Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, шпаргалка
Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий,
Главное место в психологии спорта занимает психологическое подготовки спортсмена. Эта проблема изучается со стороны общего психологического подготовке и готовности спортсмена к конкретному соревнования. Общее психологическое подготовки непосредственно вносится в систему тренировки. Практической значимости приобретает изучение адаптации к физическим нагрузкам, психомоторного обучения,
механизмов оценки действий в тактических ситуациях и принятия оперативных решений, проявлений волевых качеств на тренировке и в соревнованиях, динамики творческих процессов в тренировке.
Исследование психических состояний и приемы их регуляции позволили создать основы психорегулирования, аутогенной и психомышечной тренировки, рассматриваемых как средства саморегуляции в тренировке и соревнованиях.
Ведущей задачей психологии спорта является обеспечение формирования личности спортсмена. Воспитание спортсменов сейчас рассматривают как важнейшую составляющую психологического подготовки к соревнованиям.
Актуальной в психологии спорта была и остается проблема развивающего обучения. Решение ее касается двух аспектов психической регуляции движений:
1) разработка
способов формирования
2) психологии
обучения сложных и
Это касается и тех спортивных действий, имеющих уже достаточно устойчивые формы, но могут совершенствоваться за счет улучшения способов выполнения, приемов сенсорного контроля движений и образного их регулирования.
Назрела необходимость теоретически обобщить и осмыслить экспериментальные данные, накопленные в психологии спорта. Важно, чтобы психологическая теория обучения и тренировки выполняла все свои функции в практике психологического подготовки спортсменов и прокладывала ему новые пути в направлении прогресса физического воспитания и спортивной тренировки.
Доп История психологии спорта
Психология физического воспитания и спорта — одна из самых молодых специальных отраслей психологической науки. Можно сказать, что история ее еще не написана. Предпосылки становления отечественной психологии спорта как специальной области знания были заложены еще в начале XX в. П.Ф.Лесгафтом, выделившим в качестве основания учения о физическом воспитании единство человеческой личности, интегративную роль движения, гармоничность развития, сознательное освоение движений. Интенсивное развитие психологии спорта началось с 60–70-х гг. нынешнего века.
В 1965 г. по инициативе
Итальянской федерации
ИССП активно осуществляет свои функции. После Римского состоялись еще три конгресса: в 1968 г. в Вашингтоне, в 1973 г. — в Мадриде и в 1977 г. — в Праге. На Мадридском конгрессе президентом общества был избран представитель ЧССР проф. Мирослав Ванек.
С 1970 г. издается официальный орган ИССП — "Международный журнал психологии спорта". Создание ИССП стимулировало образование региональных объединений психологии спорта. Так, в 1967 г. возникло "Североамериканское общество психологии спорта", в 1969 г. — "Европейская ассоциация психологии спорта" (ФЕПСАК). В разные годы затем организовывались национальные общества спортивной психологии в Канаде, Японии, ФРГ, Англии, Франции, Бразилии, Австралии и других странах. Доклады по психологии спорта содержатся в программах XVIII и XX Международных (Всемирных) психологических конгрессов, Олимпийского научного конгресса 1972 г. в Мюнхене, Всемирного конгресса "Спорт в современном обществе", состоявшегося в 1974 г. в Москве.
Психология спорта в России. Возможность и необходимость возникновения психологии спорта была обусловлена целым рядом факторов. Это прежде всего потребности практики массового физкультурного движения и спорта, связанные с решением задач гармоничного духовного и физического развития людей и роста мастерства спортсменов. Главные предпосылки — идеи о психофизиологическом единстве человеческой природы, о всестороннем воспитании личности.
Большое значение имели труды И. М. Сеченова, его теория рефлекторной природы психической деятельности, его понимание единства внутренних (мозговых) механизмов и внешних проявлений психической деятельности, которые сводятся "...окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению". Особенно ценны идеи И. М. Сеченова об управлении движениями, регуляторами которых, как он писал, являются мысли и чувствование (особенно мышечное чувство), о заученных действиях (т. е. навыках) как наиболее подвластных воле, его гениальная характеристика воли как деятельной стороны разума и моральных чувств человека и многие другие положения, содержащиеся как в физиологических, так и в философских и психологических трудах.
Особо нужно выделить труды создателя первой в мире научно обоснованной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафта. Его система разработана и построена на современных для того исторического периода анатомо-физиологических, гигиенических и психологических основах. Его психологические идеи, относящиеся к физическому воспитанию, не утратившие значения до настоящего времени, содержатся не только в фундаментальном двухтомном "Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста", где есть даже специальный параграф "Психология движений", но и в "Основах теоретической анатомии", в "Семейном воспитании" и во многих других трудах.
Фактором огромного значения явилось преобразование курсов П. Ф. Лесгафта в "Государственный институт физического образования" и создание в Москве "Государственного Центрального института физической культуры". В составе того и другого институтов были организованы кафедры психологии. Были разработаны первые программы специального курса "Психология спорта". Тем самым были созданы необходимые условия для научной разработки психологических проблем физического воспитания и спорта.
Значительно расширилась проблематика исследований. Основные направления ее, говоря обобщенно, включали изучение: психологии личности спортсмена и тренера, общих и специфических для каждого вида спорта психологических особенностей спортивной деятельности, психологических основ обучения и воспитания в спорте, психологии спортивного соревнования, психологических аспектов подготовки и готовности спортсменов к соревнованиям, регуляции и саморегуляции деятельности и состояний спортсменов до, во время и после соревнований, социально-психологических аспектов физического воспитания и спорта, возрастно-психологических особенностей физического воспитания и спорта.
