применяется при изучении влияния многолетней спортивной тренировки на формирование личности спортсменов.

Комплексный метод заключается  в многостороннем изучении одного итого  же объекта, одного и того же явления  с помощью некоего множества  частных методик. Например, при определении  уровня тренированности спортсмена может быть использован комплекс методик, направленных на изучение познавательных, эмоциональных, волевых процессов  и личностных характеристик спортсмена.

2. Эмпирические  методы: объективное наблюдение, самонаблюдение, экспериментальный метод и методы психодиагностики.

Объективное наблюдение – используется для изучения психических, двигательных, поведенческих и других проявлений спортсменов в естественных условиях их деятельности (на тренировке, на соревнованиях и др.). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной, стенографической записи, технических средств (киноаппаратуры, магнитофона, видеомагнитофона и др.). Наблюдение всегда целенаправленно, проводится по заранее составленной схеме, с заранее предусмотренным планом обработки зарегистрированных фактов.

Самонаблюдение чаще всего  сочетается с другими методами и  выражается в форме словесного отчета, раскрывающего некоторые субъективные стороны изучаемого явления. Например, анализ спортсменом своих движений, действий, переживаний, состояний, мыслей и т.д. в процессе деятельности. Что  чрезвычайно важно для познания спортсменами самих себя (самопознания) в целях самосовершенствования  не только технико-тактическом отношении  или в плане развития двигательных качеств, но и особенно в целях  формирования себя как личности и  рационального управления самим  собой в многообразных, часто  непредвиденных, ситуациях жизни  и деятельности.

3. Экспериментальный  метод – лабораторный и естественный  эксперимент.

Лабораторный эксперимент  проводится в специальных помещениях – лабораториях, камерах и пр., оборудованных приборами и аппаратурой  различного типа (тахистоскопами, рефлексометрами, регистрационными приборами и вычислительными средствами).

Естественный эксперимент  – констатирующий, формирующий или  преобразующий – психолого-педагогический.

В лабораторном и естественном эксперименте иногда используются методы моделирования. Обычно моделируются соревновательные условия, в которых протекает  деятельность спортсменов.

4. Психодиагностические  методы.

Рассчитаны на изучение умственного  и психомоторного развития, специальных  способностей к конкретным видам  спорта, психических, (предсоревновательных, соревновательных, послесоревновательных и др.) состояний спортсменов, в частности состояния психической готовности к соревнованию, состояние тренированности и пр. могут быть применены и для отбора кандидатов в сборные команды. Широко используются различные

инструментальные и бланковые  методики для исследования интеллекта, психомоторики, конкретных познавательных, эмоциональных и волевых процессов, а также свойств личности спортсмена.

5. Методы количественно  – качественного анализа

Используются для обработки  фактического материала исследований.

Количественные методы – математико-статистические методы (корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминантный и др. виды анализа).

Количественные методы заключаются в анализе материалов исследования по содержательной сущности изучаемых психических явлений, их дифференцировке и классификации по типам, группам, вариантам и                т.п. Например, при изучении влияния учебной и соревновательной мотивации на овладение двигательными действиями спортсменов с сильной и слабой нервной системой фактический материал требует следующей дифференцировки:

  • во-первых, разделения учащихся на группы по признаку силы – слабости нервной системы;
  • во-вторых, выделения в каждой группе вариантов успешности овладения действиями в зависимости от указанной выше мотивации.

Интерпретационные методы. К этим методам относятся различные  варианты теоретического анализа и  обобщения материалов исследования с позиций системно-структурного, функционального, генетического, кибернетического, информационного и других концептуальных подходов к разрабатываемой проблеме.

 

5 ) стр 15

9)стр

15)Основы формирования личности

Физическая культура как предмет  школьной программы решает наряду с другими предметами общевоспитательные задачи. В программе по физической культуре сказано: физическое воспитание в школе осуществляется в тесной связи с идейно-политическим, нравственным, трудовым и эстетическим воспитанием.

Для общего процесса формирования личности огромное значение имеет, в каком возрасте влияют на человека те или иные факторы, благоприятные для ее развития. Многие виды деятельности и связанные с ними проявления личности специфичны для определенного возраста. Физические упражнения особенно ценны для всестороннего развития личности в детском и юношеском возрасте. Рациональное использование свойственной детскому и юношеско-

му возрасту физичегкой дееспособности благоприятствует форми-1 рованию многих положительных свойств, а на этой основе —даль- : нейшему развитию психологических особенностей личности. Средствами  физического воспитания  можно эффективно формировать такие  очень   важные  нравственные  качества,   как  коллективизм, трудолюбие, ответственность и долг, товарищеская взаимопомощь, гуманизм, честность и др.

На уроках физической культуры необходимо специально создавать такую обстановку, которая способствовала бы развитию щ учеников стремления к товарищескому и дружескому общению. Воспитание товарищеских отношений следует начинать с развития чувства общительности и взаимопомощи. Например, на уроке стоит задача научиться выполнять расхождение вдвоем на бревне. Урок начинается с общеразвивающих упражнений, которые проводятся в парах. Это создает предпосылки для совместного выполнения основной задачи. Замечания учителя концентрируют внимание учеников на оказании взаимопомощи: «не сбивай с ритма товарища», «помогай товарищу» и т. д. Для решения воспитательных за-| дач разучивание новых упражнений важно проводить так, чтобы учащиеся имели возможность оказывать друг другу помощь, оценивать выполнение упражнений. При такой организации урока формируется умение помогать друг другу, на основе чего развиваются товарищеские отношения и чувство коллективизма.

Воспитанию коллективизма, дружбы, товарищеской взаимопомощи способствует правильное подведение итогов занятия, когда указывается на достаточное или- недостаточное проявление этиза качеств. Часто, например, после игры или эстафеты только объявляется результат. Если дать анализ поведения каждой команды, показать, что выигравшая команда правильно распределила свои силы, проявила взаимовыручку и поэтому победила, воспитательное воздействие урока значительно повышается.

Большое значение для формирования личности имеет спортивно-массовая работа в школе. Особую ценность в этом отношении представляют спортивные соревнования. Они используются как для развития массового спорта, так и для решения задач нравственного воспитания. Если соревнования являются одним из важнейших общешкольных традиционных мероприятий, которым предшествует большая подготовительная работа, то воспитательную ценность их трудно переоценить. Ответственность участников соревнования связана не только с защитой своих личных интересов, но и прежде всего спортивных интересов коллектива, за который они выступают.

16) Двигательный навык — это целостное, сознательное, автоматизированное действие, доведенное в процессе упражнения до известной степени совершенства, выполняемое точно, экономно, с высоким качественным и количественным результатом

Выработка разнообразных двигательных навыков у спортсмена имеет важнейшее значение для овладения техникой, так как они составляют ее основу в любом виде спортивной деятельности.

Двигательные навыки в спорте имеют  следующие психологические особенности:

231

 

  1. Целостное   двигательное действие состоит из ряда элемен 
    тов. Например, прыжок в длину с разбега—-из разбега, отталки 
    вания, полета, приземления. Но не сумма этих элементов опреде 
    ляет   навык,   а, наоборот, целостный характер действия обуслов 
    ливает составляющие его элементы, подчиняет их основной задаче: 
    сложного технического действия, превращает их в средство осу! 
    ществления этой задачи.
  2. Совершенство.   В   выполнении   всех   элементов целостного 
    двигательного действия требуется высокая степень совершенства:* 
    точность движений, устойчивость и гибкость навыка.

В процессе технической подготовки у спортсменов развивается специальная мышечно-двигательная чувствительность, позволяющая точно координировать двигательные действия по пространственным, временным и силовым компонентам. Благодаря точности! двигательных навыков действия становятся экономными и результативными.

В процессе тренировки двигательные навыки делаются более устойчивыми, менее подверженными воздействиям сбивающих факторов.

Наряду с повышением точности и.устойчивости навыка вырабатывается его гибкость. Спортсмен овладевает различными способами выполнения действия, может применять наиболее целесо-1 образные из них в зависимости от изменяющихся условий.