В 1952 г. в "Институте психологии АПН РСФСР" — А. Ц. Пуни защитил первую в истории психологии докторскую диссертацию на тему "Психология спорта". Позже появились монографии по психологии спорта О. А. Черниковой, А, Ц. Пуни, В. Г. Иоракидзе, С. Ч. Геллерштейна, Г. М. Гагаевой, А. В. Родионова, Н. А. Худадова, А. А. Лалаяна и др. Стали издаваться сборники трудов по психологии спорта. В 1958 г. вышел первый учебник по психологии для институтов физической культуры, написанный П. А. Рудиком. Специальный раздел учебника посвящен психологии спорта.
Психология физического воспитания и спорта как специальная отрасль психологической науки входит составной частью в программы Всесоюзных совещаний по психологии, а затем Всесоюзных съездов общества психологов.
Развитие психологии физического воспитания и спорта характеризуется все большим сближением ее с практикой. Особенно активным это сближение стало после того, как спортсмены вышли на широкую международную арену, стали непременными участниками Олимпийских игр и сильнейшими конкурентами всех "спортивных держав".
В наши дни спорт – один из наиболее престижных и популярных видов деятельности. Его общественные функции необычайно многочисленны и разнообразны. Масштабность спортивной практики требует соответствующего масштаба теоретической базы, на которой данная практика осуществляется.
Углубление психологических
и общетеоретических
3)Связь психологии спорта с общей Обучение двигательным действиям в физическом воспитании опирается на психологические закономерности, которые раскрыты в общей психологии. Их учет является необходимым условием ра-
циональной научно обоснованной организации занятий по физическому воспитанию.
Четкость мышечно-двигательных ощущений, их пространственных признаков (направления, формы, амплитуды), временных (быстроты), силовых (интенсивности напряжения и расслабления) необходима для формирования точных движений. Сознательная регуляция при сохранении равновесия является важнейшим условием формирования координации движений. Во время показа упражнения важны точность и полнота его зрительного восприятия. В процессе усвоения действия особая роль принадлежит зрительным и мышечно-двигательным восприятиям последовательности элементов, одновременности, длительности, темпа, ритма выполнения упражнений.
В представление о том или ином упражнении включены зрительные мышечно-двигательные, слуховые, тактильные, вестибулярные компоненты. Оно является эталоном, с которым постоянно сравнивается выполняемое действие. На основе этого сравнения в действие вносятся коррекции в случае его расхождения с программой. В этом проявляются программирующая и регулирующая функции представления при овладении двигательным действием. Мысленное выполнение упражнения в виде идеомотор-ных актов оказывает формирующее влияние на двигательные действия. В этом проявляется тренирующая функция представления.
Основу запоминания и воспроизведения двигательных действий составляет наглядно-образная и двигательная память. Важную роль играет также смысловое запоминание на основе понимания значения всех элементов действия, их связей и последовательности выполнения. Усвоение упражнения связано с механизмами долговременной памяти, следовательно, при обучении физическим упражнениям необходимо использовать общеизвестные мнемические приемы запоминания.
Использование закономерностей непроизвольного внимания важно для стимуляции двигательной активности особенно школьников. Вместе с тем физическое воспитание является одним из действенных средств развития произвольного внимания и его свойств. При обучении двигательным действиям предъявляются повышенные требования к устойчивости и концентрации внимания, а также к его переключению и распределению.
Мыслительные операции (анализ собственных действий и сравнение их с правильным выполнением, анализ и сравнение действий, выполняемых другими, абстракция — выделение отдельных, наиболее важных компонентов, обобщение нескольких упражнений по общим существенным компонентам) составляют основу осознанного овладения двигательными действиями.
Переживание чувства удовольствия от двигательной деятельности обусловливает потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Стенические эмоции, возникающие во время выполнения упражнений в соревновательных условиях, стимулируют к лучшему овладению действиями Успешное коллек-
тивное выполнение упражнений (эстафеты, спортивные игры]! создает общий положительный эмоциональный фон, способствуем формированию чувства коллективизма, чувства гордости и чести";
В процессе воспитания воли на занятиях физической культурой необходимо учитывать особенности объективных трудностей вы-3 полнения тех или иных двигательных действий, субъективны^ трудностей, связанных с возрастными особенностями учащихся] направленность волевых усилий при выполнении тех или иных упражнений, специфические требования к проявлению волевых] качеств при выполнении конкретных физических упражнений.
Эффективность занятий физической культурой определяется некоторыми особенностями направленности личности. Основой] активизации двигательной деятельности учащихся на занятиям является поддержание на высоком уровне потребности в движе-j нии, в физической нагрузке, интереса к овладению новыми упражнениями и совершенствованию усвоенных. Активизация непосред--ственных и опосредованных мотивов занятий физической культурой наряду с формированием потребности и интересов обеспечи-j вает положительное отношение учащихся к занятиям.
Учет особенностей свойств нервной системы и темперамента имеет большое значение для эффективности обучения двигательным действиям. От силы нервной системы зависит высокая работоспособность ученика в условиях физической нагрузки. Подвижность нервных процессов во многом определяет быстроту и адекватность разнообразных реакций при выполнении различных двигательных заданий, своевременность выполнения команд. Уравновешенность нервных процессов помогает противостоять нервному перевозбуждению.
! Высокая степень развития различных черт характера, и прежде всего волевых — настойчивости, смелости, решительности и др.,— является важнейшей предпосылкой овладения самыми сложными двигательными действиями, преодоления трудностей, которые характерны для целого ряда упражнений.
Выявление и развитие двигательных
способностей является тем
важным психологическим резервом, который
может быть исполь
зован для быстрого и совершенного усвоения
физических упраж
нений.
Психология физического воспитания в изучении своего предмета опирается не только на данные психологической науки, но и на теоретические положения, систему понятий и практических рекомендаций по физическому воспитанию детей и молодежи, разработанные в теории и методике физического воспитания.