  1. Автоматизмы.  Двигательные  навыки требуют наличия   ав- j 
    томатизма. Они очень разнообразны по своей структуре, поэтому 
    число и степень осознанно и автоматически выполненных движе-1 
    ний в разных спортивных навыках различно. Например, структура 
    навыков пловца, бегуна, велосипедиста представляет собой опре 
    деленные повторяющиеся циклы, в связи с чем характерной осо 
    бенностью навыков этого типа является высокая степень автома 
    тизации движений, хотя все действия в целом выполняются со 
    знательно.  Автоматизированный характер двигательных навыков 
    не исключает функцию сознания спортсмена.
  2. Осознанность.   Двигательные   действия   спортсмена  всегда 
    осознанны.   Процесс   образования   навыков   и   использование их] 
    в деятельности — от начала и до конца сознательный процесс, и | 
    навыки, как бы глубоко по механизму они ни были автоматизи 
    рованы, всегда остаются сознательными действиями. В зависимо 
    сти от условий и задач выполнения двигательного навыка те или 
    иные  заученные   движения, входящие в него, могут выполняться 
    автоматически   или   неавтоматически, т. е. неосознанно или осо 
    знанно, с различной степенью ясности. Вместе с тем все действие

в целом  выполняется сознательно, поскольку  спортсмен понимает цель, задачи, средства и результаты его выполнения.

0 технике выполнения двигательного действия. В полимодальной структуре представления в этот период преобладает зрительный компонент. Мышечно-двигательные ощущения и восприятия расплывчаты, аморфны и еще очень несовершенны. Спортсмен отчетливо понимает цель, но имеет смутное понимание о способе ее достижения. При попытках выполнить действие имеют место весьма грубые ошибки, много лишних движений, отсутствует положительный перенос двигательного навыка.

II стадия.  Овладение приемами выполнения навыка, нахож 
дение и закрепление наиболее эффективных движений, необходи 
мых для правильного выполнения упражнения. В результате дви 
гательные представления становятся более полными и точными, 
мышечно-двигательные   ощущения   и   восприятия  более четкими 
и осознаваемыми. Зрительный контроль за выполнением упраж 
нения  перестает  быть ведущим,  большая роль отводится двига 
тельным   и   вестибулярным   компонентам   контроля.   Временами 
действие выполняется качественно при ослаблении произвольного 
внимания — появляется   возможность   его   распределения.. Спорт 
смен постепенно освобождается от ряда ошибок, лишних движе 
ний. Становится возможным положительный перенос навыка.

III стадия. Закрепление и совершенствование навыка. Пред 
ставление   упражнения   характеризуется   максимальной отчетли 
востью и дифференцированностью. Двигательное действие выпол 
няется   быстро,   точно,   экономно. Исчезает необходимость в зри 
тельном    контроле.   Контроль   осуществляется   в   основном   при 
помощи  мышечно-двигательных ощущений.  Двигательный ^иавьж 
стабилизируется,   приобретая   вариативный   и помехоустойчивый 
характер:   при   изменении условий действие может выполняться 
различными способами и приемами, а посторонние раздражители 
не вызывают нарушения устойчивой системы движений.

Эта стадия своего завершения не имеет. Она продолжается до тех пор, пока спортсмен тренируется и выступает в соревнованиях.

Формирование двигательного навыка происходит в процессе длительного упражнения и имеет скачкообразный характер. Анализ «кривой упражнения» (графического изображения процесса образования двигательного навыка) показывает, что формирование навыка имеет следующие закономерности:

  1. Образование двигательного навыка носит прогрессивно-по 
    ступательный характер, т. е. «кривая упражнения» всегда имеет 
    тенденцию роста результатов.
  2. Рост  результатов  характеризуется  неравномерностью:   вна 
    чале   усвоения   спортивного   навыка   результаты   растут быстро, 
    а затем постепенно их рост замедляется. Это объясняется тем, что 
    вначале спортсмен овладевает основными механизмами движения, 
    затем переходит к совершенствованию техники.
  3. Результаты   растут   скачкообразно.   «Кривая упражнения» 
    имеет ломаный характер — со взлетами и спадами;
  4. На   стадии   совершенствования   навыка возникает стойкая 
    стабилизация результатов («плато»), задержка в росте результа

Информация о работе Психология спорта